Научная статья на тему 'Марат Бяшимович Дурдыев'

Марат Бяшимович Дурдыев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
809
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник Евразии
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Марат Бяшимович Дурдыев»

Марат Бяшимович Дурдыев

12 января 2002 года, на 61-м году жизни скоропостижно, от обширного инфаркта скончался Марат Бяшимович Дурдыев — видный ученый-историк, журналист, педагог, талантливый популяризатор науки, киносценарист.

Марат Дурдыев родился 24 декабря 1941 года, в день рождения своего отца, известного юриста, профессора Туркменского государственного университета Бяшима Дурдыева. После окончания одной из старейших в Ашхабаде средней школы № 6 учился на историческом факультете, в аспирантуре МГУ им. М. В. Ломоносова. Блестяще защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук (рук. проф. Г. Е. Марков), он вернулся в Туркменистан, где в 1970-е годы преподавал на историческом факультете ТГУ, сразу став фаворитом студенческих аудиторий. Затем некоторое время руководил государственным историко-культурным заповедником «Ниса-Нусай», был советником министра культуры, не пропускал ни одной значительной археологической экспедиции. В начале 1990-х годов пробовал издавать первую в Туркменистане

независимую газету «Туркмен Или», короткое время был корреспондентом газеты «Правда». Параллельно не прекращал заниматься уроками истории с малышами своей родной школы № 6. С конца 90-х годов его вновь пригласили работать на исторический факультет ТГУ, на должность доцента кафедры истории цивилизаций Востока. Последние два года Марат возглавлял учебную часть «Российской школы в Туркменистане», продолжая читать лекции в университете.

М. Б. Дурдыев создал целую библиотеку научных и научно-популярных статей, брошюр, книг, киносценариев. Он воспитал тысячи специалистов-гуманитариев, преподавателей сельских и городских школ. Его знали далеко за пределами Туркменистана. Вереницей шли к нему гости со всех концов планеты: журналисты, дипломаты, ученые, путешественники. Покосившаяся калитка тенистого особняка на бывшей Октябрьской не закрывалась. В кругу историков о нем не надо было упоминать полным именем. Достаточно было сказать «Марат» — и в повседневность бытия проникал лучик торжественности. Помня о нем, жить становилось важно.

Самобытный, щедрый на идеи, разносторонний исследователь, непревзойденный эрудит, прекрасный оратор, Марат гордился прошлым своего народа, радовался новым веяниям и остро переживал любую несправедливость. Романтик и мечтатель, он до конца дней оставался натурой цельной, творческой, мыслящей очень независимо. Аристократ духа, лишенный тщеславия и злобы, мести и ненависти, Марат, хотя и любил мир туркменской национальной богемы, никогда не отрывался от традиций подлинного академизма, был истовым поклонником и хранителем традиций исторической школы российских востоковедов: В. Бартольда, В. Гордлевского, С. Толстого, А. Якубовского и многих других.

Личность Марата Дурдыева — бесценная крупица нашей многогранной национальной культуры, красивейшая и всегда вдохновляющая страница ее истории.

Башга диере зат галмаяр. Ызы ярасын!

Друзья, коллеги, ученики

Шохрат Кадыров (Норвегия), семья акад. Батыра Балышевича Овезова, архитектор Руслан Мурадов (Ашхабад), семья кинодокументалиста Амана Гоша, семья кинорежиссера Бориса Аннабердыева, семья проф. Хемры Юсупова, журналист Мухамметмурат Саламатов, семья проф. Аннагельды

