Научная статья на тему 'Маркетинг как инструмент инновационно ориентированного развития АПК'

Маркетинг как инструмент инновационно ориентированного развития АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг как инструмент инновационно ориентированного развития АПК»

Инвестиции в развитие отдельных отраслей АПК на инновационной основе в регионе осуществляются посредством реализации целевых региональных программ, финансирование которых предусмотрено из бюджета в рамках реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012

гг.» и привлечения средств частных инвесторов. Для привлечения последних, в регионе проводятся инвестиционные ярмарки. Для мотивации частных инвесторов имеются различные преференции, в том числе налоговые льготы. Следует отметить, что выделяемых средств из всех источников финансирования в регионе недостаточно, что сдерживает инновационную активность сельхозпроизводителей.

МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ АПК

Е.Н. Евдокимова, соискатель Российского Государственного аграрного университета -

МСХА им. К.А.Тимирязева

Сельское хозяйство в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения. То есть, по существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны.

Переходный этап развития, на котором находится в настоящее время российская экономика, обусловил кардинальное изменение макроэкономической среды АПК, проявившееся, прежде всего, в повышении зависимости материального положения товаропроизводителей от результатов сбыта. Сокращение объема централизованных закупок предъявило дополнительные требования к организации сбытовой деятельности, к которым большинство субъектов АПК оказались не готовы. Либерализация товарных рынков и экономических границ создали жесткую конкурентную среду на внутреннем рынке, ограничившую объемы реализации отечественных товаров АПК.

Причинами, которые могут усугубить последствия кризиса, помимо общего спада рынка, трудностей получения кредитов и т.д., могут быть также и неправильно выбранная стратегия развития организации, неэффективная работа менеджмента, столкновение интересов менеджмента и собственников организации, недостаточная квалификация управленческих кадров. Кроме того, для многих организаций АПК в условиях кризиса обострилась еще одна проблема -несоответствие имеющихся средств производства (производственные фонды, технологии), а также персонала предприятия, задачам, которые надо решить для выхода из кризиса.

Создавшаяся ситуация для отечественного сельского хозяйства обусловила необходимость выработки принципиально нового подхода к осмыслению экономических отношений в АПК. Для эффективного взаимодействия сфер АПК необходима качественно новая теоретико-методологическая база, максимально использующая потенциал рыночного механизма хозяйствования.

В данной ситуации маркетинг становится своеобразным инструментом, способным вывести предприятия АПК из кризиса. В то же время следует отметить, что маркетинг помогает оценить перспективность рынка и направлений деятельности организаций, найти пути выхода из кризисной ситуации с наименьшими потерями. Маркетинг помогает компании выжить. Именно маркетинговый подход к решению основных проблем организации в период кризиса поможет ей не только смягчить удар, но и продолжать активную коммерческую деятельность.

Задача маркетинга - выявить как внешние, так и внутренние причины кризисной ситуации и предложить меры по ее преодолению.

В период кризиса необходимо применять специфический маркетинг, суть которого состоит в оперативном изменении маркетинговой политики организации и всех инструментов комплекса маркетинга (продукт, цена, каналы распределения и методы продвижения продукта) в зависимости от изменений внешней и внутренней среды.

Развитие маркетинговой деятельности в АПК предусматривает интеграцию принципов, методов и стратегий маркетинга. Маркетинг как управленческий процесс выводит концепцию маркетинга на новый организационно-функциональный уровень, когда приоритетом маркетингового управления становится не просто сбыт и стимулирование продаж, а управление спросом, или создание и стимулирование новых потребностей покупателей.

В условиях кризиса в наиболее сложном положении оказались многие ведущие производители мяса, молока и зерна, которые активно участвуют в реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. Они инвестировали значительные, в том числе и привлеченные, средства в создание современных индустриальных агрокомплексов и сейчас вынуждены замораживать реализацию намеченных ранее инвестпрограмм. Так, группа компаний «Агрохолдинг» из-за финансового кризиса была вынуждена заморозить реализацию инвестиционных проектов на общую сумму 5 млрд руб., в которые уже вложено 1,7 млрд руб. ГК «Русские фермы» отложила строительство молочной фермы на 10 тыс. голов; «Моссельпром» - проекты молочной фермы на 1,2 тыс. гол. и свинокомплекса на 4,8 тыс. голов. Ухудшились финансовые показатели агрохолдингов «Разгуляй», «Черкизово», «Ставропольский бройлер», «СВ-Поволжское». Для СПК «Елгань» в Кировской области объемы проплат по кредитам сравнялись с объемом выручки от реализации молока, цена на которое в течение года упала вдвое. Достаточно много предприятий не могут расплатиться за электроэнергию или исполнять свои обязательства по облигационным займам. Уже сейчас некоторые производители объявляют технические дефолты. Один из старейших агрохолдингов России - ОАО «АПК «ОГО» объявил технический дефолт. Долги компании по кредитам и облигациям достигли 2 млрд руб. ОАО «Агропромышленная компания «Аркада» также допустила технический дефолт, не сумев выплатить первый купон по облигациям на сумму 112,2 млн руб.

