Научная статья на тему 'Бизнес планирование как инструмент продвижения образовательных услуг образовательного учреждения'

Бизнес планирование как инструмент продвижения образовательных услуг образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1922
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / БИЗНЕС-ПЛАНА / ФАНДРАЙЗИНГ / БРЕНДИНГ ШКОЛЫ / ПИАР БРЕНДА / ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ / КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / SWOT-АНАЛИЗ / MARKETING / BUSINESS PLAN / FUND RAISING / SCHOOL BRANDING / BRAND PR / INNER AND OUTER SURROUNDING / CREATIVE APPROACH / PRE-SCHOOL EDUCATION / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонов Руслан Викторович

В статье рассматриваются проблемы позиционирования школы на рынке образовательных услуг. Автор обращает внимание на проблему маркетинга школы и составления бизнес-плана, основанных на предшкольной подготовке. В статье приведены некоторые элементы процесса бизнес-планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонов Руслан Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business-planning as a means of promotion of educational service at school

The article deals with the problems of school-position on the market of educational service. The author pays attention to the problem of school marketing and business plan compilation based on pre-school education. Some elements of business-planning process of pre-school education are given.

Текст научной работы на тему «Бизнес планирование как инструмент продвижения образовательных услуг образовательного учреждения»

УДК371.2

ББК У 9 (2) 49:Ч 31

Р. В. Никонов

г. Чита

Бизнес планирование как инструмент продвижения образовательных услуг образовательного учреждения

В статье рассматриваются проблемы позиционирования школы на рынке образовательных услуг. Автор обращает внимание на проблему маркетинга школы и составления бизнес-плана, основанных на предшкольной подготовке. В статье приведены некоторые элементы процесса бизнес-планирования.

Ключевые слова: маркетинг, бизнес-плана, фандрайзинг, брендинг школы, пиар бренда, внутреннее и внешнее окружение, креативный подход, предшкольная подготовка, SWOT-анализ.

R. V. Niconov

Chita

Business-planning as a means of promotion of educational service at school

The article deals with the problems of school-position on the market of educational service. The author pays attention to the problem of school marketing and business plan compilation based on preschool education. Some elements of business-planning process of pre-school education are given.

Key words: marketing, business plan, fund raising, school branding, brand PR, inner and outer surrounding, creative approach, pre-school education, SWOT-analysis.

Постоянно меняющиеся социальные условия жизни нашего общества, ведущие сферу образования к рыночным отношениям, востребовали от современных управленцев внедрения новой практики управления - менеджмента. Это обусловило необходимость выстраивания системы управления общеобразовательной школой на качественно новом уровне. В ряде государственных документов: в Модели российского образования до 2020 г., Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральном Законе №9 83 -акцентируется проблема поиска и выбора методологических, теоретических и методических основ управления качеством образования, адекватных вызовам современного общества. Решение этой проблемы необходимо для профессионального выполнения фактически новой функции менеджмента в образовании - управления экономикой и финансами образовательного учреждения. При этом особенностью решения проблемы определяется всевозрастающей потребностью позиционирования школ и создания педагогических условий внедрения системы менеджмента качества в межкультурное пространство образовательных учреждений.

Одним из новых и чрезвычайно важных направлений в деятельности современного менеджера образования является управление маркетингом. Маркетинг в образовании можно рассматривать как управленческий процесс, направленный на создание услуг, определение их цены и средств продвижения на рынке для удовлетворения по-

требностей покупателей, организации и общества в целом. Целью маркетинговой деятельности в школе является оказание учащимся качественных услуг, стремящихся удовлетворить потребности, как школьников, так и сотрудников.

В условиях современного экономического положения могут выжить только те школы, которые готовы, изучив потребности заинтересованных сторон, предложить наиболее востребованные услуги. Это становится реально возможным, потому что, во-первых, значительно обновилась законодательная база как предпосылка развития рынка образовательных услуг. Во-вторых, снижение рождаемости побуждает образовательные учреждения искать свой собственный путь развития, в котором интерес должны обнаружить и родители.

