Научная статья на тему 'Осуществление М. Н. Скаткиным политехнического образования как стратегического направления модернизации образования в 20-е годы'

Осуществление М. Н. Скаткиным политехнического образования как стратегического направления модернизации образования в 20-е годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.Н.СКАТКИН / ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / MIKHAIL N. SKATKIN / POLYTECHNIC EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION / INTEGRATED METHODS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занаев Сергей Зандраевич

В статье представлены основные направления деятельности М.Н. Скаткина по осуществлению политехнического образования, связанные с периодом его работы в 20-е годы в Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР под руководством С.Т. Шацкого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Polytechnic Education by Mikhail N. Skatkin as a Strategic Direction of Modernization of Education in the 1920s

The main directions of activity of Mikhail N. Skatkin for the implementation of polytechnic education related to the period of his work in 1920s in the First Pilot Station of the People's Commissariat of the of the Russian Soviet Federative Socialist Republic under the leadership of Stanislav T. Shatsky are presented in the paper.

Текст научной работы на тему «Осуществление М. Н. Скаткиным политехнического образования как стратегического направления модернизации образования в 20-е годы»

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Н. СКАТКИНА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ М.Н. СКАТКИНЫМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В 20-е ГОДЫ

В статье представлены основные направления деятельности М.Н. Скаткина по осуществлению политехнического образования, связанные с периодом его работы в 20-е годы в Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР под руководством С.Т. Шацкого.

В 1920-х - начале 1930-х гг. велись интенсивные дискуссии и поиски дидактической системы развития политехнического образования. Активное участие в них принимал также М.Н. Скаткин, работавший в это время учителем начальных классов сельской школы, входящей в состав Первой опытной станции Наркомпроса, действовавшей под руководством С.Т.Шацкого [2]. Показательно, что, обучая в школе крестьянских детей, М.Н. Скаткин учил также их родителей на занятиях (ликбеза) в избе-читальне, в то же время, он учился сам на курсах, организованных С.Т. Шацким для своих коллег.

Успехи деятельности Опытной станции были обусловлены во многом организацией системного образования кадров учителей, построенного в атмосфере постоянных встреч, творческих контактов, консультаций и обмена опытом коллег на курсах, способствовавших повышению их квалификации. С.Т.Шацкий вырастил целую плеяду активных учеников-последователей.

С.З. Занаев

Ключевые слова:

М.Н.Скаткин,

политехническое

образование,

педагогическое

просвещение,

комплексные методы

обучения.

35

Осуществление М.Н. Скаткиным политехнического образования ... I

Общепризнанной заслугой С.Т.Шацкого является то, что у своих коллег он стремился пробудить интерес к научно-исследовательской деятельности. При его помощи были написаны и опубликованы первые научные работы М.Н.Скаткина. В них раскрывались проблемы обучения сельских детей, проводился всесторонний анализ жизни, быта и уклада крестьян, показывались трудности и сложности, встречавшиеся на пути начинающих учителей того времени. Несомненно, что за период работы в Первой опытной станции Михаил Николаевич под руководством С.Т.Шацкого прошел хорошую школу педагогической и научно-исследовательской деятельности.

В работе курсов Шацкого гармонично сочеталась научно-теоретическая подготовка с обменом опытом, быстрое проведение апробаций и внедрения научно-методических достижений в педагогическую практику. Организация физического производительного труда, активных эмоционально-творчески и интеллектуально развивающих занятий, общения и отдыха являлись интересным и важным дополнением в работе с учащимися.

Необходимым условием успешной деятельности школы, по убеждению С.Т. Шацкого, являлось ее «взаимодействие с окружающей средой, участие в строительстве жизни» [3, с. 122]. В процессе учебы и работы в такой общеразвивающей среде учащиеся приобретали разносторонние знания, умения, навыки, проходили широкую политехническую сельскохозяйственную подготовку. Школы станции вели большую общественно полезную, социально значимую работу по благоустройству и озеленению деревень, распространению педагогических, политехнических знаний среди населения. Выдающиеся и общепризнанные достижения Первой опытно-показательной станции наглядно продемонстрировали, что социально направленная деятельность школы содействует общему развитию региона, выполняя важную социально-экономическую функцию.

