ЛОКАЛЬНОЕ ЗАКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ИМИДЖА ГОРОДА
© Фиклисова Е.А.*, Шадрина А.В.*
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
г. Екатеринбург
Описывается важность организации ландшафтных локальных пространств территорий ВУЗов, как важной составляющей городской среды. Рассматривается территория творческого ВУЗа УралГАХА (Екатеринбург). Проводится сравнительный анализ территорий творческих ВУЗов - УГАХА (Екатеринбург), МАРХИ (Москва) и NABA (Милан), по ряду идентичных принципов и существующих признаков. На основе сравнительного анализа выявляются недостатки и проблемы территории УралГАХА. Делается вывод о реорганизации территории творческих ВУЗов и о роли такого пространства в городской среде.
Ключевые слова ландшафтная организация, развитая инфраструктура, бренд ВУЗа, творческий ВУЗ.
Современное высшее образование давно перешло на рыночную основу. Главная цель - продать товар, а для этого необходимо показать ВУЗ с наилучшей стороны.
Успех зависит от многих факторов. Как правило, эти факторы традиционно связываются с интеллектуальными, психологическими и экономическими ресурсами [2]. В качестве комплексного ресурса, сочетающего эти аспекты, далее рассматривается территория самого ВУЗа.
В нашем представлении о среде учебного учреждения гораздо реже, чем за рубежом, присутствует одна из важных составляющих - ландшафтная. В отечественной практике пока что отодвинут на второй план вопрос обустройства локальных закрытых пространств в центральной части города, в связи с высокой плотностью существующей застройки и стремительным ростом новой застройки. Элементы ландшафтного дизайна чаще всего представлены в проектах исключительно в рамках традиционных представлений -скамьи, партер, редко - посадки деревьев [3].
Современному, динамичному, бурно развивающемуся Екатеринбургу необходим новый подход к ландшафтной организации локальных пространств, чтобы подтвердить свой статус крупного регионального центра, в том числе, в городской системе озеленения, и занять достойное место как в России, так и в международном рейтинге городов, благоприятных для человека [4, с. 31].
* Магистрант кафедры Ландшафтной архитектуры.
* Старший преподаватель, кандидат архитектуры.
В Екатеринбурге повышается уровень высшего образования, расширяются учебные заведения, рассматривается система объединения ВУЗов в единый комплекс. С развитием ВУЗов появляется необходимость в развитии инфраструктуры, повышения внешнего «статуса» здания (фасады, благоустройство территории, декорация), придания брендового образа (логотип, единый стиль), который будет являться привлекательным не только для потенциальных студентов и преподавателей, но и случайных прохожих [1, с. 59].
Одним из таких ВУЗов Екатеринбурга, нуждающийся в «немедленной реанимации» территории и внешнего облика здания, является УралГАХА (Уральская государственная архитектурно-художественная академия).
Территория УралГАХА не благоустроена, захламлена, здание имеет обветшавший внутренний фасад, а процессы, происходящие внутри двора, нерационально занимают много места. Следовательно, территории необходима архитектурно-ландшафтная реорганизация, (см. рис. 1).
В настоящее время внутренний двор используется для хозяйственных нужд, парковки, подвоза продуктов к кафе, а так же является местом хранения старых планшетов. А потребителями территории являются: студенты, преподаватели, покупатели торгового центра MODA, работники близ располагающихся кафе, магазинов.
В связи с этим необходимо не просто благоустроить внутренний двор академии, но и изменить характер использования территории.
Поскольку рассматриваемое пространство относится к творческому ВУЗу, то и подход к организации такого пространства должен отличаться от организации прочих локальных закрытых пространств.
Для определения способа организации локального закрытого пространства был проведен сравнительный анализ территорий творческих ВУЗов -УГАХА (Екатеринбург), МАРХИ (Москва) и NABA (Милан).
Вышеперечисленные ВУЗы были выбраны по ряду идентичных принципов:
- наличие локального закрытого пространства;
- расположение в квартале исторической застройки;
- отсутствие студенческой площади перед зданием;
- замкнутость пространства;
- малая площадь для организации благоустройства и озеленения.
Сравнительный анализ сделан по ряду существующих признаков:
1. Фасад / Архитектурный стиль.
2. Транспорт (хранение автомобиля).
3. Зона отдыха / Площадь перед зданием.
4. МАФ / Оборудование.
5. Озеленение.
Далее кратко рассмотрим особенности сравниваемых ВУЗов:
Уральская государственная архитектурно-художественная академия является одним из ведущих вузов страны, готовящих высококвалифицированные кадры в области градостроительства, архитектуры, дизайна, изобразительного искусства, прикладной экономики, информатики и информационных технологий.
История академии берет свое начало в 1947 году. С 1996 года институт получил государственный статус академии. В академии обучается около 3000 студентов и 70 аспирантов, 384 педагога.
