Научная статья на тему 'Личная безопасность как основополагающий фактор развития дестинации оздоровительного туризма'

Личная безопасность как основополагающий фактор развития дестинации оздоровительного туризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1129
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТА / ДЕСТИНАЦИЯ / ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТОВ / БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ / SAFETY OF TOURISM / PERSONAL SAFETY OF TOURIST / DESTINATION / ESTIMATION OF SAFETY OF STAY / FACILITIES OF PLACING OF TOURISTS / SAFETY ON TRANSPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гергишан А. К.

В статье рассматриваются теоретические вопросы личной безопасности туристов, дана классификация видов опасностей, приведены результаты опроса гостей и жителей городов Анапа и Сочи о безопасности поездок и пребывания в данных курортных дестинациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гергишан А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal security as a fundamental factor in the development of health tourism destination

The article considers the theoretical aspects of the personal safety on tourism, the classification of dangers is given, the results of the guests and habitants survey in the cities of Anapa and Sochi about the safety of trips and stay in these resort destinations are given.

Текст научной работы на тему «Личная безопасность как основополагающий фактор развития дестинации оздоровительного туризма»

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕСТИНАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

ГЕРГИШАН А.К.,

аспирант,

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела,

e-mail: galinaromanovabox@rambler.ru

В статье рассматриваются теоретические вопросы личной безопасности туристов, дана классификация видов опасностей, приведены результаты опроса гостей и жителей городов Анапа и Сочи о безопасности поездок и пребывания в данных курортных дестинациях.

Ключевые слова: безопасность туризма; личная безопасность туриста; дестинация; оценка безопасности пребывания; средства размещения туристов; безопасность на транспорте.

The article considers the theoretical aspects of the personal safety on tourism, the classification of dangers is given, the results of the guests and habitants' survey in the cities of Anapa and Sochi about the safety of trips and stay in these resort destinations are given.

Keywords: safety of tourism; personal safety of tourist; destination; estimation of safety of stay; facilities of placing of tourists; safety on transport.

Коды классификатора JEL: K36, L83.

Жизнь людей все время сопряжена с опасностями, масштабы и спектр которых постоянно растут. Спектр опасностей весьма обширен — от опасностей быта до терроризма. Среди них особого внимания требуют опасности, связанные с туризмом — феноменом второй половины XX века, который вовлекает ежегодно в территориальное перемещение массы людей, общей численностью приближающейся к 1 миллиарду.

Статья 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под безопасностью туризма понимает личную безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства. Таким образом, понятие «безопасность туризма» имеет несколько смысловых уровней: личный (безопасность человека и его имущества), экологический (безопас-

© Гергишан А.К., 2G1G

ность природной среды, внутри которой и с помощью которой осуществляется тур), социально-экономический и культурный (безопасность предприятий, социокультурной среды, государства).

Не уменьшая значимости всех указанных сторон безопасности путешествий, следует сказать, что основным понятием, с точки зрения развития этой индустрии, является личная безопасность туристов. Личная безопасность в период тура — это условие, при котором сохраняется и существует само явление — территориальное перемещение людей с познавательными, деловыми, культурными, рекреационными и иными целями.

Само понятие «опасность» для туриста (в узком смысле этого слова) — это способность различных процессов, объектов, явлений при определенных условиях причинить ущерб здоровью или имуществу туриста. В связи с этим следует сказать, что абсолютной безопасности в туризме не бывает; всегда существует некоторый риск. Следовательно, безопасность — это такой уровень опасности, который на данном этапе социально-экономического и культурного развития сам турист считает допустимым.

Угрозы безопасности или факторы риска в туризме включают в себя трав-моопасность, воздействие окружающей среды, пожароопасность, биологические воздействия, психофизиологические нагрузки, опасность излучений, химические воздействия, повышенную запыленность и загазованность, специфические социальные и политические факторы риска. Кроме того, опасности в путешествиях могут возникнуть из-за собственных или еще кем-то допущенных ошибок, неблагоприятного воздействия окружающей среды, резких изменений в атмосфере, из-за стихийных бедствий, аварий и катастроф, связанных с общехозяйственной деятельностью района или региона.

В связи с этим следует сказать, что широкое развитие в последнее время въездного и выездного туризма, а также рост путешествий в пределах Российской Федерации требует четкой организации и взаимосвязи среди объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, транспорт, места общественного питания и развлечения (оздоровительного, спортивного, познавательного и другого назначения), с организациями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность, и с организациями, предоставляющими различные услуги (экскурсионные, туристские, гидов-переводчиков и другие виды услуг, оказываемые в зависимости от целей путешествия). При реализации услуг должна обеспечиваться безопасность жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранность их имущества. Одновременно с этим должны быть разработаны методы контроля за выполнением требований безопасности. При совершении путешествий и при ознакомлении с природными, историческими, социально-культурными или иными объектами, способными удовлетворить духовные потребности туристов, а также содействовать восстановлению и развитию их физических сил и включенными в сферу туристского показа, одним из требований безопасности является сохранение экологического равновесия в окружающей среде.

