Научная статья на тему 'Концептуальное обоснование методического комплекса для психологического исследования личности волонтёра'

Концептуальное обоснование методического комплекса для психологического исследования личности волонтёра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOLUNTEERS / FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT / JUSTIFICATION / ВОЛОНТЁРЫ / ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / ОБОСНОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бокова О.А., Мельникова Ю.А.

В статье показано, что в условиях повышения внимания к добровольческой деятельности и вопросам её организации в настоящее время концептуально важно обеспечить ясность в вопросах адаптации теоретических положений и концептов в отношении данного проблемного поля к практической деятельности. Необходимо выявить внутренние показатели-детерминанты, обуславливающие потенциал развития личности волонтёра. Это позволит оптимально выстраивать системную работу в вопросах организации добровольческой деятельности, совершенствовать механизмы межсекторного взаимодействия в области добровольчества. Авторами предложено концептуальное основание методического комплекса изучения личности участников волонтёрского движения на основе следующих личностных параметров: эмоциональный интеллект, самоконтроль как ресурс личности, диспозиционный оптимизм, копинг-стратегии совладающего поведения, моральные основания, оценка, сила и активность личности, а также комплексные индивидуально-типологические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL RATIONALE OF THE METHODICAL COMPLEX FOR PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF VOLUNTEER’S PERSONALITY*

The article shows that in the context of increasing attention to volunteer activities and issues of its organization, it is now conceptually important to ensure clarity in the adaptation of theoretical provisions and concepts regarding this problem field to practical activities. It is necessary to identify the internal indicators-determinants, which determine the potential for the development of the personality of the volunteer. This will allow to optimally build systematic work in matters of volunteer organization, improve mechanisms for intersectoral cooperation in the field of volunteerism. The authors suggest a conceptual basis for the methodological complex of studying the personality of participants in the volunteer movement on the basis of the following personal parameters: emotional intelligence, self-control as a resource of the individual, dispositional optimism, coping strategies of coping behavior, moral grounds, evaluation, strength and activity of the individual, as well as complex individual typological features.

Текст научной работы на тему «Концептуальное обоснование методического комплекса для психологического исследования личности волонтёра»

УДК 159.923

Bokova O.A., Cand. of Sciences (Рsychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@altspu.ru

Melnikova Yu.A, Cand. of Sciences (Рsychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: jamelnikova@list.ru

CONCEPTUAL RATIONALE OF THE METHODICAL COMPLEX FOR PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF VOLUNTEER'S PERSONALITY*. The article shows that in the context of increasing attention to volunteer activities and issues of its organization, it is now conceptually important to ensure clarity in the adaptation of theoretical provisions and concepts regarding this problem field to practical activities. It is necessary to identify the internal indicators-determinants, which determine the potential for the development of the personality of the volunteer. This will allow to optimally build systematic work in matters of volunteer organization, improve mechanisms for intersectoral cooperation in the field of volunteerism. The authors suggest a conceptual basis for the methodological complex of studying the personality of participants in the volunteer movement on the basis of the following personal parameters: emotional intelligence, self-control as a resource of the individual, dispositional optimism, coping strategies of coping behavior, moral grounds, evaluation, strength and activity of the individual, as well as complex individual typological features.

*The study was carried out with the financial support of the grant of the Administration of Barnaul in the framework of a scientific project № 01-2018/кдм(н)

Key words: volunteers, features of personal development, justification.

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: bokova_oa@altspu.ru

Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: jamelnikova@list.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЛОНТЁРА*

"Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Администрации города Барнаула в рамках научного проекта № 01-2018/кдм(н).

