Научная статья на тему 'Личностные качества абитуриента вуза как фактор развития инноваций'

Личностные качества абитуриента вуза как фактор развития инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / АБИТУРИЕНТЫ / ВУЗ / ИЗОБРЕТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буреева Маргарита Сергеевна, Леонтьева Елена Геннадьевна

В современном мире конкурентоспособность государства и степень его экономического роста определяют инновации. Цель данной работы заключается в определении основных личностных качеств, которыми должны обладать выпускники технических вузов для успешной разработки и внедрения инноваций в различные сферы деятельности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буреева Маргарита Сергеевна, Леонтьева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные качества абитуриента вуза как фактор развития инноваций»

4. Единство и борьба противоположностей // Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. С. 183-184.

5. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч.: В 6 т. / под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. Т.4.

6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М: Наука, 1984.

7. Калашникова М.Б. О модели возрастной сензитивности / М.Б. Калашникова // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 98-106.

8. Коломинский Я.Л. Персогенность как форма личностного развития /Я.Л. Коломинский, С.Н. Жеребцов // Шхалопя. 2001. № 2. С. 23-36.

9. Жеребцов С.Н. Персогенная ситуация развития: обоснование понятия / С.Н. Жеребцов // Современные проблемы психологии личности: теория и практика: Матер. Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Л.И. Божович. М., 2008. - С. 13-18.

10.Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна / Л.И. Божович М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

© Ануфриева О.В. 2016

УДК 37.047

Буреева Маргарита Сергеевна

Студент 1 курса магистратуры ТПУ г.Томск, Российская федерация E-mail: msb6@tpu.ru Леонтьева Елена Геннадьевна Канд. фил. наук, доцент ТПУ г.Томск, Российская федерация E-mail: leoeg@mail.ru

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА АБИТУРИЕНТА ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ

Аннотация

В современном мире конкурентоспособность государства и степень его экономического роста определяют инновации. Цель данной работы заключается в определении основных личностных качеств, которыми должны обладать выпускники технических вузов для успешной разработки и внедрения инноваций в различные сферы деятельности страны.

Ключевые слова Инновации, абитуриенты, вуз, изобретения.

В современном мире экономический рост любого государства зависит от показателей научно-технического прогресса (НТП). Основой НТП, определяющим конкурентоспособность, как отдельного предприятия, так и государства в целом, являются инновации. Эффективность разработки, внедрения и практического применения инновационных технологий обеспечивается качеством человеческого капитала.

Фундаментом, поддерживающим рост и процветание экономики современной России, является молодежь. Именно инициативные молодые таланты - ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны.

Цель данной работы заключается в определении основных личностных качеств, которыми должны обладать выпускники технических вузов для успешной разработки и внедрения инноваций в различные сферы деятельности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Объектом исследования являются личностные качества величайших мировых изобретателей -лауреатов Нобелевской премии. Была рассмотрена именно Нобелевская премия, поскольку она является одной из самых престижных международных премий, ежегодно присуждаемых за выдающиеся исследования в научной сфере, революционные изобретения, а также крупный вклад в развитие общества.

Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» переход к инновационной модели экономического роста невозможен без привлечения человеческого капитала, обладающего инженерными знаниями и навыками, а также искусством по разработке и продвижению инновационных проектов. На такой результат и нацелено большинство образовательных программ технических вузов.

Личностные качества человека формируются под мощным влиянием присущих ему культурных ценностей. Для определения персональных характеристик лауреатов Нобелевской премии [3, с.480], установим их происхождение. Результаты анализа собранной информации показали, что большинство нобелевских лауреатов (20%) имеют еврейские корни, 18% - американские, 9%- немецкие, 8,2%- английские, французские- 5,5%, японские - 2,8%, русские - 2,1%. Как видно из анализа, большинство изобретений XX-XIX веков принадлежит еврейской национальной культуре и только 2,1% - русской. Чтобы определить, чем обусловлены такие показатели, рассмотрим культурные ценности и личностные характеристики наций, к которым принадлежит большинство лауреатов (Таблица 1) [2, с. 144].

Таблица 1

Культурные характеристики наций

Нация Присущие культурные черты

Англичане Сдержанность, предприимчивость, деловитость, независимость, терпеливость, уважение к собеседнику, избегание категорических утверждений, отзывчивость, пунктуальность.

Немцы Трудолюбие, индивидуализм, пунктуальность, рачительность, самоорганизованность, педантичность, расчетливость, стремление к упорядоченности., беспрекословное следование инструкциям.

