Научная статья на тему 'М. Н. Скаткин — сотрудник калужского отделения Первой опытной станции Наркомпроса (по материалам фонда Музея истории г. Обнинска)'

М. Н. Скаткин — сотрудник калужского отделения Первой опытной станции Наркомпроса (по материалам фонда Музея истории г. Обнинска) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ НАРКОМПРОСА РСФСР / М.Н.СКАТКИН / FIRST EXPERIMENTAL STATION OF THE PEOPLE''S COMMISSARIAT OF THE RSFSR / STANISLAV T. SHATSKY / MIKHAIL N.SKATKIN / С.Т.ШАЦКИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Ирина Леонидовна

В статье на основе материалов фонда Музея истории г. Обнинска характеризуется первоначальный период становления личности и педагогической деятельности М.Н.Скаткина в Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР под руководством С.Т.Шацкого. Показаны характерные особенности жизни и деятельности сельских учителей 1920-х гг., а также активное участие М.Н.Скаткина в деятельности Первой опытной станции, которое способствовало тому, что он в дальнейшем стал видным отечественным ученым-педагогом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mikhail N. Skatkin as an Employee of the Kaluga Department of the First Experimental Station of the People''s Commissariat for Public Education (on the basis of the stock’s materials of Museum of History of Obninsk city)

On the basis of the stock’s materials of the Museum of History of Obninsk city an initial period of becoming of the personality and pedagogical activity of Mikhail N. Skatkin (under the leadership of Stanislav.T.Shatsky) at the First Experimental Station of the People's Commissariat of the Russian Soviet Federative Socialist Republic is characterized in the article. On the basis of archival materials the characteristic features of the life and work of rural teachers of 1920s, as well as the active participation of Mikhail N. Skatkin in the activity of the First Experimental Station which contributed to the fact that he later became a prominent domestic scientist-pedagogue is presented in the paper.

Текст научной работы на тему «М. Н. Скаткин — сотрудник калужского отделения Первой опытной станции Наркомпроса (по материалам фонда Музея истории г. Обнинска)»

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Н. СКАТКИНА

МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ СКАТКИН -СОТРУДНИК КАЛУЖСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕРВОЙ ОПЫТНОЙ СТАНЦИИ НАРКОМПРОСА

(по материалам фонда Музея истории г. Обнинска)

В статье на основе материалов фонда Музея истории г. Обнинска характеризуется первоначальный период становления личности и педагогической деятельности М.Н.Скаткина в Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР под руководством С.Т. Шацкого. Показаны характерные особенности жизни и деятельности сельских учителей 1920-х гг., а также активное участие М.Н.Скаткина в деятельности Первой опытной станции, которое способствовало тому, что он в дальнейшем стал видным отечественным ученым-педагогом.

И.Л. Ефимова

Ключевые слова:

Первая опытная станция Наркомпроса РСФСР С.Т.Шацкий, М.Н.Скаткин.

Известный советский педагог Михаил Николаевич Скаткин начинал свою педагогическую деятельность на калужской земле. На территории нынешнего города Обнинска в 1911 году С.Т. и В.Н. Шацкие организовали летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», на базе которой в 1919 году было создано Деревенское (Калужское) отделение Первой опытной станции Наркомроса. Лев Николаевич и Михаил Николаевич Скаткины десять лет работали в отделах Опытной станции, их младшие братья Пётр, Вениамин, Юрий и сестра Вера жили и учились в школе-колонии «Бодрая жизнь».

27

Михаил Николаевич Скаткин - сотрудник калужского отделения ... I

Коллекция материалов семьи Скаткиных, хранящаяся в Музее истории города Обнинска, позволяет проследить жизненный путь М.Н. Скаткина. В неё входят: фотографии Михаила Николаевича - слушателя педагогических курсов, характеристика Скаткина, выданная С.Т. Шацким, журналы и книги 2030-х годов со статьями педагога, буклеты из семейного архива, книги и учебники послевоенного периода, переданные дочерью Татьяной Михайловной.

