Научная статья на тему 'Лего-конструктор источник обновления содержания образования в начальной школе'

Лего-конструктор источник обновления содержания образования в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
942
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛУЧЕНИЕ УЧЕНИКАМИ ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тормахова Надежда Викторовна

В статье рассматривается подход к деятельностному обновлению содержания образования через применение технологии лего-конструирования, способствующей получению учащимися личностно-значимого образовательного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лего-конструктор источник обновления содержания образования в начальной школе»

В статье приводится элемент опыта работы в рамках системно-деятельностной педагогики, раскрывается необ*

бенка, установления прочных межпонятийных связей.

Кисть Елена Александровна,

учитель начальных классов МОУ «Лицей № 1» города Астрахань

Реализация изучения свойств плоских и пространственных фигур в начальной школе

Как сделать легким формирование у ребенка научного понятия, опираясь на чувственные ощущения - зрительные, осязательные, кинестетические? Ключевые слова: системно-деятельностный подход, межпонятиг н ые предметные связи, опора на чувственные ощущения

Г) качестве основных направлений реализации идеи ХЗ взаимосвязанного изучения свойств плоских и пространственных фигур в младших классах общеобразовательной школы, обучающихся по учебнику Петерсон Л.Г. Математика 1-4 класс, М.: Издательство «Ювента», 2005г, выделяются структура и методические особенности проведения уроков на всех этапах обучения с 1-го по 4-й класс.

Основные особенности построения учебного материала в предлагаемой технологии обучения состоят в следующем:

1. Пока ученик не имеет четкого логического определения понятий «площадь» и «объем» матери-

ал о взаимосвязанном изучении плоских и пространственных фигур необходимо рассматривать в следующей последовательности:

a) взаимное расположение фигур в пространстве. Например, на уроках №№ 17, 24, 33. (1 класс, часть 1); №№ 14,18 (1 класс, часть 2); №№ 3,6,15,18 (1 класс, часть 3)

b) взаимное расположение элементов фигур на плоскости;

c) взаимное расположение элементов фигур в пространстве;

ф взаимное расположение плоских фигур в пространстве, а также расположение их элементов.

Используется цвет и форма фигуры. Логическая цепочка форм «похожих» фигур (флажки, квадратики, шарики и кубики). «Похожих» по цвету, по форме, по цвету и форме. Особое внимание обращается на форму кубик-квадрат

2. Знакомство с данными понятиями осуществляется через наблкэдение рисунков и фактических моделей плоских и пространственных фигур, а также манипулирование ими.

a) обращается внимание при знакомстве с той или иной фигурой на их особенности.

b) словесное описание фигуры и ее особенностей (свойств).

c) логическая цепочка фигур одного вида, цвета, формы.

На уроках, где это рассматривается, необходима оснащенность урока: геометрические фигуры, плоские, объемные, а также цветная бумага и ножницы.

3. Особую роль в формировании представлений о плоских и пространственных фигурах у школьников младших классов является опора на разнообразные чувственные ощущения при работе с моделями фигур как зрительные, так и осязательные и кинестетические ощущения: трогая рукой фигуры учащиеся ощущает «самое острое» - вершинку, проводя по краю фигуры учащиеся не находят углублений или выпуклостей, утверждаются, что плоскость «ровная», отрезок прямой Через это они получают ощущения прямизны.

При этом необходимо, в формировании представлений о фигуре, работа, которая состоит из выяснения особенностей при изображении на листе бумага.

1. Фиксация фигуры на листе бумага, с последующим словесным описанием, последующим закрашиванием цветом позволяет систематизировать представления о фигуре и ее наглядных свойствах.

2. Сравнение случаев нарисованных фигур позволяет проводить целенаправленную работу по формированию понятий

о различных формах фигур.

Исследование формирования научных понятий у детей младшего школьного возраста опирается на педагогическую психологию (Л. С. Выготского). В этом вопросе базовыми основами являются: психический механизм образований понятий; психические процессы, сопровождающие процессы формирования понятий; факторы, влияющие на усвоение понятий.

Основополагающее место здесь занимает идея метода интериоризации действий из внешней среды во внутреннюю нервно-психическую среду.

Учитывая это, необходимо при планировании цикла урасов выделять предварительный этап изучаемьтх понятий так называемые диффузные понятия. Это означает, что содержание понятий, когсрьгми учебник манипулирует на начальном этапе усвоения этих понятий имеет одновременно и общий и частный признак.

