Научная статья на тему 'Личностные особенности и эмоциональный интеллект студентов-волонтеров: результаты эмпирического исследования'

Личностные особенности и эмоциональный интеллект студентов-волонтеров: результаты эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
664
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EMOTIONAL INTELLIGENCE / PERSONALITY TRAITS / STUDENT VOLUNTEERS / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ-ВОЛОНТЁРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бокова О.А., Григоричева И.В., Мельникова Ю.А.

Авторами представлены результаты эмпирического исследования изучения личностных особенностей волонтёров во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом, что позволяет получить новые данные о специфике их личности. По предположению авторов, особенности проявления отдельных парных показателей в структуре личности (экстраверсия интроверсия, согласие независимость, самоконтроль импульсивность, эмоциональная стабильность тревожность, новаторство -консерватизм) определённым образом взаимосвязаны с уровнем эмоционального интеллекта. По итогам обработки диагностических данных на основе расчета t-критерия Стьюдента для волонтёров с низким и средним уровнем эмоционального интеллекта выявлены наличие или неопределённость взаимосвязи между уровнями, а также представлена качественная интерпретация результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL FEATURES AND EMOTIONAL INTELLIGENCE OF VOLUNTEER STUDENTS: RESULTS OF THE EMPIRICAL STUDY

The authors present results of the empirical study of conjunction between volunteer's personal characteristics and emotional intelligence which allows to obtain new data on the specifics of their personality. According to the authors' assumption the peculiarities of individual paired indicators in the personality structure (extraversion-introversion, consent independence, self-control impulsiveness, emotional stability anxiety, innovation conservatism) are in some way connected with the level of emotional intelligence. Based on the results of processing diagnostic data on the basis of Student t-test calculation for volunteers with the low and medium level of emotional intelligence, the presence or uncertainty of the relationship between levels was revealed, and a qualitative interpretation of the results was presented.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности и эмоциональный интеллект студентов-волонтеров: результаты эмпирического исследования»

Библиографический список

1. Кем прирастает Россия. Русский курьер. 5-11 сентября 2005.

2. Миграция в России 2016. Available at: http://www.rusdni.ru

3. Опыт переселенческих организаций по интеграции и адаптации мигрантов в Российской Федерации: методические рекомендации. Available at: http://www.migrant.ru

4. Совет Федерации одобрил закон об адаптации мигрантов национально-культурными автономиями. Available at: http://www. peoples-rights.ru

5. Азизова Н.Р. Миграционные процессы и их последствия для национальной безопасности современной России. Деструктивное влияние террора на политическую систему и правовую среду Российского государства: материалы всероссийской научно-практической конференции 11 ноября 2016 года. Под редакцией О.И. Чердакова. Москва, 2017.

References

1. Kem prirastaet Rossiya. Russkij kur'er. 5-11 sentyabrya 2005.

2. Migraciya v Rossii 2016. Available at: http://www.rusdni.ru

3. Opyt pereselencheskih organizacijpo integracii i adaptacii migrantov vRossijskoj Federacii: metodicheskie rekomendacii. Available at: http:// www.migrant.ru

4. Sovet Federacii odobril zakon ob adaptacii migrantov nacional'no-kul'turnymi avtonomiyami. Available at: http://www.peoples-rights.ru

5. Azizova N.R. Migracionnye processy i ih posledstviya dlya nacional'noj bezopasnosti sovremennoj Rossii. Destruktivnoe vliyanie terrora na politicheskuyu sistemu i pravovuyu sredu Rossijskogo gosudarstva: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 11 noyabrya 2016 goda. Pod redakciej O.I. Cherdakova. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 24.09.18

УДК 159.923+975

Bokova O.A., Cand. of Sciences psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@altspu.ru

Grigoritcheva I.V., Cand. of Sciences psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: grigoritcheva@yandex.ru

Melnikova Yu.A, Cand. of Sciences psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: jamelnikova@list.ru

