Научная статья на тему 'Личностные ценности китайских студентов: межполовые различия'

Личностные ценности китайских студентов: межполовые различия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
660
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ ИЕРАРХИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / ТРАДИЦИОННЫЙ КИТАЙ / МЕЖПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / VALUES / VALUE HIERARCHY / CULTURAL TRADITIONS / CHINESE STUDENTS / GENDER DIFFERENCES / GENDER ROLES / TRADITIONAL CHINA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ли Цзыхань

В работе рассмотрены личностные ценности китайских студентов с точки зрения межполовых различий. Дается теоретическое обоснование различий ценностных приоритетов современных юношей и девушек. Приводятся данные эмпирического исследования, в ходе которого было опрошено 300 китайских студентов. Обнаружены значимые различия в ценностной иерархии китайских девушек и юношей. Для девушек наиболее важны ценностные приоритеты, нацеленные на обеспечение благополучия других людей, тогда как для юношей более значимы такие типы ценностей, как самостоятельность, достижение, власть и безопасность. Выявленные различия связываются автором с влиянием гендерных ролей, свойственных для культуры традиционного Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ли Цзыхань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal values of Chinese students: gender differences

The article discusses the personal values of Chinese students in the context of gender differences. The theoretical substantiation of differences in value priorities of modern young men and women is given. The author reviews the data of the empirical research, in the course of which 300 Chinese students were interviewed. Significant differences in value hierarchy of Chinese girls and boys have been found. For girls the most important value priorities are focused on the well-being of other people, while for boys such values as independence, achievement, power, and security are more important. The author associates the differences found with the influence of the gender roles typical for the traditional culture of China.

Текст научной работы на тему «Личностные ценности китайских студентов: межполовые различия»

УДК 159.923:17.022.1:378.178(510)

Ли Цзыхань

аспирантка факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ: МЕЖПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Li Zihan

PhD student, Psychology Department, Saint-Petersburg State University

PERSONAL VALUES OF CHINESE STUDENTS: GENDER DIFFERENCES

Аннотация:

В работе рассмотрены личностные ценности китайских студентов с точки зрения межполовых различий. Дается теоретическое обоснование различий ценностных приоритетов современных юношей и девушек. Приводятся данные эмпирического исследования, в ходе которого было опрошено 300 китайских студентов. Обнаружены значимые различия в ценностной иерархии китайских девушек и юношей. Для девушек наиболее важны ценностные приоритеты, нацеленные на обеспечение благополучия других людей, тогда как для юношей более значимы такие типы ценностей, как самостоятельность, достижение, власть и безопасность. Выявленные различия связываются автором с влиянием гендерных ролей, свойственных для культуры традиционного Китая.

Ключевые слова:

ценности, ценностная иерархия, культурные традиции, китайские студенты, гендерные различия, гендерные роли, традиционный Китай, межполовые различия.

Summary:

The article discusses the personal values of Chinese students in the context of gender differences. The theoretical substantiation of differences in value priorities of modern young men and women is given. The author reviews the data of the empirical research, in the course of which 300 Chinese students were interviewed. Significant differences in value hierarchy of Chinese girls and boys have been found. For girls the most important value priorities are focused on the well-being of other people, while for boys such values as independence, achievement, power, and security are more important. The author associates the differences found with the influence of the gender roles typical for the traditional culture of China.

Keywords:

values, value hierarchy, cultural traditions, Chinese students, gender differences, gender roles, traditional China.

Проблема личностных ценностей представляет собой одну из ключевых в современной психологии. Личностные ценности давно признаны важным фактором, регулирующим поведение человека во всех жизненных сферах и при любых обстоятельствах. Особенно важно исследовать состояние ценностей молодежи, поскольку молодежь является наиболее динамичной частью общества. Знание ценностных приоритетов молодых людей позволяет судить о потенциале и будущем страны.

