Научная статья на тему 'Маркетинг инноваций: механизм коммерциализации нововведений в научно-исследовательских и научно-технических организациях'

Маркетинг инноваций: механизм коммерциализации нововведений в научно-исследовательских и научно-технических организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1198
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НОВОВВЕДЕНИЙ / МЕХАНИЗМ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НОВОВВЕДЕНИЙ / MARKETING OF INNOVATIONS / COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS / MECHANISM OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельева Ирина Петровна, Беляев Николай Александрович

Статья посвящена проблемам коммерциализации нововведений научно-исследовательскими и научно-техническими организациями на настоящем этапе развития экономики России. Предложен механизм коммерциализации нововведений на основании выделения управленческих функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савельева Ирина Петровна, Беляев Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING OF INNOVATIONS: THE MECHANISM OF INNOVATION COMMERCIALIZATION IN RESEARCH, SCIENTIFIC AND TECHNICAL COMPANIES

The article deals with the problems of commercialization of innovations in research, scientific and technical organizations at the present stage of development of the Russian economy. The authors proposed a mechanism for commercialization of innovations based on the allocation of management functions.

Текст научной работы на тему «Маркетинг инноваций: механизм коммерциализации нововведений в научно-исследовательских и научно-технических организациях»

УДК 658.8:001.895 + 001.895 ББК У9(2)-56

МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ: МЕХАНИЗМ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НОВОВВЕДЕНИЙ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

И.П. Савельева, Н.А. Беляев

Статья посвящена проблемам коммерциализации нововведений научно-исследовательскими и научно-техническими организациями на настоящем этапе развития экономики России. Предложен механизм коммерциализации нововведений на основании выделения управленческих функций.

Ключевые слова: маркетинг инноваций, коммерциализации нововведений, механизм коммерциализации нововведений.

Принятый в августе 2009 года Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» явился важным шагом для создания современной инновационной экономики. Закон ориентирован на внедрение и использование результатов научно-технической деятельности, прежде всего - интеллектуальной собственности [1]. Бюджетные учреждения (вузы и другие научные организации) получили возможность быть учредителями хозяйственных обществ без согласия собственника их имущества.

В результате проведенного авторами анализа рынка нововведений была отмечена общая низкая эффективность процессов коммерциализации результатов научно-технической деятельности, что явилось предпосылкой создания механизма коммерциализации нововведений, направленного на повышение уровня эффективности внедрения на рынок интеллектуальных продуктов.

Необходимо отметить, что, несмотря на тот факт, что научно-исследовательские и научнотехнические организации являются полноправными участниками рыночных отношений и в том или ином виде осуществляют коммерциализацию нововведений, уровень эффективности инновационных процессов в подобных организациях низок. Подобное положение вещей, по мнению авторов, объясняется неправильной организацией процессов коммерциализации нововведений. Авторская позиция заключается в том, что необходимо пересмотреть взгляды на механизмы коммерциализации в научно-исследовательских и научнотехнических организациях, с целью переориентации их на организацию эффективной маркетинговой деятельности по внедрению перспективных нововведений на рынок.

Под механизмом коммерциализации нововведений мы понимаем конкретное выражение взаимодействия всех участников инновационного процесса в рамках научно-исследовательских и научно-технических организаций, направленное на эффективную организацию деятельности по внедрению перспективных нововведений на рынок. Основная функция механизма коммерциализации нововведений - создание условий для их успешного внедрения на рынок посредством организации эффективного управления процессом коммерциализации в рамках научно-исследовательских и научно-технических организаций и создания малых инновационных предприятий. Суть управления процессом коммерциализации состоит в целенаправленном воздействии на процессы создания, эволюции и использования интеллектуальных продуктов - нововведений посредством взаимосвязанных действий, обеспечивающих увеличение доли внедренных результатов научно-технической деятельности на основе эффективного маркетингового, правового, экономического и социального использования результатов интеллектуальной деятельности.

