Научная статья на тему 'Лингвокогнитивные особенности аргументации в немецкоязычном религиозном дискурсе'

Лингвокогнитивные особенности аргументации в немецкоязычном религиозном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС / ПРОПОВЕДЬ / АРГУМЕНТАЦИЯ / АПЕЛЛЯЦИЯ К ОБРАЗЦУ / RELIGIOUS DISCOURSE / SERMON / ARGUMENTATION / APPEAL TO MASTERS BEHAVIOR MODEL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Салахова Аделина Гюль-балаевна

Рассматриваются особенности реализации аргументативной стратегии в речах немецкоязычных проповедников. Аргументация в проповеди основывается на апелляции к различным ментальным уровням. В рамках данной статьи анализируются лингвокогнитивные особенности апелляции к образцу. В качестве образцов выступают Бог, Иисус, ученики, религиозные лидеры и представители церкви, простые верующие, прихожане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguo-cognitive features of argumentation in a German language religious discourse

The article deals with peculiar ways of argumentation in speeches of German missionaries. The argumentation in the sermon is based on an appeal to the various mental levels. In this article the linguocognitive ways of appeal to the sample are analysed on the base of Gods, Jesus, religious leader's behavior models.

Текст научной работы на тему «Лингвокогнитивные особенности аргументации в немецкоязычном религиозном дискурсе»

А.Г.Салахова

Челябинск, Россия

A.GSalahova

Chelyabinsk, Russia

ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРГУМЕНТАЦИИ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОМ РЕЛИГИОЗНОМ ДИСКУРСЕ

Аннотация. Рассматриваются особенности реализации аргументативной стратегии в речах немецкоязычных проповедников. Аргументация в проповеди основывается на апелляции к различным ментальным уровням. В рамках данной статьи анализируются лингвокогнитивные особенности апелляции к образцу. В качестве образцов выступают Бог, Иисус, ученики, религиозные лидеры и представители церкви, простые верующие, прихожане.

Ключевые слова: религиозный дискурс; проповедь; аргументация; апелляция к образцу._______

LINGUO-COGNITIVE FEATURES OF ARGUMENTATION IN A GERMAN LANGUAGE RELIGIOUS DISCOURSE

Abstract. The article deals with peculiar ways of argumentation in speeches of German missionaries. The argumentation in the sermon is based on an appeal to the various mental levels. In this article the linguocognitive ways of appeal to the sample are analysed on the base of Gods, Jesus, religious leader’s behavior models.

Key words: religious discourse; sermon; argumentation; appeal to masters behavior model.

Сведения об авторе: Салахова Аделина Гюль-Бала-евна, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка.

Место работы: Челябинский государственный университет.

About the author: Salahova Adelina Gul-Balaevna, candidate of Philology, assistant professor of the German language department.

Place of employment: Chelyabinsk State University.

Контактная информация: 454084, г. Челябинск, Свердловский проспект, д. 39, кв. 60; тел. (908)5727287, (351)7997151; e-mail: adelina-salakhova@yandex.ru

В процессе коммуникации каждый ее участник преследует свои определенные цели. К функциям коммуникативного процесса относятся информативная, прагматическая, рекреативная, эмоционально-оценочная, апеллятивная и другие. В рамках религиозного дискурса агенты (священнослужители) воздействуют на клиентов (слушателей, прихожан, верующих, коллег) с целью оказать влияние на адресата, его мировоззрение, моральноэтические нормы, модели поведения. Говоря о коммуникативной ситуации проповедования, перед агентами религиозного дискурса стоит задача разъяснить вероучение, призвать слушающих к вере и покаянию, утвердить их в вероучении.

Для того чтобы проповедь достигла своей цели, проповедник использует ряд аргумен-тативных средств. Одним из способов аргументации является аргументация при помощи образца. Посредством этого говорящий сознательно или неосознанно побуждает слушателя к имитации необходимого типа поведения. Образцами могут служить лица или группы лиц, общественный престиж которых повышает значимость их поступков [1]. Образец указывает на оптимальное в данной ситуации и в данное время поведение, следование которому гарантирует высокую оценку в глазах общества, повышение собственного авторитета, самоудовлетворение.

В зависимости от вида проповеди существуют различия в использовании образцов как аргументов в проповедческих текстах. Так, в разъяснительной проповеди образец является основным структурным элементом текста. Суть такого вида проповеди — разъяснить смысл Библии, библейские истины и подвести христиан к применению смысла этого текста в их сегодняшней жизни. Целью разъяснения смысла Писания является соотнесение прошлого и настоящего или раскрытие значения библейской истины для современности.