Показательно, что в деятельности станции осуществлялось педагогическое управление средой, посредством которого оказывалось успешное образовательно-воспитательное влияние на окружающий социум. Воспринимая окружающую среду как средство воспитания, С.Т.Шацкий активно изменял и преобразовывал ее вместе с учащимися, оказывая тем самым опосредованное воспитательно-образовательное воздействие на всех. Например, они высаживали в палисадниках цветы, проводили разъяснительную работу с сельскими жителями, в числе которых были родители их учеников. Объясняли и убеждали всех в необходимости соблюдения правил гигиены, экологии окружающей среды обитания, доказывали материально-экономическую выгодность применения рациональных приемов и

36

I С.З. Занаев

методов в земледелии, в ткачестве, агитировали за переход на кооперацию.

Вместе с решением различных образовательно-воспитательных задач коллектив станции занимался пропагандой и распространением среди сельского населения политехнических знаний по современным методам сельскохозяйственного производства. Результатами и плодами самоотверженного труда воспитанников колонии, а также приемами и способами земледелия, скотоводства, переработки сельхозпродукции активно интересовались жители окрестных деревень.

В целях решения задач политехнического образования М.Н.Скаткин вместе с другими сотрудниками Опытной станции провели техническую перепись сельскохозяйственных машин в районе, на базе которых затем было организовано обучение школьников. Ребята изучали устройство и принцип работы жмыходробилок, сноповязалок, сенокосилок, тракторов. В дальнейшем в качестве практикоориентированного обучения и отработки навыков управления на этих машинах обрабатывались опытные поля и участки, принадлежавшие школам района.

В школах Первой опытной станции Наркомпроса С.Т.Шацкого изучались разные аспекты, связанные с политехническим образованием и трудовым воспитанием учащихся. Например, на уроках математики школьники проводили расчёты бюджетов хозяйств, обмеры и расчет площади приусадебных участков. Используя знания и сведения, полученные на уроках естествознания, выступали перед крестьянами с рассказами о современных и продуктивных способах обработки почвы, объясняли, какие сорта сельскохозяйственных культур наиболее подходят для данной климатической зоны, призывали крестьян переходить на кооперацию, развивать молочное животноводство. М.Н.Скаткин отмечал, что практическое применение знаний, полученных в школе, в дальнейшем в домашнем хозяйстве, в сельскохозяйственном производстве способствовало повышению активизации учебного процесса. Безусловно, отечественный опыт решения проблем мотивации и активизации получения учащимися образования в 20-х годах, имеет важное значение для современной педагогики.

В педагогическом отношении важно, что при выполнении этих видов труда деревенские дети приобретали достаточно широкие знания и умения по сельскохозяйственному производству и животноводству, изготовлению различных довольно сложных изделий. В этих трудовых процессах также проходило их трудовое становление и формирование. В историческом отношении здесь можно отметить, что сельские жители с детских лет приучались к выполнению самых разных видов труда, при выполнении которых

37

Осуществление М.Н. Скаткиным политехнического образования ... I

они приобретали жизненно необходимые им разносторонние умения, знания, сноровку и творческую смекалку.

Заслугой М.Н.Скаткина на данном этапе явилась разработка творческого подхода к обучению и воспитанию крестьянских детей на основе обогащения интеллектуального содержания их труда, он также учил их родителей на занятиях ликбеза в деревенской избе-читальне.