Особенностями управления процессом коммерциализации в рамках научно-исследовательских и научно-технических организаций являются: направленность на создание, сохранение и развитие интеллектуального потенциала научноисследовательских и научно-технических организаций; комплексный характер управления интеллектуальными продуктами - нововведениями как объектами интеллектуальной собственности; коммерческая направленность деятельности; установка на накопление знаний и объектами интеллектуальной собственности; формирование портфелей прав, в полном объеме защищающих интеллектуальную продукцию и интересы ее владельцев; высокая степень неопределенности и риска; широкое активное применение маркетинговых коммуникаций, маркетинговых исследований, технологий бренд-продвижения и т. д.

Формирование механизма коммерциализации требует определения совокупности принципов, которые должны включать как общесистемные принципы, так и принципы управления объектом коммерциализации - интеллектуальным продуктом. Мы согласны с мнением И.Т. Балабанова, что к специфическим принципам управления интеллектуальным продуктом - нововведениями как объектами интеллектуальной собственности относятся [2]: единство инновационной политики организации и направлений развития научных исследований; создание новых продуктов на основе использования объектов интеллектуальной собственности, характеризующихся рыночной перспективностью, хозяйственной и коммерческой реализуемостью; нацеленность управления процессом коммерциализации на достижение результирующих показателей деятельности малых инновационных предприятий; обеспечение соблюдения интересов экономических субъектов, участвующих в экономических отношениях по поводу владения и использования объектов интеллектуальной собственности.

Посредством механизма коммерциализации нововведений в рамках научно-исследовательских и научно-технических организаций осуществляется вертикальная передача новых технологий по цепочке «исследование - производство - сбыт». При этом вертикальная передача технологий происходит внутри единой организации посредством взаимодействия ряда аффилированных организационных структур внутри механизма коммерциа-

лизации. При коммерциализации нововведений в рамках научно-исследовательских и научнотехнических организаций продуктом механизма оказывается финансовый результат продаж нового материально-вещественного продукта.

Процесс управления объектом (проектом коммерциализации интеллектуального продукта -нововведения) механизма коммерциализации в рамках научно-исследовательских и научнотехнических организаций рассматривается как процесс информационного характера, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации структурными элементами, влияния внешней среды. Непосредственным объектом управления является интеллектуальная собственность. Каждая стадия эволюции (жизненного цикла) интеллектуального продукта завершается созданием промежуточного продукта (рис. 1).

При разработке механизма коммерциализации нововведений авторы основывались на интеграции основных элементов управления, с учетом характера их взаимосвязей, порядка взаимодействия и реализации основной функции. В рамках данной статьи формирование механизма коммерциализации в научно-исследовательских и научнотехнических организаций рассмотрено на примере ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ).

Анализ действующей структуры позволил сделать выводы о дублировании функций структурными подразделениями, разобщенности подчи-

Рис. 1. Механизм коммерциализации нововведений

Маркетинг

нения и др., что не в полной мере способствует повышению эффективности процессов коммерциализации нововведений. Если в целом управление инновационными процессами в рамках рассматриваемой структуры находится на достаточно высоком уровне, то вопросам коммерциализации отдельного нововведения уделяется недостаточно внимания, особенно маркетинговой составляющей, что и предопределило необходимость разработки механизма коммерциализации. Таким образом, механизм коммерциализации нововведений в научно-исследовательских и научно-технических организациях можно определить как совокупность действий, процессов и организационных структур, которые применяются для эффективного управления проектом коммерциализации с целью внедрения нововведения на рынок. Под управлением проектом коммерциализации нами понимается применение знаний, умений, средств, инструментов и технологий для выполнения требований проекта.

Механизм коммерциализации предназначен для принятия управленческих решений на каждом из этапов жизненного цикла проекта по функциям управления (рис. 2).

По каждому проекту коммерциализации нововведения принимаются решения по общим функциям управления (Х), специальным функциям (У) и этапам процесса коммерциализации (2).

Иными словами, в рамках механизма коммерциализации нововведений управление процессом коммерциализации осуществляется поэтапно по двум видам функций: общим и специальным.

Предлагаемая организационно-управленческая схема механизма коммерциализации в рамках научно-исследовательских и научно-технических организаций на примере ФБГОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) (рис. 3) представлена следующими элементами: макросреда, микросреда, научно-исследовательское управление, технопарковая структура.

