МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Логика организации педагогического проектирования характеризуется взаимодействием субъективных и объективных компонентов в своей структуре. Как деятельность проектирование обладает динамикой, сменой этапов, стадий. Любая деятельность включает в себя три структурных блока: ориентировочный, исполнительский и контрольный. Ориентировочный блок в проектной деятельности мотивирует, прогнозирует и планирует ее. Исполнительский блок направлен на конкретную реализацию проектирования. Контрольный - диагностирует результат, анализирует продукт проектирования, обеспечивает рефлексию.
Анализируя понятие проектирование в трудах отечественных педагогов можно сделать вывод, что это деятельность, реализуемая в идеальном и реальном плане. Идеальный или мысленный план обеспечивает замысел проекта и его прогнозирование, гипотезы. Реальный план проектирования ориентирован на реализацию проекта и продукты проектирования.
Проектная деятельность в школе предполагает реализацию в русле гуманитарной парадигмы образования. Методология проектной деятельности определяет педагогическую модель работы учителя. Данная модель позволяет максимально развить личность школьника, получить прочные знания, сформировать умения, возможные к реализации не только в пространстве школы, но и в окружающем мире. Построение своей педагогической деятельности на фундаменте педагогического проектирования даёт обширную возможность для педагогического творчества и новаторства. Использование педагогического проектирования в повседневной практике, как эффективного метода осуществления педагогической деятельности, является показателем высокого педагогического мастерства учителя. Список использованной литературы:
1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. - 2002. - №2.
2. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1996.
3. Клингберг Л.М. Проблемы теории обучения / Л. Клинберг. Л.М. : Педагогика, 1984. - 256 с.
4. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. - Л., 1985.
5. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. М.: Издат. центр «Академия», 2003.
6. Тряпицина А.П. Методологические предпосылки построения педагогической теории образования //Актуальные проблемы педагогической науки. Науковедческий аспект. СПб., 2001. С.67- 76.
7. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
© Топилина Н.В., 2016.
УДК 378.4
И.В. Третьякова
к.п.н., доцент кафедры немецкой филологии Мордовский государственный университет
В.В. Архипова
студентка 1 курса магистратуры факультета иностранных языков Мордовский государственный университет г. Саранск, Российская Федерация
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНОЯЗЫЧНОГО ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Аннотация
Данная статья посвящена изучению лингводидактического потенциала иноязычного газетно-публицистического текста и рассматривает, каким образом может быть построена работа с данным типом
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
текста на занятии английского языка в языковом вузе.
Ключевые слова
Газетно-публицистический текст, обучение чтению, развитие навыков и умений, иноязычная культура, уровень владения языком, система заданий.
Обучение иностранному языку в условиях современности невозможно представить без изучения культуры страны этого языка. Каждое общество обладает специфической, характерной только для него картиной мира, средством формирования которой является и язык. Изучение истории, традиций, культуры страны изучаемого языка становится важным элементом обучения иностранному языку и легко осуществимо в условиях глобализации и развития контактов между странами, интеграцией культур.
В этой связи особую значимость приобретает использование газетно-публицистического текста в качестве дополнительного учебного материала на занятиях по иностранному языку, которое решает сразу несколько учебных задач.
Во-первых, газетно-публицистические тексты зачастую освещают современные тенденции в странах изучаемого языка и помогают студентам найти ответы на многие вопросы, касающиеся уклада жизни представителей иноязычной культуры, могут развеять или подтвердить некоторые стереотипы.
Во-вторых, часто газетно-публицистические тексты служат хорошей «отправной точкой» дебатов и в этом плане являются прекрасным материалом, который может быть использован в целях развития умений говорения. Студенты с большой охотой делятся мыслями и принимают участие в дискуссии, преодолевая языковой барьер. Большинство современных газетных статей посвящены темам, которые, как следствие глобализации, актуальны для представителя любой культуры, и с этой точки зрения обучение иностранному языку при помощи газетно-публицистического текста не только развивает умения говорения как вида речевой деятельности, но и помогает студентам структурировать свои идеи при выражении мысли на любом языке.
В-третьих, газетные статьи позволяют расширить словарный запас по определенной тематике. Газетно-публицистический текст также характерен тем, что содержит большое количество фразеологических и идиоматических выражений, клише. Современные газетные тексты дают представление об актуальных грамматических конструкциях, что важно для студентов, знания которых довольно глубоки для того, чтобы выявлять подобные тонкости и таким образом приближаться к продвинутому уровню владения языком. Одной из основных характерных черт газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций - тенденции к экспрессивности к тенденции к стандарту.
Таким образом, газетно-публицистические тексты, являясь одним из актуальнейших источников информации о современной жизни и культуре страны изучаемого языка, могут быть использованы в качестве материалов для работы над развитием коммуникативных навыков и формирования языковой компетенции.
