Научная статья на тему 'Лего-конструирование — предметно игровая среда развития и обучения ребенка'

Лего-конструирование — предметно игровая среда развития и обучения ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2851
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛУЧЕНИЕ УЧЕНИКАМИ ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тормахова Надежда Викторовна

В статье рассматривается подход к деятельностному обновлению содержания образования через применение технологии лего-конструирования, способствующей получению учащимися личностно-значимого образовательного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лего-конструирование — предметно игровая среда развития и обучения ребенка»

Центру образования № 641 имени Сергея Есенина — 50 лет

Тормахова Надежда Викторовна,

учитель начальных классов Центра образования № 641 E-mail: Tormahova641@yandex.ru г. Москва

И

J Ч

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ - ПРЕДМЕТНО ИГРОВАЯ СРЕДА

РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА

Как технология лего-конструирования может способствовать _____деятельностному обновлению содержания образования?_^

Аннотация: В статье рассматривается подход к деятельностному обновлению содержания образования через применение технологии лего-конструирования, способствующей получению учащимися личностно-значимого образовательного продукта.

Ключевые слова: лего-конструирование, деятельностное обновление содержания образования, получение учениками личностно-значимого образовательного продукта.

Современные социально-экономические условия привели к необходимости перестройки школьного образования, реагирования каждого учителя на запросы времени. Каждый думающий учитель определяет свою роль и место в этом сложном процессе. Я работаю в должности учителя начальных классов, преподаю учебный курс «Лего-конструирование» и думаю о том, как с помощью моего предмета можно уже в малышах (учащихся начальной школы) заложить основы развития социально активной личности, самостоятельной, с высокой степенью свободы мышления и креативной.

Мое педагогическое кредо «озарение - удивление - творчество», которое я стараюсь воплощать при сценировании занятий по лего-конструированию. Для меня очень важно помочь детям войти в мир социального опыта так чтобы, во-первых, для каждого ребенка созданный им образовательный продукт рождался через озарение, которое обогащает внутренний мир ребенка, стимулирует его к новым поискам оригинальных решений и находок, дарит комфортное ощущение на этом этапе деятельности (например, «Сказочные транспортные средства», «Чудо-дерево» (по сказкам К. И. Чуковского), «Новогодние игрушки», «Космические дали», «Улица полна неожиданностей» и др.);

во-вторых, для каждой микрогруппы класса очень интересным и неожиданным является то, что сделала другая группа при выполнении задания, богатство фан-

тазии и неординарности мышления вызывает удивление работами друг друга;

в третьих, организуя учебную деятельность учащихся в учебном курсе «Лего-конструирование», я планирую задания, которые увлекательны для детей, но вызывают определенные трудности. Преодоление этих трудностей пробуждает у учеников потребность в самостоятельном поиске возможного варианта решения, развивает гибкость и вариативность мышления, порождает творчество.

Хочу отметить, что особую роль я вижу в педагогических технологиях, обеспечивающих освоение над-предметных знаний и становление личности учащегося в качестве субъекта образовательного процесса.

Моя проектная идея, которую я кладу при сценировании занятий - деятельностное обновление содержания образования. Мне представляется, что учебный курс «Лего-конструирование» имеет богатый ресурс для того, чтобы организовать учебный процесс так, чтобы для учеников личностно значимыми содержаниями образования стали - способы творческой деятельности.

Возможность интеграции разных предметных содержаний (например, русского языка, чтения, математики, окружающего мира и др. предметов) в рамках одного учебного курса - уникальная возможность для закладывания основ формирования мета предметных знаний, освоения универсальных способов деятельности.

26

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

Центру образования № 641 имени Сергея Есенина — 50 лет

С другой стороны, использование в начальной школе на разных уроках лего-конструктора позволяет заложить основы развития у учащихся умения планировать и оценивать свою деятельность. Это становится возможным, так как привычный для ребенка (на разных уроках) материальный вид конструктора позволяет ему подняться от ступеньки «удивления» до ответа на вопрос: «Что я хочу получить? Как я это буду делать? Как я смогу убедиться в том, что получил то, что хотел?»

