Научная статья на тему 'Личностно-профессиональное развитие преподавателя высшей военной школы'

Личностно-профессиональное развитие преподавателя высшей военной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СТАДИИ РАЗВИТИЯ / MILITARY EDUCATION / LEARNING ENVIRONMENT / PERSONAL-AND-PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PERSONALITY DEVELOPMENT / STAGES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марков Алексей Сергеевич

В статье показано, что необходим переход от традиционной системы образования, ориентированной на передачу знаний, к системе, способной в процессе обучения обеспечить развитие личностных качеств будущего офицера. Предложен ряд технологических решений, позволяющих выйти на новый уровень подготовки будущих офицеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal-and-professional development of higher military school teacher

The paper shows the necessity of transition from the traditional educational system, focused on transfer of knowledge, to the system capable to ensure development of future office’s personal qualities in learning process. A number of technological solutions which allow to reach a new level of future officers’ training is offered

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональное развитие преподавателя высшей военной школы»

А. С. Марков

(Рязань)

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье показано, что необходим переход от традиционной системы образования, ориентированной на передачу знаний, к системе, способной в процессе обучения обеспечить развитие личностных качеств будущего офицера. Предложен ряд технологических решений, позволяющих выйти на новый уровень подготовки будущих офицеров

Современные требования к военному образованию определены в Типовом положении о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования от 31 января 2009 года. В нем в качестве одной из главных задач военного вуза определено удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего профессионального образования. При этом сказано, что высшее военно-учебное заведение путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора методов и средств обучения с соблюдением необходимых требований безопасности создает обучающимся необходимые условия для освоения образовательных программ соответствующего уровня и направленности.

Обеспечивать создание этих условий должны преподаватели военного вуза. Как отмечал военный психолог М. П. Коробейников, «усложнившаяся деятельность воина в современных условиях предъявляет особые требования к его психике. Стихийное развитие структуры психики в процессе обучения не дает должного эффекта. Только целеустремленное, планомерное и осознанное формирование структуры психики воина может подготовить его к успешным действиям в современном бою» [3].

В современном военном образовании приоритетными становятся проблемы создания системы профессиональной подготовки офицера, формирования его способности квалифицированно решать сложные боевые, инженерные и психолого-педагогические задачи в войсках. При этом основной упор делается на развитие личности будущего офицера: изменяются цели военного образования, происходит переход от традиционной системы обра-

зования как передачи знаний, умений и навыков к системе, способной обеспечить развитие индивидуальных личностных качеств будущего офицера в процессе обучения. Именно это потребовало от нас введения понятия «образовательная среда военного вуза» как комплекса (системы] необходимых условий для освоения будущими офицерами военно-профессиональных образовательных программ и удовлетворения их потребности в личностном развитии: профессиональном, интеллектуальном, культурном и нравственном [5].

Образовательная среда в качестве объекта педагогических и психологических исследований рассматривалась рядом отечественных ученых (И. А. Баева, Е. А. Климов, В. В. Рубцов, Т. Г. Ивошина, В. И. Панов, В. А. Пономаренко, В. А. Ясвин и др.]. Используя понятие «образовательная среда», педагоги и психологи обычно хотят подчеркнуть, что обучение, воспитание, развитие и социализация обучающегося происходят не только под воздействием обучающих и воспитательных действий педагога и не только в зависимости от индивидуально-психологических особенностей данного обучающегося, но под воздействием всех факторов образовательной среды учебного заведения.

В. А. Пономаренко отмечает: «Образовательная среда по подготовке офицеров представляет единое образовательное пространство и включенную в него систему воспитания. Образовательная среда военнослужащих

- это прежде всего научная среда, так как образование носит упреждающий характер в соответствии с перспективами развития и модернизации военных доктрин, развития военной техники и вооружения, оперативнотактического искусства. Образовательная

среда - развивающаяся культура, воспроизводство нравственных ценностей и мировоззренческого духа» [9, с. 203].

В своем исследовании влияния образовательной среды на формирование личностных качеств будущего специалиста у курсантов военных вузов мы используем психодидактический подход, разрабатываемый В. И. Пановым. При этом под образовательной средой военного вуза понимается система влияний и условий формирования личности будущего офицера по заданному образцу, а также возможность для ее развития, содержащаяся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Для нас не потеряли актуальность слова, сказанные генералом М. П. Коробейниковым сорок лет назад: «Современные условия предъявляют к воспитателю особые требования. Прежде всего, он должен хорошо знать военное дело, мастерски владеть своей специальностью. Высокие организаторские способности, распорядительность, требовательность к подчиненным - важная черта воспитателя. Знание психологии, педагогический такт также играют существенную роль в деятельности воспитателя. Принципиальность, честность, трудолюбие, нетерпимость к недостаткам - эти и многие другие качества дают командирам, политработникам, инженерам и техникам моральное право воспитывать воинов» [3].

