Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение курсантов военных вузов в кризисных и экстремальных ситуациях'

Психолого-педагогическое сопровождение курсантов военных вузов в кризисных и экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИСНЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / CRISIS AND EMERGENCY SITUATIONS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DEVELOPMENT OF A PERSON / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марков Алексей Сергеевич

В статье проведен анализ кризисных и экстремальных ситуаций в образовательной среде военных вузов. Показано, что курсанты военных вузов переживают ряд кризисных периодов. Указывается на необходимость разрешения кризисных ситуаций для развития личности будущего офицера. Руководящему и профессорско-преподавательскому составу рекомендовано организовывать психолого-педагогическое сопровождение курсантов военных вузов в кризисных и экстремальных ситуациях на протяжении всего периода обучения. Делается вывод о том, что командиры и преподаватели военного вуза должны подготавливать курсантов к преодолению кризисных и экстремальных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марков Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical support ofcadets ofmilitary high schools in crisis or emergency situations

In the article the analysis of crisis and emergency situations in the educational environment of military high schools is carried out. It is shown that cadets of military high schools go through the whole range of crisis periods during their training It is suggested that supervisors ofhigh schools should use remedying crisis situations for personal development of a future officer. The author also recommends organizing psycho-pedagogical support for cadets of military high schools in crisis and emergency situations throughout all period of training. The main conclusions are that commanders and teachers of military high schools should prepare cadets for overcoming crisis and emergency situations.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение курсантов военных вузов в кризисных и экстремальных ситуациях»

А. С. Марков

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

В КРИЗИСНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной науки является одной из основных задач, поставленных в сентябре 2008 г. перед нашей армией Президентом РФ, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ Д. А. Медведевым.

Как показали наши исследования, на протяжении всего обучения в военном вузе курсанты постоянно находятся в различных экстремальных ситуациях и переживают целый ряд кризисных периодов. [1; 4, с 22]. Отсюда возникает проблема организации непрерывного психолого-педагогического сопровождения кризисных и экстремальных ситуаций у курсантов военных вузов в течение всего процесса обучения.

Разделяя точку зрения М. Ш. Магомед-Эминова, трактующего экстремальность как триаду «негативности — нейтральности — позитивности», которые ведут к «расстройству — стойкости — личностному росту». [3, с. 166], целью психологопедагогического сопровождения мы считаем организацию психологами, руководящим и профессорско-преподавательским составом вуза такого взаимодействия с курсантами, которое способствует стойкости личности в экстремальных ситуациях и разрешению кризисных ситуаций, а также обеспечивает позитивное развитие личности будущего офицера.

В связи с этим возникают задачи исследования, решение которых позволит эффективно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение курсантов военных вузов в течение всего процесса обучения:

• провести анализ профессиональной деятельности офицера, а также особенностей учебной и военно-профессиональной деятельности курсанта в высшей военной школе;

• определить содержание понятий экстремальной и кризисной ситуации в условиях обучения в военном вузе;

• провести анализ образовательной среды военного вуза с целью выявления факторов, определяющих возникновение, последовательность и действие экстремальных и кризисных факторов в условиях военного обучения;

• отработать систему согласованных взглядов, представлений и действий психологов, командования и преподавательского состава вуза на эффективную организацию психолого-педагогического сопровождения курсантов как условие благоприятного обучения и развития будущего офицера;

• обосновать комплекс методов и технологий для работы психологов, педагогов, управленцев и самих курсантов в условиях возникновения экстремальных и кризисных ситуаций с целью недопущения их деструктивного развития;

© А. С. Марков, 2009

• сформулировать конкретные рекомендации командованию, психологам и педагогам военного вуза по организации психолого-педагогического сопровождения курсантов и созданию образовательной среды, благоприятной для обучения и развития защитника Родины.

Профессиональная деятельность офицера чрезвычайно сложна. Если ее рассматривать по классификации, предложенной Е. А. Климовым, то из пяти типов профессий, названных этим ученым, профессия офицера относится сразу к трем:

• «человек — техника», поскольку армия в настоящее время оснащена очень сложным вооружением;

• «человек — человек», т. к. в современной войне противоборствуют большие массы людей;

• «человек — знаковая система», ведь каждый офицер работает с топографическими картами, рассчитывает данные для стрельбы и обеспечения боя, ведет переговоры по рации, используя кодовые таблицы связи. [5, с. 57].