Выделение этапа диффузных понятий крайне важно совместно с пониманием причин их возникновения в вьтделяемсм учителем цикле уроков, (см. учеб ник Петерсон Л Г. часть 1, класс 1 №№ 18,19,20). Вве дение каждого нового понятия должно быть мотиви рованньгм. Процесс усвоения со стороны учащихся должен быть активным. Важно установление проч ных межпонятийных связей между усвоенными поня тиями на практике.

В построении конспектов урока необходимо исхо дитъ из возрастных возможностей ребенка и из струк туры его интеллекта.

При составлении конспектов уроков по данному учебнику особое значение приобретает система примеров и задач, которая строится мною следующим образом:

1. система примеров и задач не должна содержать только один пример или задачу; примеров и задач должно быть несколько;

2. существенное в примерах должно выражаться ясно и просто, сложных примеров в системе не должно быть;

3. каждый пример системы не должен содержать лишнего материала, отвлекающего ученика от главной сущности рассматриваемого понятия;

4. немаловажное значение имеет способ извлечения информации из рассматриваемой системы задач;

5. система должна содержать внутреннюю возможность систематизации знаний о рассматриваемом понятии;

6. система должна предусматривать закрепление знаний об изучаемом понятии.

Литература

1. Петерсон Л.Г Математика 1 класс, часть 1, 2, 3. Издательство «Ювента», 2005.

2. Обухова Л Ф. Этапы развитая детского мышления. - М:

МГУ, 2000.

3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1998.

В статье рассматривается подход к деятельностному об* новлению содержания образования через применение тех» нологии лего-кон струи рования, способствующей получе*

Тормахова Надежда Викторовна,

учитель начальных классов Центра образования №641 имени Сергея Есенина г. Москва

Лего-конструктор - источник обновления содержания образования в начальной школе

Как технология лего-конструирования может способствовать деятельностному обновлению содержания образования?

Ключевые слова: лero-кoнcтpyиpoвaниe,дeятeльнocтнoeoбнoвлe• ние содержания образования, получение учениками личносгнозначг мою образовательного продукта.

Современные социально-экономические условия привели к необходимости перестройки школьного образования, реагирования каждого учителя на запросы времени. Каждый думающий учитель определяет свою роль и место в этом сложном процессе. Я работаю в должности учителя начальных классов, преподаю учебный курс «Лего-констуирование» и думаю о том, как с помощью моего предмета можно уже в малышах (учащихся начальной школы) заложить основы развития социально активной личности, самостоятельной, с высокой степенью свободы мышления и креативной.

Мое педагогическое кредо «озарение - удивление

- творчество», которое я стараюсь воплощать при сценировании занятий по лего-конструурованию. Для меня очень важно помочь детям войти в мир социального опыта так чтобы,

во-первых, для каждого ребенка созданный им образовательный продукт рождался через озарение, которое обогащает внутренний мир ребенка, стимулирует его к новым поискам оригинальных решений и находок, дарит комфортное ощущение на этсм этапе деятельности (например, «Сказочные транспортные средства», «Чудо-дерево» (по сказкам

К.И.Чуковского), «Новогодние игрушки», «Космические дали», «Улица полна неожиданностей» и др.);

во-вторых, для каждой микрогруппы класса очень интересным и неожиданным является то, что сделала другая группа при выполнении задания, богатство фантазии и неординарности мышления вызывает удивление работами друг друга;

в третьих, организуя учебную деятельность учащихся в учебном курсе «Лего-конструирование», я планирую задания, которые увлекательны для детей, но вызывают определенные трудности. Преодоление этих трудностей пробуждаету учеников потребность в самостоятельном поиске возможного варианта решения, развивает гибкость и вариативность мышления, порождает творчество.

Хочу отметить, что особую роль я вижу в педагогических технологиях, обеспечивающих освоение над-предметных знаний и становление личности учащегося в качестве субъекта образовательного процесса.

Моя проектная идея, которую я кладу при сцени-ровании занятий -деятельностное обновление содержания образования. Мне представляется, что учебный курс «Лего-констуирование» имеет богатый ресурс для того, чтобы организовать учебный процесс так, чтобы для учеников личностио значимыми содержаниями образования стали - способы творческойде-ятельности.

