Научная статья на тему 'Стратегическое управление инновационно-инвестиционной деятельностью в регионе'

Стратегическое управление инновационно-инвестиционной деятельностью в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление инновационно-инвестиционной деятельностью в регионе»

спроса (хотя это само по себе исключительно важно), но, прежде всего, в отсутствии должной мотивации у работников, населения в целом. Отсутствие мотивации, естественно, не способствует осознанию необходимости взять на себя функции обеспечения своих долгосрочных потребностей. Это необходимо учитывать как при оценке реальных возможностей населения, так и при формировании нового рыночного мотивационного механизма.

Стабилизация региональной аграрной экономики, ее последующее инновационное развитие невозможны без качественных сдвигов в результативности трудовой деятельности коллективов сельскохозяйственных организаций, перестройки системы мотивации (стимулирования) трудовой активности, возможности осуществления необходимых преобразований в механизме мотивации персонала акционерных обществ.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ

О.В. Завгороднева, к.э.н., доц. Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии

Инновационные стратегии находят все более широкое распространение в сельском хозяйстве развитых стран, что определяет в них рост урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, повышение производительности труда. Опыт этих стран показывает, что определяющим условием осуществления инновационной стратегии развития аграрной сферы экономики, является признание сельского хозяйства как приоритетного направления развития национальной экономики и инвестирования на эти цели средств государственного бюджета. Инновации и инвестиции являются взаимосвязанными процессами, а инновационно-инвестиционная деятельность представляет собой регулируемый на всех уровнях процесс по внедрению научно-технических разработок в производство.

Развитие агропромышленного комплекса России на данном этапе экономического развития в своей основе опирается на инвестиционную деятельность субъектов хозяйствования, ставших в условиях рынка самостоятельными.

Рассматривая инвестирование в современных условиях развития сельскохозяйственного производства как процесс, можно отметить, что инвестиционное решение в этой сфере приобретает стратегическую направленность, что подтверждается определением правительством на перспективу технической и технологической модернизации отрасли в качестве стратегической цели. Ускорение и усложнение изменений во внешней среде, которые обусловливают формирование стратегической направленности инвестиционных решений, заставляют искать пути повышения обоснованности принимаемых инвестиционных решений на всех уровнях управления АПК. При этом на федеральном уровне определяются приоритетные направления, которые находят свое отражение в пятилетних программах развития сельского хозяйства. На региональном уровне разрабатываются целевые программы развития отдельных отраслей, которые предусматривают рациональное использование имеющегося в регионе ресурсного потенциала.

В результате аграрной реформы и институциональных преобразований центр тяжести в принятии инвестиционных решений переносится с федерального на региональный уровень. Именно на региональном уровне формируются инвестиционные программы по приоритетным направлениям развития аграрного производства, формируется правовая база, стимулирующая частных инвесторов вкладывать свои средства в развитие сельского хозяйства отдельных регионов, именно здесь развиваются партнерские отношения властных структур с бизнес-элитой.

С переходом на инновационную модель хозяйствования все большее значение обретает разработ-

ка концепций осуществления инвестиционных процессов, методологических аспектов разработки инвестиционных программ, исследование проблем привлечения инвесторов и реализации инвестиционных проектов. Инвестиционное решение отличается от других управленческих решений тем, что оно направлено на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и предполагает использование части дополнительного общественного продукта для повышения качества и увеличения количества всех элементов производительных сил общества.

В основе инвестиционного решения в общем рассмотрении лежат экономические интересы субъектов отношений по поводу инвестиций. При этом инвестиционные решения в аграрном производстве характеризуются долгосрочностью получения результатов, обусловленной масштабностью решения и неопределенностью, вследствие разрыва во времени между принятием решения к реализации и получением отдачи. В силу этого не всякая инвестиционная деятельность в АПК может быть стратегической, а только та, которая имеет своей целью кардинальное изменение функционирования объекта управленческого воздействия. Это воздействие предполагает качественное изменение объекта управления, в ходе которого может перестраиваться внутренняя структура, состав и характер взаимоотношений с внешним окружением.

Следует отметить также, что инвестиционное решение в аграрной сфере приобретает стратегическую направленность, если его реализация связана с упреждением воздействий окружающей среды (возможности и угрозы) и с учетом специфики организации (сильные и слабые стороны). В этой связи можно выделить ряд характеристик экономических интересов, наличие которых позволяет причислить инвестиционное решение к разряду стратегических.