Михаил Николаевич Скаткин родился в селе Козлово Московской, ныне Тверской области. Родители Николай Николаевич и Валентина Петровна воспитывали восемь сыновей, двух дочерей и двух приёмных детей. Вениамин Скаткин вспоминал: «При входе в нашу квартиру бросалось в глаза обилие обуви от маленькой до 43-го размера. Кухня с большими кастрюлями и сковородками напоминала кухню большой артели. В доме была библиотека, в большой комнате стоял рояль, всё это Валентина Петровна использовала для воспитания детей. Большое внимание в семье придавалось труду» [1]. В 1908 году Скаткины переехали в Москву. Михаил поступил в 8-ю гимназию им. Шелапутина. С 1918 года работал на сельскохозяйственной опытной станции в Саратовской области. В районе не хватало учителей, и юношу пригласили работать сельским учителем.

В 1920 году старший брат Лев, тогда уже известный педагог и соратник С.Т.Шацкого, предложил Михаилу переехать в Калужскую область в район Первой опытной станции, расположившейся на границе Боровского, Малоярославецкого и Угодско-Заводского районов. Сотрудники Первой опытной станции проводили большую работу по строительству советской школы. В новых условиях школа должна была стать центром воспитания в социальной среде, пробуждать у детей творческое отношение к труду и учёбе. Педагоги ориентировались на то, чтобы «дети учились всем предметам, гуляя, коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, наблюдая растения и животных, растя их, ухаживая за ними» [2,л. 239].

Прежде чем начать преподавание в школе, Михаил Николаевич учился на летних педагогических курсах, проходивших на Морозовской даче (ныне - особняк в нижнем парке г.Обнинска). Будущие учителя получали здесь трудовые навыки: косили, пахали, ухаживали за скотом, чтобы потом все эти знания и умения передать ученикам. Основы педагогики преподавали лучшие сотрудники Первой опытной станции: С.Т. и В.Н. Шацкие, Е.Я. и А.А. Фортунатовы, Н.О. Массалитинова, Л.К. Шлегер, Л.Д. Азаревич.

Что же дали курсы молодому педагогу? Об этом М.Н. Скаткин записал в своём дневнике: «Я ждал от курсов меньшего. Затронуты такие вопросы, о которых я и не думал, когда ехал сюда: вопросы организации людей, рели-

28

I И.Л. Ефимова

гии, науки, самовоспитание. Я смотрю на курсы, как на учреждение, где я на себе чувствую элементы школьной жизни и учусь, как пробуждать мысль ребёнка, чтобы из него мог получиться человек, интересующийся наукой и способный к ней приложить свои силы и способности» [3].

После летних курсов учителя разъезжались по школам района. В деревне Кривское, где проживало более четырёхсот человек, в одном из домов открыли начальную школу. Рядом поселили молодых учителей, среди которых был и М.Н. Скаткин. «Устроились мы уютно, - писал Михаил Николаевич, -в светлой избе, у каждого своя комната, хозяева в другой половине дома через сени. Утварь в достаточном количестве, продовольствия хватает (учителям с Опытной станции выдавали капусту, муку и другие продукты, хлеб пекли сами или с помощью хозяев). Только вот школа стоит без окон и с испорченной печкой. Когда начнутся занятия - не знаю» [3].

В течение учебного года раз в две недели учителя собирались на курсы-съезды, рассказывали о своей работе, делились опытом. Михаил Николаевич выделялся своей активностью. По словам С.Т. Шацкого, «материалы, им предоставленные, и отчёты по школьной работе отличались значительной тщательностью и систематичностью».

В 1923 году Михаил Николаевич женился на Клавдии Петровне Канарейкиной, молодой учительнице и слушательнице педагогических курсов. Педагогов переводят в школу д. Самсоново, располагавшуюся в бывшем барском доме Обнинских (ныне - территория г.Обнинска). Через год в семье родилась дочь Татьяна. Родители в перерывах между уроками забегали в «кладовушку» навестить дочку, одиноко сидевшую в кроватке.