Возможность интеграции разных предметных содержаний (например, русского языка, чтения, математики, окружающего мира и др. предметов) в рамках одного учебного курса-уникальная возможность для закладывания основ формирования мета предметных знаний, освоения универсальных способов деятельности.

С другой стороны, использование в начальной школе на разных уроках лего-конструктора позволяет заложить основы развития у учащихся умения планировать и оценивать свою деятельность. Это становится возможным, так как привычный для ребен ка (на разных уроках) материальный вид конструкто ра позволяет ему подняться от ступеньки «удивления» до ответа на вопрос: «Что яхочу получить? Как я это буду делать? Как я смогу убедиться в том, чтополу-чилто, что хотел?»

Выделенная проектная идея находит подтверждение в стандартах образования. А.А. Кузнецов1, вицепрезидент Российской академии наук, обращает внимание на то, сегодня под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Лич-

1 Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения II Инновационные проекты и программы в образовании . 2009. №1.

ностиые ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).

Анализируя данный фрагмент, с учетом возможностей учащихся начальной школы и учебного курса «Лего-конструирование», подчеркну, что свой вклад в достижение стандартов можно внести, развивая личностные ресурсы учащихся начальной школы через мотив к констуированию в разных предметных средах; осваивая на доступном для учащихся уровне способы деятельности и необходимые для этого знания. А для этого необходимы различные формы и виды уроков.

Виды и формы уроков с применением лего-конструирования очень разнообразны. Это и практические работы, наблюдения, беседы, дидактические игры, проекты, фестивали, праздники. Каждый урок для детей интересен и увлекателен. Благодаря урокам ЛЕГО повышается интерес детей к учебе, уровень и качество знаний.

Как известно, одним из направлений развивающего обучения является- ЛЕГО-педагогика. Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову и руки учащихся. Также, наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными и развивающими пособиями, позволяющими разнообразить процесс обучения, в комплексе решать многие задачи, стоящие перед школой. Используя ЛЕГО-конструкторы на уроках, учитель ставит своей целью: воспитание социально активной личности, с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности и способности учащихся решать любые задачи творчески, изобретательски.

Во время рабочего процесса с этими пособиями у ребенка появляется возможность проявить многие скрытые качества, свою индивидуальность, у него развивается мышление, внимание, сообразительность, фантазия, воображение, речь.

Кроме развития творческих способностей, происходит обучение программированию своих действий, формирование моторных навыков, ненавязчивое усвоение учебного материала.

На таких уроках учащиеся не только воспринима-юти запоминают содержание того, о чем говоритучи-тель, но и активно конструируют многочисленные познавательные модели. Учитель умеет создать обстановку комфортности во время работы так, что все дети находят свое место, в тем числе и те, кто по тем или иным причинам оказался несколько позади своих сверстников Разная подготовленность и разные интересы детей - не помеха, а условие организации групповой работы при лего-конструировании.

На разных уроках (письмо, обучение грамоте, уроках окружающего мира, ОБЖ) работа с лего-конструктором, позволяет решить многие задачи обучения:

- расширение словарного запаса;

- развитиелогическогоипространственногомыш-ления, воображения;

- развитие умения обобщать и делать выводы;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие межой моторики.

На уроках математики ЛЕГО-кирпичики позволяют дополнить и частично заменить многочисленный счетный материал. Математические закономерности запечатлеваются в голове учеников яркими визуальными и тактильными образами. Учитель может увидеть результат работы школьников с большого расстояния, ему легко корректировать работу всех детей.

На уроках математики я использую Легоконструк-тор при изучении тем: пространственные представления, графические диктанты, отношения длиннее - короче, выше - ниже, столько же, больше, меньше. Особенно увлекательны темы из раздела «Арифметика»: прямой и обратный счет, счет парами, состав числа, сочетательные и переместительные свойства сложения, смысл математических действий, составление таблиц сложения и вычитания, счет десятками, сложение круглых чисел, приемы сложения и вычитания с переходом через десяток, составление и смысл таблицы умножения, деление с остатком.

Необыкновенные возможности дают лего-кирпичики при работе над темами «Числовые выражения», «Решение задач», «Устный счет», «Уравнения», при изучение наиболее сложного раздела математики для младших школьников, как «Геометрия».

Таким образом, использование педагогической технологии на основе лего-конструктора позволяет мне организовать процесс по освоению учениками начальной школы надпредметных знаний, по становлению личности учащегося в качестве субъекта образовательного процесса. Особенность технологии - деятельностное обновление содержания образования, которое я понимаю как освоение учениками способов творческой деятельности при проведении разных видов занятий, в разных предметных средах с использованием лего-конструктора.

