Научная статья на тему 'Лидерство в процессах формирования и социализации спортивных команд'

Лидерство в процессах формирования и социализации спортивных команд Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
879
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ / МЕСТО В СТРУКТУРЕ КОМАНДЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / БОБСЛЕЙ / PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES / PLACE IN THE STRUCTURE OF A TEAM / INTERACTION / SOCIALIZATION / BOBSLED

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Головин А.А.

Рассматривается феномен лидерства в спортивной команде и его влияние на процесс достижения поставленной цели. На основе авторских наблюдений представлены процессы формирования и социализации спортивной команды и выделены процессы управленческого воздействия тренера как лидера команды. Автор обосновывает, что ценностные ориентации являются стабилизатором синергетических процессов и продуцируют появление как лидеров, так и проявление командного лидерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interconnection of leadership in a sports team and its impact on the process of achieving the goal is considered. Based on the author’s observations, the processes of formation and socialization of a sports team are presented, and the processes of managerial influence of the coach as the leader of the team are highlighted. The author argues that value orientations are a stabilizer of synergistic processes and produce the emergence of both leaders and the manifestation of team leadership.

Текст научной работы на тему «Лидерство в процессах формирования и социализации спортивных команд»

УДК 65 ББК 60.832

DOI 10.22394/1682-2358-2017-5-146-152

A.A Golovin, post-graduate student of the Sociology and Information Technology Department, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, President of the Orel Regional Public Organization "Federation of the Bobsleigh and Skeleton of the Oryol Region"

LEADERSHIP IK SPORTS TEAMS FORMATION AKD SOCIALIZATIOK PROCESSES

The interconnection of leadership in a sports team and its impact on the proсess of achieving the goal is considered. Based on the author's observations, the processes of formation and socialization of a sports team are presented, and the processes of managerial influence of the coach as the leader of the team are highlighted. The author argues that value orientations are a stabilizer of synergistic processes and produce the emergence of both leaders and the manifestation of team leadership.

Key words and word-combinations: priorities of development of leadership qualities, place in the structure of a team, interaction, socialization, bobsled.

А.А. Головин, аспирант кафедры социологии и информационных технологий Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, президент Орловской региональной общественной организации «Федерация бобслея и скелетона Орловской области» (email: Dinamobob@mail.ru)

ЛИДЕРСТВО В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ КОМАНД

Аннотация. Рассматривается феномен лидерства в спортивной команде и его влияние на процесс достижения поставленной цели. На основе авторских наблюдений представлены процессы формирования и социализации спортивной команды и выделены процессы управленческого воздействия тренера как лидера команды. Автор обосновывает, что ценностные ориентации являются стабилизатором синергетических процессов и продуцируют появление как лидеров, так и проявление командного лидерства.

Ключевые слова и словосочетания: приоритеты развития лидерских качеств, место в структуре команды, взаимодействие, социализация, бобслей.

В

быстро меняющемся мире, насыщенном бурными событиями, спортивная деятельность человека привлекает к себе пристальное внимание. Теория лидерства в спорте высших достижений в настоящее время является предметом исследования многих ученых, изучающих «героев нашего времени», а также предпосылки

146

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 5

появления этих лидеров и социальные технологии их позиционирования. В спорте происходит становление и развитие человека, формируется его социальное окружение, что в дальнейшем определяет вектор его социализации. Современный спорт привлекает не только силой духа, совершенством тела и гибкостью ума, но является также активным пропагандистом жизненного успеха, направленного на удовлетворение индивидуальных потребностей личности.

Лидерство в организации — процесс, связанный с появлением и деятельностью лидера — авторитетного члена коллектива (группы, организации), обладающего юридической или фактической властью в группе или организации. Безусловно, состязание в командной борьбе невозможно без лидерства. Лидерство спортивной команды становится объективным фактором эффективности взаимодействий всех ее членов [1].

Учитывая то, что все члены спортивной команды имеют свои личные и профессиональные особенности, необходимо выстраивать организационное управление командой с учетом этих факторов. Исследование проблемы лидерства актуально в силу того, что каждая спортивная команда имеет срок своего «победного» ресурса, выработанную технологию, сопровождающую успех. На лидерство в команде влияют не только такие факторы, как сознание, эмоции, воля к победе, мировоззрение и ценностные ориентации, но и возраст спортсмена, спортивное самосовершенствование членов команды, уровень конкурентоспособности соперников и эффективности управления командой, решение ее социально-экономических проблем.

