Научная статья на тему 'Фaкторы личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования'

Фaкторы личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / AKMEOLOGICAL POSITION / PSYCHOLOGICAL READINESS TO PROFESSIONAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF MODERNIZATION / CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Наталья Викторовна, Вержицкая Елена Николаевна

Рассматриваются факторы личностно-профессионального развития как движущие силы развития личности и профессиональной деятельности педагогов в условиях модернизации образования. Выделяются акмеофакторы акмеологического уровня личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования: акмеологическая позиция, психологическая готовность к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования и творческий потенциал в их взаимообусловленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Наталья Викторовна, Вержицкая Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Productive level factors of the level of personal and professional pedagogue's development in conditions of education modernization

The article describes factors of pedagogue's personal and professional development as driving forces of personality and professional activities development of pedagogue's in conditions of education modernization. The akmeofactors of productive (akmeological) level of pedagogue's personal and professional development are, marked. Such factors are: akmeological position, psychological readiness to professional activity in conditions of education modernization and creative potential.

Текст научной работы на тему «Фaкторы личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования»

УДК 159.947

ФAКТОРЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Н. В. Козлова, Е. Н. Вержицкая

PRODUCTIVE LEVEL FACTORS OF THE LEVEL OF PERSONAL AND PROFESSIONAL PEDAGOGUE’S DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION

N. V. Kozlova, E. N. Verzhitskaya

Рассматриваются факторы личностно-профессионального развития как движущие силы развития личности и профессиональной деятельности педагогов в условиях модернизации образования. Выделяются акме-офакторы акмеологического уровня личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования: акмеологическая позиция, психологическая готовность к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования и творческий потенциал в их взаимообусловленности.

The article describes factors of pedagogue’s personal and professional development as driving forces of personality and professional activities development of pedagogue’s in conditions of education modernization. The akmeo-factors of productive (akmeological) level of pedagogue’s personal and professional development are, marked. Such factors are: akmeological position, psychological readiness to professional activity in conditions of education modernization and creative potential.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, акмеофакторы личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования, акмеологическая позиция, психологическая готовность к профессиональной деятельности в условиях модернизации, творческий потенциал.

Keywords: personal and professional development, akmeofactors of personal and professional development of pedagogues in conditions of education modernization, akmeological position, psychological readiness to professional activity in conditions of modernization, creative potential.

Решение вопросов личностно-профессионального развития педагогов в современной социальноэкономической ситуации является объектом пристального внимания всех, кто заинтересован в модернизации российской системы образования. Анализ программных документов [1 - 5], регламентирующих процесс модернизации, показывает, что от педагога, развития его личности и профессионализма, зависит основной успех модернизации современной школы, эффективность реализации предлагаемых нововведений.

Междисциплинарный характер акмеологии позволяет получить новые возможности решения проблемы личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования с позиции идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека. При этом важным представляется не только определение базовых профессиональных компетенций педагога (что обусловлено деятельностным подходом и развивается в педагогических исследованиях), а обоснование особенностей личностно-профессионального развития в ходе реализации деятельности (ак-меологический и антропологический подходы), выявление факторов подобного развития.

Анализ исследований, направленных на изучение личностно-профессионального развития (Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, А. А. Бодалев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, О. С. Анисимов и др.) позволяет выделить следующий ряд факторов такого развития (мотивация достижения успеха; отношение к профессиональной деятельности и к условиям, в которых она выполняется; рефлексия; личностные характеристики, обеспечивающие дости-

жение профессионального мастерства; высокие профессиональные и личностные стандарты в профессиональной деятельности; творческий потенциал), которые могут выступать в роли психолого-акмеологических оснований личностно-профессионального развития педагога. Следует подчеркнуть, что современные психолого-акмеологические исследования ориентированы на изучение высших уровней личностно-профессионального развития. Так, А. А. Деркач и В. Г. Зазыкин, рассматривая высокий профессионализм субъекта труда, говорят об «акмеологическом уровне» профессионализма личности и деятельности как характеристике высокого профессионализма специалиста, акмеологическое содержание которой зависит от специфики профессиональной деятельности [6, с. 64]. С нашей точки зрения, такой высокий уровень личностнопрофессионального развития, на котором педагог демонстрирует способность к самоактуализации в личностном и профессиональном развитии, целесообразно называть продуктивным [7].