Рассматривая масштабный проект строительства новой школы, Михаил Николаевич полагал, что школа - это, прежде всего, учебное заведение, и недооценка роли практических навыков по русскому языку и арифметике приводит к слабой грамотности и недисциплинированности детей. В журнале Первой опытной станции педагог писал: «Мы ставили себе слишком широкие задачи. Нам хотелось сразу создать жизнь детей в школе и, мало того, поставить школу, как культурный центр всей деревни, то есть вести работу с населением, подростками. Но мы не учли своих сил и требований жизни, а жизнь требовала научить детей читать, писать и считать. На этом мы споткнулись. За большинством из нас не было многолетнего опыта, наши летние курсы стояли в стороне от школьной работы, они имели свои специальные задачи - расшевелить людей. Пришлось думать об организации товарищеской взаимопомощи. Создавать курсы естествознания (зоологии, ботаники, практической агрономии). На этот год мы обратим особое

29

Михаил Николаевич Скаткин - сотрудник калужского отделения ... I

внимание на следующие предметы: Родной язык - научить детей грамоте, принимая во внимание основное положение «Усовершенствуй язык самих детей, а не обучай книжному языку взрослых. Естествознание - широкое естественно-историческое исследование местного края» [4, с.5].

Ученик С.Т. Шацкого М.Н. Скаткин считал, что ребёнок и окружающая его действительность взаимосвязаны. Педагог изучает жизнь деревни, собирает интереснейшие материалы по истории, экономике и быту самсонов-ских крестьян. «Деревня Самсоново, - писал М.Н. Скаткин, - небольшая, всего дворов тридцать. Во всей округе это, пожалуй, наиболее зажиточная деревня. Основой благосостояния было сильно развитое ткачество. В каждом доме стоял «стан», а иногда и два. Кроме того, есть маленькая фабрика, где те же самые станки собраны в большом количестве. Фабрика давала работу всем соседним деревням. У каждого хозяина есть свой участок земли - по полторы десятины, остальная земля - общинная. Хозяйственная разруха первых лет революции заставила вернуться в деревню. Все бросились на землю и на ткачество. Платки сотнями везли на Украину, а оттуда вывозили хлеб. Голод почти не коснулся деревни. Бедствовало всего два-три семейства» [5].

Для глубокого изучения района Деревенского отделения Первой опытной станции в 1925 году была организована Экономическая секция, ставившая целью научно обосновать эффективные методы и формы включения детей в общественно полезный труд. В исследованиях принимали участие научные сотрудники Л.Н. Скаткин, А.А.Никольский, М.Н. Скаткин, полностью освобождённые от практической работы. Вместе с учителями и школьниками они начали обследование района Первой опытной станции. На каждую деревню были заведены карточки или «паспорта» с разделами:

1. Население деревни. 2. Земля. 3. Скот. 4. Экономические группировки хозяйств деревень. Результатом работы стал большой материал по социально-экономическому состоянию деревень трёх районов Калужской области.

Приоритетным направлением в работе деревенской школы середины 20-х годов Михаил Николаевич считал экономическое направление. В своих статьях он описал формы участия детей в социалистическом переустройстве деревни: детские кооперативы, цветоводные, санитарные комиссии, клубы, избы-читальни. При этом, замечал педагог, общественная работа школы должна являться не самоцелью, а только средством, при помощи которого школа может осуществлять свои учебно-воспитательные задачи. Овладев знаниями по птицеводству, учащиеся школы д. Стрелковка организовали куроводческий кооператив, инструктировали

30

I И.Л. Ефимова

вновь открывшиеся куроводческие хозяйства Угодско-Заводской волости.

На уроках математики школьники проводили расчёты бюджетов хозяйств, обмеры приусадебных участков. Опираясь на знания, полученные на уроках естествознания, рассказывали крестьянам о новых способах обработки почвы, объясняли, какие сорта сельскохозяйственных культур наиболее подходят для данной климатической зоны, призывали крестьян развивать молочное животноводство. Михаил Николаевич отмечал, что практическое применение знаний, полученных в школе, способствовало активизации учебного процесса. Таким образом, в 20-х годах решалась проблема мотивации получения учащимися образования.

Особенностью района Деревенского отделения Первой опытной станции являлось развитие отхожих промыслов. Практически половина мужского населения уходила в город на заработки, в крестьянском хозяйстве катастрофически не хватало рабочих рук. Поэтому на школьных собраниях родители ставили вопрос о создании мастерских и специальных профессиональных школ, где бы ребята могли научиться делать необходимые для хозяйства предметы. В результате, в 1926 - 1927 годах повсеместно открываются трудовые уголки. В одной из статей М.Н. Скаткин писал: «Полезные вещи, которые ребёнок приносил домой (складные детские кроватки, покрышки на вёдра, щётки для мытья посуды, вешалки, полки), являлись прекрасным агитационным средством для родителей за признание трудовых уголков, а вместе с этим рос авторитет всей школы» [6, с.79].

