Научная статья на тему 'Магистратура как источник повышения кадрового резерва вузов'

Магистратура как источник повышения кадрового резерва вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ECONOMIC DIRECTIONS / МАГИСТРАТУРА / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / QUALITY OF TRAINING / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ / IMPROVEMENT OF TRAINING / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / STAFFING / МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / MASTER''S PROGRAM / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHING PRACTICE / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ECONOMIC DISCIPLINES / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY / MASTER''S PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыгина Неля Анатольевна

Важным обстоятельством активизации студенческих навыков и умений, а также повышения их теоретического и практического уровня выступает переход на многоступенчатую систему подготовки кадров, список учебных дисциплин, который предусматривает серьезную научную подготовку учащихся. Государственный образовательный стандарт подготовки магистрантов экономических направлений предполагает в качестве обязательного компонента системы обучения выполнение научно-исследовательской и педагогической работы в учебных семестрах, а также написание магистерской диссертации, которая является обязательным видом итоговой государственной аттестации [1, 2]. Построение организационно-педагогической системы формирования профессиональной компетентности является своеобразным способом познания, объектом исследования которого выступает процесс формирования профессиональной компетентности. При этом сама система представляет определенный стандарт (образец) последовательности действий преподавателя и студента, ориентированных на решение общих задач формирования исследовательской компетентности у магистрантов. В настоящее время особо важное значение имеет совершенствование подготовки магистров и создание системы их компетенций, связанных с успешным выполнением своей дальнейшей профессиональной деятельности. Определение качества предоставляемых образовательных услуг представляется нелегким и довольно спорным, поэтому при формировании концептуальных подходов к созданию организационно-педагогической системы для повышения качества подготовки магистров экономики обозначается необходимость именно в компетентностном и системном подходах в качестве методологической направленности. В статье рассматривается значимость самостоятельной работы магистрантов в процессе педагогической практики, а также необходимость оказания своевременной квалифицированной помощи научного руководителя, как в организации, так и в проведении педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярыгина Неля Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER AS A SOURCE OF INCREASE OF HUMAN RESERVE RESERVES

An important factor in the activation of students' skills and abilities, as well as improving their theoretical and practical level, is the transition to a multi-level system of training, a list of academic disciplines that provides for serious scientific training of students. The state educational standard for the preparation of undergraduates in economic directions assumes the fulfillment of research and teaching work in the semesters as a mandatory component of the system of teaching, as well as the writing of a master's thesis, which is a mandatory type of final state certification [1, 2]. The construction of an organizational and pedagogical system for the formation of professional competence is a peculiar way of cognition, the object of investigation of which is the process of forming professional competence. At the same time, the system itself represents a certain standard (sample) of the sequence of actions of the teacher and student, focused on solving common tasks of forming research competence among undergraduates. At present, it is especially important to improve the preparation of masters and create a system of their competencies related to the successful performance of their further professional activities. Determining the quality of the educational services provided is not easy and rather controversial, therefore, when formulating conceptual approaches to the creation of an organizational and pedagogical system for improving the quality of training for masters of the economy, it is precisely the need for competence and systematic approaches as a methodological focus. The article considers the importance of independent work of undergraduates in the process of pedagogical practice, as well as the need to provide timely qualified assistance to the scientific leader, both in the organization and in the conduct of pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Магистратура как источник повышения кадрового резерва вузов»

УДК 378

МАГИСТРАТУРА КАК ИСТОЧНИК ПОВЫШЕНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ВУЗОВ

© 2017

Ярыгина Неля Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: yar13@rambler.ru)