1. Здание выполнено в стиле конструктивизм, когда-то это здание было общежитием. Со времени строительства здания, изменились: оконные рамы, оформлена входная группа и остеклены балконы по углам здания. Фасады здания выкрашены в серый цвет и не имеют дополнительных элементов. Цоколь облицован плиткой. Здание не выделяется из градостроительной среды и не привлекает внимания (см. рис. 2а).
2. Здание расположено в Кировском районе города Екатеринбурга в границах существующих улиц проспект Ленина, Карла Либкнехта, Толмачева. Парковка существует хаотично, вдоль проезда внутри двора УралГАХА. Велопарковка располагается около входа в академию (см. рис. 3а).
3. Площадь перед зданием академии 4 метра шириной выполняет функцию пешеходного коридора, из которого можно попасть в Урал-ГАХА и в близ расположенный торговый центр. Доступные студентам и сотрудникам зоны отдыха располагаются в пределах пешеходной доступности от здания: Литературный квартал, сквер имени Попова, бульвар по проспекту Ленина (см. рис. 4а).
4. Полное отсутствие МАФ и оборудования (см. рис. 4а).
5. Вокруг академии нет озеленения, но здание является геометрическим центром для окружающих зеленых зон (Литературный квартал, Сад Вайнера, Сквер Попова, Бульвар по проспекту Ленина) (см. рис. 6а).
МАРХИ - Московский Архитектурный институт был организован в 1933 году. В 1920 году на основе слияния мастерских создается ВХУТЕМАС. В октябре 1933 года был создан «чистый» архитектурный институт.
В МАРХИ обучается около 1400 студентов и аспирантов, 400 штатных преподавателей.
1. Здание выполнено в стиле сталинский ампир. Вход оформлен аркой облицованной яркой мозаикой (см. рис. 2б).
2. С восточной стороны территория ограничена улицей Рождественка, подъезд к зданию осуществляется у Сандуновского переулка. Парковка осуществляется непосредственно в зоне отдыха и на площади
перед зданием. Велопарковка не организована; велосипеды оставляют в зоне отдыха и на площадке перед зданием (см. рис. 3б).
3. Площадь перед зданием (примерно 45 х 22) выходит на улицу Рождественку. Площадь направляет ко входу в здание, является местом сбора и общения студентов (см. рис. 4б).
4. На площади располагается фонтан в стиле соответствующем зданию. Он выполнен из чугуна и бетона. Студенты используют фонтан, как скамейку (см. рис. 5б).
5. Озеленение в небольшом количестве присутствует вокруг площади перед зданием. Качество растений:
- Липы (вдоль здания) сейчас не имеют функционального назначения (ажурная форма кроны является защитой от прямого солнечного света), а лишь препятствуют просмотру вида из окон и проникновению света в помещения МАРХИ. Ржавая листва дерева является признаком болезни;
- Кустарники создают благоприятную среду - карман, но некоторые старые кустарники оголены внизу, что разрушает закрытость пространства;
- Клен: изгиб ствола, форма ствола говорят о старости дерева;
На территории сильно уплотнена почва, отсутствуют приствольные круги у деревьев, газонное покрытие неравномерное, окраска побегов недостаточно яркая, наблюдается вытаптывание подстилки, запущенность территории. Деревья хорошего качества, но необходима реконструкция газона, вокруг пустить бордюр (см. рис. 6б).
NABA (Nuova Accademia di Belle Arti Milano) - Академия искусства и дизайна в Милане была основа в 1980 году. NABA - международное образовательное учреждение. В конце 2009 года Академия стала частью всемирной ассоциации аккредитованных высших учебных заведений.
В настоящее время в NABA обучается около 900 студентов и 300 аспирантов.
1. Вход в здание в стиле модерн обрамляют ворота. Академия имеет несколько корпусов с переменной этажностью (2-3 этажа) (см. рис. 2в).
2. Территория расположена в границах существующих улиц Via Carlo Darwin, Via Giovanni Segantini. Мотоциклы и мопеды паркуются перед воротами в академию. Велопаркинги расположены перед главным входом в здание, а так же перед корпусами ВУЗа (см. рис. 3в).
3. Отсутствие площади перед зданием. Площадь и зоны отдыха расположены в глубине ВУЗа, между корпусами. В зонах отдыха проходят студенческие мероприятия, инсталляции, презентации (см. рис. 4в).
4. Пространство оборудовано МАФ - бетонными скамейками, цветниками, фонарями, скульптурами (см. рис. 5в).
5. Озелененные участки располагаются между корпусами в зонах отдыха, а так же вокруг здания ВУЗа.
Качество растений отличное. Деревья имеют прямую форму ствола, красивую формовку кроны, однородную окраску листьев. Присутствует приствольный круг у деревьев и кустарников. Газон ухожен: подстрижен, имеет яркий, сочный цвет, равномерное покрытие, отсутствие сорняков и войлока. Вся ландшафтная композиция обрамлена бордюром (см. рис. 6в).
