Научная статья на тему 'Перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края в контексте реализации проекта создания туристско-рекреационных особых экономических зон'

Перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края в контексте реализации проекта создания туристско-рекреационных особых экономических зон Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1178
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ИНФРАСТРУКТУРА КУРОРТОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Буюклян А. А.

Статья посвящена проблеме развития туристско-рекреационного комплекса (ТРК) Краснодарского края. Автором предлагается формировать программы развития ТРК с учетом реализации проекта создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края в контексте реализации проекта создания туристско-рекреационных особых экономических зон»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

А.А. БУЮКЛЯН,

аспирант,

Российский Государственный Гидрометеорологический Университет (филиал г. Туапсе),

e-mail: zx285@rambler.ru

Статья посвящена проблеме развития туристско-рекреационного комплекса (ТРК) Краснодарского края. Автором предлагается формировать программы развития ТРК с учетом реализации проекта создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа.

Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс; особая экономическая зона; тенденция развития туризма; индустрия туризма; инфраструктура курортов.

Коды классификатора ^БЬ: 1,83.

При стабильном функционировании туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края и благоприятном инвестиционном климате перспективы развития отрасли могут стать импульсом для роста экономических показателей всего региона.

К ключевым тенденциям развития туризма можно отнести:

■ усиление конкуренции между курортами в результате увеличения предложения и возросшей требовательности туристов;

■ снижение затрат на транспорт в результате расширения глобальных авиационных альянсов и появление на рынке перевозчиков с низкими затратами;

■ появление интегрированных туроператоров благодаря развитию новых технологий;

■ более узкую сегментацию спроса и, как следствие, растущую специализацию курортов.

В условиях этих изменений и тенденций курорты разрабатывают новые стратегии и комплексные долгосрочные программы развития. На многих туристских направлениях в ответ на усиление конкуренции внедряются масштабные программы развития туризма, мобилизующие усилия государства и бизнеса. Развитие курортов — масштабная задача, связанная с определенными рисками, поэтому главным инициатором и координатором здесь выступает государство. Мировой опыт свидетельствует о том, что масштабные программы развития туризма, инициируемые и поддерживаемые на национальном уровне, могут дать ощутимые результаты в течение 5-7 лет.

Сегодняшние сильные позиции Черноморского побережья Краснодарского края объясняются недостаточным развитием туристской индустрии (свыше 70% туристов, посетивших курорты края, никогда не были за границей). Их требования к курорту и уровню сервиса относительно низкие.

Следует отметить, что конкуренция со стороны зарубежных пляжных направлений в ближайшие годы еще больше усилится. Тенденция увеличения предложения ведет к росту ценовой конкуренции, поэтому Краснодарскому краю с каждым годом сложнее конкурировать по соотношению цены и качества с зарубежными странами. Тенденция расширения глобальных авиационных альянсов повышает конкурентоспособность туристских направлений дальнего зарубежья.

У развивающихся направлений Турции, Египта, Хорватии, Болгарии существуют масштабные планы развития, одним из целевых сегментов которых являются российские туристы [1].

Так, в Испании реализуется масштабная государственно-частная программа создания, обновления и модернизации мест размещения для туристов; в Португалии перенос успешного опыта с юга на север страны: новые поля для гольфа и гостиницы высокого класса; в Хорватии создание качественных условий для отдыха с возможностью ознакомления с культурным наследием на побережье Адриатического моря; в Турции развитие высококачественного туризма с упором на пляжный отдых в сочетании с археологическими и природными достопримечательностями; в Греции отход от продолжения малобюджетного туристического сезона в пользу новых предложений в области культурного, экологического и приключенческого туризма; в Индонезии элитный курортный отдых с разнообразной программой развлечений (экотуризм, исторический и культурный отдых); в Болгарии развитие экотуризма, финансирование развития заповедников, туристские программы по изучению национальных ремесел, посещение пещер, музеев.