В соответствии со схемой окружение механизма включает микро- и макросреду. Микросреда состоит из внутренних структур научноисследовательских и научно-технических организаций и может включать: отдел аспирантуры; управление по внеучебной работе; совет молодых ученых; кафедры; лаборатории и научнообразовательные центры. Макросреда включает структуры и институты локального, регионального, федерального и международного уровня (Министерство промышленности и природных ресурсов; Министерство экономического развития; Министерство образования и науки; Законодательное собрание области; Администрацию города; венчурные фонды и др.).

Мы согласны с мнением А.М. Котова [3], что учреждение малых инновационных предприятий в условиях рыночной экономики оказывается главным способом коммерциализации нововведений, что достигается за счет гибкости и высокой адаптивности подобных организационных образований в условиях высокой рыночной неопределенности.

В качестве основных структурных элементов механизма коммерциализации в научно-исследовательских и научно-технических организаций на-

Рис. 2. Трехмерная модель управления проектом коммерциализации

ми предлагается создание научно-исследовательского управления и технопарковой структуры.

Научно-исследовательское управление с подчиненными отделом маркетинга, отделом управления интеллектуальной собственностью и консультационным отделом будет осуществлять выполнение основных функций управления (планирование, организация, координация, мотивация, контроль). В рамках научно-исследовательского управления будут решаться следующие задачи:

1) идентификация коммерческого потенциала идей нововведений;

2) заключение и реализация соглашений о партнерстве;

3) установление контактов с другими научноисследовательскими и научно-техническими организациями;

4) поддержка связей со стейкхолдерами.

Основные функции по консалтингу и обучению сотрудников малых инновационных предприятий, входящих в технопарк, будут возложены на консультационный отдел.

Основные задачи консультационного отдела:

1) создание и развитие малых инновационных предприятий с участием научно-исследовательских и научно-технических организаций;

2) организация и проведение образовательных программ по вопросам коммерциализации нововведений;

3) оказание прямой консалтинговой помощи по вопросам управления проектами коммерциализации нововведений;

4) взаимодействие с другими подразделениями научно-исследовательских и научно-технических организаций и структурными подразделениями механизма коммерциализации нововведений.

Отдел управления интеллектуальной собственностью будет осуществлять комплекс мер, направленных на создание и использование объектов интеллектуальной собственности на уровне организаций, учреждений, предприятий, отраслей промышленности, национальной экономики в целом [4].

Основные задачи отдела управления интеллектуальной собственностью:

1) обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности участников процесса коммерциализации в научно-исследовательских и научно-технических организациях;

2) трансфер нововведений научно-исследовательских и научно-технических организаций;

3) оказание консалтинговой помощи по вопросам охраны результатов интеллектуальной деятельности;

4) мониторинг рынка и создание базы интеллектуальной собственности результатов научнотехнической деятельности;

5) оценка стоимости нововведений на разных этапах процесса коммерциализации.

Основные маркетинговые функции, а именно аналитическая, продуктово-производственная,

сбытовая и организационная, будут возложены на отдел маркетинга, призванный, кроме того выполнять лидирующую роль при формировании маркетинговой стратегии коммерциализации нововведений и оценке перспективности внедрения нововведений на рынок. Основные задачи отдела маркетинга:

1) формирование маркетинговой стратегии коммерциализации нововведения;

2) оценка перспективности внедрения нововведения на рынок на различных этапах процесса коммерциализации;

Идея ПНТР 1 г-----------------------------

---.................! Идея ПНТР 2 г-

Идея ПНТР N

Рис. 3. Организационно-управленческая схема механизма коммерциализации нововведений

Маркетинг

3) проведение маркетинговых исследований и подготовка программ продвижения нововведений;

4) проведение аудита потребности промышленных предприятий региона в научно-технических работах, которые могут быть выполнены в рамках механизма коммерциализации.