В процессе обучения родителей педагог осуществлял исследование сельского социума. Исходя из задачи повышения интереса школьников к учению, к овладению знаниями и практическими навыками, Михаил Николаевич с самого начала педагогической деятельности изучал и анализировал жизнь крестьян и их детей. Первоначальные педагогические исследования М.Н.Скаткина строились на материале наблюдений над деревенскими школьниками и социальной средой и отражали первоначальный опыт по организации и привлечению детей к посильному участию в социалистическом преобразовании села. Результаты исследования были описаны М.Н.Скаткиным в 1923 г. в первой статье «О работе по труду в деревенской начальной школе», опубликованной в ведущем теоретическом журнале Наркомпроса РСФСР «На путях к новой школе» [5].

В этой статье раскрываются проблемы обучения сельских детей, проводится всесторонний анализ быта и уклада жизни крестьянских детей и их родителей, показываются трудности и сложности, встречавшиеся на пути начинающих сельских учителей. Рассматривая виды труда, в которых принимали участие дети, молодой педагог заметил, что они рано эксплуатируются родителями, которые смотрят на них как на бесплатную рабочую силу. Тогда как самим детям не нравится скучная однообразная работа, когда «в нее не вложена идея, нет души, она не возбуждает умственной работы»[5, с. 103].

Начинающий исследователь пришел к выводу, что негативное воздействие такого труда на формирующуюся личность обусловлено тем, что он «вытекает из суровой внешней необходимости добыть средства к жизни, и не освещен изнутри человека светом сознания и радости, которые в состоянии самый тяжелый труд сделать игрой». Придавая большое значение играм в общем развитии ребенка, М.Н.Скаткин выявил, как труд постепенно противопоставляется игре и «становится тяжелой обязанностью, отнимающей все его силы. Труд служит тогда препятствием дальнейшему всестороннему развитию»[5, с. 102].

В данной связи М.Н.Скаткин считал особенно важным для успешного всестороннего развития ребенка «дать ему труд, способный возбудить те же эмоции радости, что и игра».[5, с. 107]. Существенно, что уже в те годы

38

I С.З. Занаев

он заметил, что привнесение в процесс обучения, в труд элементов игры, способствует повышению психоэмоционального настроя на эти виды деятельности, повышает их качество и результативность. Таким образом, уже в первой публикации М.Н.Скаткин рассматривал вопросы творческого подхода к обучению и воспитанию детей, необходимости обогащения интеллектуального содержания их труда, использования игровых методов обучения. Эти положения, получившие развитие в его дальнейших исследованиях, не утратили своей значимости и в современной педагогике.

В дальнейшем при разработке различных концептуальных положений, вошедших в основу построения отечественной системы образования, политехнического обучения подрастающих поколений, М.Н.Скаткин развивал и опирался на основные идеи и принципы своего учителя. Ведущими из них являются: связь обучения с жизнью, с трудом, активность и самостоятельность учащихся в освоении техники, технологии, организации и экономики производства, педагогическое руководство политехническим образованием, подготовка и повышение квалификации педагогов. В деятельности школы комплексной интегративно объединяющей всех идеей выступало взаимодействие семьи, школы и общественности в воспитании подрастающих поколений. Важная роль здесь отводилась общественно полезному производительному труду. При этом общее образование являлось фундаментом политехнической, трудовой подготовки, социализации и становления личности, что, в свою очередь, повышало мотивацию и активность детей в обучении, поднимало качество усвоения знаний, их функциональность для теоретического и практического применения.

Во второй половине 1920-х гг. М.Н.Скаткиным осуществлялось исследование способов политехнического образования в процессе изучения комплексных тем в сельском варианте учебных планов и Программ Государственного ученого совета (ГУСа), которые были разработаны коллективом под руководством С.Т.Шацкого к учебному 1927/1928 году. При этом он сам непосредственно разрабатывал комплексные интегрированные темы и апробировал их в преподавании.

В комплексных программах ГУСа по общеобразовательным предметам, в апробации которых участвовал М.Н.Скаткин, большое значение придавалось теоретическому обоснованию политехнического образования как принципа организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов.