Губаева, семья акад. Мурада Аннанепесова, семья Авды Кулиева (Москва), докт. истор. наук Геннадий Кошеленко (Москва), семья проф. Шихберды Аннаклычева, семья акад. Ата Джикиева, докт. истор. наук Галина Петровна Васильева (Москва), семья и родственники Шаджа Батырова, журналист Рустем Сафронов (США), художник Алексей Долгов, кинодраматурги братья Нарлиевы (Москва), редакторы и издатели Нина Гаевская и Генрих Батарин, писатель А. Агабаев, семья Какабая Нурмухаммедова, проф. Овез Гундогдыев, Хурма Аннаева, художник Клыч Ярмаммедов, народная артистка СССР и ТССР Майя Аймедова, Роза Атамурадовна Базарова, Майя Моллаевна Моллаева, семья композитора Вели Мухадова, кинодокументалист Борис Ковусов, кинодраматург Мурат Алиев, кинодраматург Керим Аннанов, канд. истор. наук Мухаммет Бердыев, семья писателя Аширгулы Байриева, редактор Галина Криворотова, канд. тех. наук Дурдымурат Ходжамухаммедов, редактор Евгения Мурадова, Гёзель Машаева, художник Марал Чарыева, докт. истор. наук Мурат Курбанса-хатов, Ольга Шумилова, народный депутат ТССР-Туркменистана Хал-мурат Сойинов (Швеция), Баллы Язкулиевич Язкулиев, семья проф. Разу-мета Бабаджанова, семья Земфиры Мамедовна Аннакурдовой (Израиль), проф. Байрам Хуммиев, семья Довлета и Айны Бабаевой, семья и родственники Караша Николаевича Йомудского, семья Анны Пальвановой, проф. Фархад Ильясов (Москва), семья народного писателя Берды Мурадовича Кербабаева, семья дипломата и писателя Клыча Мамедовича Кулиева, журналист Майя Набатова, проф. Анна Седловская (Москва), семья Алексея Кузнецова (Москва), Вероника Аннаклычева, Юсуп Анныклычев, историк-архивист Ольга Худякова, Светлана Довлетова, поэт Ширали Нурмурадов, Сергей Марченко, проф. Сердар Атаев, археолог-нумизмат Сергей Логинов, семья писателя Ак. Велсапара (Стокгольм), Мердан Аманов, семья проф. антропологии Ораза Бабакова, Майя Караджаева, Галина Культанова, канд. истор. наук Альбина Союнова, семья док. истор. наук Аннадурды Оразова, художник Акбабек Атаева, художник Пендыгулы Акмамедов, семья акад. Йегена Атагыррыева, проф. археологии Виктор Пилипко, проф. Алмаз Язбердыев, народный писатель Тиркиш Джумагель-дыев, журналист Икар Пасевьев, журналист Марат Курдов, Игорь Сасин, Владимир Рагулин, писатель Худайберды Халлы (Прага), поэт Ёвшан Аннагурбан (Прага) и др.

* *

*

Не хочется верить, что не стало Марата Дурдыева. Все его существо было преисполнено оптимизма, он казался вечно молодым.

Историк, этнограф, архивист, археолог и блестящий лектор, университетский преподаватель — в таких многочисленных ипостасях запомнила его Туркмения.

Судьба отпустила Марату Бяшимовичу всего 60 лет, но его талант горел столь ярко, что имя Марата отныне неотделимо от истории и культуры Туркменистана.

Все, кто знали его хоть чуть-чуть, навсегда попадали под магнетическое обаяние его яркой и цельной натуры, заряжались его неиссякаемым оптимизмом.

Настоящий ученый, неутомимый краевед, он был к тому же и замечательным рассказчиком, прекрасным оратором, подлинным популяризатором истории Туркмении.

Закончив аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова и защитив кандидатскую диссертацию, Марат Дурдыев вернулся в Туркмению, много лет преподавал этнографию и археологию первобытного общества в Туркменском государственном институте, а последние годы был там доцентом кафедры истории цивилизаций Востока.

Свои публичные лекции, будь то в университете, или в учебнометодическом центре при ЦК комсомола республики, куда не раз приглашали его вести занятия, Марат читал с неподражаемым артистизмом, потрясая аудиторию не только своими энциклопедическими знаниями, но и мастерством исполнения и громовым голосом. Как слушали его, затаив дыхание, все мы! Он мог превращаться то в «примордиального» человека, то в парфянина, то в самого Заратустру!

Выпускник школы № 6 в Ашхабаде, он, уже взлетев на высоты академической карьеры, не прекращал занятий с детьми. Никогда не забуду, как он читал школьникам своей родной школы тексты из священной книги «Авеста». И ведь слушали! Сколько раз собирал он молодежь у себя дома под гранатовым деревом, поражая и своей эрудицией, и своей добротой, и талантами наставника...

Ничего не упрощая, не опошляя ни грана исторического знания в самые трудные времена и прежнего идеологического давления, и нынешнего культа, он умел передать молодежи драгоценные крупицы подлинного знания.

Марат не поддавался нажиму, стоял за истину в науке. Интернационалист, человек широкого видения, открытый всему новому, он был сторонником полифоничного интернационального мира, которым была советская Туркмения. Важно напомнить сегодня: всю жизнь посвятивший исследованиям и популяризации истории туркмен и Туркменистана, Марат был другом России и сторонником русско-туркменской дружбы, был чужд примитивным националистическим веяниям современности.

Его книги о туркменах мира, статьи в «Правде», многочисленные выступления и его ученики — это то, что навсегда останется от Марата Дурдыева.

Прощай, Марат Бяшимович!

Рустем Сафронов, журналист Бостон, США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.