PERSONAL FEATURES AND EMOTIONAL INTELLIGENCE OF VOLUNTEER STUDENTS: RESULTS OF THE EMPIRICAL STUDY*. The authors present results of the empirical study of conjunction between volunteer's personal characteristics and emotional intelligence which allows to obtain new data on the specifics of their personality. According to the authors' assumption the peculiarities of individual paired indicators in the personality structure (extraversion-introversion, consent - independence, self-control - impulsiveness, emotional stability - anxiety, innovation - conservatism) are in some way connected with the level of emotional intelligence. Based on the results of processing diagnostic data on the basis of Student t-test calculation for volunteers with the low and medium level of emotional intelligence, the presence or uncertainty of the relationship between levels was revealed, and a qualitative interpretation of the results was presented.

*The study was carried out with the financial support of the grant of the Administration of Barnaul in the framework of a scientific project № 01-2018/кдм(н)

Key words: emotional intelligence, personality traits, student volunteers.

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: bokova_oa@altspu.ru

И.В. Григоричева, канд. психол. наук, доц. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: grigoritcheva@yandex.ru

Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: jamelnikova@list.ru

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ*

"Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Администрации города Барнаула в рамках научного проекта № 01-2018/кдм(н).

Авторами представлены результаты эмпирического исследования изучения личностных особенностей волонтёров во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом, что позволяет получить новые данные о специфике их личности. По предположению авторов, особенности проявления отдельных парных показателей в структуре личности (экстраверсия - интроверсия, согласие - независимость, самоконтроль - импульсивность, эмоциональная стабильность - тревожность, новаторство -консерватизм) определённым образом взаимосвязаны с уровнем эмоционального интеллекта. По итогам обработки диагностических данных на основе расчета t-критерия Стьюдента для волонтёров с низким и средним уровнем эмоционального интеллекта выявлены наличие или неопределённость взаимосвязи между уровнями, а также представлена качественная интерпретация результатов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, личностные особенности, студенты-волонтёры.

В настоящее время приводится достаточно большое количество исследований по изучению личностных особенностей человека, в том числе индивидуально-типологических характеристик (самоактуализация, темперамент, интроверсия, экстраверсия и т. д.), но при этом лишь немногие из современных авторов анализируют данные характеристики системно и выделяют роль каждой из них в структуре личности человека. В рамках системного подхода можно выделить несколько направлений

таких исследований. В некоторых из них личность рассматривается как система, и анализируются её взаимодействия с другими системами, в других - структурируют черты личности, её мотивы и направленности. Одним из немаловажных направлений является изучение развития и изменения, происходящие в личности с течением времени [1].

В этом контексте, по нашему мнению, концептуально важно в условиях повышения внимания к добровольческой деятельно-

сти, вопросам её организации обусловленным социальным запросом общества и государства обеспечить ясность в вопросах адаптации теоретических положений и концептов в отношении особенностей личности волонтёров. Необходимо выявить внутренние показатели-детерминанты, обуславливающие потенциал развития личности волонтёра. Это позволит оптимально выстраивать системную работу в вопросах организации добровольческой деятельности, совершенствовать механизмы межсекторного взаимодействия в области добровольчества [2].

В эмпирическом исследовании приняло участие 250 студентов-волонтёров вузов Алтайского края. Нами использованы следующие методики исследования: «Большая пятерка(В^ме), пятифакторный личностный опросник» (Р МакКрае, П. Коста, русскоязычный вариант А.Б. Хромов) [3], «Тест эмоционального интеллекта Н. Холла» (далее «ЭмИн») [4]. Гипотеза эмпирического исследования базировалась на системном подходе, согласно которому личность как система обладает взаимосвязанными друг с другом элементами, где изменение одного из них неизбежно приводит к изменениям и во всей системе. Иными словами, тот или иной уровень развития эмоционального интеллекта, как одного из возможных компонентов системообразующих факторов личности волонтера, подразумевает изоморфное ему качественное развитие других характеристик, отвечающих за оптимальное решение жизненных задач.