Аннотация. Важным обстоятельством активизации студенческих навыков и умений, а также повышения их теоретического и практического уровня выступает переход на многоступенчатую систему подготовки кадров, список учебных дисциплин, который предусматривает серьезную научную подготовку учащихся. Государственный образовательный стандарт подготовки магистрантов экономических направлений предполагает в качестве обязательного компонента системы обучения выполнение научно-исследовательской и педагогической работы в учебных семестрах, а также написание магистерской диссертации, которая является обязательным видом итоговой государственной аттестации [1, 2]. Построение организационно-педагогической системы формирования профессиональной компетентности является своеобразным способом познания, объектом исследования которого выступает процесс формирования профессиональной компетентности. При этом сама система представляет определенный стандарт (образец) последовательности действий преподавателя и студента, ориентированных на решение общих задач формирования исследовательской компетентности у магистрантов. В настоящее время особо важное значение имеет совершенствование подготовки магистров и создание системы их компетенций, связанных с успешным выполнением своей дальнейшей профессиональной деятельности. Определение качества предоставляемых образовательных услуг представляется нелегким и довольно спорным, поэтому при формировании концептуальных подходов к созданию организационно-педагогической системы для повышения качества подготовки магистров экономики обозначается необходимость именно в компетентностном и системном подходах в качестве методологической направленности. В статье рассматривается значимость самостоятельной работы магистрантов в процессе педагогической практики, а также необходимость оказания своевременной квалифицированной помощи научного руководителя, как в организации, так и в проведении педагогической практики.

Ключевые слова: экономические направления; магистратура; качество подготовки; совершенствование подготовки; кадровый состав; магистерские программы; педагогическая практика; экономические дисциплины; научно-исследовательская деятельность.

MASTER AS A SOURCE OF INCREASE OF HUMAN RESERVE RESERVES

© 2017

Yarygina Nelia Anatolyevna, candidate of economic sciences, Professor of Department

"Accounting, analysis and audit" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: yar13@rambler.ru)

Abstract. An important factor in the activation of students' skills and abilities, as well as improving their theoretical and practical level, is the transition to a multi-level system of training, a list of academic disciplines that provides for serious scientific training of students. The state educational standard for the preparation of undergraduates in economic directions assumes the fulfillment of research and teaching work in the semesters as a mandatory component of the system of teaching, as well as the writing of a master's thesis, which is a mandatory type of final state certification [1, 2]. The construction of an organizational and pedagogical system for the formation of professional competence is a peculiar way of cognition, the object of investigation of which is the process of forming professional competence. At the same time, the system itself represents a certain standard (sample) of the sequence of actions of the teacher and student, focused on solving common tasks of forming research competence among undergraduates. At present, it is especially important to improve the preparation of masters and create a system of their competencies related to the successful performance of their further professional activities. Determining the quality of the educational services provided is not easy and rather controversial, therefore, when formulating conceptual approaches to the creation of an organizational and pedagogical system for improving the quality of training for masters of the economy, it is precisely the need for competence and systematic approaches as a methodological focus. The article considers the importance of independent work of undergraduates in the process of pedagogical practice, as well as the need to provide timely qualified assistance to the scientific leader, both in the organization and in the conduct of pedagogical practice.

Keywords: economic directions; Master's program; Quality of training; Improvement of training; Staffing; Master's programs; teaching practice; Economic disciplines; Scientific research activity.

Формирование организационно-педагогической системы повышения качества подготовки магистров экономического профиля требует поэтапного решения следующих задач:

- определение целевой составляющей повышения качества подготовки магистров экономики;

- создание базовой совокупности процессов как открытой системы;

- формирование и адаптирование методов управления процессами, отвечающие за функционирование образовательного процесса;

- разработка документального оформления организационно-педагогической системы для повышения качества подготовки магистров экономики;

- проведение внутреннего контроля внедренных процессов.

Для установления и концептуализации цели повышения качества подготовки магистров экономики был проведен SWOT-анализ процессов подготовки магистров экономического профиля.

Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)

В результате проведенного SWOT-анализа процессов подготовки магистров экономики был сформирован вывод о том, что системе высшего профессионального образования для повышения качества образовательных услуг в магистратуре необходима организационно-педагогическая система для повышения качества подготовки магистров экономики. Следует отметить, что при повышении качества подготовки магистров экономики необходимо также уделить особое внимание качеству подготовки научно-преподавательских работников при организации учебного процесса.