СЦЕНАРИИ ЛЕГО -ФЕСТИВАЛЯ ПО ТЕМЕ:

«ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Э.УСПЕНСКОГО И ВЕСЕЛАЯ КАРУСЕЛЬ!»

Ведущий:

- Приветствуем всех, кто время нашел!

И в школу на праздник веселый пришел.

Звучит песня Чебурашки «Я играю на гармошке»

- Ребята, сегодня мы собрались на праздник, посвященный писателю, который является родителем славного исполнителя этой песенки.

«Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете Больше нет ни одного.

Потому, что он не птица,

Не тигренок, не синица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснялся для кино.

И известно всем давно,

Это милая мордашка,

Он зовется.(Чебурашка)

Входит Чебурашка и поет песню «Я был когда-то странной.»

Чебурашка - День сегодня замечательный! Сегодня день рождения Э.Успенского. Я предлагаю нам прямо сейчас отправить ему поздравительную телеграмму. А поможетнам в этом герой другого произведения Эдуарда Успенского... (раздается стук..)

Да вот он уже и сам. Узнали? Конечно, это Самый известный в мире почтальон - Печкин!

(Входит Печкин)

Печкин — Да-да, непременно,срочно доставлю ваше поздравление имениннику. Все бегу,бегу!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущий - Ну а мы, продолжаем наш праздник! Герои проведений Успенского будут предметом наших заданий. Я думаю, что вам ,ребята, многие из них знакомы. И так, начинаем!

Чебурашка И еще раз! Здравствуйте, ребята!

В этот день чудесный Рад вас видеть Я!

Ведущий - По плечу победа смелым,

Ждет того большой успех,

Кто не дрогнув, если нужно, Вступит в бой один за всех!

Чебурашка - Пусть жюри весь ход сраженья,

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

(Звучит гимн Лего-фестиваля).

Ведущий -Давайте познакомимся с нашими командами Команда 3 «А» класса (слово команде)

Чебурашка - Мы начинаем наш первый конкурс ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ!

(Команды по очереди представляют свои проекты)

Ведущий - Чтобы преступить к нашему следующему проекту вамиеобходимо вспсмнитьпроизведе-ние Э.Успенского «Школа клоунов».Наташа считала, что если, кого-либо стукнуть старинной книгой, то он поумнеет.Во сколько раз?

(Дети набирают ответ на вопрос на плато и показывают).

Чебурашка -А сейчас мы приглашаем капитанов! И предлагаем им ответить на наши очень непростые вопросы.И тоща мы точно сможем узнать насколько хорошо вы знакомы с произведениями

Э.Успенского.

(Выходяткапитаны, они отвечаютна вопросы сигнальными карточками,выбирая првильный из предложенных ответ и показывая его жюри и залу).

Ведущий - Чебурашка жил где?

1.в дремучей тайге;

2.в густом тропическом лесу;

3.на побережье Черного моря.

(ОТВЕТЫ КАПИТАНОВ)

Чебурашка - Меня назвали Чебурашкой,потому что ...

1 .я люблю есть чебуреки;

2.я все время чебурахался со стула;

Ведущий- Чтобы утолить голод ,Чебурашка съел....

1. целых два апельсина;

2.пол-ящика апельсинов;

Чебурашка- Какое высказывание правильное...

1. Чтобы попасть в большой город, я купил билет на пароход?

2. или попал случайно в ящик с апельсинами, в котором заснул?

Ведущий - В магазине уцененных товаров Чебурашка,

что должен бьтл делать?

1. мыть витрину.

2.стоять в витрине и привлекать внимание похожих..

Чебурашка - Что стало с жильем Чебурашки?

2.старая собачья будка, похожая на маленький домик..

Ведущий - Какое высказывание верное?

1. Чебурашка сразу бросился звонить своим друзьям..

2. он никому не звонил, так как друзей у него пока не бьгло.

Чебурашка - Крокодил Гена работал где?..

1.в магазине..

Ведущий - Крокодил Гена работал кем?..

Чебурашка - Крокодилу гене было сколько?..

Ведущий - Дома после работы Крокодил Гена что делал?

1.смотрел телевизор и пил кофе..

2.читал газеты и курил трубку..