Бывший воспитанник Станции младший брат Михаила Николаевича Юрий Николаевич делился с нами интересными подробностями из

39

Осуществление М.Н. Скаткиным политехнического образования ... I

жизни и организации учебно-воспитательной работы на Станции. Профессиональный художник-фотограф, он именно здесь получил начальные навыки по рисованию и фотографированию, являлся членом редколлегии газеты «Бодрая жизнь». По его словам, на Станции было полное самоуправление, для этого были созданы различные комиссии (животноводческая, огородническая, цветоводная, санитарная, гостевая и др.) Например, гостевая комиссия занималась обустройством и приемом многочисленных посетителей, в числе которых было много зарубежных представителей.

Значимым достижением Опытной станции было то, что педагоги в ней одними из первых приступили к реальному осуществлению технической деятельности социального характера. Известно, например, что в Первой опытной станции С.Т.Шацкого дети занимались радиофикацией окружающих деревень. Юрий Николаевич Скаткин вспоминал о том, как дети-радиолюбители впервые сделали детекторный радиоприемник и давали по очереди слушать передачи всем по наушнику. Со временем им удалось собрать ламповый радиоприемник, и они организовали через репродуктор общее вещание. В дальнейшем по просьбе жителей окружающих деревень колонисты провели радио в Кривском, Самсонове, Добром. Эта детская деятельность имела важное социально-политическое и просвещенческое значение, а также в процессе такой работы ребята овладевали ценными политехническими знаниями и умениями по радиоделу.

Организация производительного труда в школах Станции была гармонично увязана с серьезными научно-практическими наблюдениями и исследованиями политехнической направленности. Ю.Н.Скаткин свидетельствовал, что в сельскохозяйственном кабинете у них находились составленные ребятами таблицы, в которых они постоянно фиксировали методы ухода за животными, рационы и время кормления, получаемые привесы и удои. Имелась также нарисованная ими карта сельскохозяйственных угодий колонии, обрабатываемых детьми, на ней были обозначены площади, отведенные под различные сельскохозяйственные культуры. Здесь же в таблицах фиксировались сроки посадки, виды ухода, составлялись схемы внесения удобрений, сроки полива и т.д. Через определенное время собранные данные сопоставлялись и анализировались, по ним составлялись различные наглядные диаграммы, при необходимости вносились нужные коррективы.

Именно в эти годы в выступлениях М.Н.Скаткина стали появляться мысли о том, что для успешного развития всеобщего политехнического образования большое значение имеет распространение политехнических знаний не только среди работников образования и педагогической науки, но и

40

I С.З. Занаев

среди всех других членов общества. В дальнейшем в его статьях в различных массовых изданиях, объяснялась суть политехнического обучения для различных категорий населения. Он утверждал в публикациях необходимость поддерживать интерес детей к технике, техническому творчеству, предлагал дарить детям технические игрушки, конструкторы, наборы инструментов, чтобы дома у ребенка было свое рабочее место. Так как каждый ребенок формируется в семье, в школе, в обществе, то, по мнению М.Н.Скаткина, только общими усилиями можно решить сложные задачи политехнического образования. Ученый предрекал объективную необходимость широкого распространения педагогических знаний в обществе, своеобразного всеобуча в этом направлении, чему и служили его публикации.

Именно просветительская политехническая деятельность школ Первой опытной станции способствовала распространению передовых методов сельскохозяйственного производства и являлась гармоничным, взаимообогащающим воздействием на местную культуру. В целом такая работа этих школ содействовала также повышению общего благосостояния жителей региона и положительно воспринималась всеми.

Наряду с разработкой комплексных тем Программ ГУСа в этот период в центре внимания начинающего исследователя находилось комплексное изучение проблем развития сельской школы. Он провел научно-педагогический анализ уклада сельской жизни и местных народных промыслов. В процессе изучения разработанных М.Н.Скаткиным комплексных тем учащиеся успешно овладевали различными знаниями и умениями, продуктивно осуществлялся процесс их социализации.