Таким образом, задача современной школы состоит в гибком реагировании на динамично изменяющиеся потребности и разногласия в интересах и запросах субъектов социального заказа, что открывает дополнительные возможности для нового роста школ.

Реализуя дополнительные платные образовательные услуги, школа решает несколько задач: удовлетворяет спрос и материальные потребности сотрудников образовательного учреждения; ориентируется на достижение высокого уровня результата своей работы; обеспечивает конкурентоспособность учебного заведения, создает и поддерживает свой благоприятный имидж; получает возможность дополнительного привлечения

средств на улучшение материально-технического оснащения процесса обучения.

Решение этих задач мы начинаем с общего анализа: исследование текущей маркетинговой ситуации, изучение не только спроса, но и информации о конкурентах, об особенностях района, города, где находится школа, целевых рынков, прогнозирование рисков и возможностей образовательного учреждения и его окружения.

В задачи прогнозирования входит предварительное определение уровня доходов и издержек при оказании услуг и определение приоритетных направлений расходования прибыли. Изучив мнение потребителей, мы устанавливаем уровень удовлетворенности результатами работы школы родителей и учащихся, результатами сотрудничества, выявляем характер замечаний и жалоб с их стороны.

На основе результатов исследования определяются маркетинговые цели и вырабатываются соответствующие стратегии, бизнес-план.

Бизнес-план предназначен для выполнения множества функций и достижения различных целей. Независимо от структуры организации бизнес-план характеризуется, по крайней мере, одной общей особенностью: он должен помочь в создании гибкой рабочей структуры и выработке стратегических указаний для решения краткосрочных и среднесрочных задач, а, в конечном счете, и в достижении долгосрочных целей. Для этого необходимо четко представить, где находится организация сегодня, куда она движется и каким образом она может достигнуть поставленной цели. Будучи рабочим документом, который регулярно подвергается корректировке с тем, чтобы организация придерживалась правильного пути, бизнес-план и его различные варианты помогут

__ Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)

осуществлять современный фандрайзинг и получить финансовые средства, привлечь инвесторов или партнеров, разработать программу дальнейшего развития, даст критерии, на основании которых можно принимать конкретные решения в бизнесе.

Очень востребована дошкольная подготовка, задачами которой является социальное прогнозирование потребителей школы и правильное выстраивание преемственности между дошкольным и школьным образованием. В городе с каждым годом открывается все большее количество всевозможных центров по подготовке учащихся к школе, к экзаменам и т. п. Возникают случаи спекуляции руководителями подобных центров возможностью реального устройства детей в школы, по программам которых они обучают. Так называемое использование брендинга школ посредниками вводит в заблуждение потребителей и приводит к неприятным последствиям. Поэтому по причине высокой востребованности нашей школы систематически проводится изучение социального заказа в целях гибкости реагирования на ожидания потенциальных заказчиков образовательных услуг. По результатам опросов родителей нашу школу выбирают по двум основным критериям: привлекательность языкового обучения и высокое качество образования.

Умелое бизнес-планирование чрезвычайно важно для развития и процветания школы. Краткосрочный успех в значительной степени зависит от объема планирования бизнеса, в то время как устойчивый рост в течение продолжительного периода возможен только в том случае, если он хорошо спланирован. Представим схему процесса планирования на примере нашей «Школы раннего развития».

Схема 1

Личные

устремления

Внутреннее окружение

- сильные стороны

- слабые стороны

Оценка положения

Окружение бизнеса

Внешнее окружение

- возможности

- угрозы

Миссией «Школы раннего развития» является предоставление возможности дошкольникам и учащимся развития созидательности и подготовки к школе.

Целью «Школы раннего развития» является социальное прогнозирование потенциальных потребителей школы через раскрытие и развитие индивидуальных потребностей и задатков.

