Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход к организации электронного обучения студентов - будущих экономистов'

Личностно-ориентированный подход к организации электронного обучения студентов - будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / СКОРОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Светлана Павловна

В статье рассматривается проблема использования личностно ориентированного подхода при подготовке студентов будущих экономистов средствами электронного обучения. Показана необходимость внедрения различных электронных средств обучения в систему образования для различных групп студентов в зависимости от ведущего типа восприятия с целью усовершенствования качества профессиональной подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Светлана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход к организации электронного обучения студентов - будущих экономистов»

УДК 378

С.П. Борисова *

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

В статье рассматривается проблема использования лично-стно ориентированного подхода при подготовке студентов — будущих экономистов средствами электронного обучения. Показана необходимость внедрения различных электронных средств обучения в систему образования для различных групп студентов в зависимости от ведущего типа восприятия с целью усовершенствования качества профессиональной подготовки специалистов.

Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, электронные средства обучения, скорость мышления.

В современном мире высшее профессиональное образование играет важную роль в реализации перспектив социально-экономического развития, способствуя динамизму экономики за счет знаний и навыков, приобретаемых студентами в различный областях профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе. Качественная профессиональная подготовка специалистов требует определения концептуальных подходов к внедрению новой образовательной парадигмы в условиях современного общества при переходе от репродуктивно-информационной модели к продуктивной, гуманистической, ориентирующей педагогический процесс на личностный рост будущих специалистов. Задачи развития сознания, ориентированного на внутренний мир человека, формирования творческого потенциала, готовности к профессиональному новаторству входят в противоречие со способами традиционного образования, отвлеченного от возможностей человека.

В настоящее время человеческий потенциал страны во все большей степени становится решающим фактором ее конкурентоспособности в глобальном мире. Не случайно в развитых странах растет внимание к уровню экономической подготовки своих граждан. Становление и развитие рыночной экономики в России потребовали коренных изменений как в содержании, так и в структуре национальной системы экономического образования. Новый этап в ходе реформ наступил после вступления России в Болонский процесс, предполагающий развитие конкурентный преимуществ отдельных вузов и стран. Создание таких преимуществ может позволить российским вузам формировать свою стратегию в мировом образовательном пространстве [4].

Проблема эффективности экономического образования комплексная: опыт зарубежных университетов и национальных экономических сообществ показывает, что на пути повышения эффективности экономического образования приходится учитывать различные его аспекты, среди которых специфика самого экономического образования, содержание, объем и методика преподавания учебный дисциплин, активная роль студентов и их способность к усвоению знаний и навыков, необходимых для современных экономистов.

* © Борисова С.П., 2010

Борисова Светлана Павловна (svetlana2807@mail.ru), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Процесс подготовки экономистов имеет ряд особенностей по сравнению с подготовкой специалистов других профессий. Экономика как объект изучения находится в постоянном движении. Наряду с устоявшимися закономерностями и тенденциями возникают и развиваются новые явления, требующие соответствующей научной и практической оценки, что придает динамизм учебному процессу. Быстрыми темпами растут объемы выпускаемой научной и учебной литературы, статистической, экономической и социальной информации, публикуемой на бумажных и электронных носителях. Методика работы с информацией и ее квалифицированный отбор становятся важнейшими факторами как преподавания, так и изучения экономических предметов. Возрастающий поток новой информации, быстрые темпы развития технических средств, столь же быстрое устаревание знаний, умений и навыков приводят к необходимости подготовки специалистов, которые бы смогли в рамках своей компетентности участвовать в управлении экономическими процессами как в целом регионе, так и на отдельных предприятиях и их подразделениях. Многообразие и сложность экономической жизни требуют от данных специалистов знаний не только в области традиционных для экономистов дисциплин, но и современных методов управления экономикой, основанных на широком применении математического аппарата и информационных технологий для решения экономических задач.

Сама экономическая наука как база учебного процесса интенсивно развивается по самым разным направлениям и специализациям. Наряду с укреплением основных школ экономической теории увеличивается и число отраслевых экономических наук, поскольку сохраняется разделение труда в экономике и обществе на национальном и мировом уровнях. В этих условиях в рамках экономики становится все больше не только междисциплинарных исследований, но и междисциплинарных учебных курсов, что ведет к необходимости оптимизации соотношения между фундаментальными и специальными учебными дисциплинами, а также определения общего объема знаний, умений и навыков, который необходим дипломированному выпускнику, который способен усвоить студент за годы обучения. В экономической науке среди других моделей существует универсальная теоретическая модель рыночной экономики, но каждая страна развивается по своей национальной рыночной модели, учитывающей специфику ее исторического и культурного пути, географического положения, что говорит о национальной идентичности рыночной экономики. Таким образом, одним из факторов конкурентоспособности российского экономического образования является его своеобразная национальная самоидентификация, опирающаяся на мировые достижения образовательного процесса [2].

Многообразие и сложность решаемых задач требуют личностно ориентированного подхода при подготовке студентов — будущих экономистов. Личностноориентиро-ванная система базируется на утверждении, что личность — это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность; она реализует важный принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе обучения учитываются индивидуальные особенности каждого человека, создаются оптимальные условия, содействующие развитию личности посредством ведущей учебной деятельности [3]. В основе личностно ориентированного подхода лежит признание самобытности, самоценности каждого человека, развитие его не как «коллективного субъекта», а прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом, который сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности [6]. Реализация личностно ориентированного обучения требует разработки такого содержания, которое включает не только научные знания, но и приемы и методы познания. Для реализации личностно ориентированного подхода необходимо определить уровень

216

Вестник СамГУ. 2010. № 5 (79)

актуального развития психических функций человека, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития, и уровень, отражающий психический потенциал развития личности.