М.Н. Скаткин, придавал большое значение роли семьи в воспитательном процессе. «Семья занимается воспитанием ребёнка, - писал педагог. -От того, как это воспитание поставлено, зависит успех или неуспех работы школы» [7, с.21].

Михаил Николаевич выделял три стадии работы школы с семьёй:

1. Взгляды семьи и школы на воспитание ребёнка различны.

2. Нахождение точек соприкосновения.

3. Семья начинает помогать школе.

Для установления полного взаимопонимания Скаткин предлагал следующие формы вовлечения родителей в воспитательный процесс: установление контроля за физическим состоянием ребёнка, устройство детских уголков, установление режима дня, участие детей в родительских собраниях, организация передвижных выставок. Проводимая учителями работа в этом направлении имела свои результаты. Вот что написала десятилетняя девочка из деревни Трясь: «Меня мама положила теперь спать одну, потому что врач говорит, чтобы не спать у печки и вдвоём с кем-нибудь. Сегодня

31

Михаил Николаевич Скаткин - сотрудник калужского отделения ... I

моя мама поехала на завод, и она купит рыбьего жиру и по рецепту лекарства. И я теперь выполняю правила: как приду из школы, то ложусь прямо спать» [7, с.26].

В 1920-е годы учитель рассматривался, как главный строитель и проводник идей социализма в деревне. Он должен был не только научить детей читать и писать, но и воспитать настоящих борцов за «счастливое завтра». Именно поэтому М.Н. Скаткин особое внимание уделял вопросам участия школы в общественно-политической жизни деревни. Несколько лет он являлся членом ревизионной комиссии Белкинского кооператива и хорошо знал, чем «живёт и дышит» крестьянская община. В одной из его статей даны яркие описания сельского схода в одной из деревень Угодско-Заводской волости Малоярославецкого района: «Вот послышался звон. Это звонили на сходку. Вот народ идёт со всех сторон, не торопится. Весь народ собрался, и староста начинает рассказывать, о чём сходка. Читает записку, которую прислали из волости. Потом кто-нибудь скажет слово, а тут уж ругаются. На этом сходка и закончилась. Все мужики разошлись. Остались только бабы, разговаривают промеж собой или судят про других. Бабы бывают не все, а только вдовы или если муж вместо себя пошлёт. Больше стало молодёжи, комсомольцев, которые вносят некоторый внешний порядок и организованность в сходку» [8, с.60].

Михаил Николаевич писал о плохой работе сельсовета, инфантильности крестьянской массы, нежелании самостоятельно принимать решения. Поэтому, считал Скаткин, школьники должны помогать работе сельсовета: участвовать в перевыборах, писать агитационные плакаты, в день выборов организовывать детские ясли и агитповозки, заниматься благоустройством деревни, организовывать библиотеки, театральные и хоровые кружки.

В статьях М.Н. Скаткина приводится много детских сочинений, которые наглядно иллюстрируют участие школьников в общественно-политической жизни своей деревни. Учащиеся Угодско-Заводской школы писали: «Мы узнали от председателя колхоза, что такое сельсовет, что скоро будут перевыборы, и мы решили помогать в работе сельсовета. Мы писали повестки на отчётное и перевыборное собрание, разносили их по домам. Рисовали плакаты и вывешивали у себя дома, в потребиловке, у клуба и чайной, а ещё в деревнях Росляковке и Ступинке, на тех местах, где ходит много народу, чтобы все читали и шли на перевыборы сельсовета» [7, с.39].

Безусловно, что в этот период у М.Н.Скаткина стали складываться первые дидактические представления о том, «как исподволь и постепенно объяснять учащимся сведения о природных телах, о животных и растени-

32

I И.Л. Ефимова

ях, об их росте, развитии и происходящих в связи с этим изменениях. Как вести грамотные наблюдения, опыты, записи, анализ и изучение явлений окружающей природы, животного и растительного мира самими учащимися. Особое значение имело то, что в процессе таких занятий дети получали исследовательские навыки, у них формировалась наблюдательность, умение анализировать, обобщать собранные ими из различных источников сведения, делать самостоятельные выводы и собственные вполне серьезные умозаключения, на основе которых вырабатывались необходимые им новые знания» [9, с. 29].