При разработке организационно-педагогической системы повышения качества подготовки магистров экономики необходимо применение системного подхода, так как в данном случае применение системного подхода позволит провести анализ взаимовоздействия процессов, оценить уровень информированности и осведомленности магистрантов в области науки и научных исследований, проанализировать уровень подготовки научно-педагогических работников к повышению качества организации

20Т

учебного процесса, для дальнейшего улучшения уровня подготовки не только магистров, но и педагогического состава. Помимо этого, системное рассмотрение процессов повышения качества подготовки, предоставляет возможность внедряться в процессы на любом этапе и при необходимости вносить корректировки.

Значение применения системного подхода в подготовке магистров экономики можно обосновать также тем, что:

- полное дефиницирование методологии, ее ориентирование, акцентирование понятий, принципов и методов исследования предоставляют возможность более углубленно представить системный характер явлений и процессов;

- системный подход ориентирован на исследование педагогического объекта как единого, цельного явления, что, в данном случае, развивает системное познавание педагогической деятельности.

В настоящий момент, отличительной чертой образовательного процесса выступает тот момент, что практически все участники образовательной системы, кроме того, что выполняют свои установленные должностные обязанности, еще и должны заниматься не только педагогической работой, но и подготовкой к ней, то есть, несомненно, ответственны за качество предоставляемых образовательных услуг.

На данный момент, система управления образовательным процессом в высшем учебном заведении и существующие методики анализа результативности его деятельности не требуют от научно-педагогических работников дополнительной теоретической и практической подготовки к повышению качества образовательного процесса, то есть, не мотивируют их к этому виду контроля качества предоставляемых образовательных услуг.

Существующее состояние затрудняет совершенствование образовательной системы и изменению ее подсистем. На сегодняшний момент довольно четко выстроен определенный подход к организации обучения в магистратуре, который носит традиционный характер, так как полностью соответствует традициям, сложившимся в российской высшей школе. Содержание традиционного подхода заключается в следующем:

- содержание учебного плана построено взаимосвязано с предметно-дисциплинарными знаниями, что было целесообразно в представлении образования «знания, умения, навыки»;

- в образовательном процессе особая роль отводится только аудиторным занятиям;

- от обучающихся требуется обязательное посещение занятий;

- для магистрантов утвержден обширный перечень обязательных для изучения учебных дисциплин, который нередко бывает схожим с учебными дисциплинами подготовки бакалавра;

- упор в подготовке обязательных дисциплин оказывается на пополнение (углубление) знаний;

- перечень дисциплин по выбору магистрантов существенно ограничен;

- самостоятельная (индивидуальная) работа носит традиционные формы (подготовка научных докладов, дискуссии в малых группах, лабораторные работы и т.п.) и не имеет должного контроля со стороны научно-педагогического работника или научного руководителя.

Сокращение специальных дисциплин в следствии перехода на двухуровневую подготовку, то есть постепенного ухода от специалитета к общеэкономическому образованию, приводит к ухудшению качества подготовки бакалавров и, следовательно, магистров, так как новый стандарт позволяет бакалавру не экономического профиля поступать в экономическую магистратуру. Несомненно, это является главной угрозой некачественной подготовки магистров экономики. Можно ли твердо обозначить, что за два года обучения в магистратуре подготавливается высококвалифицированный магистр экономики, если любой абитуриент с непрофильным образованием может поступить в магистратуру? Однозначно можно сказать,

что такого специалиста можно подготовить, если студент отучился четыре года на бакалавриате, а затем два года в магистратуре по тому же направлению, то есть, в данном случае, качество подготовки будет зависеть только от высшей школы. Но, если абитуриент поступает в экономическую магистратуру без соответствующих знаний основ экономики, следует проводить дополнительную подготовку, которая поставит магистранта на тот же уровень знания экономики, что и абитуриент профильного направления. Иначе, повышается риск обесценивания магистерского образования.