Актуальность изучения межполовых различий в иерархии личностных ценностей китайских юношей и девушек объясняется тем, что социально-экономические преобразования в стране обусловили изменение представлений о традиционных гендерных ролях. Определение различий в иерархии ценностей мужчин и женщин в меняющемся обществе представляет большой практический интерес, поскольку позволяет более компетентно выстраивать молодежную политику, в том числе проводить мероприятия по развитию социального института семьи. Подобные исследования важны и с точки зрения психологической науки, так как предоставляют материал для сравнительного анализа влияния социально-культурных изменений на ценностные приоритеты мужчин и женщин.

На формирование личностных ценностей большое влияние оказывают разные факторы: социальные, экономические, политические и прочие условия жизни, в которых проживает человек. Существенным фактором, обусловливающим формирование ценностей китайцев, является процесс глобализации. Особенно большое воздействие данный процесс оказывает на молодых людей, поскольку они чаще вступают в контакты с представителями других культур, обучаясь за рубежом, путешествуя по миру, используя возможности интернета. Также важным фактором, влияющим на формирование личностных ценностей, представляются культурные традиции, которые транслируются из поколения в поколение. Все перечисленные факторы необходимо учитывать при рассмотрении личностных ценностей молодежи в современном Китае.

В последних исследованиях показано, что традиционные для Китая коллективистские ценности все чаще становятся менее значимыми, чем индивидуалистические [1]. Это связано с выходом Китая на мировой рынок: китайские специалисты сегодня вынуждены участвовать в конкурентной борьбе.

В исследовании Чжао Пинте была сформирована иерархия ценностей студентов и выявлены различия между юношами и девушками по следующим шкалам: дружелюбие, самоконтроль, самореализация, реформаторство, спокойствие и самоудовлетворение, причем девушки

получили более высокие оценки по этим шкалам [2]. Пан Вэнь в 2006 г. провел исследование китайских студентов, в котором использовал авторский опросник «Ценностные ориентации китайских студентов», содержащий восемь ценностей. Ученым были выявлены различия по показателям ценностей «мораль и любовь», «деньги и репутация», «внутренняя гармония», «эмоциональность», «ориентация» и «социальная активность», а именно китайские девушки получили более высокие оценки по этим шкалам, чем юноши. Не было выявлено гендерных различий по ценностям «трудолюбие» и «мудрость» [3].

Полагаем, что истоки различий в ценностных приоритетах мужчин и женщин следует искать в гендерных ролях, предписываемых социальному индивиду культурой. Гендерная роль трактуется в психологии как «поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола» [4, с. 96]. А.А. Чекалина под гендером понимает социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, которые проявляются в общении и социальном взаимодействии [5].

В традиционной китайской культуре гендерные роли мужчин и женщин радикально различались и были жестко фиксированы. В традиционном Китае в соответствии с конфуцианским учением была прописана социальная иерархия, в которой старший главенствует над младшим, муж главенствует над женой, а родители - над детьми. Женщина в традиционной китайской семье не имела права голоса, с младенческих лет ее учили подчиняться мужчине: сначала отцу или брату, потом мужу, в случае гибели мужа - сыну. Призванием женщины была забота о семье. Женщина-мать в традиционной китайской семье пользовалась уважением со стороны всех ее членов. От китайских женщин требовалось жесткое соблюдение правил. Мужчина как глава семьи должен был обеспечивать материальное благополучие всех членов семьи, а также заботиться о продолжении рода. В трактате «Ли Цзи» описана модель поведения «благородного мужа» (Цзюнь Цзы) [6].

В современном Китае мужчина и женщина имеют равные права, что закреплено в конституции Китайской Народной Республики. Происходит постепенный переход от традиционного распределения гендерных ролей, где главой был мужчина, к модели равноправных отношений. Между тем сохраняются традиционные различия гендерных моделей поведения, что позволяет говорить о различиях в ценностных системах китайских юношей и девушек.

Можно предположить, что «мужские» и «женские» ценности и сегодня отражают традиционные гендерные различия, а именно: в ценностной иерархии женщин более высокое место будут занимать ценности, связанные с заботой о благополучии других людей, с соблюдением традиций. Для проверки этого предположения было проведено эмпирическое исследование.