Особенно важна проблема безопасности в экстремальном (приключенческом) туризме, а также в технически сложных видах путешествий, таких, на-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

пример, как восхождение на Эльбрус. Сюда же можно отнести поездки в удаленные районы Сибири и Крайнего Севера, на Камчатку, осуществлении туров по Байкалу, определенные виды конного, водного, горного, лыжного, автомобильного и велосипедного туризма, где риск получения ущерба здоровью и фатального исхода довольно велик.

Вместе с тем в экстремальных видах туризма дозированный риск — это та изюминка, которая привлекает определенную группу путешественников из-за остроты ощущения. Однако этот факт, с точки зрения обеспечения безопасности в этом виде туризма, не упрощает проблему обеспечения безопасности туриста, он придает ей определенную специфику и усложняет ее. Это связано с тем, что вся система безопасности в турах должна строиться, прежде всего, в интересах сохранения здоровья и жизни путешествующих. В связи с этим в процедурах оценки риска сотрудникам тех же турфирм нужно по возможности принимать во внимание все поддающиеся количественному определению основные виды ущерба, наносимого человеку.

Таким образом, безопасность туриста напрямую зависит от многих факторов: политики государства, мер, принимаемых фирмами — турагентами и туроператорами, а также от действий самого туриста. Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествии касаются широкого круга проблем, в том числе проверки безопасности туристских заведений и наличия у них лицензий и сертификатов, организации работы линий связи срочной помощи, прием жалоб туристов, охраны памятников, окружающей среды, борьба с наркотиками и т.д.

Проблема безопасности путешествий отражена в международных и внутренних документах. В частности, она декларировалась в Хартии туризма и Кодексе туриста (VI сессия Генеральной ассамблеи ВТО, 1985 год), Гаагской парламентской конференцией по туризму (1989 год). При Исполнительном Совете ВТО в 1994 году создан Комитет по качеству туристского обслуживания, который отвечает за вопросы безопасности путешествий.

Международный опыт по разработке мер безопасности туризма исследуется и обобщается Всемирной туристской организацией. Например, еще в 1994 году ВТО провела обследование 73 стран мира, включая Россию, на тему «Безопасность и защита путешественников, туристов, туристских объектов». Годом позже, в 1995 году, в Швеции была проведена I международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях.

Права и обязанности туриста при подготовке и совершении путешествия в России определены Федеральным законом «Об основах туристской деятельности». В частности, в соответствии с ним турист имеет право на обеспечение личной безопасности, сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи, а также на получение достоверной информации о правилах въезда в страну пребывания и особенностях поведения в ней.

В нашей стране разработан и действует государственный стандарт в области туристско-экскурсионного обслуживания и требований по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. Он, в частности, определяет, что при

оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях и т.п.).

В этой связи представляют интерес результаты опроса гостей и жителей городов-курортов Сочи и Анапа по вопросам личной безопасности в этих рекреационных зонах. Среди опрашиваемых были представители различных отраслей занятости, из которых 51% женщин и 49% мужчин.

Опрос проводился в зимнее время, поэтому основная масса опрошенных гостей курортов прибыла на побережье Черного моря с деловыми целями. В анкетировании принимали участие люди, представляющие следующие от-

расли занятости:

♦ Санаторно-курортная организация, что составило 32% от общего числа

опрошенных;

♦ Гостиничное предприятие — 27%;

♦ Туристско-экскурсионное предприятие — 21%;

♦ Иные отрасли — 14%;

♦ Государственные органы управления — - 4%;

♦ Муниципальные органы управления — 2%.

В возрастной структуре преобладают мужчины и женщины, не достигшие 30-тилетнего возраста. 27% — это люди возрастом от 31 до 40 лет. 24% — люди от 41 до 60 лет, и только 6% составляют люди старше 60 лет.

Среди опрошенных гостей большинство составили те, кто добирался в эти города автомобильным транспортом (61%). 12% прибыли воздушным транспортом, 6% — железнодорожным.

По мнению анкетируемых, уровень личной безопасности в период транспортной поездки на указанные курорты очень высок: 32% считают транспортную систему по доставке людей в эти дестинации безопасной, а 31% во время доставки и выбытия из этих курортов чувствуют себя полностью защищенными.

Интересны результаты оценки респондентами транспортных систем внутри данных курортных городов. Большинство опрошенных жителей и гостей города Анапа — 38% дали наивысшую оценку личной безопасности на транспорте в этом населенном пункте. В Сочи этот показатель меньше — всего 21%.

