Научная статья на тему 'Критерии эффективности процесса коммерциализации инноваций на современном этапе развития экономики'

Критерии эффективности процесса коммерциализации инноваций на современном этапе развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1447
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДВИЖЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗОВ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова Елена Вячеславовна

В статье рассмотрены особенности развития процесса коммерциализации инноваций на современном этапе развития. Представлены основные характеристики научно-технических разработок как товара с целью продвижения на рынке. Приведены методы и формы продвижения научно-технической продукции в российской экономической системе. По итогам исследования выделен перечень критериев, определяющих эффективность деятельности по продвижению научно-технической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности процесса коммерциализации инноваций на современном этапе развития экономики»

Критерии эффективности процесса коммерциализации инноваций на современном этапе развития экономики Criteria of efficiency of process of commercialization of innovations at the present

stage of development of economy

Гончарова Елена Вячеславовна кандидат экономических наук, доцент Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ

puaritasusche@rambler.ru

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности развития процесса коммерциализации инноваций на современном этапе развития. Представлены основные характеристики научно-технических разработок как товара с целью продвижения на рынке. Приведены методы и формы продвижения научно-технической продукции в российской экономической системе. По итогам исследования выделен перечень критериев, определяющих эффективность деятельности по продвижению научно-технической продукции.

Ключевые слова: продвижение научно-технических разработок, коммерциализация инноваций, маркетинговая деятельность, инновационный цикл, трансфер технологий, интеграция вузов и промышленности, венчурное инвестирование.

Abstract:

In article features of development of process of commercialization of innovations at the present stage of development are considered. The main characteristics of scientific and technical development as goods for the purpose of advance in the market are submitted. Methods and forms of advance of scientific and technical products are given in the Russian economic system. Following the results of research the list of the criteria defining efficiency of activities for advance of scientific and technical products is allocated.

Keywords: advance of scientific and technical development, commercialization of innovations, marketing activity, innovative cycle, transfer of technologies, integration of higher education institutions and industry, venture investment.

Важность изучения процессов коммерциализации инноваций, взаимодействия малых предприятий и вузов, занимающихся разработкой научных исследований определяется необходимостью формирования системы, в которой новые знания воплощались бы в готовые, востребованные обществом результаты. На современном этапе развития именно инновации являются условием экономического роста и функционирования общества. Достижение положительных результатов возможно лишь в случае успешной интеграции

малых инновационных предприятий, созданных при вузах, в рыночное

пространство путем развития и укрепления взаимоотношений с ключевыми субъектами рынка. Рассмотрим положительные и отрицательные тенденции в функционировании научно-исследовательских институтов и предприятий, анализируя развитие инновационной направленности рыночной экономики России.

К положительным сторонам развития процессов коммерциализации инноваций как результатов научно-исследовательской деятельности можно отнести следующие. В связи с хозяйственной самостоятельностью предприятий, институтов, развитием конкуренции и открытостью рынков появились определенные стимулы к коммерциализации инновационной деятельности. Система частных, государственных, зарубежных фондов как принципиально новый механизм, осуществляет конкурсное финансирование научных исследований и разработок инновационно ориентированных организаций. В законодательной сфере сформирована правовая основа коммерциализации разработок, четвертая часть Гражданского кодекса РФ регулирует авторские права в информационной и интеллектуальной сфере, федеральный закон о создании малых инновационных предприятий при вузах определяет направления эффективной реализации и коммерциализации научно-технических разработок [3, с.22]. В сфере инновационной деятельности предпринимательского сектора уделяется большее внимание вопросам рыночной конъюнктуры, происходит трансформационный процесс перехода от модели «технологического толчка» к модели выявления спроса на результаты научно-технической деятельности и, соответственно, большое значение уделяется маркетинговой деятельности предприятий, занимающихся исследованиями и разработками [4, с. 110].

