Научная статья на тему 'Маркетинг образовательных услуг в системе дошкольного образования'

Маркетинг образовательных услуг в системе дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1831
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойцова И.И.

В статье автор приводит общее понятие маркетинга, описывает его виды, особенности маркетинговых образовательных услуг, а также анализирует существующий мировой опыт использования маркетинга образовательных услуг в системе дошкольного образования. Подчеркивается важность и особая роль семейных детских садов в системе дошкольного образования и необходимость их развития в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing of educational services in the system of preschool education

The author introduces the general concept of marketing, describes its types and analyzes the available experience of the marketing of educational services in the preschool education system. The importance and the particular role of family kindergartens and their role in the system of school education and the need for their development in our country is emphasized are discussed.

Текст научной работы на тему «Маркетинг образовательных услуг в системе дошкольного образования»

Бойцова И.И.

Воспитатель семейного детского сада

№1341 г. Москвы студентка магистратуры МГПУ Москва, Россия

Маркетинг образовательных услуг в системе дошкольного образования

Аннотация: В статье автор приводит общее понятие маркетинга, описывает его виды, особенности маркетинговых образовательных услуг, а также рассматривает общий анализ существующего мирового опыта использования маркетинга образовательных услуг в системе дошкольного образования. Подчеркивается важность и особая роль семейных детских садов в системе дошкольного образования и их развития в нашей стране.

Ключевые слова: маркетинг, система дошкольного образования, маркетинговые образовательные услуги, семейный детский сад.

Актуальность рассмотрения проблемы внедрения и использования маркетинга образовательных услуг в системе дошкольного образования обусловлена современными тенденциями развития системы дошкольного образования в мире.

Маркетинг в нашей стране появился в 90 годах ХХ века. Слово маркетинг означает «рынок» и имеет несколько значений:

маркетинг (англ. marketing, от market — рынок), одна из систем управления капиталистическим предприятием, предполагающая тщательный учёт процессов, происходящих на рынке для принятия хозяйственных решений; ее цель - создать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособности товаров с целью получения максимальных прибылей1;

маркетинг — управленческий процесс, заключающийся в создании продуктов (товаров и услуг), определении их цены и средств продвижения на рынке с целью удовлетворения потребностей покупателей, организации и общества в целом2.

Различают следующие виды маркетинга: глобальный, дифференцированный, интегрированный, интерактивный, концентрированный, массовый, многоканальный, многоуровневый (сетевой), недифференцированный, онлайновый, операционный, маркетинг по Интернет, маркетинг по каталогам, пробный, прямой, прямой интегрированный, прямой по почте, социальный, стратегический, телевизионный.

С этой точки зрения в маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:

производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;

полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;

присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной продажи продукции;

постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;

единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся

спрос.

Благодаря этому, по мнению Питера Друкера: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами»3.

Однако услуга обладает рядом отличных от товара характеристик, которые влияют на маркетинг услуг, поэтому простой перенос правил и методов традиционного (товарного) маркетинга на рынок услуг не дает результатов, ведь традиционный маркетинг в эпоху своего становления особенности рынка услуг не учитывал.

По сути, под услугой понимают выгоду, пользу, которая возникает в результате процесса исполнения услуги, причем, при ее предоставлении поставщику услуги зачастую необходимо применение определенных материальных факторов производства, с помощью которых может быть создан физический товар (изготовление мебели, пошив одежды и т.д.). Ничто более точно не определяет услугу как характеристики услуги: нематериальность; неотделимость от производителя; недолговечность; отсутствие владения; непостоянное качество.

Применительно к маркетинговой деятельности в сфере образования это деятельность, направленная на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей как детей и их родителей, так и коллектива дошкольного образовательного учреждения.