Для педагогической деятельности характеристиками продуктивного (акмеологического) уровня личностно-профессионального развития являются: мотивация достижения в профессиональной деятельности, положительное отношение как к профессиональной деятельности, так и к нововведениям в ней; развитая рефлексия, положительный эмоциональный фон личностно-профессионального развития, проявления профессиональных затруднений, связанных с неудовлетворенностью собственным статусом (социальным, профессиональным), ощущением нехватки внутренних ресурсов личности для преодоления этих затруднений, использование

более конструктивных стратегий и моделей поведения их преодоления; высокая самооценка творческого потенциала, готовность реализовать творческую деятельность и творческую активность в выполнении профессиональных обязанностей. Данные характеристики продуктивного уровня личностнопрофессионального развития педагога совпадают с требованиями, которые выдвигаются к личности и профессиональной деятельности педагога в условиях модернизации образования, как способные обеспечить успешность и эффективность введения новшеств в современную школу.

А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин подчеркивают, что достижению высокого (акмеологического) уровня способствуют факторы личностно-профессионального развития (акмеологические факторы), которые носят характер движущих сил, основных причин, главных детерминант прогрессивного развития личности и ее профессионализма [6, с. 229]. Выявление факторов, способствующих достижению высшего (акмеологического) уровня личностно-профессионального развития педагогов - акмеофакторов, -одна из актуальнейших проблем личностнопрофессионального развития педагогов в условиях модернизации образования.

Факторы личностно-профессионального развития Н. В. Кузьмина предлагает разделять на объективные, субъективные и субъективно-объективные факторы [8], в то время как А. А. Деркач и В. Г. За-зыкин подчеркивают, что акмеологические факторы должны быть, прежде всего, субъективными (это мотивы, направленность, интересы, компетентность и т. д.) [6, с. 74 - 75]. Однако и факторы среды влияют на личностно-профессиональное развитие, поскольку воздействуют на личность и вызывают необходимые изменения в ней, т. е. играют роль ак-меологических условий. Объективно существующие в среде возможности личность преобразует в субъективно значимую среду, которая уже и будет содержать (или не содержать) факторы развития [9]. Поэтому важным моментом, с нашей точки зрения, является изучение отношения педагогов не только к профессиональной деятельности, но и к изменениям в образовании.

Рассматривая личностно-профессиональное развитие педагога, Е. И. Рогов предлагает изучать воздействие не отдельных (частных) факторов, а пересечение основных факторов, которое образует некое «профессиональное пространство», «плоскость»

становления педагога-профессионала. Такое пересечение основных факторов развития профессионализма, по мнению автора, охватывает все многообразие проявлений личности педагогов, педагогических процессов и явлений, т. е. сферу педагогического взаимодействия [10, с. 9 - 16]. Данный подход представляет интерес для нашего исследования, т. к. мы предполагаем, что в условиях модернизации образования недостаточно рассматривать детерминацию личностно-профессионального развития педагогов отдельно взятыми факторами, воздействие которых может быть «достаточным» для личностнопрофессионального развития педагогов в обычных

условиях. При введении новшеств, с нашей точки зрения, целесообразно рассматривать воздействие факторов в комплексе, т. е. в их взаимообусловленности.

Следовательно, в условиях модернизации образования правомерно выделять не только факторы, акмеологические факторы, но и акмеофакторы личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования - специальные (комплексные) факторы личностно-профессионального развития педагогов, способствующие достижению продуктивного (акмеологического) уровня развития в условиях модернизации.

На основе анализа теоретических и практических исследований нами были выделены следующие факторы личностно-профессионального развития педагога в условиях модернизации образования -акмеологическая позиция, психологическая готовность к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования и творческий потенциал, которые во взаимообусловленности выступают как акмеофакторы и способствуют достижению педагогом высокого акмеологического (продуктивного) уровня личностно-профессионального развития в условиях модернизации.