Е. А. Климов выделяет три класса профессий по признаку целей:

• гностические, требующие больших знаний (контролер, эксперт, социолог);

• преобразующие (учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения);

• изыскательские (воспитатель, организатор производства, инженер-конструктор, математик) [5, с. 53].

Профессию офицера можно отнести сразу к трем классам. Это и гностическая профессия, т. к. офицер должен досконально знать вооружение своих войск и войск противника, уметь контролировать готовность техники, вооружения и подчиненных к выходу на учения с боевыми стрельбами. В то же время каждый офицер обязан обучать своих подчиненных, добиваться слаженных действий вверенного ему подразделения при выполнении боевых задач, т. е. профессия офицера относится к классу преобразующих. И, наконец, командирам приходится вместе с солдатами и младшими офицерами решать их социальные, личные и бытовые проблемы, заниматься воспитательной работой, а в боевых условиях решать задачи при недостатке информации, неполных данных, в сжатые сроки, с угрозой для собственной жизни. Таким образом, офицер — еще и изыскательская профессия.

По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса профессий Е. А. Климов выделяет четыре вида:

• профессии ручного труда;

• машинно-ручного труда;

• автоматизированных систем;

• функциональных средств труда. [5, с. 54].

Профессия офицера может быть отнесена ко всем четырем, т. к. каждый офицер по роду своей деятельности выполняет много ручных операций, водит боевые машины, управляет автоматизированными системами наведения на цель и ведения огня, вместе со своим подразделением является элементом в функциональных системах противоборствующих армий.

По условиям труда профессии, по Е. А Климову, делятся на четыре группы:

• работа в условиях микроклимата, близких к бытовым;

• работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду;

• работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и пониженных температурах и т. п.);

• работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей, за большие материальные ценности. [5, с. 54].

Понятно, что редко кому из офицеров приходится работать в условиях первой группы — комнатных условиях. Большинство офицеров выполняют свои обязанности на открытом воздухе, в любую погоду, днем и ночью, в жару и холод, рискуя своей жизнь и принимая решение, кого из солдат послать в тыл, с донесением или по хозяйственным нуждам, а кого под пули противника.

Таким образом, мы видим, что очень сложная и многообразная профессиональная деятельность офицера связана с множеством кризисных и экстремальных ситуаций.

Необходимо уточнить, что мы будем понимать под кризисной или экстремальной ситуацией в профессии военнослужащего, и как преодолевать их последствия в военном вузе.

Современный словарь иностранных слов, указывая, что слово «кризис» происходит от греческого krisis — решение, поворотный пункт, исход, определяет кризис как резкий, крутой перелом; тяжелое переходное состояние какого-либо процесса. [9, с. 318].

Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и ряд других ученых рассматривали возрастные кризисы психического развития и становления личности. «Критические возрастные периоды отличаются тем, что на протяжении относительно короткого времени происходят выраженные психологические сдвиги, изменения в личности ребенка. Развитие принимает бурный характер революционного процесса. Основные особенности таких периодов: 1) неотчетливость начала и конца кризиса; 2) появление трудностей в воспитании детей», — пишет Д. И. Фельдштейн [10, с. 123]. Цитируя Л. С. Выготского, он отмечает, что всякий ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильном возрасте. Происходит это оттого, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за бурными изменениями его личности.

М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович определяют возрастной кризис как период в жизни человека, когда в течение относительно короткого времени выявляются резкие и существенные психологические сдвиги и изменения личности, развитие приобретает бурный, стремительный, кризисный оттенок. Особенностью кризисных периодов является то, что часть детей вступают в острые конфликты с окружающими, испытывают болезненные, тяжелые переживания и т. д. Протекание кризисных периодов зависит от многих жизненных обстоятельств, подготовленности и способностей учителей, особенностей психологической атмосферы и воспитания в семье [2, с. 173].

«Современная военная психология», составленная А. А. Урбановичем, дает более общее понятие кризиса, которое позволяет нам анализировать психическое состояние военнослужащего и в период его обучения в высшем военном учебном заведении, и в период прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Кризис, в трактовке А. А. Урбановича, — это сложное переходное состояние, вызванное личностно-значимыми событиями, создающими невозможность (или затрудненность) реализации жизненного замысла, и сопровождающегося мучительным осмыслением происходящего и переживанием рождения нового образа «Я». Человек не может жить как прежде и не знает, как жить дальше. Идет спонтанный поиск своего нового образа «Я», адекватного изменившимся условиям.