В статье показано, что в условиях повышения внимания к добровольческой деятельности и вопросам её организации в настоящее время концептуально важно обеспечить ясность в вопросах адаптации теоретических положений и концептов в отношении данного проблемного поля к практической деятельности. Необходимо выявить внутренние показатели-детерминанты, обуславливающие потенциал развития личности волонтёра. Это позволит оптимально выстраивать системную работу в вопросах организации добровольческой деятельности, совершенствовать механизмы межсекторного взаимодействия в области добровольчества. Авторами предложено концептуальное основание методического комплекса изучения личности участников волонтёрского движения на основе следующих личностных параметров: эмоциональный интеллект, самоконтроль как ресурс личности, диспозиционный оптимизм, копинг-стратегии совладающего поведения, моральные основания, оценка, сила и активность личности, а также комплексные индивидуально-типологические особенности. Ключевые слова: волонтёры, особенности личностного развития, обоснование.

В настоящее время направления развития студенческого и молодёжного волонтёрского движения определяется государственной политикой и социальным запросом общества. Основным вектором, задающим направление становления данного социально-психологического феномена, является личностное развитие волонтёров.

Включаясь в волонтёрское движение, молодёжь и студенты овладевают нравственно-этическими и гуманистическими традициями, также имеет место духовное развитие, самореализация личностного потенциала в соответствии с внутренними ценностями. Происходит их успешная социализация, формирование психологических знаний, принятие норм правильной социальной ориентации.

Наш опыт работы с волонтёрскими организациями свидетельствует о том, что наиболее эффективной является деятельность добровольцев, сочетающая в себе свободную мотивацию к данному виду социально значимой работы и системную подготовку к ней, в том числе умение эффективно работать совместно, опираясь на изучение сильных сторон личности и выявление потенциальных векторов саморазвития.

Основной задачей волонтёрского движения молодёжи и студентов, по нашему мнению, является не только реализация социально значимой деятельности, но и создание условий для свободного развития личности; содействие вторичной занятости; повышение общей и психологической культуры, а также организация досуга, расширение сферы общения студентов.

Именно поэтому практикум по комплексному изучению личности в работе с волонтёрами позволяет более эффективно изучить сильные стороны каждого члена команды, продуктивно распределить роли таким образом, чтобы добровольческая деятельность приносила не только пользу обществу, но и являлась катализатором продуктивного личностного становления, саморазвития и самореализации.

В настоящее время в большинстве отечественных и зарубежных исследований позиционируется деятельностный и процессуальный подход к волонтёрскому движению, но при этом практически не встречается работ, посвящённых изучению собственно параметров личности волонтёров. Целесообразность психологического исследования личности волонтёра и выявления комплекса диагностических методик её изучения обусловлена необходимостью повышения эффективности деятельности добровольческих объединений на основе научного подхода, с одной стороны, и его не разработанностью - с другой.

В настоящее время приводится достаточно большое количество работ по изучению личностных характеристик человека (самоактуализация, темперамент, интроверсия/экстраверсия и т.д.), но при этом лишь немногие из современных авторов анализируют данные характеристики системно и выделяют роль каждой из них в структуре личности человека [1].

Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что все опубликованные статьи преимущественно сосредоточены на раскрытии специфики и организации добровольческого движения, мотивации волонтёров, в редких случаях психологических детерминант.

В теоретическом плане важным является литературный обзор К.А. Палкина, который на основе анализа отечественный и зарубежной литературы рассматривает состояние изучения психологических детерминант волонтёрской деятельности. Следует отметить, что большинство рассмотренных автором научных публикаций относятся к специфике волонтёрской деятельности и её реализации в социальной практике, между тем как исследований собственно психологических или личностных феноменов представлено недостаточное количество для того, чтобы можно было делать вывод, в чём состоят особенности волонтёров. Разработки касаются преимущественно кросс-культурных и национальных особенностей волонтёров, социального профиля, мо-

тивации, мотивационных контрибуций и ролевой идентичности, которая, с нашей точки зрения, не является собственно личностным проявлением. Перспективы исследования, согласно автору, заключаются в изучении «совокупности психологических составляющих - индивидуальных особенностей личности, с помощью исследования которых становится возможным формирование максимально достоверного представления о собирательной личности современного волонтёра» [2, с. 103]. Данная точка зрения дополнительно подтверждает наше мнение о недостаточной изученности личности волонтёра и актуальность нашего исследования, а также возможность реализации его стратегии через изучение отдельных составляющих.