Чтобы сохранить лидирующие позиции и обеспечить долгосрочный рост туристской отрасли, Краснодарскому краю необходимо сформировать современное конкурентоспособное предложение, которое реализуется через создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Комплексное развитие туризма в Краснодарском крае предполагает достижение трех главных целей:

■ формирование разнообразного курортного предложения для привлечения широких слоев туристов из России и зарубежных стран;

■ повышение качества и конкурентоспособности всех компонентов туристского продукта;

■ создание эффективной системы продвижения продукта с помощью маркетинга и дистрибуции.

Выполнение названных целей потребует решения задач и выполнения программных мероприятий в направлениях:

1) формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках путем:

❖ разработки туристских программ в рамках единой стратегии по развитию туризма с экономически обоснованными планами их реализации (в том числе в рамках региональных целевых программ общего социально-экономического развития);

© А.А. Буюклян, 2009

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА.

209

❖ разработки и реализации рекламно-информационных программ по туризму, в том числе создания теле- и радиопрограмм, проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в СМИ;

❖ издания рекламно-информационной печатной продукции (каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной продукции);

❖ активного участия во всероссийских и международных туристских выставках, ярмарках, форумах, презентациях туристских возможностей Краснодарского края и прочих специальных общественных мероприятий в сфере туризма в основных регионах и странах — потребителях туристских услуг;

❖ создания, поддержки и обновления официального Интернет-портала в сфере туризма;

❖ организации сети информационных центров для туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков, которые также выполняли бы консультационные функции для туристов;

❖ формирования современной статистики туризма.

2) создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития туризма.

Для этого потребуется:

❖ создание благоприятного инвестиционного климата для компаний и предприятий, вкладывающих средства в развитие туризма и туристской инфраструктуры;

❖ создание механизмов эффективного взаимодействия и сотрудничества турфирм с учреждениями санаторно-курортного комплекса (СКК);

❖ создание механизмов, в том числе по предоставлению льгот, на региональном уровне для учрежде-

ний СКК в целях полноценного становления негосударственных институтов в этой области.

3) повышение качества сервиса в сфере туризма. Для этого необходимо:

❖ развитие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней в сфере туризма;

❖ реализация современных учебных программ, предусматривающих практическое обучение персонала;

❖ поддержка перспективных прикладных исследований в области туризма.

Реализация проекта может обеспечить весомый экономический эффект: число туристов вырастет с 7,1 млн (2007 г.) до 16,5 млн (2015 г.); доходы отрасли увеличатся с 78 млрд руб. до 215,8 млрд руб.[2].

В целях развития высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры в России создаются особые экономические зоны (ОЭЗ). Правовой порядок формирования таких зон определяется Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ф3[3]. На территории Росси могут создаваться промышленнопроизводственные и технико-внедренческие ОЭЗ. Срок их существования составляет 20 лет и продлению не подлежит.

Федеральным законом от 3 июля 2005 г. № 76-ФЗ внесены изменения в закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[4]. В целях развития туризма создаются туристско-рекреационные особые экономические зоны (ТРОЭЗ).

В декабре 2006 г. конкурсная комиссия утвердила список регионов и зон, в которые вошли ОЭЗ на территории Республики Алтай и Краснодарского края, п. Листвянка (Иркутская обл.), «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), «Байкал» (Республика Бурятия), «Кавказские Минеральные Воды» (Ставропольский край), «Куршская коса» (Калининградская обл.).

Организация ТРОЭЗ создаст благоприятный инвестиционный климат в регионах России, стимулируя развитие депрессивных районов, повышая качество жизни и занятость населения[5].

Постановлением Председателя Правительства России создана особая туристская зона на черноморском побережье России. Соответствующее постановление № 70 «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» подписано 3 февраля 2007 г. Особая экономическая зона будет создана на территории города-курорта Анапы, города-курорта Геленджик, города-курорта Сочи и муниципального образования Туапсинский район. Речь идет о двух участках на территории города-курорта Анапа («Благовещенская» и «Высокий Берег» с 2008 года «Новая Анапа»); об участке «Криница — Архипо-Осиповка» на территории города-курорта Геленджик; «Агрия» на территории Туапсинского района и «Малый Ахун» на территории города-курорта Сочи.

