Научная статья на тему 'Л.Н. Толстой и современность вступительное слово ректора сгу, председателя редакционной коллегии-вестника сгу. профессора В.А. Шаповалова'

Л.Н. Толстой и современность вступительное слово ректора сгу, председателя редакционной коллегии-вестника сгу. профессора В.А. Шаповалова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Л.Н. Толстой и современность вступительное слово ректора сгу, председателя редакционной коллегии-вестника сгу. профессора В.А. Шаповалова»

35/2003

Вестник Ставропольского государственного университета

1:1-1:1

Н 175-Л-ЕТит СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.Н. Толстого

Л.Н. ТОЛСТОЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО РЕКТОРА СГУ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ -ВЕСТНИКА СГУ. ПРОФЕССОРА В.А. ШАПОВАЛОВА

События последних лет наглядно продемонстрировали исключительную важность гуманитарной культуры в жизни человека и общества. Гуманитарное измерение сегодня все более ощутимо и в общественной практике, и в становлении отдельной личности. Живя и действуя в определённом социокультурном пространстве, человек формирует свою индивидуальную культуру, созданную на основе общенародных культурных ценностей, норм, образцов.

Для гуманитариев уходящий 2003 год исполнен особого смысла: празднование 175-летия со дня рождения Льва Николаевича Толстого (1828-1910) позволило по-новому взглянуть и на его наследие, и на утверждаемые им нравственные ценности, и на судьбу самой художественной литературы.

Общеизвестно всемирно-историческое значение творчества Л. Толстого, автора хрестоматийно-известных романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Вокресение», бесконечного множества рассказов, повестей, трактатов, публицистических статей, дневников. (Полное собрание сочинений писателя составило 90 томов, но и оно не вместило в себя все его тексты.) Как писал один из младших современников Л. Толстого, «Пушкин и он - нет ничего величественнее и дороже нам». Имя Толстого окружено любовью не только в России. «Весь мир, вся земля смотрит на него; из Китая, Индии, Америки - отовсюду к нему протянуты живые трепетные нити; его душа -для всех и - навсегда!» (М. Горький).

В наши дни происходящие в современном российском обществе перемены вызывают потребность в новом осмыслении глубинных слоев человеческого существования в их сопряжении с официальными структурами и институтами. Создание нового достигается действиями человека, и личность выступает динамичным началом, в то время как культура, олицетворяемая именем Толстого, воспри-

нимается в качестве начала упорядоченного и стабильного. Всякое творчество в социокультурной области выступает как отклонение, нарушение существующей нормы. Отклонение от принятых в культуре нормативно-ценностных координат поведения и взаимодействия людей не означает перехода к поведению, лишённому всяких норм и регуляти-вов, а представляет собой замену одних координат поведения на другие.

Сейчас народ России в условиях свободного выбора един в своем призыве принять меры против всего того, что угрожает национальной жизни. Но таким мерам должна предшествовать политическая воля не только и не столько людей, облеченных исполнительной властью (сколько раз мы убеждались в тщетности самых, казалось бы, верных решений), сколько воля самых широких слоев общественности. Толстовская философия истории побуждает нас видеть скрытые пружины общественного развития: бесконечное множество человеческих деяний, поступков, желаний, накладываясь друг на друга, образуют единое поступательное движение общества. Как писал Л. Толстой, «власть есть совокупность воль масс, перенесенная выраженным или молчаливым согласием на избранных массами правителей». Особую значимость здесь приобретают процессы, таящие в себе угрозу нового подавления индивидуальной свободы, нарушения прав человека, ибо они могут быть абсолютно непрогнозируемы и совершенно неуправляемы. Надо сказать, что вторая часть эпилога «Войны и мира» - этот блестящий трактат по философии права -должна как мне представляется, стать настольной книгой каждого политика.

Интересы Л. Толстого были широки и многогранны, касались сущности политики и истории, религии и философии и т.д. Но больше всего внимания он, естественно, уделял искусствознанию. В духе современной

Вступительное слово ректора СГУ, председателя

редакционной коллегии -Вестника СГУ»профессора В.А. Шаповалова

теории коммуникации он считал искусство одним из важнейших средств общения людей, «соединяющих их в одних и тех же чувствах»». Хотя абсолютизируя нравственное начало, Толстой полемически выступал против тех, кто считал, что искусство должно доставлять людям только удовольствие, дарить эстетическое наслаждение, его взгляды в целом не противоречат «удовольствию от текста» (Р. Барт), пропагандируемому современной наукой о литературе, а предвосхищает его, подводит под него этическое основание. Толстой говорит о «заразительности» истинного искусства, несущего радость человеку, который «прочтя, услыхав, увидав произведение другого человека, испытывает состояние души, которое соединяет его с этим человеком и другими, так же, как и он, воспринимающими предмет искусства людьми» (трактат «Что такое искусство»). Полагая, что эстетика есть выражение этики, Л. Толстой заставляет человека и с помощью искусства судить себя во имя высших ценностей. «Полное удовлетворение дает только нравственное благо», - записал он в дневнике.

Очень современны суждения великого художника о том, что мы называем теперь массовой литературой. Им раскрыта технология творчества, поставленного на поток, и не только в литературе, но и в живописи, музыке. Такие произведения (он называл их подделками под искусство) «производятся по готовому, выработанному рецепту».

Великий русский писатель, мыслитель, гуманист оказал столь сильное влияние на отечественную и мировую культуру, что кажется преждевременным давать ему оценку даже сейчас. Должно пройти еще не одно столетие, прежде чем выявится весь масштаб личности Л. Толстого. И не случайно, что авторы предлагаемого читателю «Вестника» Ставропольского государственного университета, вольно или невольно оказались в юбилейном «контексте». Среди множества наук, к

которым в той или иной степени имеет отношение Толстой, выделяются представленные в настоящем номере философия, филология, педагогика и психология. В этих и других отраслях научного знания в последние десятилетия произошли наиболее радикальные перемены, что вынуждает нас вновь и вновь пересматривать прежние концепции и модели. Обращение к личности как объекту исследования, рефлексия по поводу человеческого бытия, актуализирует все рубрики нашего журнала. Особый интерес для современного об-ществознания представляет проблема оптимального соединения образования и науки. Тем важнее рассмотрение авторских позиций, имеющих значение для теории и практики воспитания и образования.

Толстой - писатель и педагог - побуждает нас поднимать роль литературы как важнейшего общеобразовательного предмета и в средней, и высшей школе. В эпоху всеобщей компьютеризации это сделать нелегко, но надо понять, что компьютер и книга не противоречат друг другу. Информатизация открывает новые возможности для восприятия классического текста, хотя радость общения непосредственно с книгой всегда будет свойством по-настоящему культурного человека. В любом случае мы не должны забывать, что именно художественная литература дает человеку, как учил Толстой, чувство истории, формирует его нравственные качества, его гражданскую позицию и национальное самосознание, воспитывает чувство прекрасного.

Заветы Льва Николаевича Толстого претворяются нами в жизнь. Кажется, что сделано уже не мало. Но неизмеримо больше еще предстоит сделать. В жизнь вступают новые поколения молодых людей и в этой связи процесс познания творчества великого писателя, философа, историка Л.Н. Тостого бесконечен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.