На основе анализа и обобщения деятельности опытно-экспериментальных учебных заведений М.В.Богуславский выделил следующие ведущие принципы организации в них «учебно-воспитательного процесса: 1) потребность видеть в ребенке личность, чутко, внимательно, с полным доверием и уважением относиться к нему; 2) стремление педагогических коллективов дать своим воспитанникам гармоническое развитие, реализовать все их способности, воспитать самостоятельность, активность и инициативу, любовь к систематическому, в том числе и физическому труду; 3) выделение среди стимулов получения образования в качестве ведущих таких, как познавательный интерес и жизненно-практическое значение знаний; 4) обеспечение тесной связи преподавания с окружающей жизнью, желание опереться в образовательной работе на непосредственный опыт воспитанников, учить в «школе природы, а не на ее искусственных подобиях - учебных предметах»; 5) создание жизнерадостной, творческой атмосферы; установление между педагогами и воспитанниками на почве общих интересов и совместной деятельности отношений близости и доверия; 6) поиск способов сотрудничества школы и семьи, организация тесной связи с родителями, привлечение их к действенному участию в школьной жизни» [10, с. 159].

Во второй половине 1920-х годов в стране началась индустриализация. Перед педагогами поставили задачу политехнического обучения учащихся. Михаил Николаевич вместе с другими сотрудниками Экономической секции провели техническую перепись машин в районе Первой опытной станции, организовали обучение школьников. Ребята изучали устройство жмыходробилок, сноповязалок, сенокосилок, тракторов, обрабатывали с помощью этих машин опытные поля и участки, которые были в большинстве школ района.

В 1930 году семья Скаткиных переезжает в Москву, где Михаил Николаевич продолжает педагогическую работу. С.Т. Шацкий в сопроводи-

33

Михаил Николаевич Скаткин - сотрудник калужского отделения ... I

тельной характеристике дал высокую оценку своему ученику и соратнику: «К работе исследовательской весьма способен. При хорошей начитанности в педагогической и экономической литературе, М.Н. Скаткин может стать хорошим научным работником. С общественно-политической стороны М.Н. Скаткин является вполне советски настроенным человеком. В деревне ряд лет он вёл большую общественную работу. Со стороны марксистского образования нуждается в хорошем руководстве. В общем, работник способный и дельный» [11].

М.Н. Скаткин стал известным учёным в области советской педагогики, всегда был верным последователем и пропагандистом новаторских идей С.Т. Шацкого.

Литература

1. Музей истории города Обнинска. МИГО КП 2872/25

2. Архив Российской академии образования. Ф.1, оп.1, д.242. МИГО. КП 2659.

3. Скаткин М.Н. Вести из Калужского отделения Опытной станции// Информатор. - 1921. - № 1.

4. Скаткин М.Н. О работе по труду// Из практики деревенской школы. - 1924.

5. Скаткин М.Н. Общественная работа школ помогает делу// Трудовые уголки в деревенской школе. - М., 1930.

6. Скаткин М.Н. Общественная работа деревенских школ. - М., 1926. .

7. Скаткин М.Н. Наша волость и роль школы в советском строительстве// Народный учитель. - 1925. - № 7-8.

8. Занаев С.З. М.Н.Скаткин как автор учебников и учебных пособий по естествознанию // История и педагогика естествознания. - 2013. - № 4. - С. 28-37.

9. Богуславский М.В. История отечественной педагогики (первая треть ХХ века). Томск: Изд-во НТЛ, 2005. - 312 с.

10. Шацкий С.Т. Справка-характеристика на М.Н. Скаткина. МИГО 2047/1.

11. Ефимова И.Л. Школа-колония «Бодрая жизнь». Испанский детский дом / И.Л.Ефимова; ред. А.А.Кащеева, Р.А.Гаврилова, З.В.Васильева // Музей истории г. Обнинска. Калининград: Аксиос, 2012. - 224 с.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.