К ним следует отнести: инновационный характер; необратимость последствий; направленность на перспективные цели предприятия, на возможности, а не на задачи, на будущее, а не настоящее; неопределенность множества альтернатив и важная самостоятельная роль процедуры их формирования; субъективность по своей природе.

Ускорение и усложнение изменений во внешней среде, которые обусловливают формирование стратегической направленности инвестиционных решений, заставляют искать пути повышения обоснованности принимаемых управленческих решений. Для стратегических и инвестиционных решений это означает решение проблемы учета фактора риска как возможности нежелательного развития событий. Возникновение риска в обоих случаях связано с тем, что в момент принятия решений практически невозможно получить точные и полные знания об отда-

ленной во времени среде реализации решений, обо всех действующих или потенциальных внутренних и внешних факторах. Все это суть выражения неопределенности как объективной формы существования окружающего нас мира. Объективно существующая и принципиально неустранимая неопределенность, имеющая место при принятии перспек-

тивных (стратегических и инвестиционных) решений, приводит к тому, что риск таких решений никогда не бывает нулевым. Это обусловливает необходимость применения стратегического подхода к разработке и обоснованию инвестиционного решения в АПК с учетом фактора риска.

Рисунок 1- Среда прямого воздействия на инвестиционную деятельность в АПК региона

Экономическая синергетика позволяет исследовать природу стратегического инвестиционного решения в АПК как результата процесса взаимодействия различных компонентов системы организации. Ее использование в данном случае в качестве инструмента описания и исследования необходимо, поскольку экономическая синергетика раскрывает эволюцию системы на основе принципов самоорганизации, которая предполагает образование трансформационного потенциала внутри самой системы, в ходе взаимодействия ее компонентов.

Такой подход (рис. 1) особенно актуален для организации аграрного производства, в котором осуществляется процесс разработки и реализации стратегических инвестиционных решений, имеющий своей целью качественное изменение организации на основе ее сильных сторон с учетом взаимодействия с внешним окружением. Более того, экономическая синергетика, в определенной степени характеризует сущность стратегического управления в АПК, предполагающего его адаптацию к неожиданно возникающим угрозам и возможностям во внешней среде на основе потенциала организации в современных условиях ведения аграрного бизнеса (рис. 2).

Так, например, в Волгоградской области для управления инновационной деятельностью в АПК, Постановлением Главы Администрации Волгоградской области образован научно-технический совет по агропромышленному комплексу.

Основными задачами совета являются всемерное содействие развитию научно-технического

прогресса, широкому внедрению в агропромышленное производство новейших достижений науки, техники и передового опыта в целях обеспечения стабилизации и развития производства, повышения его экономической эффективности, роста производительности труда, рационального использования земли, основных фондов, материально-технических и трудовых ресурсов в хозяйствующих субъектах АПК. Совет, исходя из возложенных на него задач, рассматривает законченные и прошедшие производственную проверку с положительными результатами научные разработки, достижения техники и передового опыта, имеющие областное и зональное значение, и выносит решения о целесообразности внедрения их в агропромышленное производство области. Совет формируется из числа ученых и наиболее квалифицированных специалистов АПК.

Внесение вопросов для рассмотрения на заседании совета ведется через отраслевые и функциональные секции совета. В составе совета образуются следующие секции: по разработке современных технологий в земледелии, их освоению и технологическому контролю; по разработке и внедрению ресурсосберегающих технологий производства продукции животноводства; по строительству, мелиорации и водоснабжению; по механизации и электрификации; по совершенствованию технологии переработки сельскохозяйственной продукции; по экономике, управлению и аграрной политике; по земельным отношениям и контролю за качеством земельно-кадастровых и землеустроительных работ.

Рисунок 2 - Среда косвенного воздействия на инвестиционную деятельность в АПК региона

Инвестиции в развитие отдельных отраслей АПК на инновационной основе в регионе осуществляются посредством реализации целевых региональных программ, финансирование которых предусмотрено из бюджета в рамках реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012

гг.» и привлечения средств частных инвесторов. Для привлечения последних, в регионе проводятся инвестиционные ярмарки. Для мотивации частных инвесторов имеются различные преференции, в том числе налоговые льготы. Следует отметить, что выделяемых средств из всех источников финансирования в регионе недостаточно, что сдерживает инновационную активность сельхозпроизводителей.

МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ АПК

Е.Н. Евдокимова, соискатель Российского Государственного аграрного университета -МСХА им. К.А.Тимирязева

Сельское хозяйство в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения. То есть, по существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны.