Анализируя полученные с помощью диагностического инструментария данные, можно отметить, что по выборке волонтёров в целом не обнаружено людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта, большинство добровольцев обладают средним (60% выборки) и низким уровнем исследуемого качества. Таким образом, довольно большое число участвующих в волонтёрской деятельности, т.е. чуть меньше половины добровольцев (40%) обладают низкой способностью распознавать эмоции других людей, дифференцировать собственные эмоции и чувства, оптимально управлять своим эмоциональным поведением. Между тем, сущность волонтёрской деятельности предполагает оказание помощи нуждающимся, эффективность которой напрямую связана с умением сопереживать другим людям, понимать их текущее эмоциональное состояние и влиять на него.

Учитывая, что юношеский возраст содержит в себе огромный потенциал личностного развития, мы предполагаем проведение ряда мероприятий с волонтёрами для развития их когнитивно-эмоциональной сферы. Большинство волонтёров (60%), обладающих средним уровнем развития эмоционального интеллекта, характеризуются наличием способности понимать эмоции других людей, управлять своими эмоциями, однако проявляют это эпизодично и, следовательно, также не всегда эффективно могут взаимодействовать с другими людьми, а значит, также нуждаются в развитии отдельных составляющих эмоционального интеллекта.

Далее, следуя логике нашего исследования, проведено сравнение личностных особенностей групп волонтёров с низким и средним уровнем развития эмоционального интеллекта. Анализ эмпирических данных показал, что по всем шкалам методики «Большая пятёрка (В^^е)» у волонтёров со средним уровнем эмоционального интеллекта показатели личностных характеристик выше, чем у тех, чей уровень эмоционального интеллекта находится на низком уровне. Данный факт подтверждает наше предположение, что эмоциональный интеллект определённым образом стимулирует развитие личностных качеств, тем или иным образом связанных с ним.

Проведя сравнительный анализ личностных особенностей добровольцев с помощью ^критерия Стьюдента (Таблица 1), можем сказать, что по ряду шкал методики «Большая пятёрка» раз-

личия действительно оказались значимыми - это шкалы «Экс-траверсия-интроверсия», «Привязанность-обособленность» и «Самоконтроль-импульсивность».

Значимость различий по шкале «Экстраверсия-интровер-сия» свидетельствует о том, что у добровольцев со средним уровнем эмоционального интеллекта выше число людей, обладающих экстраверсией. Такие студенты в большей степени отвечают требованиям к личности добровольца - обладают общительностью, любят коллективные мероприятия, им присущ определённый уровень риска в поведении, оптимистичность. И в то же время наблюдается ослабленный контроль над своими эмоциями и чувствами, (косвенно подтверждающий полученные данные по «ЭмИн»), что может приводить к вспыльчивости и агрессивности. Экстраверсивные студенты в условиях дефицита времени лучше справляются с поставленными задачами, нежели интроверсивные. Данная личностная особенность - очень важный аспект, касающийся добровольческой деятельности, поскольку предполагает действия не только в рамках заданного времени, но и в условиях экстренной помощи. Интроверсия, в большей степени присущая личности волонтёров с низким уровнем эмоционального интеллекта, может проявляться в следующих особенностях: сдержанность или избегание в общении с людьми, высокий контроль над чувствами, который не всегда даёт возможность установления более тёплых, дружественных отношений с окружающими, проблемы других занимают второй план, однако для них также характерно и тщательное планирование будущего и своих поступков, что позволяет последовательно осуществлять задуманное.