Отрицательными сторонами развития инновационно-коммерческих отношений являются следующие: обострение проблемы управления инновационным процессом; снижение эффективности координационных процессов и административных методов управления; сложность внедрения новых научных разработок на рынке из-за процесса сжатия отраслевой науки. Субъекты инновационного цикла ощутили отрицательное влияние таких процессов в своей

деятельности. Ухудшился кадровый и материально-технический потенциал научных институтов в результате: износа приборного парка, индивидуализации научных исследований, внутренней и внешней «утечки мозгов», снижении статуса работников науки, разрыве сложившихся партнерских связей с другими участниками инновационного цикла и с потенциальными заказчиками. В результате возникает существенная проблема при продвижении результатов научно-исследовательской деятельности на рынке.

В инновационной сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с новыми потребительскими свойствами. Инновация как процесс представляется собой сочетание различных видов деятельности: стратегического планирования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, маркетинговой деятельности по анализу рынка и продвижению продукции, управления проектом и коммерциализацией результатов. Под таким результатом понимается продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе. Можно сделать вывод, что определяющим свойством научно-технической продукции является возможность ее последующего вовлечения в товарный оборот или производственный цикл [5, с.66].

Главным конкурентным преимуществом технологического бизнеса становятся объем и своевременность финансирования высокотехнологических проектов, при этом с учетом нарастающих темпов обновления рынков преобладает высокая доля затрат на НИОКР в совокупном объеме инвестиций. Продвижение новой продукции на рынке - это процесс внедрения результатов научного труда - нового знания, как экономического ресурса на российском рынке в целом и его отдельных сегментах.

Для научно-технических разработок этот процесс можно охарактеризовать как комплекс взаимосвязанных действий, отличающийся следующими особенностями:

- техническая сложность требует при создании продукции затрат квалифицированного научного труда, любое научное знание производится один раз, но потенциал его использования многогранен и во времени не ограничен, поэтому необходимо учитывать потребительную стоимость труда на ее создание и процесса дальнейшего использования заложенного в ней технического знания;

- уникальность продукции обусловливает трудности точного количественного измерения эффекта научно-технической продукции в момент внедрения;

- наличие только качественных отличий между аналогами;

- каждый вид знания несет в себе особую научную информацию, следовательно, научно-техническая продукция, воплощающая в себе оригинальные знания, по своему содержанию специфична и неповторима;

- различная степень готовности данного продукта к промышленному освоению обусловливают неопределенность затрат материальных, человеческих, финансовых, информационных, временных ресурсов, необходимых для реализации новшества, а это, в свою очередь, усложняет процесс определения цены научно-технической продукции;

- успешная реализация технологического новшества зависит от инновационных возможностей потребителей.

Практика показывает: сотрудничество малых предпринимательских структур со специализированными научными центрами позволяет формировать локальные научно-производственные объединения, превращая идеи в технологические инновации, проверяя новые технологии и внедряя их в производство. При этом научные исследования, соединяясь с практикой, становятся прикладными, а предприятия обогащаются научно-техническими достижениями, повышающими качество и конкурентоспособность продукции.

Для эффективного осуществления полного инновационного цикла: идея -разработка - маркетинг - производство - новация - потребитель, необходимо преобразование наиболее развитых вузов в учебно-научно-инновационные комплексы, их интеграция в определенной инновационной структуре.

Особенность российского бизнеса сводится к тому, что в настоящий момент большую отдачу дают вложения в организационно-управленческие инновации, в упорядочение бизнес-процессов [2]. Вложения в менеджмент сегодня приводят к большей экономии издержек, чем инвестиции в традиционно понимаемые инновации. Прирост производительности труда от правильной состыковки подразделений, от сокращения издержек получается больше, чем от инвестиций в науку, технику, НИОКР.

Рынок высокотехнологической продукции делится на два сегмента. Первый связан с развитием стратегических направлений: национальная безопасность, технологическая и экономическая независимость государства. Этот сегмент сам и заказчик и покупатель. Второй сегмент - это производство высокотехнологичных потребительских товаров, предназначенных для широкого круга потребителей.