Опыт диагностической и тренинговой работы в организованных добровольческих командах, проведения супервизии волонтёрских проектов, руководства волонтёрами на мероприятиях городского и краевого масштабов, групповое и индивидуальное психологическое консультирование добровольцев даёт нам основание выделить в качестве основных характеристик личности волонтёра эмоциональный интеллект, самоконтроль как ресурс личности, диспозиционный оптимизм, копинг-стра-тегии совладающего поведения, моральные основания, оценку, силу и активность личности, а также комплексные индивидуально-типологические особенности, влияющие на специфику проявленности вышеуказанных параметров.

Рассмотрим данные особенности более предметно с учётом специфики работы волонтёров. Формат практикума как вид учебного издания не предполагает детализированного теоретического обоснования, однако даёт возможность кратко пояснить концептуальные (основополагающие, ключевые) основания выбора параметров личности волонтёров, наиболее значимые для изучения именно в контексте волонтёрской деятельности.

Одной их ведущих составляющих личности волонтёра мы считаем эмоциональный интеллект, т.к. он является «сложным интегративным образованием, которое включает когнитивные, поведенческие, эмоциональные качества, способствующие осознанию, пониманию и регуляции эмоциональных состояний, взаимосвязан с успешностью межличностного взаимодействия и личностного развития» [3, с. 198]. Именно эмоциональный интеллект как сочетание возможности отражать, рефлексировать личные проявления эмоциональной сферы самого волонтёра, членов команды и тех людей, с которыми они находятся во взаимодействии, проведении совместных мероприятий, по нашему мнению, позволяет эффективно решать совместные задачи и продуктивно реализовывать планы.

Мы считаем, что люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом обладают рядом качеств, определяющих успех волонтёрской работы, а именно интерес к людям вне зависимости от их поведения или сложной жизненной ситуации; понимание сильных сторон своей личности и ресурсов; умением сфокусироваться именно на тех моментах деятельности, которые принесут максимальную пользу; имеют возможность помочь даже в ситуации занятости в других проектах или цейтнота (навыки само-менджмента); обладают толерантностью к неопределённости и умением действовать без ориентации на результат и в условиях эмоциональной «токсичности» отдельных граждан, с которыми не редко сталкиваются в ходе работы. Человек с адекватным эмоциональным интеллектом способен к спонтанности, альтруистичен без эмоционального выгорания, обладая навыками саморегуляции и стрессоустойчивости, адекватно воспринимает информацию даже в завуалированной форме, одновременно не поддаваясь манипуляциям.

Данное мнение также подтверждается исследованиями зарубежных авторов. Например, S.K. Davis, в исследовании которого рассматривалась взаимосвязь эмоционального интеллекта и адаптивности, показана значимость эмоционального интеллекта как способности и черты личности влияющего на буферизацию стрессоров, обеспечения психологического благополучия личности, компонентами которого являются успешность деятельности, когнитивных оценок и самоэффективность молодых людей [4].

Направленность в общении также является актуальной для личности волонтёров и прямо связана с функционалом добровольческой работы - коммуникацией в различных жизненных сферах людей и социальных институтах общества. Именно специфика направленности в общении, с нашей точки зрения, обеспечивает эффективную самореализацию человека в деятельности, планировании и реализации проектов. Ориентация направленности (эгоцентристская, общественная, отношения и т.д.) во многом определяет ценностно-смысловую составляю-

щую работы добровольца, что подтверждается в отдельных исследованиях [5, 6, 7].

Одной из детерминант становления личности волонтёра, по нашему мнению, является самоконтроль как ресурс, способность человека к произвольному поведению и самоструктурированию активности, предикторами которой, по мнению L. A. Turner и W.H. McCormick, является родительский контроль, уровень близости и родительского тепла [8]. В работе других авторов (Р Laytrn, S.J. Latt) показано, что самоконтроль, ответственность, социальная компетентность, значимость межличностных отношений развиваются в процессе получения образования [9].