Вывод: Сравнительный анализ локальных закрытых пространств на примере трех творческих ВУЗов показывает необходимость доработки (NABA и МАРХИ) или же полной реорганизации (УралГАХА) территории.
Сейчас потребители территории УралГАХА (пешеходный коридор между академией и торговым центром, хозяйственный двор) - студенты, преподаватели, покупатели торгового центра MODA, работники близ располагающихся кафе, магазинов.
Недостатками территории УралГАХА являются:
- отсутствие функционального зонирования локального пространства;
- непривлекательность фасадов академии, что негативно влияет на восприятие творческого ВУЗа в целом;
- неприемлемая площадь перед зданием академии, выполняющая функцию пешеходного коридора;
- хаотическое расположение автомобилей в локальном пространстве;
- отсутствие малых архитектурных форм и оборудования;
- отсутствие озеленения для защиты от неблагоприятных воздействий улиц центральной части города.
Таким образом, локальное пространство творческого ВУЗа УралГАХА нуждается в полной реорганизации, смене потребителя и функции территории в соответствии с потребностью в полноценной рекреации, о которой говорят студенты и преподаватели академии (по результатам социального опроса, см. рис. 1).
Территория может включать динамические, изменяемые элементы, участвующие в творческом и образовательном процессе. Пространство должно тесно взаимодействовать с окружающей средой, вписываться в нее, а так же подключать к себе все новые элементы с целью дальнейшего развития [6, с. 27].
Внутренний двор такого рода не только повысит статус ВУЗа, использует полный потенциал здания института (увеличение используемых площадей), но и повысит уровень благоустройства в городе, а так же санитарно-защитные качества территории.
Именно такое локальное пространство будет полноценно функционировать, постоянно меняться и может стать «визитной карточкой» творческого ВУЗа УралГАХА.
ОПРОС СРЕДИ СТУДЕНТОВ УГАХА 45
против
за
% соотношение
ЗА ПРОТИВ 22%
78%
40
37,5
40 35 30 25 20 15 10 5 0
студенты
■ необходимость реорганизации, идеи студентов
■ нужна реорганизация, любая
■ оставить как есть/все-равно Рис. 1
а)
б) Рис. 2
в)
Транспорт
УГАХА/Россия г. Екатеринбург МАРХИ/Россия г. Москва ^ВА/Италия г. Милан
а) б) в)
Рис. 3
Зона отдыха / Площадь перед зданием
УГАХА/Россия г. Екатеринбург МАРХИ/Россия г. Москва \Д1!А Италия г. Милан
а) б) в)
Рис. 4
а)
б) Рис. 6
в)
Список литературы:
1. Беккер Е.Г., Юданов А.Ю., Бурделова Т.Н. Бренд и экономическая устойчивость ВУЗа: моногр. [Текст] / Е.Г. Беккер, Т.Н. Бурделова, А.Ю. Юданов. - М.: КНОРУС, 2012. - 208 с.
2. Дуцев М.В. Архитектурно-художественное формирование открытых городских пространств (на примере Европейский городов) [Электронный ресурс] / М.В. Дуцев // Архитектон: известия вузов. - 2012. - № 40, декабрь. -Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_4/4 (дата обращения: 9.05.2014).
3. Нефёдов В.А. Бизнес в ландшафтном обрамлении [Электронный ресурс] / В.А. Нефёдов // Журнал «The CHIEF». - 2005. - № 8 (42). - Режим доступа: http://urban-landscape.ru/articles/business-in-landscape-framework (дата обращения: 15.05.2014).
4. Нефёдов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды [Текст] / В.А. Нефёдов. - СПб., 2002. - 295 с.: ил.
5. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры [Текст] / Н.А. Нехуженко - СПб., 2004. - 190 с.: ил.
6. Сапрыкина Н.А. Основы динамического формообразования в архитектуре [Текст]: учебник для вузов / Н.А. Сапрыкина. - М.: Архитектура-С, 2005. - 312 с.
ДИНАМИКА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
© Черницын В.А.*
Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, Республика Казахстан, г. Астана
Сегодня ученые начинают всерьёз задумываться о возможностях для развития теоретической базы формирования архитектурных ансамблей. Интересной сферой для таких изысканий можно обозначить современную динамику преобразования архитектурных пространств, изменения которой порождают определенные чувственные переживания в человеческом сознании.
Ключевые слова: архитектурное пространство, типы пространств, темперамент пространства.
Взаимодействие жителей современных мегаполисов с окружающей их архитектурной средой становится все более сложным. Это обусловлено как ускорением процессов активности человека, так и быстротой изменения среды. Интенсивность строительства жилья и офисных зданий приводит к
* Магистрант кафедры Архитектуры.