Научная статья на тему 'Лингвофилософский аспект в понимании концепта «Сугыш (война)» в татарской языковой картине мира'

Лингвофилософский аспект в понимании концепта «Сугыш (война)» в татарской языковой картине мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / БАИТ / СУГЫШ (ВОЙНА) / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зиатдинова Г. И.

Цель работы – определить лингвофилософский аспект отражения концепта «Сугыш (Война)» в татарской языковой картине мира. Была попытка определить предметно-образную, ценностные стороны исследуемого концепта в сознании татарского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвофилософский аспект в понимании концепта «Сугыш (война)» в татарской языковой картине мира»

В краткой форме мы представили трех разных авторов, чье творчество часто рассматривается как постмодернистское. Изучение В. Пелевина, А. Проханова, А. Иличевского и других современных российских писателей как модернистов, может способствовать интерпретации концепций и образов новейшего сознания, которое именно в литературе достигает значительных высот. Тогда и сам литературный процесс будет оценен как многозначное событие с важными философскими перспективами.

Спписок литературы:

1. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. - М., 2000.

2. Бондаренко В. Жрецы русского постмодернизма. - М., 2012. - № 36.

ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ В ПОНИМАНИИ КОНЦЕПТА «СУГЫШ (ВОЙНА)» В ТАТАРСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

© Зиатдинова Г.И.*

Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал) КНИТУ-КАИ, г. Зеленодольск

Цель работы - определить лингвофилософский аспект отражения концепта «Сугыш (Война)» в татарской языковой картине мира. Была попытка определить предметно-образную, ценностные стороны исследуемого концепта в сознании татарского народа.

Ключевые слова: концепт, баит, сугыш (война), языковая картина мира.

Исследование концептов является одной из актуальных проблем изучения, который объединяет философию и языковедение. Эти ментальные образования направлены на поиск ценностных доминант и являются элементом духовной культуры человека, созданы для понимания себя и своего места в мире.

Полный анализ лингвокультурологических концептов, требует многостороннего подхода: лингвистического, культурологического, философского и т.д.

Исследуемый нами концепт «Сугыш (Война)» - сложное социальное явление. Вот как определяет сущность и природу войны русский философ Николай Бердяев: «Природа войны - символическая. Такова природа всякого материального насилия - оно всегда вторично, а не первично. Известное

* Доцент кафедры Естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, к.фил.н.

состояние духовной действительности, в котором пребывает человечество, неизбежно должно пользоваться материальными знаками, как орудиями, без которых не может реализовать себя духовная жизнь» [1].

С понятием войны связан широкий круг проблем, который можно было бы разбить на циклы: универсальные значение понятия войны и пределы его варьирования, понятие войны в обыденном сознании человека, понятие войны в индивидуальных мировоззренческих системах, содержание понятия и его место в различных философских и религиозных системах и др.

Война, в своем универсальном значении, в сознании татарского народа -это горе, трагедия, нечто противоречащее самой сути человека. «Бвтен илдэге кебек ук, Татарстанда да мэкерле hвЩYмне тыныч тормышка hэм азатлыкка кул сузу, hэр гаилэгэ Yлем куркынычы дип кабул иттелэр (Как и во всей стране, в Татарстане войну восприняли как угрозу жизни и свободе людей, как смертельную угрозу каждой семье)» [2].

Но есть представление о войне и индивидуальное, основанное на личном опыте. Языковой субъективизм в отражении материального мира разными языковыми сознаниями проявляется в несовпадении структуры таксонов. В отражении мира непредметного, невидимого, но осознанного он проявляется в том, что сама идея, являющаяся результатом переноса и их отношений в сознание, либо соединение разных идей в одну, возможна только в том случае, если есть слово, которое эту идею вмещает (кара йезле сугыш - война с черным лицом, ерткыч карашлы сугыш - война с хищным взглядом, вэхшэтле сугыш - жестокая война, изге сугыш - священная война, йерэк белэн акыл сугышы - война сердца и разума кб.).