Сконцентрируем свой научный интерес на таком виде спорта, как бобслей и, соответственно, на особенностях процессов формирования лидерства в данном виде спорта. В ходе формирования и становления команды бобслейного экипажа лидер воздействует на создание условий для профессиональной и личностной самореализации через синтез трансформации ценностей, отношений, норм, традиций и привычек. Лидером вводятся и поддерживаются формы поведения и ритуалы бобслейных экипажей, а также формируется определенное социальное окружение, в котором и происходит самореализация членов экипажа и вырабатывается стиль отношений и поведения в социуме в дальнейшем. Ценности спортивной команды формируют уверенность членов экипажа и способствуют их личностной самореализации и будущей социализации. Эффективность такой деятельности будет проявляться в индивидуальном профессиональном росте и развитии личностных качеств [2], в свободе и независимости действий и появлении желания поддержать других членов команды не только в спортивной жизни, но и на социальном, психологическом, бытовом уровнях.

Лидер команды является носителем тех необходимых качеств, которые воспринимаются командой как ценностные приоритеты. Они выступают значимыми характеристиками, основанными на свойствах личности, ее поведенческих особенностях [3; 4], спортивных достижениях, управленческих успехах, жизненном и профессиональном опыте. Таким образом, лидер спортивной команды несет в себе качества [3; 5], которые являются для

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 5 14" 7

членов команды ценностными ориентирами. Они обусловливают авторитет межличностного влияния на членов спортивной команды в реализации ценностных ориентации для достижения спортивной командой поставленных целей.

В период тренерской работы было проведено наблюдение и накоплен авторский опыт по формированию бобслейных команд регионов России. Следует отметить, что в настоящее время имеется небольшое количество научных исследований по развитию бобслея как вида спорта в России [6; 7] . Сказывается влияние малочисленности научных отечественных исследований в командных видах спорта с точки зрения социологии управления спортивными командами. Однако, на наш взгляд, представляет интерес возможность адаптации теоретических моделей формирования команды, таких как 5-стадийная модель Тукмана, 7-стадийная модель Дрекслера — Сиббета [8; 9] к процессам формирования социализации и развития команды бобслеистов.

На начальной стадии «Формирование» команда экипажа бобслеистов подвергается первому управленческому воздействию, «вовлечению спортсменов», осуществляемому тренером, который дает установки на результат. Данные установки сопровождаются изучением индивидуальных качеств команды, формируются личные симпатии и антипатии, бобслеисты находятся в состоянии наблюдения, определяя и выбирая для себя свою роль в команде.

На второй стадии осуществляется так называемый «поиск согласия», определяются формальные нормы социального взаимодействия, происходит распределение социальных ролей, возможностей, условий и ограничений. Сопровождается эта стадия определенным сопротивлением команды и разбором первых конфликтных ситуаций. При этом формируется эмоциональная выдержка лидеров, происходит выбор модели поведения разрешения конфликтных ситуаций, типология которых представлена на рисунке.

Третья стадия «Установление норм экипажа» наступает после того, как происходит социализация команды. В этот период появляется чувство объединения группы и ясность выполнения задач; четкость социальных позиций нивелируется стремлением решения задач экипажа; происходит распределение индивидуальных функций бобслеистов. На этой стадии формируются

Модели формирования эмоциональной выдержки (устойчивости)

Уход от конфликтов

Сотрудничество

Компромисс

Модели формирования эмоциональной выдержки лидера бобслейной команды

Ви11ейп Ае Уо^а Яе^оп о£ Ас1т1ш81гайоп • 2017. Уо1. 17. № 5

межличностные типы взаимодействия, оцениваются индивидуальные знания, навыки и умения.

Четвертая стадия «Проявление действий» демонстрирует уровень сконцентрированной энергии команды бобслеистов; тренер вступает в самые важные стадии социального управления: «возбуждает» (позитивный вектор) и «подавляет» (негативный) социально-психологические настроения членов команды. Результатом тренерской работы становится продуктивный климат бобслейной команды, когда появляются гордость друг за друга и чувство удовлетворения от занятий.

Пятая стадия «Перерыв» наступает, когда происходит окончание обязательств, завершается решение задачи и далее в соответствии с циклом развития команды происходит либо окончание деятельности, либо замена ряда участников накануне новых спортивных сезонов.