Теоретической основой для исследования стала концепция личностных ценностей Ш. Шварца. Ш. Шварц обосновал существование десяти типов ценностей в соответствии с их мотивационными целями: самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижение, власть, безопасность, конформность, традиция, доброта, универсализм (названия типов ценностей и измерений даются в переводе В.Н. Карандашева [7]). Ш. Шварц предположил, что типы ценностей являются универсальными для представителей разных культур. Масштабные эмпирические исследования подтвердили это предположение [8].

Ш. Шварц объединяет ценности в две группы: те, которые направлены на удовлетворение личных интересов (власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность), и те, которые направлены на удовлетворение интересов других людей (доброта, универсализм, традиция, конформность, безопасность). Ценности безопасность и универсализм он рассматривает как пограничные, они ориентированы и на интересы других людей, и на личные цели [9].

Формулируя предположение относительно различий ценностных приоритетов юношей и девушек в рамках концепции Ш. Шварца, скажем, что для китайских девушек более значимыми являются ценности, направленные на удовлетворение интересов других людей, в том числе за счет предотвращения побуждений и действий, способных причинить вред другим или не соответствующих социальным ожиданиям [10, с. 30].

Проверка данного предположения была произведена посредством использования «Ценностного опросника» Ш. Шварца и определения относительной значимости для респондента десяти типов личностных ценностей. Этот опросник был переведен и валидизирован во многих странах мира, с его применением было проведено множество исследований, в том числе в России [11] и в Китае [12].

Цель исследования - выявить сходства и различия в иерархии ценностей китайских студентов - юношей и девушек.

В рамках исследования были поставлены следующие задачи:

1) определить показатели значимости десяти типов личностных ценностей в мужской и женской частях выборки;

2) провести сравнение иерархий ценностей китайских студентов в мужской и женской частях выборки;

3) выявить различия в значимости типов ценностей в мужской и женской частях выборки.

Предмет - сравнение ценностных приоритетов китайских студентов в мужской и женской частях выборки.

Объект - оценка китайскими студентами ценностей из списка личностных ценностей, обнаруженных Ш. Шварцем в разных странах мира.

Гипотеза: существуют различия в иерархии личностных ценностей китайских студентов -юношей и девушек; при этом среди ценностных приоритетов девушек более высокое место занимают ценности, ориентирующие на заботу о благополучии других людей; юноши более ориентированы на достижение собственных успехов.

Метод сбора эмпирических данных - опрос с использованием «Ценностного опросника» Ш. Шварца (8У857), адаптированного Л. Счжондэ (1998) [13]. В состав описательной статистики вошли частоты распределения показателей, медиана. Статистическая достоверность различий определялась с помощью и-критерия Манна - Уитни, коэффициент ранговой корреляции г-Спир-мена позволил определить приоритетные ценности методом ранжирования.

Выборка: в исследовании приняли участие 300 китайских студентов, 146 юношей и 154 девушки, обучающиеся на разных курсах в высших учебных заведениях Пекина, Шанхая, Нанкина и Харбина по техническим специальностям. Средний возраст испытуемых - 23 года.

Условия проведения опроса: опрос анонимный и добровольный, проводился в 20142015 гг. Бланки с анкетами отправлялись респондентам по электронной почте и таким же образом были получены обратно.

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Поскольку распределение показателей не соответствовало нормальному, в качестве первичной статистики была использована медиана, с помощью которой были ранжированы все ценности. Наиболее значимыми для респондентов являются ценности, получившие ранги от 1 до 3, наименее значимыми - от 8 до 10 (табл. 1).

Таблица 1 - Показатели значимости типов ценностей и их ранговые значения

для студентов из мужской и женской частей выборки

Тип ценности Мужчины Женщины

Медиана Ранг Медиана Ранг

Конформность 3,33 9 5,00 1

Традиция 2,20 10 2,20 10

Доброта 4,00 5-6 4,60 2

Универсализм 3,87 7 4,50 3

Самостоятельность 5,00 1-2 4,40 4

Стимуляция 4,33 4 4,00 5-6

Гедонизм 3,67 8 4,00 5-6

Достижение 5,00 1-2 2,50 8-9

Власть 4,00 5-6 2,50 8-9

Безопасность 4,40 3 3,80 7

Для определения степени сходства и различия в ценностной иерархии мужчин и женщин был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена; его показатель гэ = 0,006 (р < 0,01), что свидетельствует о высокой степени различия ценностных приоритетов у студентов мужского и женского пола.