По нашим данным, в настоящее время менее 10% преподавателей военных вузов имеют педагогическое образование. Причем это гражданские преподаватели, как правило, математики, физики и иностранных языков, окончившие педагогические вузы, где они готовились обучать школьников. Остальные, как военные, так и гражданские преподаватели, изучали педагогику и психологию в своих вузах в объеме не более 100 часов, в то время, когда о преподавательской карьере они еще не задумывались и не имели серьезного отношения к педагогическим знаниям. Следует отметить, что в программах обучения не всех технических вузов вообще есть курс педагогики и психологии [4].

Таким образом, централизованная подготовка преподавателей военных вузов осуществляется только на учебно-методических сборах, в «школе молодого преподавателя», на педагогических лекториях, организованных командованием военного вуза в рамках своего учебного заведения, и на курсах повыше-

ния квалификации при ведущих гражданских вузах и военных академиях нашей страны.

Более двух третей преподавательского состава - действующие офицеры, они не имеют базового педагогического образования и в своей работе, как правило, опираются на войсковой опыт работы с солдатами. За два-три года преподавательской работы у них складывается авторитарный практико-ориенти-рованный стиль преподавания, который не меняется в ходе дальнейшей преподавательской деятельности.

Приблизительно третья часть преподавателей имеет стаж работы в военном вузе более 10 лет. У них сложился свой стиль работы с курсантами, свое видение проблем обучения. Эти преподаватели не учитывают, что изменилось общество, изменились экономические отношения, другой стала молодежь.

Требуется большая самостоятельная работа преподавателей высшей военной школы по личностно-профессиональному самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию, освоению как традиционных, так и инновационных методов работы с курсантами. Л. М. Митина понимает профессиональное развитие преподавателя как рост, становление, интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений, но главное - как активное качественное преобразование преподавателем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности. Разработанная ею модель предполагает не просто обучение преподавателя новым способам деятельности, а преобразование его мотивационной, интеллектуальной, аффективной и в конечном счете поведенческой структур личности [6].

Действенная выработка «программы» поведения человека, как отмечает Д. И. Фельдштейн, происходит только в определенной общественной среде, только путем деятельного воспроизведения ее опыта. Каждое новое поколение людей совершенствуется в своих психических способностях лишь на основе такого специфического присвоения деятельности предшествующих поколений, как собственная деятельность, в которой и происходит образование психологических функций и психических процессов - от чувствительности до воли, сознания, личности [10].

Профессиональное развитие преподавателя связано с совершенствованием средств и

процедур особого типа коммуникации преподавателя и обучающегося, позволяющих педагогу активизировать процессы самодетер-минации и реализовывать способность самому определять общий контур своей инновационной деятельности [6].

Применение педагогом психодидактического подхода меняет логику построения всех учебных предметов. В основу проектирования учебных программ закладывается логика психического развития курсанта, что приводит к появлению образовательных технологий, которые построены на приоритетном использовании психологических закономерностей развития профессионального мышления и личности курсанта, облеченных в форму дидактического материала (Марков А. С., 2009, 2010]. При этом знания-умения-навы-ки по общеобразовательным и военно-специальным предметам превращаются из цели обучения в педагогическое средство развития профессиональных способностей и личности будущего офицера [1].

Рассматривая вопросы личностно-профессионального развития преподавателей высшей военной школы, мы обращаем их внимание на необходимость формирования у курсантов субъектности в понимании.

В предложенной нами технологии подготовки будущих офицеров курсант проходит следующие этапы развития субъектности: как одиночный боец, отвечающий только за себя; как младший командир, руководящий малой социальной группой (отделением, расчетом, экипажем]; как офицер, командир и воспитатель, отвечающий за выполнение боевых задач и судьбу вверенных ему людей, большой социальной группы (рота, дивизион, полк].

По нашему мнению, в ходе обучения и воспитания защитников Отечества необходимо обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение прохождения курсантом стадий развития субъектности:

- стадия восприятия требует сформировать образец предстоящей деятельности. Курсант должен суметь объяснить, что он должен делать и каков ожидаемый результат его деятельности;

- на стадии подражания образцу следует научить копировать действия инструктора;

- на стадии произвольной активности при внешнем контроле курсант становится субъектом произвольной активности при совместно-распределенной деятельности с препо-

давателем, то есть курсант становится со-субъектом произвольного контроля;

- на стадии внутреннего контроля произвольной деятельности курсант становится субъектом внутреннего самоконтроля (инте-риоризованной функции произвольной регуляции]. На этой стадии развития субъектно-сти у курсанта, как профессионального военного, появляется возможность творческих вариаций выполнения воинской деятельности;

- на стадии контроля деятельности других у курсанта формируется способность контролировать правильность не только своей деятельности, но и деятельности, выполняемой другими (равными по должности и/или подчиненными]. Именно на этой стадии курсант начинает экстериоризовывать субъективированную ранее функцию произвольности и контроля вовне, следя за правильностью выполнения деятельности другими военнослужащими, и тем самым помогать молодым воинам актуализировать их зону ближайшего развития. Только тот офицер, который в своей профессиональной деятельности достиг высокого уровня на стадии внешнего контроля, может качественно обучать и воспитывать своих подчиненных.