Переходный этап развития, на котором находится в настоящее время российская экономика, обусловил кардинальное изменение макроэкономической среды АПК, проявившееся, прежде всего, в повышении зависимости материального положения товаропроизводителей от результатов сбыта. Сокращение объема централизованных закупок предъявило дополнительные требования к организации сбытовой деятельности, к которым большинство субъектов АПК оказались не готовы. Либерализация товарных рынков и экономических границ создали жесткую конкурентную среду на внутреннем рынке, ограничившую объемы реализации отечественных товаров АПК.

Причинами, которые могут усугубить последствия кризиса, помимо общего спада рынка, трудностей получения кредитов и т.д., могут быть также и неправильно выбранная стратегия развития организации, неэффективная работа менеджмента, столкновение интересов менеджмента и собственников организации, недостаточная квалификация управленческих кадров. Кроме того, для многих организаций АПК в условиях кризиса обострилась еще одна проблема -несоответствие имеющихся средств производства (производственные фонды, технологии), а также персонала предприятия, задачам, которые надо решить для выхода из кризиса.

Создавшаяся ситуация для отечественного сельского хозяйства обусловила необходимость выработки принципиально нового подхода к осмыслению экономических отношений в АПК. Для эффективного взаимодействия сфер АПК необходима качественно новая теоретико-методологическая база, максимально использующая потенциал рыночного механизма хозяйствования.

В данной ситуации маркетинг становится своеобразным инструментом, способным вывести предприятия АПК из кризиса. В то же время следует отметить, что маркетинг помогает оценить перспективность рынка и направлений деятельности организаций, найти пути выхода из кризисной ситуации с наименьшими потерями. Маркетинг помогает компании выжить. Именно маркетинговый подход к решению основных проблем организации в период кризиса поможет ей не только смягчить удар, но и продолжать активную коммерческую деятельность.

Задача маркетинга - выявить как внешние, так и внутренние причины кризисной ситуации и предложить меры по ее преодолению.

В период кризиса необходимо применять специфический маркетинг, суть которого состоит в оперативном изменении маркетинговой политики организации и всех инструментов комплекса маркетинга (продукт, цена, каналы распределения и методы продвижения продукта) в зависимости от изменений внешней и внутренней среды.

Развитие маркетинговой деятельности в АПК предусматривает интеграцию принципов, методов и стратегий маркетинга. Маркетинг как управленческий процесс выводит концепцию маркетинга на новый организационно-функциональный уровень, когда приоритетом маркетингового управления становится не просто сбыт и стимулирование продаж, а управление спросом, или создание и стимулирование новых потребностей покупателей.

В условиях кризиса в наиболее сложном положении оказались многие ведущие производители мяса, молока и зерна, которые активно участвуют в реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. Они инвестировали значительные, в том числе и привлеченные, средства в создание современных индустриальных агрокомплексов и сейчас вынуждены замораживать реализацию намеченных ранее инвестпрограмм. Так, группа компаний «Агрохолдинг» из-за финансового кризиса была вынуждена заморозить реализацию инвестиционных проектов на общую сумму 5 млрд руб., в которые уже вложено 1,7 млрд руб. ГК «Русские фермы» отложила строительство молочной фермы на 10 тыс. голов; «Моссельпром» - проекты молочной фермы на 1,2 тыс. гол. и свинокомплекса на 4,8 тыс. голов. Ухудшились финансовые показатели агрохолдингов «Разгуляй», «Черкизово», «Ставропольский бройлер», «СВ-Поволжское». Для СПК «Елгань» в Кировской области объемы проплат по кредитам сравнялись с объемом выручки от реализации молока, цена на которое в течение года упала вдвое. Достаточно много предприятий не могут расплатиться за электроэнергию или исполнять свои обязательства по облигационным займам. Уже сейчас некоторые производители объявляют технические дефолты. Один из старейших агрохолдингов России - ОАО «АПК «ОГО» объявил технический дефолт. Долги компании по кредитам и облигациям достигли 2 млрд руб. ОАО «Агропромышленная компания «Аркада» также допустила технический дефолт, не сумев выплатить первый купон по облигациям на сумму 112,2 млн руб.

Кроме того, в условиях кризиса резко снижается покупательская способность населения по продуктам питания. Так, например, темпы потребления всех видов мяса замедляются в два раза. Доходы не позволяют потреблять свинину и говяди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.