В данном случае, опять же, всю ответственность несет высшее учебное заведение, так как никто не отменял воздействие экономических факторов, а именно, такого понятия, как «чем больше поступит абитуриентов в магистратуру, тем рентабельней становится высшая школа». При этом, если установить слишком строгий отбор кандидатов, абитуриента со слабой подготовкой охотно примет другое высшее учебное заведение. На сегодняшний момент, в большинстве своем, в магистратуру поступают абитуриенты, четко не представляющие себе статусные компетенции, реализация которых требует магистерского образования, так как нормативно-правовыми документами еще не установлен квалификационное положение данного уровня образования. То есть, в большинстве своем, абитуриенты просто заинтересованы в получении диплома следующего уровня, а это значительно снижает творческую активность магистранта.

Консерватизм мышления педагогического состава, их неуверенность касательно круга деятельности магистров-выпускников, а, в свою очередь, и содержания и качества их подготовки, выступает решающим фактором при сложившемся традиционном подходе в высшем учебном заведении. Не редко преподаватели Тольяттинского государственного университета отмечают, что в магистратуре по профилю «Экономика» обучаются магистранты не только с экономическим образованием, при этом, и уровень подготовки магистрантов с экономическим образованием может существенно отличаться по причине расхождений учебных планов различных высших учебных заведений. Данная ситуация заставляет преподавателей ориентироваться на магистрантов, имеющих более низкий уровень подготовки, под этот же уровень выстраиваются и учебные программы магистратуры.

Опираясь на то, что в магистратуру приходят абитуриенты, которые все же определились в своем выборе и четко себе представляют каких результатов они хотят достичь в своей дальнейшей профессиональной или научной деятельности, магистратура должна осуществлять подготовку по следующим направлениям:

- научные работники;

- преподаватели высшей школы;

- руководящие работники государственной службы и бизнеса среднего и высшего звена [3].

Опираясь на исследования Н.П. Мельниковой [4] о многовариантных подходах к организации образовательного процесса в магистратуре, можно обозначить основные их положения:

1. Необходимо формировать содержание и организацию образовательного процесса в доктрине «развитие компетенций и компетентности магистра».

2. Подготовку магистранта необходимо выстраивать основываясь на дальнейшую профессиональную направленность магистра. Данную специфику необходимо учитывать при составлении учебных программ подготовки магистров, также желательно проведение занятий в малых специализированных группах.

3. Образовательную программу необходимо формировать по модульному принципу: отдельный модуль, ориентированный на определенные компетенции магистра, должен предполагать овладение системы смыслов, создавая условия для развития определенных компетенций. Предметно-дисциплинарную методику обучения следует заменить компетентностной, позволяющей реа-

202

Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)

лизовать применение системного подхода при повышении качества подготовки магистров.

4. Так как учебный процесс в магистратуре базируется на самостоятельной работе магистранта, необходим компе-тентностный контроль не только научного руководителя, но и остальных научно-педагогических работников, оказывающих своевременную практическую помощь в выборе учебных дисциплин и консультантов. Самостоятельная внеаудиторная деятельность включает такие формы как: консультации с научным руководителем и ведущими преподавателями; участие в научных конференциях; публикация научных статей; подготовка научных докладов; сбор, анализ и обобщение статистических материалов; проведение научных исследований и т.п. В экономической науке научные исследования следует определять с непременным решением реальных проблем развития бизнеса.

5. Значительное наличие внеаудиторной самостоятельной работы требует развития ее принципиально новых форм и иного подхода к планированию учебной нагрузки научно-педагогического состава, акцент должен делаться на формирование индивидуальных графиков подготовки магистров. Разработка высококачественных заданий для самостоятельной работы магистрантов, консультирование по вопросам и проблемам разработки данных заданий, оценка результатов их выполнения являются полновесной учебной нагрузкой преподавателя, которую необходимо включать в нагрузку первой половины рабочего дня научно-педагогических работников.

6. Необходимы лекционные занятия двух типов:

- установочные, базирующиеся на сфере изучаемых в учебной дисциплине вопросов, обеспечивающих магистранту знания по овладению определенных компетенций, требующихся к данному уровню образования, которые также раскрывают магистранту структуру источников получения необходимой информации по определенным вопросам;

- проблемные, освещающие реальные научные проблемы и действительные подходы к их решению, преимущественной целью которых выступает развитие компетенций прогнозирования развития направлений, процессов и объектов профессиональной области.