Приобретенный статус лидера в спортивной команде является ценностной ориентацией для других членов спортивной команды. Он побуждает к стремлению овладеть необходимыми качествами, характерными для лидера команды, с целью повышения своего статуса во внутрикомандном межличностном взаимодействии. Любые качества, направленные на эффективное достижение поставленных целей, могут выступать как ценностные ориентации в процессе самосовершенствования и самоорганизации членов спортивной команды.

Влияние лидера зависит от его личного вклада в эффективность целедос-тижения команды, что является основным критерием его восприятия в качестве лидера. Лидер же трансформирует социальное ожидание спортсменов, состоящее из системы поощрений и порицаний, оказывающей влияние на становление мотивации членов команды [3].

Лидерство в спорте может рассматриваться как регулятивная функция внутрикомандных взаимодействий — один из ключевых методов личностной и социальной ориентации человека, направленной на самоутверждение, что в дальнейшем становится смыслом жизни.

Лидер выступает в качестве генератора жизненных ценностей, смыслов, целей и идеалов, продуцируя достижение поставленных целей. В процессе социализации спортивной команды происходит самоидентификация, а также формируется собирательный образ ценностей материальной и духовной культуры общественных отношений и поведенческих действий лидера и членов спортивной команды. Реальность приверженности ценностям подтверждается спортивной практикой. По нашему мнению, она позволяет человеку не приспосабливаться к текущей ситуационной действительности, а выстраивать собственные схемы социальных взаимодействий. Приоритетные ценности лидера спортивной команды дают возможность устанавливать не только каркас активности лидера, но и определять инструментальные ориентиры для направления движения спортивной команды к достижению желаемых результатов. Под прямым влиянием этих факторов общественной жизни в конкретных событиях спорта высших достижений развиваются социальные свойства личности лидеров спортивной команды.

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 5 14*9

Для движения вперед необходимо совершенствовать технологию подготовки лидера и искать новые механизмы, позволяющие максимально быстро добиваться успеха и достигать лидерских позиций в команде и в командной борьбе. В командной борьбе, как ни в какой другой сфере спортивной деятельности человека, проявляется проблема лидерства. Именно поэтому персоналу управления необходимо выявлять потенциальных лидеров и всячески способствовать развитию в них определенных качеств и умений.

Лидерство имеет свои закономерности функционирования и развития. Они зависят прежде всего от управляющего воздействия, оказываемого персоналом управления на взаимодействие со спортивной командой и индивидуально с каждым ее членом. Следовательно, социальное управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое во взаимодействии субъекта и объекта и осуществляемое непосредственно субъектом управления [10, с. 9].

Персоналу управления спортивной командой в целенаправленной деятельности по формированию благоприятного климата развития команды следует внимательно рассматривать возникающие в команде соответствующие ситуации, а именно:

— отношения доминирования и подчинения в системе межличностных отношений;

— ситуации, когда лидер команды организует и направляет команду к достижению поставленной цели;

— влияние мотивации лидера на членов спортивной команды;

— влияние социальных целей на уровень взаимодействия в команде;

— влияние достигнутого статуса лидера на эффективность воздействия на членов команды;

— осуществление лидером управленческих воздействий внутри команды;

— управленческое воздействие персонала управления спортивной командой, направленное на воспитание лидерских качеств, способностей к лидерству, формирование роли лидера команды.

Перечисленные факторы довольно полно раскрывают методику выявления и развития лидерских качеств конкретного члена спортивной команды.

Лидер команды сам принимает актуальные ситуационные управленческие решения, поэтому при подготовке лидера команды важно оценивать, как он использует свое влияние, основанное на статусной компетенции в виде спорта, на харизме и авторитете, убеждении и привлечении членов команды к взаимодействию.

В подготовке данной публикации учтен личный верифицированный биографический опыт автора. Практика управляющего воздействия в спортивной команде позволила сконцентрироваться на оптимальных методах выявления и моделях развития лидерства и лидерских качеств, а также выстроить ли-

150 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 5

нию систематических выступлений подготовленных нами лидеров спортивной команды в роли членов сборной России по бобслею, принимавших участие в зимних Олимпийский играх в 2002 г. (Солт-Лейк-Сити, США); 2006 г. (Турин, Италия); 2010 г. (Ванкувер, Канада); 2014 г. (Сочи, Россия); 2016 г. (Лиллехаммер, Норвегия).