Формирование новых общественных отношений стало одной из наиболее важных задач, стоящих перед школами, особенно актуально это было для сельской местности. В работах М.Н.Скаткина этого периода «Распространение идей новой школы в крестьянской среде» [1926] и «Общественная работа деревенской школы» [1926] рассматривались проблемы сельской школы и ее новые задачи. Эти работы показали способности М.Н.Скаткина к научно-педагогическому анализу. В дальнейшем он постоянно принимал активное участие в различных дискуссиях на страницах педагогической печати по многим проблемам школьного образования.

На примере изучения деревенского социума М.Н.Скаткин показал взаимосвязь и тесное единство развития общества и школы как важной, неразрывной и составной его части. Раздумывая об улучшении обучения и воспитания подрастающих поколений селян, он пришел тогда к важному концептуальному выводу, что для достижения прочных и положительных

41

Осуществление М.Н. Скаткиным политехнического образования ... I

результатов в этом направлении недостаточно только одних усилий школы и педагогов, а необходимо объединение усилий всех членов окружающего сельского социума. В своей дальнейшей научно-исследовательской деятельности, занимаясь совершенствованием образования и трудового воспитания подрастающих поколений всей страны, ученый последовательно развивал и реализовывал эту концепцию.

В этот период трудовое обучение стало самостоятельным и значимым предметом, в процессе преподавания которого осуществлялась реальная связь умственного труда с физическим. В исследованиях М.Н.Скаткина рассматривались вопросы организации общественно-политических и учебно-воспитательных мероприятий комплексной, политехнической направленности: «Проведение дня урожая и коллективизации» [1929], «Праздник урожая» [1929]; изучение тем «Деревня и город» [1929], «Окрестности деревни» [1929], «Методика обучения работе с картой» [1929],«Местные народные промыслы» [1929]. Рассматривая явления окружающей жизни в комплексе и единстве, ученый осуществил подробный анализ организации образования крестьян и их детей, условий жизни крестьянства, состояния местных народных промыслов, в частности ткачества, а также их влияние на жителей деревни, на организацию образования крестьян и их детей.

Позднее, анализируя историю развития системы образования в стране 20-х годов, М.Н.Скаткин подчеркивал, что «именно в этот период были осуществлены попытки органически вписать учебно-познавательную деятельность в ансамбль всей жизнедеятельности школьников, связать содержание образования с трудом»[6,с. 25]. Тем самым ученый акцентировал внимание научно-педагогической общественности на комплексной интеграции учебно-воспитательной деятельности подрастающих поколений.

Можно утверждать, что при разработке концептуальных положений, заложивших основу теории и практики политехнического обучения, М. Н. Скаткин постоянно опирался на основные идеи и принципы педагогической системы С.Т.Шацкого.

Ведущими из них являлись: комплексное взаимодействие школы, семьи и общественности в осуществлении политехнического образования; связь обучения с жизнью, с общественно полезным производительным трудом; трактовка общего образования как фундамента политехнической, трудовой подготовки, социализации и становления личности; активность и самостоятельность учащихся в освоении техники, технологии, организации и экономики производства; целенаправленное педагогическое руководство политехническим образованием школьников; систематичная и непрерыв-

42

I С.З. Занаев

ная подготовка и повышение квалификации педагогов - политехнистов.

Анализ публикаций М.Н.Скаткина периода 20-х годов позволяет сделать вывод о том, что в них доминировала направленность на то, чтобы обучение и воспитание детей в школах шло с учетом особенностей жизни села, традиций и обычаев, через убеждение реальными примерами улучшения условий жизни и окружающей среды, которое, в свою очередь, оказывало общее благотворное влияние на социум. В процессе такой деятельности, решая образовательно-воспитательные задачи учащиеся вносили элементы нового в местную культуру, совершали конкретный созидательно-творческий вклад в преобразование и улучшение окружающей среды.