Показатели значимости типов ценностей для выборки в целом, а также отдельно для мужчин и для женщин представлены на рисунке 1.

Сравнительный анализ ценностей мужской и женской частей выборки позволяет увидеть радикальные различия. Так, для китайских девушек наиболее значимы ценности конформность (1-е место), доброта (2-е место), универсализм (3-е место). В свою очередь, для китайских юношей более приоритетными оказались ценности достижение (1-е место), самостоятельность (2-е место), безопасность (3-е место). Наименее значимой ценностью как для девушек, так и для юношей оказалась традиция (10-е место). 8-е и 9-е место у девушек разделили ценности власть и достижения, у юношей на этих местах конформность и гедонизм.

Для того чтобы выявить наличие различий в значимости каждого типа ценности в мужской и женской частях выборки был использован и-критерий Манна - Уитни для независимых выборок. Показатели каждого типа ценностей (медиана) и значимость их различий представлены в таблице 2.

5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

Китайские мужчины

■ Китайские женщины

Рисунок 1 - Показатели значимости типов ценностей для китайских студентов из мужской и женской частей выборки

Таблица 2 - Значимость различий показателей типов ценностей в мужской и женской частях выборки_

Тип ценности Мужчины Женщины Значимость различий

Минимум Максимум Медиана Минимум Максимум Медиана

Конформность 1,0 6,3 3,33 3,7 6,7 5,00 0,000***

Традиция 1,0 6,0 2,20 1,2 5,2 2,20 0,546

Доброта 2,0 6,2 4,00 2,6 6,0 4,60 0,000***

Универсализм 2,4 5,6 3,87 3,5 5,5 4,50 0,000***

Самостоятельность 3,6 6,0 5,00 3,4 6,0 4,40 0,000***

Стимуляция 2,0 6,7 4,33 2,0 5,3 4,00 0,003*

Гедонизм 1,3 7,0 3,67 2,3 5,3 4,00 0,065

Достижение 4,0 6,5 5,00 1,3 6,3 2,50 0,000***

Власть 2,3 5,8 4,00 1,3 5,3 2,50 0,000***

Безопасность 2,8 5,8 4,40 2,6 5,8 3,80 0,000***

Р < 0,05*, Р < 0,01**, Р < 0,001***

Были получены значимые различия между мужской и женской частями выборки по ценностям конформность, доброта, универсализм, самостоятельность, достижение, власть и безопасность. Китайские девушки отдают предпочтение ценностям конформность, доброта, универсализм, для китайских юношей более значимыми являются ценности самостоятельность, достижение, власть и безопасность.

Таким образом, сформулированная перед началом исследования гипотеза получила подтверждение: китайские юноши больше ориентированы на удовлетворение личных интересов, девушки - интересов других людей. Результаты опроса свидетельствуют о том, что, несмотря на законодательно закрепленное в Китае равенство мужчин и женщин, а также влияние европейских моделей поведения, распространяемых в процессе глобализации, ценности китайских юношей и девушек различаются. Эти различия соответствуют традиционным гендерным ролям, предписывающим женщинам подчинение правилам, доброту в отношении с близкими людьми и заботу об их благополучии, а мужчинам - активность в достижении своих целей и заботу о безопасности семьи.

Фиксируя роль традиций в сохранении специфики «мужской» и «женской» системы ценностей, обратим внимание на то, что у мужчин первое и второе место в иерархии занимают ценности самостоятельность и достижение. Эти ценности ориентируют субъекта на достижение успеха в условиях динамично развивающегося общества. Показательно, что и у мужчин, и у женщин последнее место в иерархии занимает ценность традиция. Это выглядит неожиданно на фоне данных о том, что ценности современных юношей и девушек различаются в соответствии с традиционными тендерными ролями. Таким образом, ценности китайской молодежи соответствуют вызовам времени, однако отражают и не всегда осознанную стойкость культурных традиций.