Предпосылки успешного инновационного развития на уровне региона определяют функционирование обоих сегментов. Среди основных условий можно выделить следующие:

- технологический и интеллектуальный потенциал, необходимый и достаточный для запуска инновационного процесса;

- постоянный рост числа участников инновационной «цепочки» с вовлечением в нее новых социальных групп;

- институциональная система, ориентированная на инновационное развитие, в состав которой входят формальные и неформальные элементы;

- востребованность инноваций хозяйствующими субъектами и региональной экономикой в целом;

- формирование инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, технополисы);

- социальные и экологические проблемы инноваций;

- региональный характер развития малого инновационного предпринимательтсва;

- социально-правовые вопросы регулирования инновационной активности участников рынка;

- защита интеллектуальной собственности;

- влияние внешнеэкономических связей на инновационную активность;

- кадровое обеспечение, количественный и качественный состав занятости;

- развитие вузовского и научного сектора региона как интеллектуальная предпосылка повышения уровня инновационного потенциала.

Наиболее перспективные формы стимулирования инновационного развития регионов основаны на создании новых инновационных структур, таких как технопарки, технополисы, свободные экономические зоны. По нарастанию степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий [6, с. 25].

В условиях вовлеченности российских разработчиков в мировой рынок технологий должен происходить двусторонний поток технологий при посредстве эффективно работающих структур по трансферу. В российских условиях невостребованности многих инновационных проектов, потоки трансфера технологий следует рассматривать или при передаче их за рубеж, или, в перспективе, как средство реализации российских инновационных проектов. Тем не менее, в современном мире глобальной экономики международный трансфер технологий и организация международного сотрудничества являются базовой основой подъема и быстрого роста их экономик. Трансфер технологий не преследует цель эффективности реализации разработки, а лишь является инструментом достижения этой цели. Возможна ситуация, когда разработка реализуется самими разработчиками, но чаще разработка осуществляется коллективом исследователей, инженеров и изобретателей, а коммерциализируется на других предприятиях [5, с.66].

Успешный трансфер технологий вплоть до стадии коммерциализации продукта предполагает постоянный многоуровневый обмен информацией. Использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий упрощает и делает возможным процесс обмена и восприятия далеко не всегда оформленных и сформулированных идей.

Инновационный процесс эффективен, если информация свободно движется в обоих направлениях, когда каждый компонент инновационной структуры соответствует своему назначению, а переход от одного этапа движения инноваций к другому осуществляется с минимальными издержками. Следовательно, структура инновационной системы зависит от организации взаимосвязи и коммуникационных потоков между элементами инновационного процесса на предприятии.

Основная причина повышенного внимания к инновациям на российских предприятиях связана с темпами НТП и кризисными условиями экономики - если отечественные компании не будут идти в ногу со временем, их продукция в ближайшее время полностью утратит способность к конкуренции. Было время, когда потребителя интересовала исключительно стоимость товара. Но сегодня даже низкая цена на товар не гарантирует успеха - необходимо высокое качество. Ранее в нашей стране использовались только технологии, позволявшие проводить восстановление учета, сравнительно недавно началось активное освоение маркетинга как такового. Но сегодня нужно полностью переходить на новое поколение продукции с абсолютной сменой ассортимента в различных отраслях промышленности - без этого не будет обеспечена конкурентоспособность российских товаров.

Соотношение объема произведенной инновационной продукции в РФ за период 2010-2013 гг. (см. рис.1) с уровнем затрат на технологические инноваций организаций свидетельствует об отставании финансирования инновационной деятельности по сравнению с полученными результатами. Также недостаточная эффективность инновационной деятельности отечественных предприятий связана с тем, что в большинстве случаев все сводится к простому приобретению технологического оборудования и технологий, а значит, не ведется работа по их усовершенствованию и модернизации.

Один из аспектов механизма проверки состоятельности и порядочности компаний представлен потенциальными потребителями объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Процесс привлечения потенциальных

покупателей в маркетинговом аспекте в первую очередь ориентирован на проведение маркетинговых исследований. При осуществлении маркетинговых исследований должен соблюдаться системный подход, который базируется на объективности и точности.

Рисунок 1 - Анализ результативности затрат на технологические инновации в РФ [составлено автором, по данным Росстат]

Процесс маркетингового исследования включает следующие операции: определение проблемы, связанной с реализацией ОИС; получение первичной информации; проведение анализа вторичной информации (внутренней и внешней); проведение анализа данных, характеризующих рынок рассматриваемого вида продукции; формирование рекомендаций по результатам проведенного анализа; использование результатов маркетингового исследования в деятельности предприятия.