Рассмотрим специфику полученных различий у волонтёров по шкале «Привязанность-обособленность». Важным представляется тот факт, что большее число волонтёров со средним уровнем развития эмоционального интеллекта обладает такими характеристиками как позитивное отношение к людям, (необходимое для работы с людьми, особенно неблагополучными), терпимость к их недостаткам, умение сопереживать, (что также косвенно согласуется с данными «ЭмИн»), предпочтение сотрудничества. Напротив, личности волонтёра с низким уровнем эмоционального интеллекта в большей степени характерно наличие определённой дистанции в общении с людьми, слабое понимание эмоций других людей, в крайнем выражении приобретающее вид эмоциональной холодности, приоритет личных ценностей и предпочтение конкуренции в совместной деятельности.

Показательно также выявленное отличие у волонтёров с разным уровнем эмоционального интеллекта шкалы «Самоконтроль-импульсивность». Самоконтроль более ярко выражен в группе добровольцев со средним уровнем эмоционального интеллекта, в то время как в группе с низким эмоциональным интеллектом преобладает такая личностная особенность как импульсивность. Таким образом, большинству волонтёров первой группы присущи в той или иной степени следующие личностные характеристики: добросовестность, ответственность, волевая регуляция поведения, приоритет принципов и норм, принятых обществом. Примечательно, что последняя особенность, по нашему мнению, может выступать составляющей одного из системообразующих факторов личности волонтёра. Импульсивность у волонтёров будет проявляться в низкой волевой регуляции поведения, невысоком желании отстаивать общепринятые нормы; стремлении к лёгкой жизни, сиюминутной выгоде и, как следствие, некачественному выполнению порученных дел. Иными словами, высокий уровень проявления импульсивности в сочетании с недостаточными моральными основаниями личности может дискредитировать саму идею волонтёрства, что необходимо

Таблица 1

Шкала большой пятерки t-критерий Стьюдента Наличие различий

Экстраверсия - интроверсия 7,4 ** Есть различия

Привязанность - обособленность 2,88** Есть различия

Самоконтроль - импульсивность 4,4** Есть различия

Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость 2,4** Значения находятся в зоне неопределенности

Экспрессивность - практичность 2,2** Значения находятся в зоне неопределенности

Примечание. Условные обозначения: **- уровень значимости 0,01.

Результаты расчёта ^критерия Стьюдента для волонтёров с низким и средним уровнем эмоционального интеллекта

учитывать в психологическом сопровождении движения добровольцев.

Интересным фактом, на наш взгляд, выступает отсутствие значимых различий в шкалах «Эмоциональная устойчивость -эмоциональная неустойчивость», а также «Экспрессивность -практичность». Первая шкала касается контроля над эмоциями, который в обеих группах находится на среднем и низком уровне и характеризует личность волонтёра как эпизодически проявляющую эмоциональную стабильность и эмоционально зрелые поступки, что можно объяснить спецификой юношеского возраста испытуемых. Именно в этот период онтогенеза происходит стабилизация эмоционального фона, который у подростков весьма неустойчив, а эмоциональная и интеллектуальная зрелость выступают важными задачами юношества. Данное обстоятельство позволяет наметить одну из перспективных точек личностного роста наших испытуемых. Что же касается шкалы «Экспрессивность - практичность», то, как и в предыдущей шкале, наблюдается её связанность с дихотомией «эмоции-когниции», а отсутствие различий мы также связываем со спецификой юношеского возраста к излишней теоретизированности философской рефлексии. При этом, если «практичность» выражена реалистичным взглядом на жизнь, рациональными объяснениями и практической выгодой, то «экспрессивность» характеризуется эмоциональностью, беззаботностью, интересом к познанию разных сторон жизни, недостаточностью внимания к выполнению повседневных дел и обязанностей, что свидетельствует о недо-

Библиографический список

статочном волевом контроле и самоорганизации волонтёров, и служит основанием для проведения дополнительной психологической работы по развитию конкретных личностных качеств у студентов.