Любой кризис, по мнению А. А. Урбановича, — это столкновение двух реальностей: с одной стороны, жизненного мира личности, а с другой — объективной действительности, которая радикально противоречит всему предшествующему жизненному опыту личности. Процесс адаптации личности к такой действительности чаще всего называют кризисным переживанием [8, с. 335].

Исследование, проведенное А. А. Урбановичем среди офицерского состава Вооруженных Сил Республики Беларусь в период 1996-2002 гг. и охватившее более 700 чел., выявило следующие наиболее значимые и глубокие кризисы, переживаемые офицерским составом:

а) экзистенциальные кризисы (распад СССР, резкая ломка прежних ценностей, изменение социальных условий и статуса офицера в обществе) — у 27 % респондентов, принявших участие в опросе;

б) кризисы, вызванные служебной деятельностью (главным образом, нарушения взаимоотношений в звене «начальник — подчиненный») — 20,6 %;

в) кризисы потерь родных, близких, подчиненных — 19,5 %;

г) семейные кризисы (разводы, размолвки с женами и с родственниками, измены, болезнь членов семьи и др.) — 11,3 %;

д) кризисы адаптации (кризисы, связанные с поступлением в военное училище или академию, кризисы становления офицера и др.) — 7,2 %;

е) кризисы, вызванные экстремальными условиями службы (боевые действия, плен, учения с боевой стрельбой, ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и др.) — 6,2 % [8, с. 337].

Психолого-педагогические исследования, проведенные в Военном артиллерийском университете (филиал, г. Коломна), показали, что курсанты военных вузов испытывают целый ряд кризисных периодов в ходе обучения. Это в первую очередь период адаптации к учебе и службе в военном вузе, который может длиться несколько месяцев. Кризис возвращения из первого отпуска, кризис идентификации, когда происходит критическое переосмысление действительности (туда ли я попал? этого ли хотел?). Далее следут кризис взрывного взросления, когда за год курсант из старшего юноши превращается во взрослого человека. Параллельно идет кризис окончательного профессионального самоопределения с подписанием контракта на военную службу офицером. И наконец, кризис выпускника (как жить? где служить? поедет ли в гарнизон молодая жена? хватит ли офицерского жалования для семьи? и т. п.) [1, с. 52-6 5].

Обратимся к понятию экстремальной ситуации. Под экстремальной ситуацией М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович понимают такое усложнение жизни и деятельности, которое приобрело для личности особую значимость [2, с. 503]. В учебнике по военной психологии под редакцией А. Г. Маклакова к экстремальным отнесены ситуации, для которых характерны:

• различные эмоциональные воздействия, связанные с опасностью, трудностью, новизной, высокой ответственностью выполняемой деятельности, ограничением лимита времени на принятие решения и др.;

• ситуации, сопровождающиеся опасностью массового поражения, чувством беззащитности, наличием непосредственной угрозы для жизни;

• чрезмерные нагрузки на психические и психомоторные процессы;

• чрезмерные физические нагрузки, перенапряжение сил;

• наличие во вдыхаемом воздухе различных вредных элементов;

• неблагоприятное воздействие вибрации, шумов, радиочастот;

• неблагоприятные воздействия различных климатических факторов (жара, холод, влажность и др.) [6, с. 334].

Необходимо подчеркнуть, что ситуации, отнесенные А. Г. Маклаковым к экстремальным, сопровождают всю учебную и служебную деятельность будущих офицеров в военном вузе. Так, наибольшую значимость на всех пяти курсах обучения имеет экстремальная ситуация постоянного дефицита личного времени. Но только на I курсе (у ряда курсантов

еще и на II) она имеет кризисный оттенок. Те, кто не смогли преодолеть этот кризис, адаптироваться к особенностям военной службы, вынуждены оставить военный вуз. Большинство старшекурсников, считая дефицит личного времени наибольшей трудностью обучения в военном вузе, относятся к этой проблеме как к неизбежной составляющей военной службы, которая заставляет их быть предельно собранными и во всех ситуациях правильно определять главную в данный момент задачу.