Мы придерживаемся классического понимания самоконтроля как способности человека изменять и адаптировать себя, свою личность, устанавливая более оптимальное соответствие между личностью и миром (F. Rothbaum, J.R. Weisz, S.S. Snyder) [10]. Также именно самоконтроль регулирует эффективность взаимодействия, позволяет успешно находить пути решения в нестандартных или сложных ситуациях, помогая определить степень соответствия принятых решений необходимым.

В контексте нашего анализа является интересной работа, посвящённая исследованию самоконтроля как показателя развития личности добровольцев. S.T. Guntert, I.T. Strubel, E. Kals, T. Wehner, использовав теорию самоопределения, параметры самодетерминации, определили, что волонтёрские функции системно связаны с опытом самоопределения и контролируемой мотивации. Это «качество мотивации», в свою очередь, объясняет, почему мотивы дифференцированно связаны с удовлетворением. Авторы установили, что ценности, понимание и мотивы социальной справедливости позитивно связаны с относительно самостоятельной мотивацией (RSM), в то время как карьерные, социальные, защитные и усиливающие мотивы показали отрицательные корреляции. Таким образом, предпринята попытка сформировать новый взгляд на качество мотивов добровольцев с теоретическими и практическими последствиями [11].

Диспозиционный оптимизм традиционно понимается в литературе как взгляд в будущее [12]. Мы считаем, что для волонтёров данный параметр проявляется, с одной стороны, как направляющая константа личности с адекватным оцениванием своего собственного влияния на ситуацию, перспективы её развития и собственные возможности по её успешному разрешению, а с другой - как возможность сохранять и транслировать позитивное мироощущение и восприятие, придерживаясь гуманистических культурных ценностей.

M.F. Scheier, C.S. Carver, M.W. Bridges отмечают, что оптимисты реализуют более эффективные копинг-стратегии, чем пессимисты. Это помогает им более успешно справляться с трудностями, пессимисты приобретают неудачный опыт даже вопреки имеющимся шансам положительного решения. В этой ситуации реализованные ожидания правомерно укрепляют оптимизм и усиливают пессимизм [12]. Именно поэтому мы считаем копинг-стратегии (как способность оптимизировать свои потенциальные возможности и ресурсы для достижения необходимого результата) важным личностным параметром именно для волонтёров, вся деятельность которых состоит в реализации различных социально центрированных проектов и разработок.

В работе, посвящённой исследованию копинг-стратегий, показано, что выбор наиболее оптимальных активных, позитивно моделируемых стратегий приводит к сознательному преодолению дискриминационного опыта, повышению уровня самоэффективности у молодых людей [13]. Также именно эффективные копинг-стратегии оказывают решающее влияние на позитивное функционирование в разные периоды взрослости [14].

Моральная нормативность, духовные и моральные основания считаются биоэтическими основаниями развития как человека, так и общества [15]. Некоторые авторы (C.J. Westbrooka, D.E. Davisa, S.E. McElroya, K. Brubakera, E. Choea, S. Karagaa, M. Dooleya, B.L. O'Bryanta, D.R. VanTongerenb, J. Hookc) выделяют в качестве детерминант развития личности моральный облик, моральные ценности, духовность и духовные переживания респондентов [16]. Нравственность и моральные основания выделяются как базовое свойство человека, отмечаются их универсальность и культурная отнесённость [17]. Нами в качестве базовых в личностном развитии волонтёров позиционируются моральные основания заботы/избегания вреда, справедливости, лояльности, уважения, чистоты как имеющие наибольший ценностно-смысловой авторитет в демократическом обществе.