Ограничения. Результаты получены на выборке, в которой представлены не все регионы Китая. Возможно, в других китайских регионах иерархии ценностей студентов юношей и девушек будут выглядеть иначе. Кроме того, приведенные здесь данные получены на выборке студентов, обучающихся по техническим специальностям, что могло повлиять на результаты исследования. Проверить это позволят дополнительные исследования.

Выводы:

1. Обнаружены кардинальные различия в ценностной иерархии китайских студентов -юношей и девушек. Китайские юноши отдают предпочтение ценностям, которые ориентированы на достижение собственных успехов, а именно ценностям достижение, самостоятельность, безопасность. Китайские девушки предпочитают ценности конформность, доброта и универсализм, то есть они больше ориентированы на заботу о благополучии других людей.

2. Различия в ценностных приоритетах китайских студентов - юношей и девушек соответствуют традиционным гендерным ролям, предписывающим женщинам подчинение правилам, доброту в отношении с близкими и заботу об их благополучии, а мужчинам - активность в достижении своих целей и заботу о безопасности семьи.

Как известно, система личностных ценностей формируется под влиянием изменяющихся условий жизнедеятельности общества, что позволяет рассматривать ее в качестве инструмента мониторинга социальной ситуации в стране, в частности состояния института семьи. Полученные данные дают основания для анализа современной ситуации и перспектив развития китайского общества.

Ссылки:

1. Мельников А.П. Политическая культура Китая // Вестник Брестского университета. Серия 1, Философия. Политология. Социология. 2012. № 1. С. 80-88.

2. // ФИКтйМ^^. 2000. 1, т%лш. 447 p. = Zhaobing Jie. 350 Undergraduates' Scale Test Values Survey // Chinese Journal of Behavioral Medical Science. 2000. Vol. 11, № 4. 447 p

3. ;SX. ±»»eà¥, 2006 = Pan Wen. Compilation and Research Students' Attitude Scale. Shanghai, 2006.

4. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб., 2004. 672 с. б. Чекалина А.А. Гендерная психология : учеб. пособие. М., 2006.

6. Ли Цзи : в 40 т. Т. 19-26. Пекин, 1957.

7. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004. 70 с.

8. Schwartz S.H.: 1) Les valeurs de base de la personne: Théorie, mesures et applications // Revue française de sociologie. 2006. Vol. 47, № 4. P. 929-968 ; 2) Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey / eds. R. Jowell, C. Roberts, R. Fitzgerald, G. Eva. London, 2007. P. 169-203.

9. Schwartz S.H. Les valeurs de base ...

10. Карандашев В.Н. Указ. соч.

11. Ефремова М.В., Лепшокова З.Х. Ценности, религиозная идентичность и экономические установки представителей христианской и мусульманской конфессий России // Ценности культуры и модели экономического поведения / под общ. ред.: Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко ; науч. ред.: Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. М., 2011. С. 201-227 ; Кауненко И. Этнопсихологические проблемы структуры этнической идентичности молдаван в период социальных изменений // Этносоциологические и этнопсихологические практики: методологические подходы и комментарии : учеб.-метод. пособие для высшей школы / отв. за вып. С.Я. Романова. Кишинев, 2010. С. 139-160 ; Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 3 ; Муртазина И.Р. Изучение ценностных ориентаций иногородних и неиногородних первокурсников [Электронный ресурс]. URL: http://lomonosov-msu.ru/ar-chive/Lomonosov_2015/data/6928/uid42911_report.pdf (дата обращения: 22.04.2016).

12. Zhaobing Jie. Op. cit. ; Pan Wen. Op. cit. ; ХШ Фй, ЗЖ®. 1987-2004аи// ййП^Ш. 2005^. 2м. P. 65-70 = Wen Ping Li, Ma Bin. 1987-2004 Adolescents' Values Wide Depth Research and Education Recommendations // Social Scientist. 2005. № 2. P. 65-70; SSft. // 2005. № 4. P. 24-32 = Zhang Zhiguang. Value Orientation and Its Relation to Prosocial Behavior // Social Psychological Science. 2005. № 4. P. 2432 ; ЙМШ. // œffi»EÀ^îg:Sî±№. 1995. № 5. Р. 83-88 = Huang Manna. A Comparative Study of Adolescent Students' Values // Southwest China Normal University: Philosophy & Social Science. 1995. № 5. Р. 83-88.

