Научная статья на тему 'Логистическая организация и развитие гостиничных сетей в отечественной сфере гостеприимства'

Логистическая организация и развитие гостиничных сетей в отечественной сфере гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНАЯ ЦЕПЬ / HOTEL CHAIN / СЕРВИСНАЯ ЛОГИСТИКА / SERVICE LOGISTICS / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / NETWORK ORGANIZATION / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / HOSPITALITY / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ACCOMMODATION FACILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Р.М.

В статье автор обосновывает необходимость реализации устойчивой и институционально эффективной трансформации отечественного рынка средств размещения, которая должна базироваться на логистической организации и развитии сетевых форм организации гостиничного бизнеса, что позволит усилить потенциал конкурентного роста российских операторов в рамках сложившейся бимодальной структуры рынка за счет инфраструктурного сетевого расширения гостиничного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author substantiates the need for the implementation of sustainable and effective institutional transformation of the domestic market of accommodation facilities, which should be based on the organization and development of logistics network forms of organization of the hotel business, which will strengthen the competitive growth potential Russian operators in the framework of the existing market structure bimodal due to infrastructural network expansion hotel business.

Текст научной работы на тему «Логистическая организация и развитие гостиничных сетей в отечественной сфере гостеприимства»

Р.М. Захарова

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНЫХ СЕТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация

В статье автор обосновывает необходимость реализации устойчивой и институционально эффективной трансформации отечественного рынка средств размещения, которая должна базироваться на логистической организации и развитии сетевых форм организации гостиничного бизнеса, что позволит усилить потенциал конкурентного роста российских операторов в рамках сложившейся бимодальной структуры рынка за счет инфраструктурного сетевого расширения гостиничного бизнеса.

Ключевые слова

Гостиничная цепь, сервисная логистика, сетевая организация, гостиничный бизнес, средства размещения.

2014 № 1 (45) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

R.M. Zakharova

LOGISTICS ORGANIZATION AND DEVELOPMENT IN DOMESTIC HOTEL

CHAINS IN HOSPITALITY

Annotation

The author substantiates the need for the implementation of sustainable and effective institutional transformation of the domestic market of accommodation facilities, which should be based on the organization and development of logistics network forms of organization of the hotel business, which will strengthen the competitive growth potential Russian operators in the framework of the existing market structure bimodal due to infrastructural network expansion hotel business.

Keywords

Hotel chain, service logistics, network organization, hospitality, accommodation facilities.

Современная отечественная индустрия гостеприимства испытывает определенное торможение, продуцируя различные девиантные практики инсти-туционализации рынка, на котором наблюдается процесс неорганичного развития сетевых форм организации гостиничного бизнеса со стороны российских отельеров. При максимальном дистанцировании государства от процесса строительства гостиниц и дороговизне кредитных ресурсов в экономике на фоне длительной окупаемости проектов (не менее 8 лет), рынок оказывается крайне сбалансирован. При неизменном количестве объектов стагнирует процесс увеличения числа управляющих компаний.

В условиях, когда текущее стихийное развитие российского рынка гостиничных услуг с точки зрения вектора и качества его институционализа-ции, а также макроэкономических условий функционирования оставляет желать лучшего, возникает вопрос о том, какие факторы и условия могут выступить индикатором трансформации модели его роста. При ограниченных возможностях государства в части реализации необходимых макроэкономических корректировок, как это ни парадоксально и странно, определенным ка-

тализатором развития рынка через его качественную перестройку может выступить вторая волна кризиса, предпосылки вызревания которого в отечественной экономике становятся все более и более отчетливыми. Так вот, кризис может сформировать определенную механику селекционного отбора, в результате которого можно получить своего рода двуединый эффект.

Во-первых, будут автоматически отбракованы не жизнеспособные — слабые операторы рынка.

Во-вторых, ужесточение конкуренции оборвет — нивелирует паллиативные формы сетевой интеграции на рынке, которые в перспективе в обновленном виде позволят максимально задействовать логистические возможности управления гостиничными цепями и усилят конкуренцию на рынке, обеспечивая его более сбалансированное и устойчивое развитие.

На волне экономического подъема российский рынок средств размещения упорно сохранял свою фрагментарность, а рост отдельных сегментов характеризовался неодинаковыми темпами их экономического подъема и качеством институционализации. Так, в нижнем ценовом сегменте часть предложения представлена общежитиями и

старыми постройками. Этот сегмент локализовал недорогие услуги и лишь немногие из существующих гостиниц повышали свою классность. Можно предположить, что именно этот сегмент получит определенный импульс для развития, а миграция спроса между сегментами будет стимулировать ускоренную институционализацию именно этой ниши рынка. В течение последнего десятилетия развитие гостиничного бизнеса в России происходило в рамках его роста снизу, индикатором чего являлось строительство и реконструкция мини-гостиниц. Макроэкономическая прогнозная оценка позволяет констатировать, что фаза развития рынка в рамках этой модели, вероятно, будет пролонгирована.