Выделенная проектная идея находит подтверждение в стандартах образования. А. А. Кузнецов, вице-президент Российской академии наук, обращает внимание на то, сегодня под образовательными результатами понимаются приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).

Анализируя данный фрагмент, с учетом возможностей учащихся начальной школы и учебного курса «Лего-конструирование», подчеркну, что свой вклад в достижение стандартов можно внести, развивая личностные ресурсы учащихся начальной школы через мотив к конструированию в разных предметных средах; осваивая на доступном для учащихся уровне способы деятельности и необходимые для этого знания. Л для этого необходимы различные формы и виды уроков.

Виды и формы уроков с применением лего-конструи-рования очень разнообразны. Это и практические работы, наблюдения, беседы, дидактические игры, проекты, фестивали, праздники. Каждый урок для детей интересен и увлекателен. Благодаря урокам ЛЕГО повышается интерес детей к учебе, уровень и качество знаний.

Как известно, одним из направлений развивающего обучения является ЛЕГО-педагогика. Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову и руки учащихся. Также, наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными и развивающими пособиями, позволяющими разнообразить процесс обучения, в комплексе решать многие задачи, стоящие перед школой. Используя Лего-конструкторы на уроках, учитель ставит своей целью: воспитание социально активной личности, с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности и способности учащихся решать любые задачи творчески, изобретательски.

Во время рабочего процесса с этими пособиями у ребенка появляется возможность проявить многие скрытые качества, свою индивидуальность, у него раз-

вивается мышление, внимание, сообразительность, фантазия, воображение, речь.

Кроме развития творческих способностей, происходит обучение программированию своих действий, формирование моторных навыков, ненавязчивое усвоение учебного материала.

На таких уроках учащиеся не только воспринимают и запоминают содержание того, о чем говорит учитель, но и активно конструируют многочисленные познавательные модели. Учитель умеет создать обстановку комфортности во время работы так, что все дети находят свое место, в том числе и те, кто по тем или иным причинам оказался несколько позади своих сверстников Разная подготовленность и разные интересы детей не помеха, а условие организации групповой работы при лего-конструировании.

На разных уроках (письмо, обучение грамоте, уроках окружающего мира, ОБЖ) работа с лего-конструк-тором, позволяет решить многие задачи обучения:

1. расширение словарного запаса;

2. развитие логического и пространственного мышления, воображения;

3. развитие умения обобщать и делать выводы;

4. развитие коммуникативных навыков;

5. развитие мелкой моторики.

На уроках математики ЛЕГО-кирпичики позволяют дополнить и частично заменить многочисленный счетный материал. Математические закономерности запечатлеваются в голове учеников яркими визуальными и тактильными образами. Учитель может увидеть результат работы школьников с большого расстояния, ему легко корректировать работу всех детей.

На уроках математики я использую Лего-конструктор при изучении тем: пространственные представления, графические диктанты, отношения длиннее - короче, выше - ниже, столько же, больше, меньше. Особенно увлекательны темы из раздела «Арифметика»: прямой и обратный счет, счет парами, состав числа, сочетательные и переместительные свойства сложения, смысл математических действий, составление таблиц сложения и вычитания, счет десятками, сложение круглых чисел, приемы сложения и вычитания с переходом через десяток, составление и смысл таблицы умножения, деление с остатком.

Необыкновенные возможности дают лего-кирпи-чики при работе над темами «Числовые выражения», «Решение задач», «Устный счет», «Уравнения», при изучение наиболее сложного раздела математики для младших школьников, как «Геометрия».

Таким образом, использование педагогической технологии на основе лего-конструктора позволяет мне организовать процесс по освоению учениками начальной школы надпредметных знаний, по становлению личности учащегося в качестве субъекта образовательного процесса. Особенность технологии - деятельностное обновление содержания образования, которое я понимаю как освоение учениками способов творческой деятельности при проведении разных видов занятий, в разных предметных средах с использованием лего- конструктора.

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.