Подчеркнём, что сформированный на этой основе в 20-е годы М.Н.Скаткиным комплекс теоретических, дидактических и методических положений стал базой и творческим источником для последующей разработки стабильного учебника по естествознанию и методики преподавания этого предмета.

М.Н.Скаткин в своих дальнейших исследованиях постоянно выступал за то, чтобы советская школа стала политехнической, трудовой, чтобы учитель стал организатором жизнедеятельности учащихся по приобретению ими знаний не только из книг, но и путем самостоятельных наблюдений, опытов, практических работ на пришкольном участке, в мастерских при изготовлении различных поделок, демонстрирующих, как человек использует законы природы в своих целях.

В своих учебниках для начальных классов М.Н.Скаткин предлагал темы по естествознанию, по электричеству, объясняющие как его получают и как его используют. Ученый утверждал, что ученик не пассивный объект, выполняющий команды учителя ради получения оценки, а активный субъект педагогического процесса. Высказывания ученого-педагога не потеряли актуальности и востребованы с позиции развития и совершенствования современного образования.

В юбилейном сборнике научных трудов ИТИП РАО, посвященном 70-летию института, где в свое время работал М.Н.Скаткин, директор института доктор философских наук, профессор С.В.Иванова проницательно отмечает, что «в настоящее время, как никогда ранее, стало понятным, что только те педагогические идеи и инициативы имеют право на существование и внедрение, которые прошли детальную теоретическую экспертизу и были оценены как преемственные в историко-педагогическом отношении» [11, с. 5].

Безусловно, что идеи и мысли отечественного ученого-педагога М.Н.Скаткина прошли испытание и проверку временем и не потеряли сво-

43

Осуществление М.Н. Скаткиным политехнического образования ... I

ей актуальности, поэтому их необходимо учитывать при развитии и модернизации современного образования.

Литература

1. Положение о Единой Трудовой Школе РСФСР // Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917-1973 гг. М., 1974.

2. Удостоверение Первой опытной станции по Народному Образованию при Наркомпросе РСФСР № 433 от 24.03.1919г.//Архив Научно-мемориального центра деятелей теории и истории педагогики им. М.Н.Скаткина при ФГБНУ ИСРО РАО. Фонд М.Н.Скаткина. Оп. 1-4. Д. 8. Л.

3. Шацкий С.Т. Школа и строительство жизни // Избр. пед. соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1980.

4. Скаткин Ю.Н. Огоньки в глуши. Детское царство С.Т.Шацкого : очерки о выдающемся русском педагоге Станиславе Теофиловиче Шацком и его любимом детище - школе-колонии «Бодрая жизнь», основанной в 1911 году в Калужской губернии / Ю.Н.Скаткин. Обнинск, 2001. - 63 с.

5. Скаткин М.Н. О работе по труду в деревенской начальной школе: Из практики деревенской школы // На путях к новой школе.-1923. - №3(6).

6. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы // Сер., Педагогика и психология, № 7. М., 1981.

7. Рубинштейн М.М.. Метод жизненных комплексов в свете детской психики и трудовой школы. Трудовая школа в свете истории современности: Сб. статей/ Под ред. проф. М.М.Рубинштейна. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Л.: Книгоиздательство «Сеятель», 1925.

8. Скаткин М.Н. Об усилении политехнической и трудовой направленности учебно-воспитательного процесса. УМС. М., 1980.

9. Занаев С.З. М.Н.Скаткин как автор учебников и учебных пособий по естествознанию // История и педагогика естествознания. - 2013. - № 4. - С. 28-37.

10. Богуславский М.В. Приоритеты модернизации содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века [Текст] / М.В.Богуславский // Проблемы современного образования www.pmedu.ru 2012. - № 6. - С. 99-111.

11. Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития: Сб. науч. тр. Международной научно-теоретической конференции 28-29 мая 2014 г. В 2-х томах / Под ред. С.В.Ивановой, А.В.Овчинникова. Том I. М., ФГНУ ИТИП РАО. - 2014. - 358 с.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.