Интересно отметить, что указанные профессором В. В. Рубцовым ряд основных причин, с которыми связаны факторы возникновения различных видов стрессов у детей в условиях школьного образования, присутствуют и в высшей военной школе, хотя и имеют там свой специфический оттенок [7, с. 144]. Так, первую группу причин В. В. Рубцов связывает с адаптацией конкретного ребенка к школе, отмечая трудности перехода от домашней обстановки к школьной. Другая группа причин связана с техническим прогрессом, избытком информации, перегрузками детей и, как следствие, с острой нехваткой времени. «Одним из наиболее значимых факторов, создающим в этих условиях перегрузки и стрессовые состояния, является острая нехватка времени, — пишет В. В. Рубцов. — Цейтнот, по данным многих исследователей, связан как с высокими и все возрастающими нагрузками, так и с неэффективными методами учебной работы школьников, когда успешность обучения связывается не с качественными, а с количественными показателями усвоения знаний» [7, с. 145]. Он указывает также на способность детей противостоять «внешнему» давлению со стороны взрослых и сверстников. «Очень часто трудной, а порой неразрешимой проблемой для ученика становится негативное (враждебное, пренебрежительное, скептическое, а нередко и подавляющее ребенка) отношение учителя или несдержанное, грубое, излишне аффективное поведение невоспитанного, невротичного или личностно измененного воспитателя, пытающегося справиться с детским коллективом «с позиции силы».

Важно помнить, что авторитарный учитель, считающий знание своего предмета самой главной целью обучения детей, представляет серьезную опасность для психологического здоровья школьников» [7, с. 146].

К сожалению, очень часто в военной среде грубый чрезмерно властный преподаватель или командир-воспитатель, который действует по принципу «не можешь — научим, не хочешь — заставим», пользуется поддержкой командования вуза и считается успешным.

Проведенное нами в течение пяти лет в Военном артиллерийском университете (филиал, г. Коломна) обследование более двух тысяч первокурсников показало, что в период адаптации к учебе и службе в военном вузе самая значимая экстремальная ситуация, приводящая порой к глубоким кризисам, — это трудности, связанные с взаимоотношениями первокурсника с офицерами и младшими командирами — сержантами. На фоне этих переживаний другие трудности и экстремальные ситуации кажутся не столь значимыми. Они оцениваются курсантами и требуют своего разрешения позже, на II и старших курсах, когда разрешается кризис взаимоотношений с непосредственными начальниками [1, с. 52-65].

На II курсе военного вуза будущие офицеры проводят до двух месяцев в полевых условиях, днем и ночью, в жару и холод, при ясной погоде и под проливным дождем, выполняя боевые стрельбы, прыгая с парашютом, совершая многокилометровые пешие маршброски и переброску с помощью военной техники. Основные экстремальные ситуации, по мнению курсантов второго года обучения, связаны с большой загруженностью по службе и бытовой неустроенностью армейской жизни. На II курсе происходит кризис переосмысления действительности. У курсанта возникают вопросы: «Туда ли попал? Этого ли хотел? Стоит ли оставаться в этой социальной группе?»

Для III курса характерен возрастной кризис. Происходит скачкообразное взросление курсанта, он из старшего юноши превращается в молодого взрослого мужчину. Здесь, как при возрастном кризисе детей, нет четкого начала и конца кризиса, и появляется проблема трудно-воспитуемости обучаемого. Причем причины этого те же, что и отмеченные Л. С. Выготским и Д. И. Фельдштейном — изменение педагогической системы, применяемой к курсанту военного вуза, не поспевает за бурными изменениями его личности.

На IV курсе мы зафиксировали кризис образовательной системы — несоответствия методов обучения психологическому возрасту обучающихся. Курсанты ощущают себя уже взрослыми: они заключил контракт на военную службу, т. е. получают деньги за свой профессиональный труд, участвовали в учениях с боевыми стрельбами, многие имеют семьи. Такой обучающийся требует, чтобы преподаватели считались с его опытом, мнением, вместе с ним выстраивали программу специальной подготовки. Здесь уже необходимы методы андраго-гики, которые в настоящее время и у нас в стране, и за рубежом разработаны в основном для послевузовского обучения и рассчитаны на 30-40 летних.