Можно выделить три широкие категории методов инновационной политики, которые могут быть использованы предприятиями различных отраслей:

- методы стимулирования предложения нововведений: обеспечение финансовой и технической помощи новаторам, включая создание научно-технической инфраструктуры, тесное взаимодействие и сотрудничество с научно-исследовательскими подразделениями вузов;

- методы стимулирования спроса на новшества: организация правительственных закупок и контрактов, особенно для новых товаров, процессов и услуг, формирование эффективных маркетинговых стратегий;

- методы создания климата для нововведений: формирование благоприятной налоговой и патентной политики и соблюдение государственных норм и правил по вопросам состояния экономики, условий и безопасности труда и охраны окружающей среды [7, с. 136].

Основным препятствием развития малых инновационных предприятий на новых и неструктурированных рынках является недостаточность финансовых ресурсов и адекватных финансовых механизмов на начальном этапе. Основатели фирм, как правило, не располагают собственными средствами и сталкиваются в процессе получения коммерческого кредита с тремя препятствиями:

1) высокие риски в силу несформированности и непредсказуемости рынков;

2) сравнительно медленный выход проекта на критерий прибыльности;

3) отсутствие залогового обеспечения, т.к. основным видом собственности инновационных предприятий выступают неликвидные активы (ноу-хау, интеллектуальная собственность, опытный образец, специализированное оборудование или ресурсы).

Инновационный процесс предприятия непосредственно связан с производственной, проектной, инвестиционной и венчурной деятельностью. Программно-целевой подход сбалансированного развития прежде всего зависит от инвестиционных ресурсов.

На сегодняшний день в российской экономике сформирован ряд механизмов государственного содействия компаниями ранних стадий, действующих в инновационной сфере. Венчурный инновационный фонд является реально работающим механизмом государственной поддержки венчурного инвестирования, основная задача которого - выступать соучредителем коммерческих венчурных фондов России для разделения инвестиционных рисков. Российская венчурная компания осуществляет модели соинвестирования и непосредственного инвестирования в инновационные компании ранней стали

через запуск программ «посевного» финансирования. Исключительный вид деятельности данной компании - приобретение инвестиционных паев венчурных фондов. Региональные фонды Министерства экономического развития РФ - в основе создания каждого фонда заложен принцип трехстороннего партнерства по участию в имуществе фонда. Наиболее привлекательными для инвесторов оказались регионы, традиционно занимающие активную позицию в высокотехнологичных и наукоемких разработках в сфере информационных технологий.

В процессе коммерциализации инноваций рассматривают процедуру оценки инновационных проектов с точки зрения эффективности и стоимости. Для применения моделей эффективности и стоимости проектов используются основных подхода:

- определение множества Парето-оптимальных решений из предложенных для рассмотрения по критериям эффективности и стоимости;

- определение проекта с наименьшей стоимостью при заданном уровне эффективности;

- выбор самого эффективного проекта при условии, что бюджетные расходы на его разработку и реализацию ограничены.

Если коммерциализация инноваций связана со сферой космических и военных технологий, то устанавливается предельный нижний уровень эффективности и выбирается самый низкий по стоимости проект. Если речь идет о реализации инновационных проектов в сфере информационных технологий, то применяется подход, основанный на бюджетных ограничениях. При заданном уровне эффективности или стоимости проекта рассматривается модификация метода изменения эффективной границы. В качестве такой границы выступает фиксированная эффективность или фиксированная стоимость. Критерий в отношении другого показателя является решающим правилом в выборе окончательного варианта для коммерциализации.

В практической управленческой деятельности используются показатели, характеризующие инновационную активность хозяйствующих субъектов:

интенсивность осуществления инноваций - количество инноваций, используемых за определенный период времени; скорость осуществления инноваций - скорость, с которой вводится инновация, после того как она впервые была реализована; коэффициент инновационности - доля затрат на разработку инноваций (НИОКР в годовом объеме реализации предприятия или доля занятых в НИОКР в общем числе занятых в организации) [8, с. 12].

Инновационная активность организации характеризует степень участия организации в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени. Уровень инновационной активности определяется как отношение числа организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных за определенный период времени организаций в стране, отрасли, регионе [1]. Инновационная активность организаций по видам экономической деятельности в Южном федеральном округе представлена на рисунке 2.