Мы предлагаем рассмотреть, каким образом может быть построена работа с иноязычным газетно-публицистическим текстом на занятии английского языка в языковом вузе. Мы разработали задания для статьи CES 2016: Are humans ready for the technology of tomorrow? [7] и предлагаем использование данного дидактического материала при обучении английскому языку студентов с уровнем владения языком B1-B2. Текст статьи может быть адаптирован преподавателем для обучения студентов более низких уровней владения языком. Однако мы считаем эту меру нецелесообразной, поскольку с большой вероятностью может быть утеряна аутентичность языка, представляющая особую значимость при его изучении. В связи с этим примеры заданий для студентов, представленные в данной работе, ориентированы на студентов с уверенным или свободным владением английским языком.
Для работы с газетно-публицистическим текстом мы предлагаем задания, которые могут быть представлены на отдельных рабочих листах и выполняться как в группах или парах, так и индивидуально.
Преподаватель сам избирает лучший вариант работы с текстом, опираясь на опыт работы с данным студентом или данной группой студентов. В большинстве случаев решающими факторами становятся:
1) задача, выполнение которой в приоритете для преподавателя и студентов;
2) лимит времени на выполнение задания;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
3) сложность задания.
В зависимости от поставленной задачи нами могут быть предложены различные типы заданий. Среди возможных задач, решение которых позволяет осуществить статья из электронной версии журнала «Телеграф» CES 2016: Are humans ready for the technology of tomorrow? [7] могут быть:
1) развитие навыка понимания текста на английском языке;
2) расширение (активного) вокабуляра;
3) развитие грамматических навыков;
4) развитие умений таких видов речевой деятельности, как письмо и говорение.
Прежде чем приступить к работе над развитием умений одного из видов речевой деятельности или отдельного аспекта владения языком, мы рекомендуем инициировать короткую беседу по теме статьи с целью «мобилизовать имеющиеся фоновые знания обучаемых, настроить их на чтение текста таким образом, чтобы они интуитивно почувствовали тему, и подготовить к восприятию новой культурной фоновой информации» [5, с. 120]. Кроме того, данное задание может быть использовано в целях развития умений говорения, и в рамках работы над газетной статьей говорение приобретает особую важность, поскольку студенты учатся говорить на актуальную или злободневную тему, выражать мнение по вопросу, интересному в первую очередь носителям языка.
(Teacher notes:
Before doing the reading exercises, elicit initial talk on the topic asking the following questions: What do you think the article might be about? What is, to your mind, the most important technology for now? Why? What is the most important invention of the previous century? What do you think technology of tomorrow is going to be like?)
Примерами заданий, помогающих осуществить развитие навыка понимания текста на английском языке, могут служить следующие задания.
A) Read the text carefully and answer the following questions:
1. What is the purpose of Crystal Palace exhibition?
2. Why are the British so excited to see the exhibition objects?
3. What are the most exciting items of Crystal Palace exhibition? ...
Вопросы с открытым ответом требуют от студентов большей концентрации и, вероятно, выполнение подобного задания требует много времени. Однако данный вариант не только позволяет эффективно развивать навык понимания текста, но и тренирует студентов «предугадывать» возможные варианты ответа, что делает выполнение заданий типа B более легким.
B) Choose the correct option:
1. What problem may an average PC user face in terms of using virtual reality technology?
a) This technology is dangerous to human health.
b) This technology is rather costy.
c) This technology was developed only for science needs.
Вопросы с вариантом ответа позволяют научить студента перефразировать информацию, найденную в тексте, и концентрироваться на содержании статьи, выбирая только один правильный ответ, что способствует лучшему пониманию текста.
C) Fill the gaps with the paragraphs from the bank.
Преподаватель «вырезает» отдельные абзацы из текста и просит студентов организовать текст самостоятельно. Данный тип заданий учит студентов мыслить последовательно, логически, связно. Необходимость соединить отдельные части в единый текст способствует внимательному чтению статьи, тщательному поиску идей, выдвижению гипотез и построению глобальной мысли.
Примерами заданий, способствующих расширению (активного) вокабуляра студентов, могут служить следующие:
A) What do the following words stand for?
cutting-edge, dazzling, commonplace, microcosm, to rehash, autonomous, to nuance.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Цель задания состоит в развитии способности перефразировать и давать дефиниции. Важно отметить, что наилучший вариант выполнения такого типа заданий - давать дефиниции, стараясь не прибегать к использованию однокоренных слов.
B) Match the words to the definitions:
• far-fetched / difficult to believe because it is very unlikely
• literally / really true and not just an impressive way of describing something
• humanoid / like a human in appearance
• skepticism / doubts that someone has about something that other people think is true or right
• gauging / making a judgment or guessing about a situation, action, or person based on the information that you have
• proliferation / sudden increase in number or amount
• privacy / the freedom to do things without other people watching you or knowing what you are doing
• phenomenon / an event or situation that can be seen to happen or exist [8].
В рамках развития умений чтения выполнение подобного задания необходимо осуществлять с «привязкой» к тексту. Среди неверных способов работы с подобным материалом оказываются предоставление студентам словаря, перевод слова на русский язык в качестве подсказки. Лингвистическая задача данного вида деятельности заключается в том, чтобы студент вычленял значение незнакомого слова из текста и соотносил его с готовой дефиницией, при возникновении трудностей прибегая к методу исключения.