В отличие от материального продукта, сама по себе образовательная услуга имеет отличительные особенности, делающие её особым товаром со своими законами спроса и предложения. Поэтому под понятием маркетинг образовательных услуг в системе дошкольного образования будем понимать управленческий процесс, направленный на удовлетворение спроса общества в дошкольном образовании путём предоставления комплекса услуг в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В зависимости от состояния спроса на рынке рождаются предложения. Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих образовательные услуги. Цель их работы заключается в предоставлении услуг, удовлетворяющих запросы родителей и государства, в зависимости от возможностей каждого образовательного учреждения.

На сегодняшний день существуют разные формы оказания образовательных услуг в системе дошкольного образования: муниципальный и частные сады разных видов и пребыванием детей, детские образовательные центры. Вместе с тем, развитие образовательного рынка идет параллельно с процессами социального и экономического развития, и для удовлетворения возрастающего спроса на образовательные услуги необходима новая форма получения образования. Этой формой может стать семейный детский сад.

Открытие семейных детских садов, по мнению автора, позволит создать систему маркетинговой деятельности, направленную на:

расширение спектра дополнительного образования, доступного для разновозрастных групп воспитанников;

быстрое реагирование дошкольного образовательного учреждения на потребности детей и родителей в новых образовательных услугах;

качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов воспитанников;

процесс развития профессионализма и творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения;

комфортность пребывания детей в саду.

Качество образовательных услуг в семейных садах достигается небольшим количеством в группе детей, компетентностью и профессионализмом педагога, гибкостью и адаптированностью образовательной программы для разновозрастных детей.

В мировой практике форма семейных детских садов давно и успешно применяется. Так, например, в США около 10 процентов американских родителей отдает предпочтение такой форме воспитания детей. Американская система поощряет воспитание детей в детсадах и яслях, которые очень востребованы у родителей, так как оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком составляет 3 месяца, по окончании которого большинство родителей выходит на работу на полный рабочий день. Семейные детские сады начали появляться в США в 80-х годах века в результате сложившихся на тот момент социальных условий, которые вызвали возникновение процессов по объединению нескольких семей, работавших по графику "два дня через два" и поочередному присмотру за детьми. Позже начали появляться семьи, которые целиком посвящали себя работе в домашних детских садах. Сегодня государством разработана программа по оказанию этим садикам материальной помощи и предоставлению льгот. Для их открытия необходимо получить лицензию, пройти обучение, сдать необходимые анализы и получить заключение инспектора о соответствии дома для пребывания детей4. Максимальное количество в домашнем саду - четырнадцать детей. Вместе с тем, в США предъявляются жесткие требования к площади дома и его состоянию. Кроме того, власти проверяют психическую устойчивость учредителя детсада.

Программы обучения нацелены на развитие индивидуальности ребёнка (например, М. Монтессори, Фребеля), его творческих способностей, прививают чувство независимости и уверенности в себе, умение к самовыражению. Так же как и в европейской системе дошкольного образования5, индивидуальность малыша и свобода в действиях занимают первое место в американской системе.

По аналогии с американской системой, в результате преобразований, проводимых в социальной сфере нашего общества, семейный детский сад может стать хорошей альтернативой муниципальным и частным детским садам. Учитывая, что последние показатели мониторинга охваченности детей детскими учреждениями показывают, что многие регионы России не могут в полной мере обеспечить детей от 3 лет местами в детских садах и качество предлагаемых образовательных услуг в существующих дошкольных учреждениях. Как следствие создание семейных детских садов должно повысить качество предлагаемых образовательных услуг в системе дошкольного образования и позволит дошкольным учреждениям в форме семейных детских садов быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг.

1Абрамишвили Г.Г., Буржуазные теории реализации и маркетинг, "Мировая экономика и международные отношения", 1971, № 12.

2Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М., 2003. c 195.

Druker Peter F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. - N.-Y.: Harper & Row, 1973.- P. 64-65.

4http://uausa.ru/life/kids/kindergarden_usa.html. 5 http://en.wikipedia.org/wiki/Kindergarten.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.