Задачами «Школы раннего развития» являются:

- расширение и развитие бренда школы;

- пиар бренда на рынке образовательных услуг;

- выявление детей дошкольного возраста для развития по специальным программам;

- предоставление возможности предшколь-ной подготовки детям дошкольного возраста;

- предоставление дополнительного образования учащимся дошкольного и школьного возраста;

- предоставление возможности изучения портфеля образовательных услуг школы потребителям и поставщикам;

- привлечение внутренних и внешних специалистов для работы с детьми;

- система диагностики и мониторинга развития учащихся;

- предоставление рабочих мест;

- дополнительный источник финансирования школы.

В осуществлении стратегии и тактики чрезвычайно важно постоянно контролировать текущее положение организации. Каждый человек как индивидуум и каждый конкретный бизнес имеют свою специфику, поэтому нужно задать немало точно выверенных вопросов. Убедившись в том, что имеется ясное представление о целях бизнеса, следует дать ему объективную оценку, определив, что в нем хорошо, а что плохо, оценить его сильные и слабые стороны, т. е. провести оценку текущего положения. Рассмотрим части этого процесса.

Программа подготовки учащихся в центре базируется на программе развивающего обучения «Школа-2100» дошкольного обучения. В дополнение к ней привлечены программы развития интеллектуальной, креативной, когнитивной и аксиологической сфер детей. Данное сочетание программ позволяет родителям и детям адаптироваться к среде обучения в психологическом и эмоциональном плане, что способствует повышению мотивации и заинтересованности.

ВНУТРЕННЕЕ ОКРУЖЕНИЕ

- услуги и маркетинговая смесь

- люди, их квалификация и слабости

- материальные ресурсы - оборудование, помещение

- финансы - потоки денежных средств, прибыль, балансовый отчет и возможности получения займов

ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ

- потребители - сегменты потребителей, их потребности

- конкуренты - маркетинговая смесь, результаты деятельности

- социальные факторы - тенденции, демография

- технологические факторы - изменения и разработки

- экономические факторы - рост, инфляция

- политические факторы - законы, постановления правительства

Подбор персонала проходит в соответствии с заданными критериями: опыт работы с детьми дошкольного возраста, знание детской психологии и физиологии, владение уникальными методами работы, креативным подходом и способностью генерировать продуктивные идеи.

Очень важно создать условия для учебноигровой деятельности, где организация разнообразных форм работы должна быть сопряжена с высокой технологичностью и качеством. Занятия проводятся в группах 10-15 человек с учетом занятости родителей и психологических особенностей детей.

По запросу родителей привлекаются специалисты, развивающие математическое и логиче-

ское мышление, изобретательность, проводящие психологический тренинг и социальное ориентирование.

Портфель образовательных услуг центра востребован социальными заказчиками, желающими интеллектуально диагностировать, развить и сохранить своих детей. Современный родитель понимает требования общества относительно молодых специалистов и выстраивает траекторию развития своего ребенка. Школа, имеющая свою собственную предшкольную подготовку, - один из удачных и современных способов стратегии развития.

Семьям, в которых по разным причинам (нет мест в детских садах, предпочтение семейному

Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)

образованию и т. п.) дети не посещают детский сад, воспитываются гувернерами, детям бизнесменов (людей постоянно занятых), чиновников, социальных работников будет интересен подход к современной подготовке дошкольников.

Конкурентами центра являются отдельные учебно-подготовительные центры, подготовительные курсы в системе дополнительного образования, подготовительные курсы, проводимые в школах города, семейное обучение. Конкуренция достигается за счет престижа школы, гарантированного качества предшкольного образования, преемственности дальнейшего обучения в этой же школе.

Проведение SWOT-анализа дает возможность рассмотреть скрытые риски и угрозы конкуренции. Изучение мнений, критики является

важной информацией для внесения корректировок. В процессе обучения специалисты проводят диагностику развития учащихся и доводят ее до родителей. Основными проблемами является увеличение нагрузки у детей, расхождение в вопросах обучения и воспитания между семьей и школой.

Опыт расширения бизнеса организаций и открытия организаций внутри организаций - не новый и приветствуется во многих сферах бизнеса. У нас в регионе на рынке образовательных услуг, когда не хватает образовательных дошкольных учреждений и школ, эта форма очень актуальна. Таким образом, для школы такая форма очень перспективна в целях развития и предоставления образовательных услуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.