Имамов М. пишет: «... hэрбер фронтовикньщ, сугышка Y3 карашы, Y3 фикере, Y3 кузаллавы бар бит эле. Армия, фронт генераллары биеклегеннэн ул бер терле куренсэ, полк, батальон, рота командирларына ул икенче терле куренгэндер. Э инде ургылып торган дошман утына каршы, аныц солдаты белэн кузгэ-куз, якадан-якага килеп, улмы - мине, минме аны, дип алышыр-га кутэрелгэн окоп солдатларына ул Yзенец бетен ыржаеп торган кара йезе белэн килеп баса (... у каждого фронтовика свое видение войны, свой взгляд на войну, свое мнение о ней. Если генералы армии, фронта со своей высоты видели одну войну, то для командиров полка, батальона, роты, возможно, она была другой. А перед солдатами, которые поднимались со своих окопов, чтобы бросится в огонь, чтобы встретиться лицом к лицу с врагом, с мыслями «я его, или он меня», она открывала весь свой черный звериный оскал)» (М. Имамов).

Мы, вслед за Л.О. Чернейко [3], считаем, что сложные идеи вырастают не из копирования действительности, а из ее творческого преобразования духом. «Менэ нинди икэн ул сугыш... Мин сугышны... Yзем анда барып кат-наша башлаганчы, укыган китап, караган кинолар, аз булсада Yземнец тор-мыш, табигать курнешлэреннэн дэ туплаган тэжрибэмнэн чыгып, башлыча

^эйнец яшенле-ящырлы кеннэрендэге, ейлэрнен тэрэзэ-ишеклэрен дер-дер селкетэ-селкетэ, берсенец кайтавазлары эле офык артларына китеп югалып, тынып та бетмэстэн, икенчесе,еченчесе, тагын да кечлерэклэре, туктаусыз гелдер-гелдер килеп, берсе артыннан берсе, куыша-куыша кабатланып торган кук кукрэулэре, яшен атуларына охшатып куз алдына китерэ идем. До того как попасть на войну, лишь по прочитанным книгам, просмотренным фильмам, по своему, пусть и небольшому жизненному опыту, я ее представлял похожей на грозу летнего дня, когда за эхом первой грозы, которая еще не успела скрыться за горизонтом, гремит вторая, более сильная и, соединяясь одна с другой, они превращаются в единый грохот.)» (М. Имамов).

Весьма часто в сознании людей происходит персонификация войны, то есть репрезентация концепта «Сугыш (Война)» происходит через образ живого существа:

«Сугыш килде безгэ сорамыйча Шакымыйча керде ишектэн (Война пришла к нам без спроса Вошла она в дверь не постучав)».

(Р.Валиев)

«Чвнки сугыш немец йортыныц бусагасында haMan солдат сорап тора (Потому что война все еще стоит у крыльца немецкого дома и требует солдат)». (Н. Даули)

Но как показывают примеры, у каждого поколения могут быть свои ассоциации связанные с войной, к сожалению, не прекращающиеся войны непосредственно затрагивают практически каждое поколение. Лишь переступив порог XX века, Россия буквально проваливается в бездну войн. В 1904 году начинается русско-японская война. Это событие, и не только это, находит яркое воплощение в произведениях такого специфичного жанра, как баиты. В основе баитов лежат реальные события. Сами эти события с истечением времени стираются с памяти людей, но остаются творческое изложение этих событий в виде баитов. Военно-патриотические баиты составляют почти половину всего фонда. В этих баитах в основном отражены личностные переживания солдат, их субъективное видение войны и их отношение к войне «Рус-француз сугышы бэете» посвящен Отечественной войне 1812 года. Он пропитан идеями патриотизма и борьбы за свободу.

А вот в баитах, посвященных русско-турецкой войне, патриотические мотивы уже отсуствуют. В начале наблюдается некая растерянность татарского солдата оттого, что ему приходится воевать со своими же единоверцами. Воды Дуная, зеленые мечети «арыслан кебек Госман паша (Госман паша подобный льву)» близкие сердцу татарского солдата образы и война для него в данной ситуации - братоубийство:

«Дунай суы агым су, бик шэп икэн агуы, Кэрим, Алла, мвшкел хэл твреккэ каршы баруы (Река Дунай течет, быстрое у нее течение. О Аллах милостивый, тяжело идти против турка)»

(Рус-терек сугышы бэетлэре).