Технопарковые структуры (понятие рассматривается как синоним термину «технопарк») являются одним из важнейших элементов инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий наравне с торгово-промышленными палатами, федеральными и региональными фондами и другими структурами по поддержке малого бизнеса и развитию конкуренции.Технопарковые структуры оказывают различные услуги малым инновационным предприятиям, а в рамках предложенного механизма коммерциализации включают их в свой состав. Подобные структуры могут значительно отличаться по спектру предоставляемых услуг и возможностям.

Согласно временному Положению о научном (исследовательском, технологическом) парке, утвержденному Приказом Миннауки России от 26 марта 1993 г. № 61 под «научным, исследовательским, технологическим парком понимается организация, осуществляющая формирование территориальной инновационной среды с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической базы для становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий и фирм, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий» [5]. В своей деятельности технопарк взаимодействует с высшими учебными заведениями, ведущими научными организациями, научноисследовательскими центрами, расположенными на данной территории.

Основные задачи технопарка:

1) проектирование конструкций и изделий посредством программных продуктов;

2) научно-исследовательские и опытноконструкторские работы;

3) технологическая подготовка производства;

4) инженерный анализ;

5) проведение экспериментальных работ;

6) создание технической и технологической документации на опытные и серийные образцы нововведений.

Предложенный механизм коммерциализации нововведений и пример формирования его организационно-управленческой структуры на основе выделения и распределения функций управления с упором на выполнение маркетинговых функций в виде структурного подразделения научно-исследовательских и научно-технических организаций с учетом специфики деятельности подобных организаций позволит повысить обоснованность принятия решений при формировании маркетинговой стратегии коммерциализации нововведений.

Литература

1. Каплунов, И.А. Инновационная научнопроизводственная деятельность в вузе: Тверской государственный университет [Текст] / И.А. Каплунов, А.И. Колесников // Инновации. - 2010. -№ 04(138).

2. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент: учеб. пособие [Текст] / И. Т. Балабанов. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 208 с.

3. Котов, А.М. Организационные аспекты реализации инноваций / А.М. Котов // Проблемы и пути развития предпринимательской деятельности в современных условиях: сб. ст. IV межвуз. науч-практ. конф. - СПб.: СПбГИЭУ, 2007.

4. Валдайцев, С. В. Малое инновационное предпринимательство: учебное пособие [Текст] / С.В. Валдайцев, Н.Н. Молчанов, К. Пецольдт. - М.: Проспект, 2011. - 536 с.

5. Временное Положение о научном (исследовательском, технологическом) парке. Утверждено приказом Миннауки России от 26.03.1993 г. -№ 61.

Савельева Ирина Петровна. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Маркетинг и менеджмент», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - проблемы инновационного и инвестиционного развития регионов, бизнес-проектирование, маркетинговый анализ. Телефон: 8(351)2679995.

Беляев Николай Александрович. Ассистент, аспирант очной формы обучения кафедры «Маркетинг и менеджмент», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов -формирование системы маркетинга, маркетинговые исследования, маркетинговый анализ, коммерциализация научно-технических разработок. Телефон: 8(351)2679995

MARKETING OF INNOVATIONS: THE MECHANISM OF INNOVATION COMMERCIALIZATION IN RESEARCH, SCIENTIFIC AND TECHNICAL COMPANIES

I.P. Savelyeva, N.A. Belyaev

The article deals with the problems of commercialization of innovations in research, scientific and technical organizations at the present stage of development of the Russian economy. The authors proposed a mechanism for commercialization of innovations based on the allocation of management functions.

Keywords: marketing of innovations, commercialization of innovations, mechanism of commercialization of innovations.

Savelyeva Irina Petrovna, Doctor of Science (Economics), Professor, Head of Marketing and Management Department, South Ural State University (Chelyabinsk). Research interests: problems of innovation and investment development of the regions, business planning, marketing analysis. Contact phone: 8(351)2679995.

Belyaev Nikolay Aleksandrovich, assistant, full-time postgraduate student of Marketing and Management Department, South Ural State University (Chelyabinsk). Research interests: forming of a marketing system, market research, market analysis, commercialization of scientific elaborations. Contact phone: 8(351)2679995.

Поступила в редакцию 21 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.