Подводя итоги эмпирического исследования, можно отметить, что для большинства волонтёров характерны следующие личностные особенности: средний уровень эмоционального интеллекта, характеризующийся эпизодичным проявлением способности понимать эмоции других людей, управлять своими эмоциями; экстраверсия (общительность, определённый уровень риска в поведении, оптимистичность, успешность выполнения дел в условиях дефицита времени); привязанность, выраженная в позитивном отношении к людям, терпимости к их недостаткам, умение сопереживать; самоконтроль, проявляющийся через добросовестность, ответственность, волевую регуляцию поведения, соблюдение принципов и норм, принятых обществом. Выявлено, что определенный уровень развития эмоционального интеллекта проявляется в соответствующих ему личностных качествах-саттелитах. Кроме того, эмпирическое исследование обозначило ключевые направления работы по психологическому сопровождению добровольчества, касающиеся таких аспектов личности волонтёра как развитие когнитивно-эмоциональной сферы личности, способствующей становлению эмоциональной и интеллектуальной зрелости, развитию эмоционального интеллекта в целом и его отдельных компонентов, снижение импульсивности, повышение самоконтроля и самоорганизации.

1. Mayer J.D., &Allen J.L. A personality framework for the unification ofpsychology. Review of General Psychology, 2013; 17(2): 196 - 202.

2. Breitsohl H., Ehrig N. Commitment Through Employee Volunteering: Accounting For The Motives Of Inter-Organisational Volunteers. AppliedPsychology, 2017; 66, 2: 260 - 289.

3. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-методическое пособие. Курган: Издательство Курганского гос. университета, 2000.

4. Ильин Е.И. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург: Питер, 2001. References

1. Mayer J.D., &Allen J.L. A personality framework for the unification ofpsychology. Review of General Psychology, 2013; 17(2): 196 - 202.

2. Breitsohl H., Ehrig N. Commitment Through Employee Volunteering: Accounting For The Motives Of Inter-Organisational Volunteers. AppliedPsychology, 2017; 66, 2: 260 - 289.

3. Hromov A.B. Pyatifaktornyjoprosniklichnosti: uchebno-metodicheskoe posobie. Kurgan: Izdatel'stvo Kurganskogo gos. universiteta, 2000.

4. Il'in E.I. 'Emocii i chuvstva. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

Статья поступила в редакцию 27.09.18

УДК 159.923

Trofimova Yu.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation, E-mail: trofimova_yu@mail.ru

Efanova M.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University, E-mail: efanovamariv@mail.ru

DYNAMICS OF AXIOLOGICAL COMPONENTS OF A PERSON'S LIFE WORLD IN DIALOGUE. The article highlights the significance of training specialists who work in the "person-to-person" system using active teaching methods, namely training. It is noted that dialogue, as a method of organizing training, activates the interaction of participants and promotes the acquisition of communicative competencies. Reliance on the methodology of systemic anthropological psychology makes it possible to distinguish the similarity of the axiological components of a person's life world as a cause of possible interaction, and their dynamics as a condition for enriching the value systems of students. The publication presents one of the possible methods of assessing the axiological components' dynamics of a person's life world in a dialogue. As a result of this method approbation, authors point out and describe three variants of axiological components' dynamics of a student's life world: "enriching", "generating effect", "interchange". The article analyzes the styles of interaction in the dyad and the dynamics of the axiological components of training participants' life world.

Key words: systemic anthropological psychology, dialogue, axiological components of person's life world, self-development, self-actualization.

Ю.В. Трофимова, канд. психол. наук, доц., Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел

Российской Федерации, г. Барнаул, E-mail: trofimova_yu@mail.ru

М.И. Ефанова, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

E-mail: efanovamariv@mail.ru

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА В ДИАЛОГЕ

В статье отмечается актуальность подготовки специалистов, работающих в системе «человек - человек», с использованием методов активного обучения, а именно тренинга. Отмечается, что диалог как приём организации тренинга активизирует взаимодействие участников и способствует приобретению коммуникативных компетенций. Опора на методологию системной антропологической психологии позволяет выделить схожесть ценностно-смысловых составляющих жизненного мира человека как причину возможного взаимодействия, а их динамку как условие обогащения систем ценностей и смыслов об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.