Научная статья на тему 'Личностно-профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования'

Личностно-профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1970
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / АКМЕОФАКТОРЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ / ACMEOLOGICAL FACTORS OF PEDAGOGUE'S PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MODERNIZATION OF EDUCATION / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Наталья Викторовна, Вержицкая Елена Николаевна

Рассматривается проблема личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования. На основе анализа теоретических источников описаны закономерности и особенности развития личности, профессионального развития педагога. Выделены акмеофакторы развития в условиях модернизации образования: наличие акмеологической позиции, психологической готовности к профессиональной деятельности в данных условиях, творческого потенциала как способности творчески реагировать на происходящие перемены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Наталья Викторовна, Вержицкая Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays Russian education is being modernized. The pedagogue is the major figure of that process, that is why there exist strong requirements to their personality and professionalism. Due to this fact the pedagogue faces a necessity of personal and professional development, on the one hand. On the other hand, such situation aggravates his/her inner problems and conflicts. As a result, the study and support of personal and professional development of pedagogues is becoming more and more relevant under the conditions of education modernisation. The problem of personal and professional development is being developed in the stream of acmeological approach. It is based on the ideas of integrity, unity of personal and professional development through the establishment of conditions, under which mobilization of personal development motivation is possible. The analysis of personal and professional development concept shows that personal and professional development of the pedagogue is provided by the initiative as a new action by the author, as a way of self-development. It is possible to mark out some regularities and peculiarities of the pedagogue's personality development; they include: the ability to self-develop and self-improve, the use of inner resources and conscious overcoming of inner and outward difficulties. The active personal position underlies the professional development of the pedagogue, his/her reaching professional mastery by passing stages of professional development, by aggravating and solving of his/her inner conflicts. Inner and outer conditions influence the development of pedagogue's professionalism. Progressive and regressive vectors of pedagogue's development are possible. The study of factors, which contribute to personal and professional development of pedagogues under conditions of education modernisation, is worthy of notice. Analysing the requirements to pedagogue's personality and professionalism under the conditions of education modernisation, it is possible to conclude, that acmeological factors of pedagogue's personal and professional development may include acmeological position, psychological readiness to professional activity in present conditions and creative potential of pedagogues.

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования»

Н.В. Козлова, Е.Н. Вержицкая

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ

МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Работа выполнена при поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», рег. № 2.2.2.4/6926.

Рассматривается проблема личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования. На основе анализа теоретических источников описаны закономерности и особенности развития личности, профессионального развития педагога. Выделены акмеофакторы развития в условиях модернизации образования: наличие акмеологической позиции, психологической готовности к профессиональной деятельности в данных условиях, творческого потенциала как способности творчески реагировать на происходящие перемены.

Ключевые слова: модернизация образования; личностно-профессиональное развитие; акмеофакторы личностно-профессионального развития педагогов.

Кардинальные социально-экономические перемены, происходящие в российском обществе, непосредственно затрагивают и сферу образования как часть его культурно-социального бытия. В настоящее время образование переживает процесс модернизации - коренных изменений в системе сложившихся экономических и общественных отношений.

Раскрывая суть происходящих преобразований, А.Г. Асмолов замечает, что образованию присуще «построение ... такой организации жизни, которая помогла бы каждому человеку найти себя» [1. С. 7]. Происходит не только и не столько преобразование педагогического метода или технологии обучения, сколько преобразование жизни растущего и обучающегося ребенка через введение вариативности образования, расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и саморазвития.

Основным субъектом реализации происходящих перемен в образовании является фигура педагога. Концепция модернизации российского образования указывает на то, что квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагогические кадры играют ключевую роль в модернизации образования [2]. Соответственно, выдвигаются требования повышения качества образования, возможности использования инновационных подходов в собственной профессиональной деятельности, развития творческого потенциала, готовности к непрерывному личностно-профессиональному развитию (Концепция модернизации образования, 2002; Петренко А.А., 2007; Бахтиярова В.Ф., 2009; Лызь Н.А., 2009; Ильясова О.А., 2010 и др.).

Таким образом, в настоящее время значительно возрастают требования к профессионализму и личности педагога, к развитию его потенциала как непременному условию модернизации образования.

Анализ литературных источников (Зязюн И.А., 2006; Богдан И.Т., 2007; Петренко А.А., 2007; Ленская Е.Н., 2008; Лызь Н.А., 2009; Орлов А., 2009; и др.) свидетельствует о том, что нововведения в сфере организации, содержания и технологии педагогического образования недостаточно обеспечивают необходимый уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творческому поиску, принятию нестандартных решений, конструктивному взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности в деятельности. Перечисленные характеристики педагогической деятельности соответствуют ожидаемому

процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования, являются неотъемлемой частью активного личностно-профессионального развития педагогов. Следовательно, проблема личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования является актуальной.