В нашем исследовании в качестве результативной характеристики экономистов выбрана скорость мышления, которая является доминирующим показателем готовности экономистов к профессиональной деятельности. Сравнительный анализ понятия «мышление» на основе психологических исследований показал, что оно определяется как высший этап обработки информации человеком, как процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира. Следовательно, за скорость мышления мы можем принять скорость обработки информации. В настоящее время скорость обновления информации на экономическом рынке так велика, что зачастую прибыль предприятия напрямую связана со скоростью принятия решений по тому или иному вопросу.

Для развития скорости мышления студентов — будущих экономистов нами применяются электронные средства обучения, это программные средства, с помощью которых реализуется технология изучения некоторой предметной области, и обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Основными видами электронных средств обучения являются следующие: сервисные программные средства общего назначения; программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся; электронные тренажеры; программные средства для математического и имитационного моделирования; программные средства виртуальных лабораторий и лабораторий удаленного доступа; информационно-поисковые справочные системы; электронные учебники; экспертные, автоматизированные и интеллектуальные обучающие системы; средства автоматизации профессиональной деятельности.

Данные средства формируют опыт деятельности в новой инфосреде, расширяют каналы восприятия информации, способствуют развитию опыта творческой деятельности, образного и логического мышления, увеличивая его скорость [1].

Электронные средства обучения обладают уникальными возможностями, реализация которых создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Использование электронных средств обучения способствует развитию скорости мышления студентов — будущих экономистов в силу ряда причин: происходит активное вовлечение студента в образовательный процесс, когда он принимает роль исследователя, конструктора, корректировщика, организатора и участника коммуникации, что способствует развитию логического мышления, умению находить эффективные методы и средства решения проблем; индивидуализируется учебно-познавательная деятельность, создаются условия для дифференциации трудности учебного материала, подбора степени сложности решаемых задач; появляется возможность разделения содержания электронного курса на модули, что делает обучение более динамичным, упрощая поиск нужного материала; усиливается познавательная активность, что ведет к самостоятельности, самоуправлению и самоконтролю; усиливается мотивация обучения благодаря возможности самостоятельно выбирать темп, неоднократно повторяя отдельные операции или действия. В итоге создаются условия для развития скорости мышления студентов — будущих экономистов.

Для разработки системы профессиональной подготовки потребовалось проведение констатирующего эксперимента, который был направлен на измерение скорости мышления студентов — будущих экономистов Самарского государственного университета по специальности «Математические методы в экономике» (53 человека) и Самарского государственного архитектурно-строительного университета по специальности «Экономика и управление на предприятии» (26 человек) и по специальности «Управление качеством» (14 человек).

Скорость мышления измерялась с использованием четырех различных тестовых заданий. В первом задании необходимо бышо решить семь задач возрастающей степени сложности; во втором задании — найти закономерности и продолжить числовые ряды; в третьем — найти главную мысль в тексте по экономической теме; в четвертом — определить, сколько раз встречается в тексте заданное слово. Задания необходимо было выполнить за максимально короткое время.

Для формирования готовности студентов — будущих экономистов к профессиональной деятельности был проведен формирующий эксперимент, основной целью которого было доказательство эффективности использования электронных средств обучения с целью развития скорости мышления студентов. Выборку составили 93 студента.

Поскольку скорость мышления зависит от ведущего типа восприятия информации, студенты были разбиты на несколько подгрупп, соответствующих типу восприятия. Затем в учебном процессе для каждой из подгрупп отбирались электронные средства обучения. Для студентов с ведущей визуальной модальностью — электронные тренажеры, программные средства виртуальныгх лабораторий, электронные учебники, программные средства для контроля и измерения уровня знаний. Для студентов с ведущей аудиальной модальностью — электронные мультимедийные учебники, информационно-поисковые справочные системы, программные средства для контроля и измерения уровня знаний. Для студентов с ведущей кинестетической модальностью — программные средства для математического и имитационного моделирования, электронные тренажеры.

В ходе экспериментальной работы наблюдались и анализировались изменения в отношении студентов — будущих экономистов к профессиональной деятельности. Гипотетическое предположение эксперимента основыталось на представлении о том, что сформированность компонентов в структуре профессиональной готовности студентов — будущих экономистов средствами электронного обучения характеризуется положительныши изменениями скорости мышления.

В итоге по всем группам студентов и по всем типам заданий наблюдалась положительная динамика, что обусловлено подбором средств с учетом их ведущего типа восприятия. По различным видам заданий в группе студентов с ведущей визуальной модальностью рост скорости мышления составил от 14 до 25 %; в группе студентов с ведущей аудиальной модальностью — от 11 до 21 %; в группе студентов с ведущей кинестетической модальностью — от 13 до 22 %.

Сравнительный анализ констатирующего и формирующего экспериментов показал высокий рост скорости мышления в контрольной группе студентов — будущих экономистов, что доказывает эффективность системы их профессиональной подготовки средствами электронного обучения.

Библиографический список

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. 616 с.

2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2002. 512 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Прогресс, 1983. Т. 2. 365 с.

4. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. М.: Наука, 2006. 201 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.

6. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.

218

BecmnuK ComTY 2010. № 5 (79)

S.P. Borisova*

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE E-LEARNING OF THE STUDENTS-FUTURE ECONOMISTS

In the article the problem of using of personality-oriented approach to the training of students-future economists by means of e-learning. The necessity of intrusion of different electronic means of education in the system of education for different groups of students in dependence from the leading type of perception for the purpose of improvement of the quality of professional training of specialists is shown.

Key words: personally-oriented education, electronic means of education, the speed of thinking.

* Borisova Svetlana Pavlovna (svetlana2807@mail.ru), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.