Выделяя отдельные параметры развития личности волонтёров, мы понимаем, что они формируются, развиваются и прояв-

ляются особенным образом в зависимости от базовой структуры лонтёра, но и достаточно редко позиционируются в исследова-

личности, её индивидуально-типологических особенностей, в ниях последних пяти лет в отечественных публикациях и чрез-

качестве которых нами рассматриваются первичные характери- вычайно редко - в зарубежных изданиях (исключение - работа

стики индивидуальности, формирующиеся на базе природных S.T. Guntert и др. [11]). Вместе с тем существуют отдельные ис-

свойств, отражающие как общее, так и единичное в человеке и следования, подтверждающие актуальность и соответствие

имеющие разную степень выраженности, определяющую таким нашей диагностической стратегии, которые теоретически обо-

образом особенность и неповторимость каждого человека [18]. снованно и статистически достоверно доказывают взаимосвязь

Важным компонентом в структуре личности является само- выбранных нами показателей: копинг-стратегии, самоконтроль

сознание как процесс осознания и оценивания себя человеком [19]; копинг-стратегии и особенности индивидуальности [20]; эмо-

в качестве субъекта разных видов деятельности, творческой циональный интеллект и совладающее поведение (копинг-стра-

активности и самопознания. Преломляясь через практическую тегии) [21; 22]; самоконтроль и эмоциональный интеллект [23];

деятельность волонтёра, активность и волевые процессы могут моральные основания как проявления социально-психологиче-

выражаться наиболее ярко через самоуважение, ских особенностей ментальности молодёжи [24]; оптимизм как

Основополагающими для личности волонтёра мы считаем составляющая индивидуально-типологических особенностей следующие индивидуально-типологические особенности: экс- личности [25]; эмоциональный интеллект и диспозиционный траверсия/интроверсия - определяют общий строй личности оптимизм [26]; эмоциональный интеллект, самооценка и кои предпосылки деятельности и общения; согласие/независи- пинг-стратегии [27] и т. д.

мость - способность сочетать самостоятельность и возможность Таким образом, проведённый концептуальный анализ

работать на благо общества; самоконтроль/импульсивность - даёт теоретическое основание для аргументированного выбо-

база для проявления самоконтроля как ресурса личности; эмо- ра стандартизованных диагностических методов для изучения

циональная стабильность/тревожность, новаторство/консерва- ведущих качеств развития личности добровольцев в процессе

тизм - предпосылки развития и формирования эмоционального волонтёрской деятельности. Указанные личностные параме-

интеллекта. тры, по нашему мнению, являются основополагающими при со-

Следует отметить, что выбранные нами параметры не ставлении диагностической программы для изучения личности

только не рассматриваются в контексте развития личности во- волонтёров.

Библиографический список

1. Новые психологические контексты становления личности в меняющемся мире. Под редакцией Э.В. Галажинского, В.И. Кабрина. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2017: 282.

2. Палкин К.А. Состояние и перспективы изучения психологических детерминант волонтёрской деятельности. Психолого-педагогические исследования. 2017; 9; № 4: 99 - 107.

3. Долгова В.И., Вахитова Ю.Р., Комарова М.А., Тельцова Е.П. Исследование особенностей эмоционального интеллекта людей в ситуации контроля. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018, 1: 197 - 204.

4. Davis S.K. Emotional intelligence and attentional bias fort heat-related emotion understress. Scandinavian Journal Of Psychology. 2017; Vol. 59; Issue 3: 328 - 339.

5. Олексенко Р.И., Молодыченко В.В., Тараненко Г.Г. Аксиодуховная составляющая в становлении и гармонизации социо-культурного бытия человека. Гуман1тарний в'юник Запор'зькоiдержавноiiнженерноTакадемП. 2016; 65: 27 - 40.

6. Чернякевич Е.Ю. Направленность личности в общении как один из факторов, влияющих на эффективность коммуникации. Высшая школа, 2016; 2: 60 - 61.

7. Popova O.S. Features of self-realization of personalities with different life values. Мiжнародний науковий журнал 1нтернаука. 2016, 10-2 (20): 27 - 30.