Наряду с возрастанием требований к профессионализму и личности педагога в настоящее время для педагогического корпуса характерно: старение и феминизация состава; низкая зарплата и падение престижа профессии педагога; ориентация на репродуктивные методы обучения; отсутствие возможностей и стимулов для профессиональной самореализации и введения инноваций (Гаспарашвили А.Т. и др., 2006; Ленская Е.Н., 2008; Орлов А., 2009; Ильясова О.А., 2010). В качестве главных проблем современного педагога выделяют также отсутствие позитивного отношения к нововведениям, психологической готовности к профессиональной деятельности в новых экономических условиях, субъективной позиции, которая позволила бы ему активно управлять личностно-профессиональным развитием [3, 4]. Таким образом, модернизация образования, с одной стороны, ставит педагога перед необходимостью личностно-профессионального развития, с другой стороны, способствует обострению проблем и противоречий:

- между стремлением к новому, вводимому в систему образования, и потребностью сохранения старого, хорошо знакомого;

- более высокими требованиями социальной среды и актуальными возможностями (знанием, умением, опытом) педагога.

Для эффективности реализации задач модернизации образования необходима поддержка личностно-профессионального развития педагога посредством помощи в разрешении данных противоречий.

Личностно-профессиональное развитие трактуют как количественное, качественное изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности [5]. Проблема личностнопрофессионального развития активно разрабатывается в рамках акмеологического подхода, в основе которого лежат идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека, а его суть заключается в выявлении условий мобилизации у человека установки на свои наивысшие достижения, на наиболее

полную самореализацию личности [6], что, на наш взгляд, совпадает с требованиями к педагогу в условиях модернизации образования.

Анализ концепций личностно-профессионального развития Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, Е. И. Рогова показывает, что личностно-профессиональное развитие педагога в существенной мере обеспечивается инициативой как новым авторским действием субъекта профессиональной деятельности, как способом осуществления саморазвития [7-10]. С одной стороны, подлинное развитие профессионализма немыслимо вне личностного развития; с другой стороны, отмечается устойчивая связь между личностным и профессиональным развитием: как особенности личности оказывают влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, так и саморазвитие личности совершается под влиянием специфики профессиональной деятельности педагога.

В ходе личностно-профессионального развития происходит становление профессионализма, который в рамках акмеологического подхода рассматривается как единство профессионализма деятельности и профессионализма личности [9]. Профессионализм педагога проявляется в высоком уровне педагогической деятельности и взаимодействия, в реализации личности педагога, в достижении высоких результатов самореализации личности обучающихся.

В качестве закономерностей и особенностей развития личности педагога с позиций акмеологического подхода выделяют способность к самореализации, самосовершенствованию, к высвобождению внутренних ресурсов и осознанному преодолению трудностей (внешних и внутренних); возможность быть субъектом своего собственного развития. Так, по мнению Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, ведущей детерминантой личностного развития является творческая самодеятельность и самостоятельность личности, а основной мотив самодеятельности С.Л. Рубинштейн видит в самосовершенствовании, самореализации, самоактуализации личности.

Преодоление трудностей, с точки зрения Л.М. Митиной [9], - еще одно условие личностного развития, т.к. их преодоление дает возможность педагогу проверить свои силы, поверить в свои потенциальные возможности.

Л. И. Анцыферова связывает личностное развитие с возможностью педагога быть субъектом своего собственного развития, замечая, что развитие личности -«...это не то, что с личностью “случается”; личность постоянно находится в поиске и построении тех видов деятельностного отношения к миру, в котором могут лучше всего проявиться и развиваться уникальные потенции конкретного индивида» [12. С. 63-64].

Обобщая акмеологические исследования, посвященные развитию личности профессионала, Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин связывают подобное развитие с совершенствованием мотивационной сферы, развитием самосознания и рефлексии, способности проявлять творчество в работе, осуществлять конструктивные поступки в ситуациях профессиональных затруднений, с наличием готовности к профессиональной деятельности, ориентированной на высокие достижения [13].

В исследования последних лет (Максимова В.Н., 2002; Козлова Н.В., 2008; Паутова Л.Е., 2008 и др.),

отмечается, что не менее важным для прогрессивного личностно-профессионального развития является наличие акмеологической позиции [6, 14, 15], проявляющейся в субъектности педагога (его личностной активности), адаптивности (умения использовать условия окружающей действительности для личностного развития), стремлении реализовать свой потенциал в социуме, самореализации, а также готовность личности к дальнейшему совершенствованию собственной профессиональной деятельности через управление ею, и как следствие - ориентация этой деятельности на высокие достижения. Все это является определяющими условиями и показателями личностного, а значит, и профессионального развития педагога.

В основе профессионального развития педагога, движения к профессиональному мастерству, лежит активная субъектная позиция. При развитии профессионала как субъекта деятельности выделяются такие тенденции, как субъектность, квалификация специалиста, его личностная зрелость [11]. Педагог проходит стадии развития профессионализма через обострение и разрешение внутренних противоречий, этапы и уровни профессионального развития (самоопределения, адаптации, самовыражения, самореализации). На развитие профессионализма влияют внешние и внутренние условия (способности и задатки самого педагога, особенности среды - культурной, семейной, профессиональной, особенности самосознания и рефлексивной компетентности); при этом возможны прогрессивные и регрессивные векторы развития педагога, наличие профессиональных деструкций.