При этом акмеологическая позиция - фактор личностно-профессионального развития; устойчивое стремление к профессиональным достижениям, к самореализации творческого потенциала и жизненных сил в гуманистически оправданных видах деятельности; ценностно-смысловое самоопределение личности, избирающей приоритетные ценности (А. А. Деркач, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина,

В. Н. Максимова, Н. В. Сосновских и др.). Показателями акмеологической позиции являются: позитивное отношение к самой профессиональной деятельности и нововведениям; мотивация достижения, как стремление к саморазвитию, самореализации и успеху в профессиональной деятельности. Во взаимосвязи с факторами личностно-профессионального развития - психологической готовностью к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования и творческим потенциалом педагога, выступает как акмеофактор личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования - фактор личностно-профессионального развития; внутреннее свойство личности, единство ее мотивационных, познавательных, эмоциональноволевых, рефлексивных проявлений, обеспечивающих успех профессиональной деятельности [11]. Показателями психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования являются: удовлетворенность условиями работы; позитивные состояния и качества личности, обеспечивающие педагогу успешность выполнения профессиональной деятельности; развитая рефлексия; затруднения в профессиональной деятельности и наличие стратегий и тактик их преодоления. Во взаимосвязи с факторами личностно-

профессионального развития - акмеологической позицией и творческим потенциалом - выступает как акмеофактор личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования.

Творческий потенциал педагога - еще один фактор личностно-профессионального развития; составная часть процесса самореализации, готовность и способность личности меняться, преодолевать стереотипы [12]. Показателями творческого потенциала педагога являются: самооценка творческого потенциала; готовность к реализации творческого потенциала, высокий уровень творческой активности [13]. Во взаимосвязи с факторами личностнопрофессионального развития - акмеологической позицией и психологической готовностью к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования выступает как акмеофактор личностнопрофессионального развития педагогов в условиях модернизации образования.

Для подтверждения выдвинутых предположений проведено исследование 132 педагогов общеобразовательных учреждений, демонстрирующих ак-меологический уровень личностно-профессионального развития, во время введения таких новшеств в муниципальной системе образования, как: новая система оплаты труда педагога, подушевое финансирование, Единый государственный экзамен, подготовка к введению ФГОС. Цель исследования -выявление акмеофакторов подобного развития педагогов и их показателей: акмеологической позиции, психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, творческого потенциала.

Исследование показало, что для педагогов характерно наличие акмеологической позиции (положительное отношение к профессиональной деятельности и к нововведениям в ней, наличие мотивации

достижения, стремления к неким вершинам в профессиональной деятельности); проявления психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, а именно: профессиональные затруднения проявляются как неудовлетворенность социальным и профессиональным статусом, ощущением нехватки внутренних ресурсов личности для преодоления этих затруднений, как результат недостаточности позитивных стратегий совладающего поведения специалиста, что побуждает к преобразованию собственного опыта, конструированию профессиональной деятельности на уровне целей и задач, более активному использованию прямых, активных и просо-циальных стратегий поведения; профессиональная деятельность рефлексируется педагогом, ответственность за ее выполнение и качество принимается на себя, личностно-профессиональное развитие происходит на положительном эмоциональном фоне, при отсутствии проявлений высокой депрессив-ности, невротичности, раздражительности, при демонстрации открытости, общительности и удовлетворенности условиями реализации профессиональной деятельности; творческий потенциал и инициатива высоко оцениваются самим педагогом, прояв-проявляются в готовности реализовать творческую деятельность и активность непосредственно в ходе выполнения повседневных профессиональных обязанностей [7].

Факторный анализ характеристик личности и профессиональной деятельности педагогов позволил выявить семь факторов, достаточно явно связанных с выделенным нами высшим уровнем развития педагогов в условиях модернизации образования. Выделенные факторы в совокупности описывают 69,761 % выявленной дисперсии (что считается приемлемым результатом). В таблице приведена содержательная характеристика выделенных факторов.