В целом по двум городам личную безопасность в период проживания в гостинице (санатории или ином месте размещения) в Сочи и Анапе анкетируемые оценивают положительно. Оценку «хорошо» дали 44%. Но при этом собственно в Сочи большинство опрошенных, что составило 32%, чувствуют себя на территории гостиницы в полной защищенности. Следует отметить, что увеличение данного показателя возможно, в том числе, и за счет дополнительных действий самих средств размещения в области повышения личной безопасности гостей путем проведения определенных организационных мероприятий и усиления охраны туристов.

За последние годы значительно усилились меры по обеспечению правопорядка на улицах в данных городах-курортах: увеличилось количество сотруд-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ников правоохранительных органов, повсеместно устанавливаются системы видеонаблюдения. В результате безопасность улиц и скверов этих городов существенно повысилась. Это отразилось в ответах опрашиваемых. Тем не менее, в целом анкетируемые считают уровень безопасности на улицах городов Сочи и Анапа недостаточно высоким. Наивысшую оценку обеспечению безопасности в двух городах поставили 38% всех опрошенных. Причем в Анапе такую оценку поставили 44% всех респондентов.

Следует сказать, что более всего гостей и жителей этих курортных городов волнуют вопросы безопасности их имущества. Для 40% участников данного социологического опроса потенциальную опасность представляет их кража. В этом, по-видимому, отражается определенная материально-техническая необеспеченность и организационные просчеты средств размещения в этих местностях. За рубежом, как известно, почти все номера средств размещения определенного уровня оборудованы сейфами, разработана система уборки номеров, которая обеспечивает максимальную безопасность для посетителей, есть система видеонаблюдения, эффективно работает система охраны отелей. Санаторно-курортные и гостиничные организации городов Сочи и Анапа имеют существенные резервы в данных вопросах. Для улучшения уровня личной безопасности туристов и сохранности их имущества необходимо улучшать техническое оснащение номеров (установка сейфовых шкафов, систем видеонаблюдения, сигнализаций) и организационную систему, направленную на усиление безопасности посетителей.

В результате полученных и обобщенных данных можно сделать вывод о достаточно высоком уровне безопасности в самых крупных городах-курортах Краснодарского края — Сочи и Анапе. Безусловно, это отражается на количестве приезжающих и качестве их проживания. Безопасность — это важный фактор в развитии туристкой дестинации. И в этой связи следует сказать, что в преддверии будущей зимней Олимпиады в городе Сочи все большее развитие получает деловой туризм, в том числе международный. Обеспечение личной безопасности туристов является важнейшей задачей как для администрации городов, так и для руководителей туристских организаций.

В этой связи опрашиваемым было предложено ранжировать по степени безопасности туристские центры Европы, Америки и России в сопоставлении с безопасностью в городах, где проводилось данное анкетирование. 41% из числа всех опрошенных присвоили наивысшую степень безопасности городам Анапе и Сочи. 26% респондентов присвоили высший ранг безопасности туристским центрам Европы и Северной Америки. 22% — другим регионам России, и 11% — туристским центрам других регионов мира.

Наименее безопасными опрашиваемые сочли туристские центры, не относящиеся к России, Европе и Северной Америке — так их оценили 31% анкетируемых. 26% того же мнения о туристских регионах Европы и Северной Америки. 28% считают наименее безопасными туристские дестинации России. И, наконец, 15% опрошенных ранг наименее безопасных присвоили городам Анапе и Сочи.

В целом при всей субъективности ответов это говорит о том, что степень безопасности в этих городах, по мнению опрошенных, стоит на высоком уров-

не, что вероятность кражи имущества, угрозы личной безопасности, чрезвычайные происшествия техногенного характера в других регионах не только России, но и мира — выше, нежели в Анапе и Сочи. А также это свидетельствует о том, что предприятия по приему и размещению, транспортные службы и правоохранительные органы обеспечивают определенный уровень безопасности на территории этих городов.

Вместе с тем соотношение между теми, кто в целом оценивал положительно уровень безопасности указанных курортов, и теми, кто давал им более низкую оценку, нельзя назвать определенно больше в пользу первых. С учетом качественного состава опрошенных (см. выше) это говорит о необходимости создания и реализации целевых программ по непрерывной оценке и постепенному изменению уровня и состояния безопасности туризма на территории крупнейших туристских дестинаций Черноморского побережья России — городов Анапы и Сочи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутко И.И., Ляшко Г.И., Маркин П.П., Ситников В.А. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах: Пособие для студентов гуманитарных и профильных вузов, специалистов туристских организаций. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007.

2. Карпова Г.А., Быков А.Т., Кветенадзе Л.А., Романова Г.М. Курортно-туристский комплекс как объект управления. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2000.

3. Писаревский Е.Л. Безопасность туризма. Правовое обеспечение. В 3-х кн. Кн. I. Основы безопасности туризма: Учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.