Переосмысление этих трендов в концептуальном порядке позволяет констатировать существование двух моделей развития рынка средств размещения в России:снизу и сверху.

Диспаритет в развитии модели снизу и модели сверху будет определяться макроэкономическими параметрами функционирования отраслевого хозяйства страны, производными от которых станут: уровень спроса; уровень деловой активности в экономике; инвестиционная привлекательность крупных и средних гостиничных проектов. В условиях повышения конкуренции и более жесткого перераспределения спроса между операторами внутри сегмента — если он не будет расти — реализация модели сверху будет сопряжена с определенными рисками, поскольку она требует от бизнеса решения стратегических задач, проведения мониторинга рынка, разработки долгосрочных бизнес-планов. На падающем или нестабильном рынке реализация достаточно трудоемкой в исполнении модели может происходить крайне умеренными темпами.

В этих условиях большие возможности получит развитие гостиничного

бизнеса снизу, что будет сопряжено с меньшими затратами и не потребует разработки — реализации сложной рыночной стратегии.

В 2014-2016 гг. в России могут быть сформированы устойчивые экономические условия для развития малых форм гостиничного бизнеса.

Современное развитие сферы гостеприимства в России характеризуется усилением конкуренции в различных ее сегментах, что формирует бимодальную структуру рынка средств размещения, дальнейшее развитие которой требует выработки устойчивых форм организации гостиничного бизнеса.

В структуре отраслевого хозяйства современных экономик наблюдается отчетливое расширение прогрессивного опыта сетевой организации гостиничного бизнеса, который более выпукло использует эту форму рыночной институ-ционализации на фоне остальных отраслей социального сервиса [1, с.150]. Сетевая организация гостиничных цепей расширяет возможности интеграции большего числа участников, что повышает рыночную устойчивость и потенциал эффектообразования формируемой при этом цепи. За счет функционально-процессного расширения последней увеличивается возможность применения различных технологий. Это позволяет продуцировать ряд эффектов формирования конкурентных преимуществ, в том числе по цене (эффект масштаба).

Логистическая организация формирования и развития гостиничных цепей открывает более широкое окно возможностей для применения логистики в части организации самого процесса продуцирования и оказания гостиничной услуги. Эта взаимодополняемость и взаимообусловленность формируют важное синергетическое качество современных логистических сервисных систем, в которых логистика организации и логистика реализации сервиса находятся в плотной функционально

рациональной институционально-

процессной смычке.

Во-первых, сегодня в условиях ужесточения конкуренции наблюдается крайнее обострение проблемы повышения уровня обслуживания в гостиничном бизнесе, которое может быть обеспечено на основе логистики. Во-вторых, эффективная — логистическая — организация процесса производства и оказания гостиничной услуги возможна только в рамках сетевой организации бизнеса, которая позволяет использовать одновременно ряд эффектов, умножая синергию этого процесса.

Объединение этих ракурсов в единый фокус рассмотрения вопроса позволяет заключить, что одновременная логистическая организация гостиничного бизнеса и применение сервисной логистики создают мощные предпосылки для его прогрессивного эволюционирования.

Все это позволяет актуализировать появление и развитие в гостиничном бизнесе логистических сетей, эмпирический синтез которых представляет собой нетривиальный процесс и требует научной разработки и учета целой системы факторов, формирующих предпосылки для качественной трансформации институциональной структуры рынка средств размещения в России.

Отмечая высокий уровень научно-практической разработки проблем современной трансформации гостиничного рынка и развития гостиничных цепей в России, а также высокую динамику расширения уровня рыночного присутствия на рынке международных гостиничных цепей, необходимо обратить внимание, что со стороны операторов рынка формируется внятный эмпирический запрос на разработку стратегий и направлений логистической организации функционирования гостиничных цепей, а также создания устойчивых предпосылок и условий для дальнейшего развития логистических сетей гости-

ничного бизнеса, создание которых позволит повысить эффективность функционирования операторов рынка и продуцировать более эффективные формы их рыночной самоорганизации.