Таблица

Содержание факторов продуктивного уровня личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования (при р < 0,05)

Факторы Содержание Значение факторных весов

Фактор № 1 Умение адекватно воспринимать критику со стороны окружающих. 0,808

Мотивация на повышение качества профессиональной деятельности. 0,794

Умение критично относиться к собственной профессиональной деятельности. 0,767

Фактор № 2 Самооценка творческого потенциала. 0,845

Готовность к реализации творческой деятельности. 0,723

Творческая активность. 0,691

Фактор № 3 Высокий уровень профессионального мастерства. 0,918

Удовлетворенность социальным и профессиональным статусом. -0,566

Фактор № 4 Непрямая стратегия поведения. 0,852

Удовлетворенность социальным и профессиональным статусом. -0,584

Фактор № 5 Уровень рефлексии. 0,936

Фактор № 6 Мотивация достижения. 0,938

Фактор № 7 Отношение к модернизации образования. 0,970

Фактор № 1 имеет наибольший вес (14,778 %) и четко выраженную позитивную корреляцию с продуктивным уровнем личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации. Он объединил следующие характеристики готовности личности: умение адекватно воспринимать внешнюю критику окружающих (0,808), мотивацию на повышение качества и личностный рост (0,794), умение критично относиться к собственной профессиональной деятельности (0,767). Таким образом, развитие способности педагога к конструктивному восприятию критики извне, актуализация его стремления к личностному росту, создание условий для повышения качества профессиональной деятельности (что является обязательным условием модернизации образования) будет способствовать достижению педагогом более высокого уровня его личностно-профессионального развития.

Фактор № 2 (его вес или информативность -12,889 %) представлен самооценкой творческого потенциала (0,845), готовностью к реализации творческой деятельности (0,723) и творческой активностью (0,691), которые положительно коррелируют с продуктивным уровнем личностно-профессионального развития педагогов, являются показателями выделенного в ходе теоретического анализа фактора «творческий потенциал». Таким образом, повышение самооценки педагога, предоставление условий для его творческого самовыражения в профессиональной деятельности, обеспечение условий активизации творческого проявления будут способствовать достижению педагогом более высокого уровня его личностно-профессионального развития.

Фактор № 3 (его информативность - 9,536 %) содержал характеристику готовности личности педагога - «высокий уровень профессионального мастерства» (0,918) и удовлетворенность педагога своим социальным и профессиональным статусом (-0,566), при этом характеристика личности положительно коррелирует с продуктивным уровнем личностно-профессионального развития педагога, а удовлетворенность статусом имеет отрицательную корреляцию. Таким образом, создание условий для непрерывного повышения квалификации с целью достижения высокого уровня профессионального мастерства, организация пространства рефлексии, проблематизации и критического осмысления результатов своей профессиональной деятельности, связанного с чувством неудовлетворенности собственным социальным и профессиональным статусом, будет способствовать достижению педагогом более высокого уровня его личностно-профессионального развития.

Фактор № 4 (его информативность - 9,405 %) включал непрямую стратегию поведения (0,852) и удовлетворенность социальным и профессиональным статусом (-0,584), при этом стратегия положительно коррелировала с продуктивным уровнем педагогов, а неудовлетворенность статусом имела обратную связь с данным уровнем развития педагогов. Таким образом, развитие гибкости поведения и спо-

собности выбирать различные способы поведения в зависимости от профессиональной ситуации (с чем связана непрямая стратегия поведения), а также организация пространства рефлексии, проблематизации и критического осмысления результатов своей профессиональной деятельности, связанного с чувством неудовлетворенности собственным социальным и профессиональным статусом, будет способствовать достижению педагогом более высокого уровня его личностно-профессионального развития.

Фактор № 5 (информативность - 7,999 %) представлен одним весомым показателем - уровнем рефлексии (0,936), с которым он положительно коррелирует. Таким образом, развитие рефлексивных способностей педагогов и рефлексивной культуры будет способствовать достижению педагогом более высокого уровня его личностно-профессионального развития.