7. Учебные планы подготовки магистров необходимо формировать с учетом принципиально новых дисциплин по сравнению с учебными планами бакалавров, так как пересечение учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры существенно влияет на мотивацию магистрантов и на уровень их подготовки, как правило, оставляя магистранта-выпускника практически на том же уровне начальной подготовки, только с наличием диплома магистра.

Применение системного подхода к организации учебного процесса в магистратуре предполагает интенсивный ход обучения, направленный на формирование компетентностного формата учебного процесса, базирующегося на самостоятельной работе магистрантов, ориентированной на развитие таких знаний и навыков, которые позволят ему после окончания магистратуры успешно осуществлять профессиональную и научную деятельность в реальных условиях изменчивой и неоднозначной среды посредством развитой способности к инновационному обновлению.

Организационно-педагогическая система реализации компетентностного подхода при повышении качества подготовки магистров экономики должна представлять взаимосвязанную систему элементов, способствующей не только оценке качественной подготовки магистров экономики, но и ориентировано и результативно реализовывать их профессионализм в целях развития экономики страны.

Базисом разработки системы послужили последние социально-экономические условия, согласно Декларации о Европейском пространстве для высшего образования [5], Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 3 поколения [6].

Понятие исследовательской компетентности маги-Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)

стров экономики выражает целостность их теоретической и практической готовности в единой структуре личности, что характеризует их профессионализм в данной области. Понятие исследовательской компетентности является основополагающим компонентом профессиональной подготовки магистров экономии, поэтому система качественной подготовки магистрантов должна включать в себя такие процессы, которые в короткие сроки помогут подготовить высоквалифицированного магистра по определенному заданному алгоритму.

С учетом требования обеспечения качества подготовки магистров экономики, а также процесса подготовки научно-педагогических работников к повышению качества образовательных услуг, была разработана организационно-педагогическая система реализации компетентностного подхода при повышении качества подготовки магистров экономики, включающая в себя основные этапы, образующую целостную систему.

Предложенная организационно-педагогическая система повышения качества подготовки магистров экономики представляет собой многоэтапную структурно-функциональную модель, совокупность принципов и организационно-методическое обеспечение.

Системообразующим фактором повышения подготовки магистров экономики был выделен компетент-ностный подход, внедрение новых информационных (МооШе, вебинар площадка, «МйароШ»), организационных (формы повышения квалификации НПР) технологий, а также объединение и координация возможностей всех субъектов образовательного процесса на пяти этапах профессиональной подготовки магистрантов и педагогического персонала.

Таким образом, организационно-педагогическая система повышения качества подготовки магистров экономики включает пять этапов (организационный, диагностический, технологический, контрольно-результативный, критериально-уровневый). Ее реализация осуществляется на базисе компетентностного подхода, содержащего комплекс мероприятий по результативному управлению процессом подготовки НПР и формированию профессиональной подготовленности магистров экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Организация научно-исследовательской работы студентов: Метод. рекомендации. / Сост. Н.К. Сергеев, В.В. Зайцев и др. - Волгоград: изд-во ВГПУ, 1991. - 30 с.

2. НИРС и подготовка специалистов в вузе // Подготовка специалиста в области образования. -СПб, 1997.

- С. 212-219.

3. Брагина З.В., Суглобов А.Е., Проектно-процес-сный подход подготовки магистров (направления подготовки: «Экономика» и «Менеджмент»)Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, № 6, 2012

4. Мельникова Н.П. Альтернативные подходы к организации учебного процесса в магистратуре // Налоги и налогообложение. - 2008. - № 6.

5. Болонская декларация: Пространство Европейского высшего образования Электронный ресурс. Болонья, 1999. // Интернет: сайт СПб гос. Университета.

- http://www.spbu.ru/News/edusein/bol.htm.], Закона об образовании РФ [Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

6. Приказ от 20 мая 2010 г. N 543 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «Магистр») Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июля 2010 г. N 17819

Статья поступила в редакцию 19.04.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.