Для V курса характерен кризис выпускника. Перед будущим офицером встают вопросы: как жить? каких идеалов придерживаться? где служить? хватит ли офицерского жалования? где искать подработку для содержания семьи? оставаться ли в военной профессии или поискать себя на гражданском поприще — там, где больше платят?

Наши исследования позволяют рекомендовать командованию, психологам и педагогам военного вуза при организации психолого-педагогического сопровождения курсантов и создании образовательной среды, благоприятной для обучения и развития обучающихся, учитывать, что неблагоприятные воздействия экстремальных ситуаций постоянно присутствуют в ежедневной служебной и учебной деятельности курсантов военного вуза. Экстремальная ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное — это крайне усложненные внешние условия и процесс деятельности; субъективное — психологическое состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Воздействие экстремальной ситуации может иметь разные проявления: а) понижение организованности поведения; б) торможение действий и движения; в) повышение эффективности деятельности.

Экстремальная ситуация может быть быстро проходящей или длительной. При определении пригодности человека к военной профессии необходимо определять и учитывать, наряду с особенностями психических процессов и свойств личности, потенциальную возможность вырабатывать и сохранять готовность к активным действиям в экстремальных ситуациях.

Т. к. вся служебная деятельность будущих офицеров будет протекать при неблагоприятном воздействии экстремальных ситуаций, то подготовка курсантов к действиям в этих условиях должна проходить по следующей схеме:

• разбор алгоритма выполнения стандартных военных задач при экстремальных условиях на классно-групповых занятиях;

• приведение примеров героического, жертвенного выполнения воинского долга офицерами Русской армии с древнейших времен до современных локальных конфликтов, на занятиях и в часы воспитательной и культурно-досуговой работы;

• отработка учебно-боевых нормативов на полевых занятиях сначала в дневное, а затем и в ночное время;

• участие в многосуточных полевых учениях с многокилометровыми маршами, ночными прыжками с парашютом, боевыми стрельбами, выполняя обязанности командиров взводов и рот боевых подразделений.

Такая подготовка помогает курсанту постепенно, поэтапно адаптироваться к действиям в экстремальных условиях, которые уже не вызывают столь сильного стрессогенного воздействия, как в случае отсутствия специально организованной подготовки. Причем экстремальные ситуации не приводят к торможению действий курсанта, а напротив, повышают эффективность действий будущего офицера при принятии решений в условиях военного времени.

Таким образом, в военных вузах существует объективная потребность в непрерывном психолого-педагогическом сопровождении кризисных и экстремальных ситуаций в процессе обучения и службы будущих офицеров. Командиры и преподаватели военного вуза должны подготавливать курсантов к преодолению кризисных и экстремальных ситуаций. Это позволит превратить кризис из разрушающего в формирующий, дающий возможность для личностного роста, и экстремальная ситуация будет приводить не к росту неосознанной тревоги и истощению адаптационной энергии, а напротив к мобилизации всех внутренних резервов: к улучшению внимания, более быстрой и четкой мыслительной деятельности, усилению мотивации и эмоционального подъема.

Литература

1. Володарская И. А., Марков А. С. Формирование профессионализма у курсантов-артиллеристов в процессе обучения электротехнике. Коломна, 2004. 152 с.

2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. Минск, 2004. 576 с.

3. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособ. М., 1995. 224 с.

4. Магомед-Эминов М. Ш. Феномен экстремальности. 2-е изд. М., 2008. 218 с.

5. Марков А. С. Возникновение и преодоление кризисных и экстремальных ситуаций в военных вузах // Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход: матер. науч.-практ. конф-и «Ананьевские чтения — 2008» / под ред. Л. А. Цветковой, Н. С. Хрусталевой. СПб., 2008. 840 с.

6. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А. Г. Маклакова. СПб., 2004. 464 с.

7. Рубцов В. В. Школа и стрессы: современное состояние проблемы // Психология экстремальных ситуаций // под ред. В. В. Рубцова, С. Б. Малых. 2-е изд. М., 2008. 304 с.

8. Современная военная психология: хрестоматия / сост. А. А. Урбанович. Минск, 2003. 576 с.

9. Современный словарь иностранных слов. М., 1992. 740 с.

10. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности // Избр. Труды. В 2 т. М.; Воронеж, 2005. Т. 1. 568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.