Фактор № 6 (информативность - 7,942 %) включал также один показатель - мотивацию достижения (0,938), корреляция продуктивного уровня личностно-профессионального развития педагога со стремлением к высоким достижениям также была положительной и значимой. Таким образом, развитие мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности будет способствовать достижению педагогом более высокого уровня его личностно-профессионального развития.

Фактор № 7 (информативность - 7,212 %) определялся показателем положительного отношения к модернизации образования (0,970), который положительно и значимо коррелировал с продуктивным уровнем развития педагогов. Таким образом, помощь педагогам в более позитивном восприятии и отношении к нововведениям в образовании будет способствовать достижению педагогом более высокого уровня его личностно-профессионального развития.

Анализ факторов достижения высокого личностно-профессионального уровня позволяет выделить акмеофакторы личностно-профессионального развития педагога в условиях модернизации образования.

В факторе № 2 между показателями наблюдаются значимые взаимосвязи: самооценка творческого потенциала и готовность к реализации творческой деятельности (г = 0,433, при p < 0,01); готовность к реализации творческой деятельности и творческая активность (г = 0,409, при p < 0,01); творческая активность и самооценка творческого потенциала (г = 0,405, при p < 0,01). Таким образом, мы можем назвать данные показатели этого фактора акмеофактором личностно-профессионального развития педагога в условиях модернизации образования - творческий потенциал.

Анализ взаимосвязей между фактором № 6 и фактором № 7: мотивацией достижения и отношением к модернизации образования (г = 0,269, при p < 0,01); а также наличие взаимосвязи между мотивацией достижения и отношением к профессиональной деятельности (г = 0,200, при p < 0,05) дает осно-

вание объединить, выявленные факторы в акмео-фактор - акмеологическая позиция.

Анализ оставшихся факторов №№ 1, 3, 4, 5, а именно: уровень рефлексии (0,93б), высокий уровень профессионального мастерства (0,918), непрямая стратегия поведения (0,852), умение адекватно воспринимать критику со стороны окружающих (0,808); мотивация на повышение качества профессиональной деятельности (0,794); умение критично относится к собственной профессиональной деятельности (0,7б7) и удовлетворенность социальным и профессиональным статусом (-0,584), позволяет нам выделить еще один акмеофактор - психологическая готовность к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, которая предполагает наличие личностных характеристик, обеспечивающих педагогу успешность выполнения педагогической деятельности: отсутствие большого количества затруднений в профессиональной деятельности; наличие способов их преодоления, высокий уровень рефлексивных способностей.

Таким образом, прогрессивное личностнопрофессиональное развитие педагога (переход на более высокий уровень личностно-профессионального развития) в условиях модернизации образования обеспечивается воздействием специальных факторов, акмеофакторов, в качестве которых выступают акмеологическая позиция, психологическая готовность к профессиональной деятельности в новых условиях и творческий потенциал.

Корреляционный анализ акмеофакторов: акмеологической позиции (мотивация достижения, отношение к профессиональной деятельности в новых условиях, отношение к модернизации образования), психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования (профессиональные затруднения, стратегии преодоления профессиональных затруднений, уровень рефлексии, качества личности, удовлетворенность условиями труда) и творческого потенциала (самооценка творческого потенциала, готовность к реализации творческой деятельности, творческая активность) показал следующие значимые связи:

— мотивация достижения имеет прямо пропорциональную взаимосвязь с экстравертированностью (r = 0,235, при р < 0,01), самооценкой творческого потенциала (r = 0,230, при р < 0,01), с эмоциональной лабильностью (r = 0,183, при р < 0,05), с прямой стратегией преодоления профессиональных затруднений (r = 0,179, при р < 0,05);

— отношение к профессиональной деятельности в новых условиях имеет прямо пропорциональную взаимосвязь с удовлетворенностью с заработной платой (r = 0,2б8, при р < 0,01), с удовлетворенностью санитарно-гигиеническими условиями труда (r = 0,2б2, при р < 0,01) и с уравновешенностью (r = 0,244, при р < 0,01);