C) What does "hack" stand for?
a) a journalist, artist, or writer who does boring work or work that is not very good;
b) a professional person who is only interested in making money;
c) a junior politician or official who does boring work for a political party and is not respected;
d) an occasion when you hit or cut something with a large knife or other sharp tool [8].
Цель данного задания - путем работы с текстом определить значение многозначного слова. Его выполнение способствует внимательному чтению и погружению в смысл того или иного высказывания, развивает способность разграничивать значения словарных единиц.
Развитие грамматических навыков при обучении студентов чтению имеет смысл тогда, когда грамматика позволяет читателю более глубоко проникнуть в смысл статьи. Зачастую газетно-публицистические тексты на английском языке метафоричны, и там, где студенту недостаточно словарного запаса, в выполнении заданий к тексту ему может помочь знание грамматики. На примере настоящего текста преподаватель может попросить студентов преобразовать прямую речь в косвенную. Выявление частоты использования той или иной конструкции может быть полезно при работе с современным газетным текстом. Таким образом, студенты выявляют, какие англоязычные грамматические средства наиболее употребительны на сегодняшний день, что приближает их к уровню владения языком, близкому к уровню его носителя.
Одним из вариантов развития умений письма на основе работы над газетной статьей, нам представляется написание эссе в качестве домашнего задания. Работа с газетно-публицистическим текстом в аудитории, когда студенты отвечают на вопросы по тексту, знакомятся с его лексическим и грамматическим оформлением, высказывают мнение по определенным вопросам, упрощает задачу написания сочинения, однако без сомнений является лучшим способом закрепления изученного материала.
Разнообразие заданий при работе с газетным текстом на английском языке не ограничивается представленными в данной работе. Творческий подход преподавателя особенно важен при обучении чтению текстов данного жанра: необходимо сделать акцент на актуальности вопроса, затрагиваемого в статье, и обратить внимание студентов на каждую деталь текста, поскольку он обладает особой аутентичностью и делает язык студентов более живым и современным.
Преподаватель может использовать газетные тексты, относящиеся к разным этапам развития англоязычного общества и английского языка, но мы отмечаем, что в целях обучения собственно языку
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
следует использовать доступ к самым современным текстам, размещенным в сети Интернет. Работа с актуальными иноязычными газетно-публицистическими текстами дает российским студентам исключительную возможность приблизить уровень владения языком к уровню его носителей. Список использованной литературы:
1. Беспалова С.В. Коммуникативно-прагматическая организация обучения иностранным языкам (немецкий язык, языковой вуз): дис. ... канд. пед. наук / С.В. Беспалова. - Саранск, 2003. - 275 с.
2. Кучеренко Н.Я. Особенности обучения чтению публицистических текстов в старших классах общеобразовательной школы / Н.Я. Кучеренко // ИЯШ. - 2009. - № 2. - с. 18-23.
3. Маскинскова И.А. Лингвокультурный модуль: содержание и технологии обучения иноязычной культуре (немецкий язык, языковой вуз): дис. ... канд. пед. наук / И.А. Маскинскова. - Саранск, 2005. - 229 с.
4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Ter/_Index.php
5. Третьякова И.В. Межкультурный подход к интерпретации художественного текста в обучении иностранным языкам (немецкий язык, языковой вуз): дис. ... канд. пед. наук / И.В. Третьякова. - Саранск, 2005. - 266 с.
6. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам / В.П. Фурманова. - Саранск, Изд-во Мордов. ун-та. - 124 с.
7. CES 2016: Are humans ready for the technology of tomorrow? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.telegraph.co.uk/technology/ces/12091211/Are-humans-ready-for-the-technology-of-tomorrow.html
8. Macmillan Dictionary [Электронный ресурс]. - URL: http://www.macmillandictionary.com
© Третьякова И.В., Архипова В.В., 2016
УДК37
Е.Д.Трофимова
доцент кафедры ПиПДиНО, к.п.н.,доцент Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Россия, г. Нижний Тагил
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Аннотация
Статья посвящена вопросу организации педагогической практики по специализации «Музыка», ориентированной на формирование основ музыкально-педагогических умений и способов деятельности будущего учителя начальных классов, необходимых для преподавания предметов художественного цикла на начальной ступени общего образования в современном учебном заведении.
Ключевые слова
Музыкально-педагогическая деятельность, художественно-творческое общение, индивидуальный стиль, музыкальные умения, способы деятельности, аккомпанирование, иллюстрирование.
В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) задачи вузов по подготовке кадров существенно расширились. Работодатели сегодня предъявляют повышенные требования к своим сотрудникам по улучшению качества подготовки как профессиональной, так и личностной, что вполне обосновано, учитывая сегодняшнюю быстро меняющуюся ситуацию и конкуренцию на рынке образовательных услуг.
Работа учителя начальных классов требует, чтобы он был человеком широко образованным и имел в