Туристско-рекреационная отрасль Краснодарского края должна в ближайшее время предложить портфель конкурентоспособных форматов на различных направлениях. Предполагается более узкая специализация курортных территорий с целью привлечения туристов. Краевым департаментом инвестиций и проектного сопровождения предложена более узкая специализация курортных территорий. Так администрацией Краснодарского края предлагается развить территории Черноморского побережья края: Имеретинская бухта — благоустроенный горно-морской курорт; Хоста — центр здоровья и СПА; Сочи — центр бизнеса и фестивалей; Туапсе — общедоступный отдых; окрестности Геленджика — активный отдых, экотуризм; Геленджик — светский центр на севере побережья; Утриш — экотуризм и яхт-клубы; Анапа — оздоровительный семейный отдых; Благовещенская — отдых «все включено»

Таким образом, при использовании разнообразных подходов к 2015 г. (узкой сегментации курортов, широком предложении культурно-развлекательного комплекса), туристско-рекреационный комплекс Краснодарского края значительно повысит прием рекреантов.

На территории Краснодарского края создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Для этих целей на протяжении действия статуса данной зоны (20 лет) планируется привлечь более 180 млрд руб. инвестиций. Причем на долю государственного финансирования проекта придется 30 млрд руб. (16,7%), на долю частных инвесторов — 150 млрд руб. (83,3%) (по данным администрации Краснодарского края).

На начальном этапе строительства ОЭЗ требуется поддержка государства по выделению бюджетных средств на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры. Налоговые льготы, предоставляемые инвесторам, высвободят капиталы, необходимые для развития частного бизнеса.

Основные проекты с участием государственного финансирования: строительство объездной дороги вокруг Сочи; строительство внутренних сетей дорог в Имеретинской бухте, окрестностях Геленджика, Благовещенской косе; строительство водозаборов в Анапе и Геленджике; реконструкция водоводов в районах Сочи, Туапсе и Анапы; строительство аэропорта в Геленджике; развитие пляжей г. Анапы, окрестностей Геленджика и Имеретинской бухты.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

210

А.А. БУЮКЛЯН

Большая часть государственных вложений при формировании ОЭЗ направлена на развитие инфраструктуры (строительство автотрасс, аэропортов, канализации, заводов по утилизации твердых бытовых отходов, водоснабжение). В развитии инфраструктуры доля частных инвесторов составит менее 10%.

Из общего объема государственных инвестиций федеральные вложения составят 50%, краевые — 29,9%, местные — 20,1%.

В рамках реализации проекта планируется привлечение частных инвестиций на развитие аэропортов в г. Адлере (2,0 млрд руб); в г. Геленджике (2,0 млрд руб); строительство платной автодороги Абинск — Кабардинка (14,7 млрд руб). Таким образом, строительство ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края поможет решить ряд социально-экономических проблем:

□ будут созданы дополнительные рабочие места для жителей района;

□ повысится качество обслуживания туристов, что будет способствовать увеличению прибылей;

□ повысится мировая конкурентоспособность туристского комплекса Кубани;

□ увеличится количество туристов, посещающих данный курорт.

Реализация проекта по созданию ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края позволит применить опыт по использованию объектов обслуживания и налаживанию экономических составляющих на всей территории страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барыбкина М.Н. Совершенствование санаторно-курортного продукта и повышение эффективности его

продаж // Курортные ведомости. 2002. № 6. С. 3-16.

2. Госкомстат России, Краснодарский краевой комитет статистики. Краснодар ООП Крайкомстата. 2007. 275 с.

3. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ. Об особых экономических зонах в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2005. № 17. Ст. 3812.

4. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ. Изменения в Федеральный закон от 22 июля 2005 г.

№ 116-ФЗ. Об особых экономических зонах в Российской Федерации, которые имеют отношение к

инновационной деятельности в туристской сфере // Собрание законодательства РФ. 2006. № 29. Ст. 3873.

5. НовиковВ.С. Инновации в туризме. М.: Изд. Центр «Академия». 2007. 204с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.