8. Turner L.A., McCormick W.H. Academic entitlement: relations to perceptions of parental warmth and psychological control. Educational Psychology. 2017; Vol. 38: 248 - 260.

9. Laytrn P., Latt S.J. Interpersonal relatedness and self definition in normal and disrupted personality development Retrospect and prospect. American Psychologist. 2013; Vol. 68; Issue 1: 172 - 181.

10. Rothbaum F., Weisz J.R., Snyder S.S. Changing the world and changing the self: A two-process model of perceived control. Journal of Personality and Social Psychology. 1982; Vol. 42(1): 5 - 37.

11. Guntert S.T., Strubel I.T., Kals E., Wehner E The quality of volunteers motives: Integrating the functional approach and self-determination theory. Journal of Social Psychology. 2016; Vol. 156; Issue 3: 310 - 327.

12. Scheier M.F., Carver C.S., Bridges M.W. Distinguishing optimism from neuroticism (and trait anxiety, self-mastery, and self-esteem): A reevaluation of the Life Orientation Test. Journal of Personality and Social Psychology. 1994; Vol. 67; Issure 6: 1063 1078.

13. Петраш М.Д. Совладающее поведение в структуре позитивного функционирования в разные периоды взрослости. Проблемы современного педагогического образования. 2017; 54-5: 347 - 357.

14. Elvanya N.M., Ferdinanda H.D., Gebauera M.M., Bosa W., Huelmanna T., Kollerb O., Schober Ch. Attainment-aspiration gap in students with a migration background: Therole of self-efficacy. Learning and Individual Differences. 2018; 65: 159 - 166.

15. Sokolova S.N. Bioethical bases of safety person and society. Веснiк Палескага державнага унiверсiтэта. Серыя грамадск'х i гу-манiтарных навук. 2015; 1: 38 - 42.

16. Westbrook C.J., Davisa D.E., McElroya S.E., Brubakera K., Choea E., Karagaa S., Dooleya M., O'Bryanta B.L., Van Tongerenb D.R., Hookc J. Trait Sources of Spirituality Scale: Assessing Trait Spirituality More Inclusively. Measurement and evaluation in counseling and development. 2018; Vol. 51; Issure 2: 125 - 138.

17. Гущина А.В. К вопросу о нравственности как свойстве человека: педагогический аспект. Самарский научный вестник. 2017; Т. 6; № 3 (20): 279 - 283.

18. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологическими свойств и межличностных отношений. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

19. Лейфрид Н.В. Стрессоустойчивость, волевой самоконтроль и копинг-стратегии учителей средних общеобразовательных школ. Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2015: 61 - 66.

20. Александрова О.В., Дерманова И.Б. Совладающее поведение в трудной жизненной ситуации в связи с разноуровневыми свойствами индивидуальности. В сборнике: XXXlI Мерлинские чтения: Способности. Одарённость. Индивидуальность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пермь, ПГГПУ, 2017: 37 - 39.

21. Мохова Д.М. Эмоциональный интеллект и совладающее поведение у сотрудников опасных профессий. В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Пермь, 2018: 118 - 120.

22. Фоминых Е.К. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий личности. Образование и саморазвитие. 2014; 4 (42): 100 - 103.

23. Zaritskaya V.V. Emotion self-control within emotional intelligence structure. Всник Одеського нацональногоу нверситету, Психолог'я. 2010; 15; № 9: 43 - 52.

24. Гаврилова А.В. Социально-психологические особенности ментальности «Нового поколения». Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016; Т. 26; № 2: 58 - 63.

25. Шумкова А.А. Оптимизм в структуре пятифакторной модели черт личности. В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Пермь, 2015: 39 - 41.

26. Лукьянченко Н.В., Аликин И.А., Аликин М.И. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и диспозиционного оптимизма с эмоциональным выгоранием. В сборнике: Молодёжь Сибири - науке России. Материалы международной научно-практической конференции. Красноярск, 2016: 212 - 214.