Признаки стагнации и адаптивного поведения педагогов, присущие российскому образованию [16], затрудняют процесс их личностно-профессионального развития, эффективного профессионального функционирования в условиях модернизации образования. В связи с этим мы считаем, что проблема исследования личностно-профессионального развития педагогов в подобных условиях является актуальной, при этом особого внимания заслуживают вопросы изучения факторов, которые способствовали бы личностнопрофессиональному развитию педагогов в условиях модернизации образования, т.е. акмеофакторов. Акме-офакторы - это главные детерминанты профессионализма, личностно-профессионального развития, основные причины, носящие характер движущих сил. Делаются попытки выделить и обозначить наиболее важные или основные факторы развития профессионализма: стремление к самореализации; ответственность за саморазвитие; самосознание; творческий потенциал личности; мотивация достижения; ценностные ориентации; высокие профессиональные и личностные стандарты в профессиональной деятельности; личностные особенности и т. д.

Исследователи личностно-профессионального развития педагогов в качестве акмеофакторов выделяют: потребность в саморазвитии, самосознание педагога (Митина Л.М., 1998), профессиональное самосознание (Вачков И.В., 2002 и др.), «профессиональное пространство» из личностных особенностей педагога, функциональной структуры деятельности и объекта профессиональной деятельности (Рогов Е.И., 1998),

профессиональную среду (Кондратьев П.В., 2007), потребность в инновационной деятельности (Гнездило-ва О.Н., 2005), творчество, взаимоотношения (Абдали-на Л.В., 2008) и др.

Проанализировав требования к личностным и профессиональным характеристикам педагога в условиях модернизации образования, считаем, что в качестве акмеофакторов, способствующих личностно-профессиональному развитию педагогов в условиях модернизации, могут выступать акмеологическая позиция педагога, его психологическая готовность к профессиональной деятельности в данных условиях и творческий потенциал педагога как способность творчески реагировать на происходящие перемены.

Акмеологическая позиция понимается нами как сложная, наиболее устойчивая, интегративная система отношений к тем или иным сторонам действительности, проявляющаяся в поведении, действиях и поступках; рассматривается как система отношений, обеспечивающая ориентацию педагога на достижение вершин в профессиональной деятельности. В качестве показателей акмеологической позиции педагога нами выделяются отношение к профессиональной деятельности, к нововведениям в ней, привлекательность работы для педагога и мотивация на высокие достижения.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности педагога понимается нами как внутреннее свойство личности, единство ее мотивационных, познавательных, эмоционально-волевых, рефлексивных проявлений, обеспечивающих успех профессио-

нальной деятельности педагога. Признаками подобной готовности являются отсутствие большого количества затруднений в профессиональной деятельности; наличие способов их преодоления, а также конструктивных стратегий и тактик поведения в ситуациях профессиональных затруднений; развитая рефлексия; удовлетворенность условиями работы; проявления позитивных состояний и таких качеств личности, которые обеспечивают педагогу успешность выполнения педагогической деятельности.

Творческий потенциал педагога как акмеофактор личностно-профессионального развития педагога в условиях модернизации образования понимается нами как составная часть процесса самореализации, готовность и способность личности меняться, преодолевать стереотипы. Его показателями могут выступать самооценка педагогом наличия подобного потенциала у себя, готовность к его реализации и высокий уровень творческой активности.

Таким образом, в условиях модернизации образования возрастают требования к профессионализму и личности педагога, реализация которых возможна при личностно-профессиональном развитии педагога. Существуют факторы, которые могут выступать в качестве акмеофакторов, т.е. в качестве обстоятельств, способствующих личностно-профессиональному развитию педагогов в условиях модернизации образования: ак-меологическая позиция, психологическая готовность к профессиональной деятельности в новых условиях, творческий потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 3-12.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010. М.: АПКиПРО, 2002. 24 с.

3. Вержицкий Г.А., Щеголенкова Е.С., Вержицкая Е.Н. Исследование социально-психологических факторов готовности педагогов к профес-

сиональной деятельности в условиях новой системы оплаты труда // Учитель Кузбасса. 2010. № 2(13). С. 48-54.

4. Петренко А.А. Проблема развития инновационных процессов в российском образовании и кадрового обеспечения его организации в контек-

сте Болонских соглашений // Мир психологии. 2007. № 1. С. 148-155.

5. Акмеология: Учебник. 2-е изд., перераб. / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. 424 с.

6. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход: Дис. ... д-ра

психол. наук. Томск, 2008.

7. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк.,

1989. 167 с.

8. МарковаА.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

9. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 200 с.

10. РоговЕ.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Владос, 1998. 496 с.

11. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионализма. М.: Изд-во РАГС, 2000. 125 с.

12. Анцыферова Л.И. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. С. 63-64.

13. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. 145 с.

14. МаксимоваВ.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. СПб., 2002.

15. Паутова Л.Е. Акмеологические аспекты созидательной деятельности преподавателя высшей школы // Акмеология. 2008. № 1. С. 22-32.

16. Митина Л.М. Психология развития и здоровья педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2005. № 7-8. С. 35-58.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 2 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.