Рабочая гипотеза настоящей статьи базируется на предположении о том, что устойчивая и институционально эффективная трансформация отечественного рынка средств размещения должна базироваться на логистической организации и развитии сетевых форм организации гостиничного бизнеса, что позволит усилить потенциал конкурентного роста российских операторов в рамках сложившейся бимодальной структуры рынка за счет инфраструктурного сетевого расширения гостиничного бизнеса (образование логистических сетей) и повышения уровня обслуживания путем системного внедрения бизнес-компетенций сервисной логистики.

Научно-практическое развитие сервисной логистики как инструментального императива логистики гостиничного бизнеса позволяет обосновать системный характер связей между функционированием сервисных систем и потребительской средой гостиничного бизнеса. В результате обоснования происходит корреляционное сложение в единую цепочку причинно-

следственных связей операционного и институционального аспекта соответственно развития и функционирования гостиничного бизнеса. Потребитель задает характер спроса, под который происходит трансформация предложения гостиничной услуги. Продуцирование востребованного рынком уровня и характера последней приводит к изменению формы самоорганизации гостиничного бизнеса, наиболее прогрессивный вариант которой образуют логистические сети гостиничного бизнеса. Такой формат через сетевой принцип организации гостиничного бизнеса автомати-

чески расширяет возможности применения в нем логистики [2].

Современные особенности синтеза логистических сервисных систем в сфере гостиничного хозяйства детерминированы как спецификой развития отраслевого рынка, так и общим макроэкономическим трендом развития экономики. Последний определяет реальные предпосылки и условия для роста туристического трафика, объем и структура которого детерминируют актуальный вектор трансформации рыночного предложения. В силу этого комплексная макроэкономическая оценка вектора трансформации отраслевого хозяйства и базовых сегментов, выступающих в качестве драйверов роста реального сектора экономики регионов, позволяет оценить перспективные сдвиги в структуре туристического потока; расширить возможности не только оптимизации структуры предложения на гостиничном рынке, но и более адаптивной разработки технологической платформы потоково-процессного обслуживания в современных логистических сервисных системах.

С точки зрения логистики продуктивной в научном и прикладном плане представляется дифференциация возможностей повышения эффективности бизнеса, которые будут неодинаковы для различных компаний. Небольшие компании в сфере гостиничного бизнеса будут иметь меньшие возможности для развития его сетевой организации, равным образом, как и для применения сервисной логистики [3, с.18].

Здесь будет наблюдаться сужение или упрощение цикла заготовительной и производственно-распределительной логистики. Такой гостиничный бизнес не может продуцировать более широкие цепи поставок, которые бы интегрировали в себя и конечных потребителей гостиничной услуги. В итоге, имеются институциональные ограничения по широте гостиничного бизнеса и его

масштабам, ограничивающие возможности его логистической организации и совершенствования.

Сегодня формирование качественной гостиничной услуги детерминировано множеством факторов, комплекс которых должен обеспечиваться системно, не разрозненно (локально по отдельным гостиницам) и не дифференцированно (частично). Выполнению этих условий способствует введение собственных нормативов и стандартов оснащения помещений, а также технологии и стандартов обслуживания. Сетевая организация работы гостиниц позволяет придать определенный порядок процессу генерирования унифицированной в сети гостиничной услуги, задать коридор целеполагания и технологий исполнения через сетевые стандарты. Реализация этого прогрессивного подхода позволит расширить возможности системного выполнения этих стандартов: зафиксировать сетевой стандарт гостиничной услуги; обеспечить реализацию массы процессов, связанных с новым, корпоративно отождествляемым уровнем ее исполнения. Необходимость обеспечения соответствия принятым нормативам и стандартам гостиниц потребует создания крупных централизованных специализированных предприятий со стороны преимущественно крупных гостиничных сетей.

На рынке эмпирически — естественно-эволюционным путем выкристаллизовывается два различных принципа интеграции российских и зарубежных гостиничных цепей. Для большинства отечественных компаний во главу угла ставится владение недвижимостью, тогда как примат интеграции зарубежных сетей составляет соблюдение стандартов и безопасности. Такая дифференциация формирует определенную разность потенциалов с точки зрения внутрикорпоративной мобилизации ресурсов и технологий конкурентного роста на рынке. В современной и,

тем более перспективной фазе его развития, это может ограничить возможности роста российских гостиничных цепей по сравнению с зарубежными. Традиционный сегмент развития российских гостиничных сетей, вероятно, составят преимущественно бюджетные форматы гостиничной индустрии. В этом случае особое значение приобретет фактор цены, а также использование эффекта масштаба от управления сетью. Очевидно, что данный эффект может быть девальвирован ограниченными возможностями организационно-

экономической конвергенции объектов, входящих в гостиничную цепь, а также их операционно-процессной интеграции.