27. Берилова Е.И. Эмоциональный интеллект, самооценка и копинг-стратегии как ресурсы преодоления психического выгорания у девушек-футболисток. Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2018; 1: 242 - 243.

References

1. Novye psihologicheskie konteksty stanovleniya lichnosti vmenyayuschemsya mire. Pod redakciej 'E.V. Galazhinskogo, V.I. Kabrina. Tomsk: Izdatel'skij Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017: 282.

2. Palkin K.A. Sostoyanie i perspektivy izucheniya psihologicheskih determinant volonterskoj deyatel'nosti. Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2017; 9; № 4: 99 - 107.

3. Dolgova V.l., Vahitova Yu.R., Komarova M.A., Tel'cova E.P. Issledovanie osobennostej 'emocional'nogo intellekta lyudej v situacii kontrolya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018, 1: 197 - 204.

4. Davis S.K. Emotional intelligence and attentional bias fort heat-related emotion understress. Scandinavian Journal Of Psychology. 2017; Vol. 59; Issue 3: 328 - 339.

5. Oleksenko R.I., Molodychenko V.V., Taranenko G.G. Aksioduhovnaya sostavlyayuschaya v stanovlenii i garmonizacii socio-kul'turnogo bytiya cheloveka. Gumanitarnij visnik Zaporiz'koi'derzhavnoi' inzhenernoiakademii. 2016; 65: 27 - 40.

6. Chernyakevich E.Yu. Napravlennost' lichnosti v obschenii kak odin iz faktorov, vliyayuschih na 'effektivnost' kommunikacii. Vysshaya shkola, 2016; 2: 60 - 61.

7. Popova O.S. Features of self-realization of personalities with different life values. MizhnarodnijnaukovijzhurnalInternauka. 2016, 10-2 (20): 27 - 30.

8. Turner L.A., McCormick W.H. Academic entitlement: relations to perceptions of parental warmth and psychological control. Educational Psychology. 2017; Vol. 38: 248 - 260.

9. Laytrn P., Latt S.J. Interpersonal relatedness and self definition in normal and disrupted personality development Retrospect and prospect. American Psychologist. 2013; Vol. 68; Issue 1: 172 - 181.

10. Rothbaum F., Weisz J.R., Snyder S.S. Changing the world and changing the self: A two-process model of perceived control. Journal of Personality and Social Psychology. 1982; Vol. 42(1): 5 - 37.

11. Guntert S.T., Strubel I.T., Kals E., Wehner E The quality of volunteers motives: Integrating the functional approach and self-determination theory. Journal of Social Psychology. 2016; Vol. 156; Issue 3: 310 - 327.

12. Scheier M.F., Carver C.S., Bridges M.W. Distinguishing optimism from neuroticism (and trait anxiety, self-mastery, and self-esteem): A reevaluation of the Life Orientation Test. Journal of Personality and Social Psychology. 1994; Vol. 67; Issure 6: 1063 1078.

13. Petrash M.D. Sovladayuschee povedenie v strukture pozitivnogo funkcionirovaniya v raznye periody vzroslosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; 54-5: 347 - 357.

14. Elvanya N.M., Ferdinanda H.D., Gebauera M.M., Bosa W., Huelmanna T., Köllerb O., Schöber Ch. Attainment-aspiration gap in students with a migration background: Therole of self-efficacy. Learning and Individual Differences. 2018; 65: 159 - 166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Sokolova S.N. Bioethical bases of safety person and society. VesnikPaleskaga derzhavnaga universit'eta. Seryya gramadskihigumanitarnyh navu. 2015; 1: 38 - 42.

16. Westbrook C.J., Davisa D.E., McElroya S.E., Brubakera K., Choea E., Karagaa S., Dooleya M., O'Bryanta B.L., Van Tongerenb D.R., Hookc J. Trait Sources of Spirituality Scale: Assessing Trait Spirituality More Inclusively. Measurement and evaluation in counseling and development. 2018; Vol. 51; Issure 2: 125 - 138.