— отношение к модернизации образования имеет обратно пропорциональную взаимосвязь с просо-циальной стратегией преодоления профессиональ-

ных затруднений (r = 0,191, при р < 0,05) и с депрес-сивностью (r = 0,17б, при р < 0,05);

— самооценка творческого потенциала имеет прямо пропорциональную взаимосвязь с общительностью (r = 0,244, при р < 0,01), со способом преодоления профессиональных затруднений «вступление в социальный контакт» (r = 0,197, при р < 0,05) и «активной стратегией» (r = 0,183, при р < 0,05) и обратно пропорциональную взаимосвязь с затруднением в оценке собственной профессиональной деятельности (r = -0,258, при р < 0,01);

— готовность к реализации творческой деятельности имеет прямо пропорциональную взаимосвязь с удовлетворенностью заработной платой (r = 0,254, при р < 0,01), обратно пропорциональную взаимосвязь с реактивной агрессивностью (r = 0,299, при р < 0,01) и затруднением в оценке собственной профессиональной деятельности (r = -0,2б4, при р < 0,01);

— творческая активность имеет прямо пропорциональную взаимосвязь с удовлетворенностью отношениями с руководителем (r = 0,245, при р < 0,01), с удовлетворенностью равномерностью обеспечения работой (r = 0,290, при р < 0,01), с экс-травертированностью (r = 0,245, при р < 0,01) и уровнем рефлексии (r = 0,232, при р < 0,01).

Таким образом, результаты корреляционного анализа показали взаимосвязь показателей акмеоло-гической позиции, психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования и творческого потенциала педагога. Это позволяет нам утверждать, что акмеофакторы личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования - специальные (комплексные) факторы личностно-профессионального развития педагогов, способствующие достижению продуктивного (акмеологического)

уровня развития в условиях модернизации: акмеоло-гическая позиция, психологическая готовность к профессиональной деятельности в условиях модернизации и творческий потенциал педагога в их взаимообусловленности. Это дает возможность определить основные направления работы по активизации процесса личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 200б - 2010 гг. // Вестник образования России. - 2005. - № 22. - С. 8 - 37.

3. Наша новая школа. Национальная образовательная стратегия // Вестник образования России. -2010. - № 4. - С. б3 - 70.

4. Программа модернизации педагогического образования // Вестник образования России. - 2003.

- № 10. - С. 10 - 13.

5. Приказ Министерства образования и науки от 24 апреля 2010 г. № 209 «О порядке аттестации пе-

дагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

6. Акмеологический словарь / под ред. А. А. Деркача. - М., 2004. - 160 с.

7. Вержицкая, Е. Н. Уровневая дифференциация профессионализма как закономерность личностнопрофессионального развития педагогов в условиях модернизации образования / Е. Н. Вержицкая // Вестник КемГУ. - 2011. - № 2. - С. 70 - 75.

8. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / под ред. А. А. Реана. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - С. 130 -131.

9. Богдан, И. Т. Готовность к творческому саморазвитию учителей и учащихся средней общеобразовательной школы работающей в инновационном режиме / И. Т. Богдан // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 12. - иКЬ: www.rae.ru (дата обращения: 21.10.09).

10. Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1998. - 49б с.

11. Акмеологический словарь I под ред. А. А. Деркача. - М., 2004. - 1б0 с.

12. Деркач, А. А. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмео-логического развития / А. А. Деркач, Э. В. Сайко // Мир психологии. - 2008. - №1. - С. 218 - 228.

13. Анисимов, О. С. Креативная акмеология: учебно-методическое пособие / О. С. Анисимов; под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: РАГС, 2007. - 27б с.

14. Максимова, В. Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога / В. Н. Максимова. - СПб., 2002. - 201 с.

15. Сосновских, Н. В. Формирование акмеоло-гической позиции школьников в учебном процессе / Н. В. Сосновских: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Ульяновск, 2009. - 2б с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.