-■о--Республика

Адыгея —■— Краснодарский край

—д— Астраханс кая

область - -х- - Волгоградская

область —ж— Ростовская область

Рисунок 2 - Инновационная активность организаций ЮФО [составлено автором, по данным Росстат]

Рассматривая удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в

общем числе обследованных организаций, можно сделать выводы о неустойчивости роста показателей по регионам ЮФО за период 2011-2013 гг.

Таким образом можно выделить следующие критерии эффективности продвижения научно-технических разработок:

- уровень взаимодействия вузов и предприятий;

- инновационный потенциал организаций и уровень инновационной активности;

- удельный вес инновационной продукции в ее общем объеме;

- влияние инноваций на результаты деятельности предприятия;

- влияние инноваций на использование производственных ресурсов;

- показатель инновационной восприимчивости персонала организации;

- для предприятий: степень технической оснащенности и использования производственных мощностей; для вузов: функционирование научно-исследовательских структур, студенческих научно-технических объединений;

- уровень маркетинговых коммуникаций;

- показатели эффективности использования оборудования;

- создание малых инновационных предприятий;

- удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства;

- возможность проведения маркетинговых исследований;

- ресурсы, необходимые для осуществления инноваций: научно-кадровый потенциал организации, состояние опытно-экспериментальной базы, состояние нематериальных активов, структура выпускаемой продукции;

- степень влияния факторов внешней среды: наличие угроз технического и функционального замещения, возникающих из внешней среды.

Библиографический список

1. Наука и инновации [Электронный ресурс] / Материалы сайта Федеральной службы государственной статистики //http://www.gks.ru

2. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011-2012. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий // http://gtmarket.ru

3. Гончарова, Е.В. Коммерциализация научно-технических разработок: региональный аспект / Актуальные проблемы современной науки. 2010. № 2. - С. 22-23.

4. Гончарова, Е.В. Критерии эффективности продвижения научно-технических разработок на российском рынке / Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) /Международный научный журнал. - 2015. - № 4(13). - С.109-112.

5. Гончарова, Е.В. Формы и методы рыночного позиционирования и продвижения научно-технической продукции / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 33. - С. 66-66.

6. Гончарова Е. В. О создании регионального технопарка в Волгоградской области / Вопросы экономических наук. - Москва: «Компания Спутник +», 2009. -№2(35). - С.25-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Гончарова Е. В. Маркетинговый аспект методов стимулирования нововведений на предприятиях в условиях кризиса / Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2012. № 2-5. С. 135-137.

8. Гончарова Е. В. Инновационная восприимчивость как фактор функционирования малых предприятий при вузах / Известия ВолгГТУ. -Волгоград, 2013. - № 5 (108). - C. 11-18.

Bibliography

1. Science and innovations [Electronic resource] / Materials of the site of Federal State Statistics Service //http://www.gks.ru

2. World economic forum: rating of global competitiveness 2011-2012. [Electronic resource]//Center of humanitarian technologies // http://gtmarket.ru

3. Goncharova, E.V. Commercialization of scientific and technical development: regional aspect / Actual problems of modern science. 2010. No. 2. - Page 22-23.

4. Goncharova, E.V. Criteria of efficiency of advance of scientific and technical development in the Russian market / the Euroasian Union of Scientists (EUS) / the International scientific magazine. - 2015. - No. 4(13). - Page 109-112.

5. Goncharova, E.V. Forms and methods of market positioning and advance scientific and technical products / Management of economic systems: electronic scientific magazine. 2011. No. 33. - Page 66-66.

6. Goncharova E. V. About creation of regional science and technology park in the Volgograd region / Questions of economic sciences. - Moscow: "Satellite company +", 2009. - No. 2(35). - Page 25-27.

7. Goncharova E. V. Marketing aspect of methods of stimulation of innovations at the enterprises in the conditions of crisis / International scientific publication Modern basic and applied researches. 2012. No. 2-5. Page 135-137.

8. Goncharova E. V. An innovative susceptibility as a factor of functioning of small enterprises at higher education institutions / News of VOLGGTU. - Volgograd, 2013. - No. 5 (108). - C. 11-18.№ 2-5. Page 135-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.