В зависимости от степени готовности курсантов к обучению в военном вузе, времени, предоставленного на их обучение, и содержания квалификационных требований подбираются соответствующие педагогические технологии, обеспечивающие выполнение поставленных задач. Определяется объем необходимых знаний, умений и навыков по различным общеобразовательным и военно-специальным дисциплинам, которые должен освоить выпускник военного вуза. (Эти ЗУНы закладываются в квалификационные требования и входят в набор обязательных компетенций для каждой специальности].

В связи с вышесказанным очевидно, что нужны специалисты-преподаватели, способные работать по выбранным педагогическим технологиям с данной категорией обучающихся и в заданные сроки для подготовки военных специалистов [4].

Важными показателями личностно-профессионального развития преподавателя высшей военной школы выступают содержание, характер, способности и направленность его деятельности. При этом мы обращаем внимание на выделенные М. М. Кашаповым показатели психического развития личности:

1. Развитие познания и познавательной деятельности, которые характеризуются обучаемостью и образованностью.

2. Формирование системы личностных отношений к действительности и к самому себе, что связано с воспитанностью.

3. Овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной деятельности, связанных с компетентностью и профессионализмом специалиста [2].

Таким образом, главная задача преподавателя высшей военной школы - превратить любую учебную задачу, любое социальное явление в фактор дальнейшего развития личности будущего офицера. Социальная ситуация трансформируется преподавателем в педагогическую. Механизмом этой трансформации является организуемый педагогом процесс обретения личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности курсанта к определенным объектам, входящим в ситуацию.

Данная ситуация проявляется на каждом учебном занятии, в ежедневных условиях армейской жизни, в которых находится место для конкретного курсанта, где он мог бы реализовать возможности психической жизни, то есть доступные ему чувства, мысли, желания, возможности, качества «Я». В социальную ситуацию развития обязательно входит идеал боевого офицера-десантника; конкретные нормы и правила отношений между военнослужащими, в которых осуществляется этот идеал.

Нами доказано, что в условиях военного вуза хорошо работает предложенная технологическая модель конструктивного изменения поведения, примененная в системе подготовки курсантов как будущих офицеров-

воспитателей и переподготовки преподавателей высшей военной школы [6].

Эта модель обусловливает профессиональное саморазвитие военного педагога и включает:

- стадии изменения поведения курсанта, офицера, воспитателя, преподавателя (подготовку, осознание, переоценку, действие];

- процессы, происходящие на каждой стадии (мотивационные, когнитивные, аффективные, поведенческие];

- комплекс методов воздействия (традиционные и активные].

Практическая реализация технологической модели осуществлялась нами в разных формах на лекционных, групповых и практических занятиях, в ходе проведения семинаров и специальных тренингов, в повседневной армейской жизни при несении боевого дежурства и выполнении хозяйственных работ.

В частности, формируя коллективистский дух воинского подразделения, атмосферу дружбы, воинского братства и товарищеской взаимопомощи, необходимо обеспечить подготовку сознания молодого индивидуалиста к восприятию новой системы ценностей, осознание им значимости групповых ценностей для достижения успехов в воинской службе. Требуется переоценка курсантом личных ценностно-смысловых ориентаций в настоящий момент и на длительную перспективу. Все это должно привести к изменению действий курсантов и преподавателей в соответствии с новой системой ценностей.

Таким образом, только творчески сочетая традиции и инновации в вопросе личностного и профессионального развития преподавателя высшей военной школы, мы можем выйти на новый уровень подготовки будущих офицеров - защитников Отечества.

Литература

1. Володарская И. А., Марков А. С. Формирование профессионализма у курсантов-артиллеристов в процессе обучения электротехнике. - Коломна, 2004. - 152 с.

2. Кашапов М. М. Акмеология : учеб. пособие. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2011. - 112 с.

3. Коробейников М. П. Современный бой и проблемы психологии. - М.: Воениздат, 1972. - 240 с.

4. Марков А. С. Психолого-педагогические особенности подготовки преподавательского состава военных вузов // Российский научный журнал. - 2008. - № 4 (5]. - С. 102-109.

5. Марков А. С. Влияние образовательной среды на формирование личностных качеств будущего специалиста / / Российский научный журнал. - 2009. - № 5 (12]. - С. 95-103.

6. Митина Л. М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя : психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. -М.: ПИ РАО; МГППУ, 2010. - 386 с.

7. Панов В. И. Психодиагностика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.

8. Панов В. И. Двигательная активность как системная детерминанта общего психического развития детей дошкольного возраста // Системная организация и детерминация психики / под ред. В. А. Барабанщикова. - М.: Изд-во ИП РАН, 2009. - С. 396-419.

9. Пономаренко В. А. Безопасность полета - боль авиации. -М.: МПСИ; Флинта, 2007. - 416 с.

10. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: избр. труды: в 2 т. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. - Т.1. - 600 с.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.