Отечественная война 1941-1945 годов стала величайшим испытанием для народа, все объединились для того, чтобы, отстоять независимость своей страны. Татарский народ не был исключением: более 160 татар стали Героями Советского Союза (в процентном соотношении один из самых высоких показателей среди народов страны), почти 70 тысяч татар были отмечены боевыми наградами. С первых же дней войны большинство молодых татар оказалось на полях сражений. Эти события нашли свое отражение и в баитах. В них исследуемый нами концепт «Сугыш (Война)» пропитан духом патриотизма, раскрывает тему защиты родины от нашествия врагов и ее освобождения:

«Ил язмышын хэл иткэндэ мин читтэ тYгел, илем,

Кулда мылтык, встэ шинель, билдэ гранат минем

(Я не могу остаться в стороне, когда решается твоя судьба, моя Родина,

На мне шинель, в руке винтовка, на поясе граната у меня)»

(Разведчик Нурияздан бэете).

А в баитах о войне в Афганистане и Чечне патриотических мотивов нет совсем, в них война - лишь трагедия, смерть:

«Ак цинковый табутньщ эчендэ, гэYдэц кайтты туган щирецэ (В белом цинковом гробу, твое тело вернулось на Родину)»

(Эфган илендэ Yлгэн Илшат турында). «Егерме яшь кенэ яшэп, мин, Киттем инде щирнец встеннэн (Лишь двадцать лет прожив, Покинул я эту землю)»

(Чечня сугышын Мансур курмэгэн).

Следует отметить, что «война, как угроза жизни», «война, как смертельная опасность», «война, как угроза свободе», «война, как трагедия» является универсальным, общечеловеческим понятием и в приведенных контекстах представлен логический образ войны. Но при этом четко указывается на существование сублогического образа, который раскрывает внутреннее восприятие войны конкретного индивида, его «я - пространства» (О. Чернейко): война для мужчин - угроза их жизни, смертельная опасность для них, а для их матерей - это тревога не за собственную жизнь, а страх потерять сына, потеря отца, мужа и т.д. Также - это разлука с Родиной, с родным домом, также - это может быть потеря свободы: «Сугыш нэрсэ... Нэрсэкэй дисецме?

Кулга корал кергэч сугъшасыц анысы. Плен яман! Плен! (Что война... Что говоришь? Воевать-то можно, если оружие в руках. Плен плохо! Плен!)» (А. Гилязов).

Существуют бинарные оппозиции, представленные концептами «сугыш -солых», «улем - тормыш», «хэсрэт - шатлык», «яхшылык - яманлык», «жн-ну - жинелу». Эти аспекты ярко представлены в языке и культуре в целом.

И так, лингвофилософский анализ концепта «Сугыш (Война)» показывает, что существуют общее и индивидуальное представление о войне в сознании людей. Универсальные значения войны татарском языковом сознании - трагедия, горе, потеря, смерть, слезы, разлука, нечто противоречащее самой сути человека. Война способна изменить человека, заставить думать о боге, ее образ может быть персонифицированным, наполнен различными звуками. Войны могут быть нравственно оправданными, справедливыми, священными. Концепт «Сугыш (Война)», который формируется в индивидуальном сознании, связан сего опытом и переживаниями. А несовпадение отражения реальности разными языковыми сознаниями связано с несовпадением структуры таксонов.

Список литературы:

1. Бердяев Н. Мысли о природе войны / Н. Бердяев // Русские философы о войне / [сост. И.С. Даниленко]. - М.: Жуковский, 2005.

2. Татарстан. - 2000. - № 5.

3. Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени / Л.О. Чернейко. - М.: [Б. и.], 1997. - 320 с.

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ РЕЧИ

© Новикова И.Н.*, Хамидулина Л.Ю.*

Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск

В статье рассматриваются особенности мужской и женской речи.

Ключевые слова гендерная лингвистика, женская речь, мужская речь, коммуникативное поведение, социальная роль, фонетика.

Изучая современный русский язык, лингвисты учли практически все социальные характеристики говорящих: возраст, место рождения и проживания, образование, профессию. Между тем, основное деление человечества

* Доцент кафедры Русского языка, литературы и методик их преподавания Магнитогорского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент.

* Преподаватель Магнитогорского технологического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.