В качестве образца поведения в этих проповедях чаще всего выступает совершенное существо, представленное в виде идеи или образа Бога либо его наместника, пророка на земле. Так, Бог наделяется человеческими чертами, оставаясь недосягаемым образцом. Например, Бог говорит, его можно услышать, понять, прочесть (Gott spricht, Gott ist hörbar,

verstehbar, lesbar in unserer Wirklichkeit. Er bedient sich des Irdischen...). Однако Бог остается совершенным, высшим существом, не похожим на людей (Gott hat sein ewiges Wort, den Logos, seinen tiefsten Sinn, sein Leben in diese Welt hineingesprochen) [3].

Несмотря на свои сверхъестественные свойства, Бог часто ведет себя с другими людьми как живой человек. Он обладает человеческими качествами, такими, как отеческая любовь, сострадание, бескорыстие. Он жертвует своим единственным сыном, обрекая на нечеловеческие муки, ради спасения человечества, а не ради власти на земле. «Denn Gott hat die Welt so sehr geliebt, dass er seinen einzigen Sohn hingab, damit jeder, der an ihn glaubt, nicht zugrunde geht, sondern das ewige Leben hat. Denn Gott hat seinen Sohn nicht in die Welt gesandt, damit er die Welt richtet, sondern damit die Welt durch ihn gerettet wird» [4]. Для большинства людей свойственно заботиться о своих детях и стараться обеспечить им хорошее будущее, жизнь, полную достатка, а не лишений. Показывая Бога, проповедник апеллирует к нравственным принципам христианского вероучения. В качестве образцов часто выступают Иисус и его ученики.

Как правило, в проповеди священник анализирует какую-либо морально-нравственную проблему современного общества, при этом он описывает создавшуюся, зачастую негативную ситуацию, делает нравственные выводы и показывает альтернативное, желаемое поведение, отвечающее религиозным требованиям. Чтобы быть понятым слушателями правильно и не навязывать прямо собственного мнения, в качестве подтверждения своих слов проповедник иллюстрирует ожидаемое от слушателей поведение, ссылаясь на действия авторитетного лица. Авторитет человека, выступающего в качестве образца, не должен вызывать подозрений и негативной реакции. С одной стороны, он должен быть абсолютным авторитетом, «высшим существом» по определению Х.Перельмана, но с другой стороны, между ним и слушателями не должно быть огромного различия, будь оно духовное, временное или культурное [2].

К примеру, в своей проповеди архиепископ Иоахим Майснер проводит параллели между действиями Бога, описанными в Ветхом Завете, действиями Иисуса, изложенными в Новом Завете, и современной ситуацией в Кельне накануне отбытия викария Райнера Марии Вёльке, назначенного папой римским архиепископом Берлина. «Unser Gott zeigt sich im Alten Bund als der Gott der wandernden Völker, der herausruft und Abraham und seine Nachkommen auf die Wege bringt. Christus ruft seine Jünger, indem er ihnen sagt: „Kommt!“ Und er sendet sie kurz danach, indem er zu ihnen spricht: „Geht!“. Wir erleben heute Abend eine solche Stunde des Aufbruchs und Abschieds, indem der ernannte Erzbischof von Berlin den Ruf Gottes durch die Berufung des heiligen Vaters angenommen hat und als Konsequenz nun aufbrechen wird, um dorthin zu gehen, wohin der Herr ihn bestellt und wo er schon von ihm erwartet wird» [5]. В данном отрывке проповеди использован целый ряд вербальных средств пер-суазивного воздействия на адресата. Синтаксический параллелизм, использование анафорических и эпифорических повторов позволяет эксплицитно показать связь между творцом всего живого, непререкаемым образцом христианского служения и действиями назначенного архиепископа. Говорящий акцентирует внимание на том, что по призыву Бога Авраам и его потомки двинулись в путь из Харрана, а после того, как Авраам прибыл в землю Ханаанскую, Господь одобрил его действия (Быт. 12:1—7), указывая на «правильное» поведение Авраама, его предназначение и служение Богу и людям. Далее священник повторяет прецедентную ситуацию служения Богу рассказом о Иисусе и его учениках, которые так же как и Авраам были посланы Иисусом проповедовать христианство. И Авраам, и апостолы по велению Бога должны были уйти с обжитых мест ради служения Богу. Тем самым говорящий проводит параллели между образцами христианского служения и современником, викарием Вёльке, показывает избранность, высокое христианское значение нынешнего архиепископа Вёльке. Его назначение в Берлин определяется как степень смирения, а его поведение как истинное служение Богу.