13. #sas. •ш'ршщт.пж&шттп // ьяж&^шш. 1998. № 4. Р. 1-6 = Lin Chongde. Juvenile's Value Trend // Psychological and Education Development. 1998. № 4. Р. 1-6.

References:

1. Melnikov, AP 2012, 'The political culture of China', Bulletin of the University of Brest. Series 1, philosophy. Political science. Sociology, no. 1, p. 80-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. // фвкздж^^. 2000. 1, ШШ4Ш. 447 p. = Zhaobing Jie 2000, '350 Undergraduates' Scale Test Values Survey', Chinese Journal of Behavioral Medical Science, vol. 11, no. 4, 447 p.

3. SX. ±»»eà¥, 2006 = Pan Wen 2006, Compilation and Research Students' Attitude Scale, Shanghai.

4. Meshcheryakov, B & Zinchenko, V 2004, Significant psychological dictionary, St. Petersburg, 672 p.

5. Chekalina, AA 2006, Gender Psychology: Textbook, Moscow.

6. Li Chi: 40 vols. 1957, vol. 19-26, Beijing.

7. Karandashev, VN 2004, Schwarz Methods for the study of the individual values: concept and guidance, St. Petersburg, 70 p.

8. Schwartz, SH 2006, 'Les valeurs de base de la personne: Théorie, mesures et applications', Revue française de sociologie, vol. 47, no. 4, p. 929-968; Schwartz, SH 2007, 'Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations', Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey, London, p. 169-203.

9. Schwartz, SH 2006, 'Les valeurs de base de la personne: Théorie, mesures et applications', Revue française de sociologie, vol. 47, no. 4, p. 929-968.

10. Karandashev, VN 2004, Schwarz Methods for the study of the individual values: concept and guidance, St. Petersburg, 70 p.

11. Efremova, MV & Lepshokova, ZH 2011, 'Values, religious identity and economic attitudes of representatives of the Christian and Muslim faiths in Russia', Cultural values and models of economic behavior, Moscow, p. 201-227; Kaunenko, I 2010, 'Ethnopsychological issues of ethnic identity structure of Moldovans in the period of social change', Ethnosociological and ethno-psychological practices, Chisinau, p. 139-160; Lebedeva, NM 2000, 'The basic values of Russian at the turn of the XXI century', Psychological magazine, vol. 21, no. 3; Murtazina, IR 2015, Study of value orientations and nonresident freshmen, retrieved 22 April 2016, <http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/6928/uid42911_report.pdf>.

12. // ^m'ü^smrnm. 2000. 1, m%m. 447 p. = Zhaobing Jie 2000, '350 Undergraduates' Scale Test Values Survey', Chinese Journal of Behavioral Medical Science, vol. 11, no. 4, 447 p.; ä» ^m®. 1987-2004 am»'>w-6MSW^SSSSK // âèn^s. 2005^. 2m. p. 65-70 = Wen Ping Li & Ma Bin 2005, '1987-2004 Adolescents' Values Wide Depth Research and Education Recommendations', Social Scientist, no. 2, p. 65-70; esft. ^ïMftffiM-fMiM

// %±£>banm. 2005. № 4. P. 24-32 = Zhang Zhiguang 2005, 'Value Orientation and Its Relation to Prosocial Behavior', Social Psychological Science, no. 4, p. 24-32 ; äs». //

1995. № 5. P. 83-88 = Huang Manna 1995, 'A Comparative Study of Adolescent Students' Values', Southwest China Normal University: Philosophy & Social Science, no. 5, p. 83-88

13. // 1998. № 4. P. 1-6 = Lin Chongde 1998, 'Juvenile's Value Trend', Psychological and Education Development, no. 4, p. 1-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.