Дифференцируя причины формирования гибридных форм процессно-институциональной интеграции в гостиничном сегменте сервисной отрасли, можно выделить две основные составляющие: связанные с объективными ограничениями (дефицит ресурсов роста); субъективными, обусловленными фрагментарным подходом к сетевому построению и операционно-процессной унификации производства и реализации гостиничной услуги во всех объектах, объединяемых в цепь. Обобщение данных причин позволяет заключить, что развитие российского рынка характеризуется нетривиальным процессом его институционализации и формирует специфическую структуру рынка, которая является бимодальной; может описываться двумя моделями развития гостиничного рынка — снизу и сверху, имеющими неодинаковый потенциал для воспроизводства, который трансформируется под воздействием колебания конъюнктуры рынка и/или макроэкономической среды его функционирования; сложной для устойчивого эмпирического вызревания прогрессивного вектора его трансформации (низкая инвестиционная привлекательность, нестабильность развития и разнородность гости-

ничных объектов вторичного рынка коммерческой недвижимости ограничивают возможности формирования и развития гостиничных цепей). Все это формирует неэффективную модель развития рынка, эмпирически фиксирующую механизм воспроизводства организационно неполноценных гостиничных цепей, фрагментарная процессно-институциональная конвергенция которых формирует паллиативный характер развития системы гостиничного сервиса.

Результаты исследования позволяют заключить, что опережающее развитие бюджетных форматов малого сектора отечественной индустрии гостеприимства позволит сформировать и запустить здесь самовоспроизводящийся цикл: разрозненные малые формы организации гостиничного бизнеса (малые отели) — гостиничные цепи ^ логистические сети в малом секторе гостиничного бизнеса. В этом сегменте могут быть сформированы системные предпосылки и условия для институционального произрастания логистических сервисных систем гостиничного бизнеса. Разноскоростная институционализа-ция рынка в разрезе отдельных его сегментов будет стимулировать еще более не линейное, но ярко выраженное — подчеркнуто прогрессивное переопределение бимодальной структуры рынка. Априорная оценка этого процесса позволила выделить несколько вероятных фазовых переходов: формирование самовоспроизводящегося цикла образования логистических сетей гостиничного бизнеса, растянутого во времени; интенсивное развитие логистических сетей в малом секторе рынка средств размещения, его укрупнение и выход за пределы сегмента — усиление конкурентного давления в сегменте более качественных отелей 4* и 5* (временное нарушение бимодальной структуры рынка) — активное развитие дорогих отелей по пути ускоренной логистиче-

ской интеграции (опираясь на прогрессивный опыт логистической интеграции малых отелей в логистические сети и отработки там компетенций сервисной логистики, рыночные структуры более дорогого сегмента рынка будут логистически образовывать и сетевую структуру, и операционно-процессную платформу гостиничного сервиса, сжимая максимально временной промежуток институционального и технологического «реформирования» бизнеса); восстановление бимодальной структуры рынка уже в новом качестве. Запуск процесса интенсивного появления логистических сетей отелей 4* и 5* позволит сбалансировать предложение на рынке, восстанавливая новые границы между сегментами при более высоком качестве сервисного обслуживания.

Наиболее сильные институциональные подвижки в формировании рыночной инфраструктуры отечественной сферы гостеприимства произойдут именно в рамках этих трех фазовых переходов, которые восстановят более устойчивую бимодальную структуру рынка.

Библиографический список:

1. Багирян, В. Международный туризм и его влияние на развитие экономики [Текст] / В. Багирян // Вестник Ростовского государственного эконо-

мического университета (РИНХ). — 2013. — №3.

2. Захарова, Р. Направления развития гостиничных цепей и логистической организации гостиничного бизнеса в отечественной индустрии гостеприимства [Текст] / Р. Захарова // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2013. — №4.

3. Скоробогатова, Т. Синергети-ческий эффект производства и потребления в логистических сервисных системах [Текст] /Т. Скоробогатова // РИСК. — 2012. — №2.

Bibliographical list:

1. Bagiryan, B. International tourism and its impact on the economy [ Text] / V. Bagiryan // Bulletin of the Rostov State Economic University ( RSEU) . — 2013 . — №3.

2. Zakharova, R. Trends of hotel chains and logistic organization of hotel business in the domestic hospitality industry [Text] / R. Zakharova // Bulletin of Rostov State Economic University (RSEU).— 2013,—№4.

3. Skorobogatova, T. Synergistic effect of production and consumption in the service logistics systems [ Text] / T. Skorobogatova // RISK. — 2012 . — № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.