В воспитательной проповеди бывшего епископа Айхштета В .Миксы говорится о необходимости плодотворного диалога между различными религиями. Проповедник описывает ситуацию в Германии, указывает на возникающее и нарастающее среди немцев недовольство, а порой и непримиримое отношение к инаковерующим, в частности мусульманам, и призывает к терпимости, толерантному поведению по отношению к приверженцам другой веры, к диалогу с представителями других религий. В качестве подтверждения своих слов он апеллирует к авторитету папы римского Иоанна Павла II, призывающего к открытому диалогу между религиями для борьбы с терроризмом. Действия папы римского выступают как образец гуманного, разумного человека, стремящегося к миру и разрешению конфликтов между религиозными течениями, выступающего против терроризма. «So ist unser jetzige Papst... Er hat aufgefordert und darum gebeten, dass jeder von den Religionsvertretern in seiner Art wie er das Göttliche, wie er das Übernatürliche versteht und durch das Gebet sich bewusst wird, dass wir im Aufschauen zum Göttlichen, im Aufschauen zu Gott nie und nimmer im Namen Gottes, nie und nimmer im Namen der Religion zum Krieg aufrufen können» [6]. Проповедник подчеркивает, что папа римский не говорил о том, что мы все верим в одного Бога и что нет повода для разногласий. Он призывал к тому, чтобы представители разных конфессий каждый со своих религиозных позиций пропагандировали среди своих приверженцев лишь одну мысль: «Поднимая взоры к Богу, мы не можем призывать к войне во имя Бога и религии». Говорящий не только показывает прихожанам модель образцового поведения в ситуации распространения терроризма на земле, но и подчёркивает авторитет папы римского как «пожалуй, единственного великого и заслуживающего доверия представителя человечества». «Mit dieser Einladung, ja mit dieser Besinnung, mit dieser geistlichen Ausrichtung des Lebens der verschiedenen Religionen im Blick auf eine Zukunft in Frieden und Gerechtigkeit, hat der Papst wohl als der einzige große und glaubwürdige Sprecher der Menschheit das richtige Ziel aufgezeigt!» Он указал верную цель своим приглашением к диалогу, призывом одуматься, переосмыслить свое поведение, направленностью духовной жизни различных религиозных течений на будущее в мире и равенстве. Проповедник не просто описывает действия папы римского, но и дает им оценку и значение для верующих всех конфессий. Тем самым слушатель получает образец для своих дальнейших действий, показанный на примере человека, высоко ценимого не только в христианском мире, но и в мире в целом.

Однако идеальный авторитет может быть воспринят слушателями как нереальное, слишком идеализированное, недосягаемое существо. Поэтому проповедники показывают, что и образцам свойственно ошибаться. Например, один из учеников Иисуса Фома, который не верит в воскрешение Христа: «Wie nahe steht uns doch dieser Thomas: „Wenn ich nicht die Male der Nägel an seinen Händen sehe und wenn ich meinen Finger nicht in die Male der Nägel und meine Hand nicht in seine Seite lege, glaube ich nicht“» [5]. Он показывает неправильное с позиций христианского учения поведение. Проповедник сравнивает Фому с современным человеком. Так же, как Фома ищет материальные доказательства воскрешения Христа, современный человек ищет материальные доказательства «правильности» христианской религии. Это обусловлено нашим материальным мышлением. Впоследствии получив материальное подтверждение воскрешения, пораженный Фома повествует об этом чуде другим поколениям людей, не знавших и не живших во времена Христа. Он произносит слова, являющиеся догмой для каждого верующего: «Selig, die nicht sehen und doch glauben!» («Благословенны те, кто не видит, но верит!»). Тем самым проповедник старается предостеречь слушателей от неправильного с точки зрения христианской религии поведения современных людей. При этом он не раз подчёркивает, как похож сомневающийся в вере Фома на современного человека, требующего очевидных доказательств каким-либо фактам или утверждениям. Таким образом, говорящий подчеркивает, что современным людям, как и ученикам Иисуса, свойственно ошибаться. Но лишь те, кто истинно верит,

осознает свои ошибки и свою дальнейшую жизнь будет мерить по христианским моральным принципам.

Итак, проповедь имеет целью подвигнуть слушателей на определенные поступки, задуматься о дне сегодняшнем. Поэтому проповедники используют средства аксиологической аргументации. Аргументация при помощи образца является одним из эффективных приемов воздействия на слушателей. Она используется проповедниками как в разъяснительных, так и в воспитательных проповедях. В воспитательных проповедях образец употребляется в качестве иллюстрации какого-либо желаемого поведения, а в разъяснительных проповедях описание определенного образца лежит в основе текста проповеди.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ивин А. А. Теория аргументации: Учебное пособие. М., 2000.

2. Перельман Х., Олбрехт-Тытека Л. Из книги «Новая риторика: Трактат об аргументации» // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

3. Hanke G.M. Priesterweihe. URL: www.bistum-eichstaett.de/bischof/wortlaut

4. Mayer B. Joh 20, 19—31. Hepberg, 2004.

5. Meisner J. Predigt zur Verabschiedung des ernannten Erzbischofs von Berlin. URL: www.erzbistum-koeln.de/ dokumente/erzbischof/predigten

6. Mixa W. Allah — Gott als Vater.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.