Без лидерских качеств в спорте невозможно добиться успехов даже на соревнованиях регионального уровня. Высокие цели на спортивные достижения, являясь двигателем развития лидерских качеств спортсмена, заставляют его постоянно самосовершенствоваться в процессе поддержания ролевой структуры команды и активного группового взаимодействия.

Эволюция и динамика современного спорта высших достижений требует эффективного лидерства, позволяющего команде достигать спортивных вершин, поэтому личные качества лидера и его социальная деятельность в команде — значимые факторы. Силой своего авторитета лидер влияет на мнение членов команды, внутрикомандную дисциплину и поведение. Поведенческие особенности, присущие лидеру команды, отражаются в приоритетах настроения команды при достижении поставленной цели.

Вместе с тем социальная структура спортивной команды может развиваться и без лидера. Но этот процесс развития спортивной команды не будет иметь высокой цели достижения спортивных вершин. Путь спортсмена в спорте высших достижений связан с высокими физической и психологической нагрузками на уровне максимальных человеческих возможностей. Психологический подъем команды, синергию командных взаимодействий способен запустить лидер спортивной команды, ее капитан. В отличие от персонала управления командой капитан, являясь объектом управления, вдохновляет своим примером и высоким уровнем профессионального мастерства всех членов команды.

Благодаря своим возрастной и дистанционной близости к членам команды, общению с ними на «одном языке», лидер команды приобретает способность превратить личное первенство в команде в лидерство команды в конкретном виде спорта. В достижении поставленной цели роль лидера и лидерства в социальной структуре спортивной команды не имеет альтернативы. В спортивной команде с высокими амбициями лидер необходим как субъекту управления — персоналу управления командой, так и объекту управления — членам спортивной команды. Высокий уровень взаимодействия лидеров команды создает реальные предпосылки завоевания спортивной командой медалей высшей пробы на соревнованиях высокого статусного уровня.

Таким образом, имеется четкое понимание значения лидерства и места лидера в командном взаимодействии в командном спорте бобслее. Ролевые функции в команде распределены и в основной своей массе удовлетворяют текущие потребности спортсменов и их ожидания. Лидерство и роли членов экипажа имеют свою иерархию и четко соблюдаются, что влияет на дисциплину команды и качество взаимодействия в команде.

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 5 151

Следовательно, в процессе формирования и социализации спортивных команд происходит интеграция отдельных индивидуумов спортсменов в процессе групповой спортивной деятельности в сложную командную структуру. Ценностные ориентации, к которым стремятся спортсмены, позволяют им расставлять приоритеты в достижении высокого профессионального мастерства, самосовершенствования и уважения на институциональном уровне. Трансформация ценностных представлений спортивной команды превращается, на наш взгляд, в фактор социальной эволюции, поскольку направленность на ту или иную систему ценностей — важная детерминанта, определяющая особенности основных структурно-содержательных характеристик процессов социализации членов спортивной команды.

Библиографический список

1. Карасев А.Г. Значение лидерства в спортивной команде // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 4, № 10. С. 58-60.

2. Кустова А.В. Влияние профессиональной стагнации на динамику профессионального развития личности // Психология профессионала: личность, деятельность, организация коллективная / под ред. Т.А. Жалагиной [и др.]. Тверь, 2014. С. 131-142.

3. Горская Г.Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2016. № 4. С. 85-91.

4. Маскаева Т.Ю., Германов Г.Н. Гендерные психические и поведенческие особенности женщин и их проявление как результат занятий различными видами спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 12 (118). С. 266-272.

5. Федорова О.В., Фоминова Е.Н. Лидерство в спорте // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 10. С. 258-260.

6. Марков К.К. Проблемы и принципы создания спортивной команды // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6-2. С. 374-379.

7. Погребной А.И., Комлев И.О. Новое в системе подготовки спортсменов в бобслее, плавании, велоспорте и тяжелой атлетике (по материалам зарубежной печати) // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2015. № 3. С. 43-48.

8. Alberda J., Murphy P. Team building // The Coach. 1997. № 1.

9. Murphy P. The sporting group and the process of team building // Load in Volleyball. FIVB Coaches Symposium. Bremen, 1995.

10. Проказина Н.В. Социология управления: учебное пособие для студентов вузов. Орел, 2005.

152

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.