17. Guschina A.V. K voprosu o nravstvennosti kak svojstve cheloveka: pedagogicheskij aspekt. Samarskijnauchnyj vestnik. 2017; T. 6; № 3 (20): 279 - 283.

18. Sobchik L.N. Diagnostika individual'no-tipologicheskimisvojstvimezhlichnostnyh otnoshenij. Sankt-Peterburg: Rech', 2003.

19. Lejfrid N.V. Stressoustojchivost', volevoj samokontrol' i koping-strategii uchitelej srednih obscheobrazovatel'nyh shkol. Psihologicheskoe, fizicheskoe, informacionnoe nasilie i puti ego preodoleniya v sovremennom obschestve. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Omsk, 2015: 61 - 66.

20. Aleksandrova O.V., Dermanova I.B. Sovladayuschee povedenie v trudnoj zhiznennoj situacii v svyazi s raznourovnevymi svojstvami individual'nosti. V sbornike: XXXII Merlinskie chteniya: Sposobnosti. Odarennost'. Individual'nost'. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Perm', PGGPU, 2017: 37 - 39.

21. Mohova D.M. 'Emocional'nyj intellekt i sovladayuschee povedenie u sotrudnikov opasnyh professij. V sbornike: Razvitie sovremennojnauki: teoreticheskie iprikladnye aspekty. Perm', 2018: 118 - 120.

22. Fominyh E.K. Vzaimosvyaz' 'emocional'nogo intellekta i koping-strategij lichnosti. Obrazovanie i samorazvitie. 2014; 4 (42): 100 - 103.

23. Zaritskaya V.V. Emotion self-control within emotional intelligence structure. Visnik Odes'kogo nacional'nogou niversitetu, Psihologiya. 2010; 15; № 9: 43 - 52.

24. Gavrilova A.V. Social'no-psihologicheskie osobennosti mental'nosti «Novogo pokoleniya». Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2016; T. 26; № 2: 58 - 63.

25. Shumkova A.A. Optimizm v strukture pyatifaktornoj modeli chert lichnosti. V.S. Merlin i sovremennaya psihologiya: nauka, obrazovanie, praktika. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Perm', 2015: 39 - 41.

26. Luk'yanchenko N.V., Alikin I.A., Alikin M.I. Vzaimosvyaz' 'emocional'nogo intellekta i dispozicionnogo optimizma s 'emocional'nym vygoraniem. V sbornike: Molodezh' Sibiri - nauke Rossii. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk, 2016: 212 - 214.

27. Berilova E.I. 'Emocional'nyj intellekt, samoocenka i koping-strategii kak resursy preodoleniya psihicheskogo vygoraniya u devushek-futbolistok. Materialy nauchnoj i nauchno-metodicheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma. 2018; 1: 242 - 243.

Статья поступила в редакцию 11.09.18

УДК 159.99

Gostunskaya Ya.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecture, Department of Special and Clinical Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: gostik78@mail.ru

Shekhovtsova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecture, Head of Department of Special and Clinical Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: pole.76@mail.ru

FEATURES OF COPING BEHAVIOR OF PARENTS OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES. The article deals with theoretical aspects of the study of coping behavior in families raising children with intellectual disabilities, characterized by the features of coping behavior of spouses. The article presents a comparative analysis of the effect of stress factors on the family of a child with mental retardation, characterized by the relationship of personal characteristics of parents and their coping strategies.

Key words: family, parents, stress, children with intellectual disabilities, mental retardation, empathy, coping behavior, coping resources, coping behavior, anxiety.

Я.И. Гостунская, канд. психол. наук, доц. каф. специальной и клинической психологии, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: gostik78@mail.ru

Е.А. Шеховцова, канд. психол. наук, доц., зав. каф. специальной и клинической психологии, ГБОУ ВО «(Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: pole.76@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.