Французы Внимательность, осторожность, предусмотрительность, вежливость и учтивость, расчетливость, находчивость, эмоциональность.

Евреи Уверенность в себе, отсутствие стеснительности и робости, смелость, настойчивость в достижении цели, взаимовыручка, индивидуализм, способность противостоять ударам судьбы, высокий интеллектуальный уровень.

Американцы Оперативность, конструктивизм, ориентация на прибыль, нестандартность мышления, открытость, индивидуальность, уважение прав человека, самостоятельность, прямота, честность,

Японцы Трудолюбие, традиционность, дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга, вежливость, аккуратность, рачительность, любознательность, коллективизм, стабильность.

Русские [4, c.213] Коллективизм, эмоциональность, совестливость, перекладывание ответственности, творческий подход к решению задач, предрасположенность к экспромту, умение рисковать.

Ознакомившись с особенностями наций, к которым принадлежит большинство Нобелевских лауреатов, можно заметить множество пересечений и выделить их общие черты: стремление к индивидуализму, независимость, целеустремленность, стремление к всеобщему признанию и славе, трудолюбие, рациональность [1, с.310].

Таким образом, для выявления перспективных абитуриентов, способных к инновационным изобретениям, необходимо учитывать не только баллы в результате сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по требуемым дисциплинам, но и наличие определенного набора качеств и характеристик:

Следует отметить, что не все компетенции, навыки и умения можно развить (даже за 4 года обучения в вузе). Высокое качество итальянской мебели, к примеру, обеспечивается не только за счет искусной технологии обработки, но и качественного сырья. Успешность обучения, в конечном счете, определяется входным «материалом», поступающим на обработку в «большую мастерскую» под названием университет.

В силу возраста не каждый абитуриент имеет достаточное и адекватное представление об окружающем мире и самом себе. Как помочь выпускникам и работникам вузов сделать правильный выбор с первой попытки? Авторы работы предлагают следующий подход. Во время приемной компании проводить процедуру тестирования на определение персональных способностей и личностных характеристик абитуриентов. Результаты исследования должны быть обработаны экспертами-психологами и представителями образовательного профиля, для того, чтобы определить целесообразность обучения по данной образовательной программе. Важно, чтобы результаты тестирования с последующим экспертным заключением выдавались не только сотрудникам вуза, но и самим поступающим.

Задача каждого высшего учебного заведения направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных плодотворно трудиться во благо собственное и своей страны. Двигатель современной экономики - разработка и успешное внедрение инноваций, соответственно конкурентоспособность государства зависит от объемов и скорости создания инновационных технологий. Вуз является непосредственным поставщиком потенциальных авторов таких инноваций. Для повышения качества выпускаемого «материала», то есть специалистов и будущих разработчиков изобретений, предлагается при приеме абитуриентов принимать во результаты тестирования их личностных качеств - тех самых, что объединяли большинство лауреатов Нобелевской премии. Список использованной литературы:

1. Бадрак В.В. Антология гениальности // под ред. В.В. Бадрак. - Киев: КВЩ, 2005. - 474 ^

2. Болдырев В.Е. Введение в теорию межкультурной коммуникации // под ред. В.Е. Болдырев. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 144 а

3. Мусский С.А. Сто великих нобелевских лауреатов // под ред. С. А. Мусского. - Москва: Вече, 2003. - 480 с.

4. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие // под ред. А.П.Садохина. - М. : КНОРУС, 2013. - 256 с.

© Буреева М.С., Леонтьева Е.Г., 2016

УДК 159.99

Городилов Дмитрий Николаевич

Слушатель Академии управления МВД России,

г. Москва, РФ E-mail: gorodilov_dn@mail.ru

ПРОБЛЕМА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ (НАЧАЛЬНИКОВ) ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы ведения переговоров в деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел, возникающих в различных видах профессиональной деятельности.

Ключевые слова

Переговоры, переговорная деятельность, переговорная компетентность, руководитель (начальник) органа

внутренних дел.

Проблема переговоров как юридико-психологический феномен требует углубленного научного изучения, теоретических исследований, анализа и обобщения практического опыта, разработки необходимых рекомендаций, подготовки специалистов соответствующего профиля.

Потребность в переговорах возникает, прежде всего, в тех ситуациях, когда имеются противоречия, различные взгляды, а также возникает необходимость договориться о совместной деятельности, когда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.