Кроме того, в условиях кризиса резко снижается покупательская способность населения по продуктам питания. Так, например, темпы потребления всех видов мяса замедляются в два раза. Доходы не позволяют потреблять свинину и говяди-

ну в прежних объемах, спрос смещается на недорогое мясо кур.

Но следует отметить, что кризис может открыть и новые возможности для организации АПК. Правительство РФ, в рамках Программы антикризисных мер, реализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений в отдельных секторах экономики, важных с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности.

В рамках поддержки сельского хозяйства Правительство предпринимает меры по: обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли; защите внутренних рынков; стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции.

Решение Правительства о снижении квоты на ввоз мяса птицы на 300 тыс. т и внеквотной свинины на 200 тыс. т, принятые в конце 2008 г., а также удорожание доллара приведет к снижению импорта, что даст шанс отечественным производителям усилить свои позиции на рынке. Так же, в рамках развития национального проекта АПК на кредитование сельскохозяйственных предприятий в 2009 г. правительство выделило 866 млн руб.

Приведенные выше меры далеко не полные и требуют дополнительного рассмотрения и дополнения в целях создания условий для реализации Национальной программы АПК, сохранения роста сельскохозяйственного производства и обеспечения необратимости происходящих в отрасли позитивных процессов.

Маркетинг в этом случае выполняет функции планирования, организации, координации, контроля, аудита и стимулирования мероприятий по интенсификации процесса формирования и воспроизводства спроса и увеличения прибыли.

Роль маркетинга может быть охарактеризована с различных позиций. Во-первых, маркетинг способствует реализации закона стоимости.

Во-вторых, с помощью маркетинга обеспечивается рациональное использование ресурсов и управление себестоимостью. Ориентируясь на мар-

кетинг, производитель следует требованиям рынка и минимизирует издержки для обеспечения конкурентного сбыта, что в создавшихся условиях становится первостепенным.

В-третьих, использование принципов маркетинга ускоряет инновационный процесс.

В-четвертых, маркетинг обеспечивает эффективное продвижение продукции на рынок.

В-пятых, маркетинг служит основой планирования хозяйственной деятельности в рыночных условиях. В условиях рыночной экономики обоснованием плана хозяйственной деятельности служит анализ тенденций и закономерностей, складывающихся на рынке в конкретных условиях, то есть без использования инструментария маркетинга невозможно эффективное планирование.

Для планирования маркетинга в условиях кризиса возрастает роль использования ситуационных планов и сценариев, разрабатываемых по мере возникновения потенциально опасных ситуаций или появления новых перспектив развития организации. Механизм адаптации планов маркетинга к внешним и внутренним изменениям состоит в использовании системы планирования маркетинга, предусматривающей внесение уточнений, и плана маркетинговой деятельности (использование системы непрерывного планирования), или на периодической основе, или при возникновении достаточно существенных изменений.

Реализация таких подходов требует повышения уровня оперативности работы с текущей информацией, быстроты реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями преодоления кризиса будет располагать организация.

В таком случае маркетинг, в условиях кризиса, может и должен стать отправной точкой для качественно нового, инновационно ориентированного этапа развития и управления отраслью АПК.

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-КЛАСТЕРНЫХ СХЕМ В РЕГИОНЕ Н.В. Боровских, д.э.н., зав. каф. Омского государственного аграрного университета

Проблема развития аграрно-промышленного сектора экономики с использованием инновационноинвестиционных механизмов в последнее время достаточно широко обсуждается в научных исследованиях и подчеркивается в стратегиях развития регионов.

Решение проблем инновационной ориентации стратегического развития АПК предполагает использование теории инновационного развития, которая должна носить универсальный характер и способствовать формированию ответов на следующие вопросы: в чем заключается содержательная основа инноваций и целей инновационной деятельности в АПК; какая роль принадлежит им в социально-экономическом развитии аграрно-промышленных регионов; как формируется и функционирует механизм инновационного развития АПК; за счет чего обеспечивается эффективное использование инновационного потенциала АПК.

В современном понимании инновации (от англ. innovation) представляются как нововведения, конечный результат инновационной деятельности, связанной с вложением средств в экономику, обеспечивающей смену поколений техники и технологий.

Взаимодействие субъектов инновационной деятельности, развитие интеграционных процессов в

АПК, развитие инновационных процессов и НИОКР, интеграция российской экономики в мировую экономическую систему обуславливают формирование кластеров в масштабах регионов.

Один из основателей теории кластеров М. Портер определяет кластер как «сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости». Данный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса.

Наиболее емкое определение кластера в АПК приводит в своих работах алтайский исследователь -В.А. Кундиус, по мнению ученого кластер в АПК следует определять как ключевой инструмент управления территориальной агропромышленной политикой перераспределения добавленной стоимости и комплексного использования социально-экономического потенциала территории. В сфере АПК кластеры могут быть сформированы на основе одного из следующих признаков: технологический, вертикальный,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.