3.рисовал картины и пел песни... Чебурашка-В какую игру играл Крокодил Гена?..

1.крестики-нолики..

2.шахматъг..

3.настольный футбол...

Ведущий - С кем играл Крокодио Гена?..

Чебурашка -Чтобы завести себе друзей Крокодил

1.пошел в клуб знакомств.

2.написал объявление.

3.написал письмо

- Кто первьгм пришел к Крокодилу

Чебурашка-Ой, ребята, я даже не ожидал, что вы все про нас знаете! Значит вы самые настоящие друзья!

Ведущий - Это здорово, правда, Чебурашка! А сейчас мы посмотрим как наши ребята знают другие произведения Э.Успенского.

Чебурашка - И следующее наше задание будет такое. Какой подарок, и герой какого произведения получал?

(ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ РАБОТУ, ЖЮРИ ОЦЕНИВАЕТ)

Ведущий -Видишь, Чебурашка, как здорово у ребят все получается. А знаешь почему?

Чебурашка -Знаю! Потому, что они умные, красивые, веселые, сообразительные, творческие! Ну словом, необьткновенные!

Ведущий - Я с тобой полностью согласен. И хочу добавить еще ,на мой взгляд, очень важное- они очень дружные.

Ведь ты сам убедился, как важно иметь друзей.

Чебурашка -Иследуюгцимнашимзаданиембудет возможность построить наш собственный ГОРОД Дружбы, Центра Образования 641!

(КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА ВСЕХ КОМАНД)

Чебурашка - Ой! Посмотри Дима, мы строили-строилии наконец построили! Ура, товарищи!

Ведущий - Да, Чебурашка! А помогла нам в этом -ДРУЖБА!

(ЗВУЧИТ ПЕСНЯ О ДРУЖБЕ, ДЕГИ ПОЮТ,ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ).

ЗАКРБПИЕ ФЕСТИВАЛЯ, НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ.

Ведущий Гене по

объявлению?.. 1.Щенок..

2.Чебурашка

3.кукла Галя..

В статье рассматриваются возможности развивающего обучения, ориентированного на управление учебным ре*

Чащина Светлана Юрьевна,

Учитель Центра образования №641 имени Сергея Есенина г. Москва

Творческая деятельность при преподавании природоведения в 5 классе

Как сделать развивающее обучение эффективным через систему подобранных заданий?

Ключевые слова: развивающее обучение, творческая деятель* ностьучащихся, управление учебным результатом

При преподавании природоведения мне приходится иметь дело с учениками, которые в начальной школе занимались по программе развиваю щего обучения. Эти дети отличаются от своих свер стников свободой мышления, отсутствием боязни вы сказывать свою точку зрения, высоким учебным по тенциалом. Дети готовы активно познавать мир, самих себя. Перед учителем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы желание детей учиться не ослабло.

Главная цель урока природоведения - развитие ребенка. Учителем создаются такие условия, чтобы в ходе каждого урока формировалась и творческая деятельность, превращая ученика в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии. Ученик на уро-

ке - полноценный участник различных форм работы. Любая грань знаний, добытая на уроке, это результат собственной деятельности учащегося.

Уроки природоведения, благодаря богатому и интересному для детей среднего школьного возраста содержанию, пробуждают самостоятельно мысль и чувства ребенка, желание работать. Любой современный урок должен быть интересным. Не развлекательным, а интересным, творческим. А в этом не обойтись без проблемных задач, парадоксов, удивительных противоречий. Потому что сама ситуация необычного создает не только интерес, но и потребность разобраться, понять, почему дело обстоит именно так, а не иначе. Основу любого урока составляет интересный подбор заданий. Именно система верно составленных заданий является механизмом, с помощью которого мож но управлять учебным результатам.

Для своей работы я выбрала программу и пол ный комплект дидактического материала к учебни ку А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. Программа со стоит из следующих тем: «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле», «Человек на Земле». В качестве дополнительного пособия, я использую книгу, написанную А.Е. Курлянским совместно с преподавателем курса «Интеллект» частной «Ломоносовской школы» психологом Родионовой О.И. «Кеша и его друзья в поисках клада». Эта книга написана в новом жанре и сочетает в себе три ценности: предметные знания, художественное изложение и развитие интеллекта.

В своей статье я остановлюсь только на некоторых видах заданий, которые я использую при работе с пятиклассниками. Эти задания носят творческий и развивающий характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.