Научная статья на тему 'Квест как элемент культурного досуга'

Квест как элемент культурного досуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8015
954
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ПРОГРАММА / ДОСУГ / КУЛЬТУРА / ВОСПРИЯТИЕ / ПОТРЕБНОСТИ ТУРИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоренко Ольга Александровна, Веденеева Екатерина Геннадьевна

В статье рассматривается понятие квеста, приводится его типологизация, как части культурного досуга, и анализируются основные характеристики. Авторами предпринята попытка актуализировать использование квеста, как части туристских программ, способной максимально удовлетворить потребности современных туристов и улучшить восприятие информационной составляющей туристской программы. Приводятся аспекты, подчеркивающие значение квеста в организации современного туристского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квест как элемент культурного досуга»

Квест как элемент культурного досуга Quest as an element of cultural and leisure activities

Егоренко О.А., Веденеева Е.Г.

Egorenko O., Vedeneeva E.

В статье рассматривается понятие квеста, приводится его типологизация, как части культурного досуга, и анализируются основные характеристики. Авторами предпринята попытка актуализировать использование квеста, как части туристских программ, способной максимально удовлетворить потребности современных туристов и улучшить восприятие информационной составляющей туристской программы. Приводятся аспекты, подчеркивающие значение квеста в организации современного туристского бизнеса.

The concept of the quest is considered in the article, its typologization as a part of cultural leisure is given, and the main characteristics are analyzed. The authors attempted to update the use of the quest, as part of the tourist programs that can best meet the needs of modern tourists and improve the perception of the information component of the tourist program. The article highlights the importance of the quest in the organization of modern tourist business. Ключевые слова: квест, туризм, туристская программа,досуг, культура, восприятие, потребности туристов.

Keywords: quest, tourism, tours, leisure, culture, perception, tourists' needs.

В последнее время в организации туристской деятельности прослеживается заметная тенденция к использованию новых форм интерактива: игр, квестов, театрализованных программ - с целью необходимости создания новых туристских продуктов, более привлекательных для туристов. Эта тенденция связана с развитием технологий и новых, порой нестандартных подходов к расширению ассортимента предложений туристских операторов.

Анимационная составляющая туристских программ достаточно изучена для того, чтобы подтвердить необходимость разработки развлекательных элементов туров для более основательной организации досуга туристов. Анимация способствует лучшему усвоению экскурсионного материала, адаптации туриста в группе, его более полноценному отдыху.

Квесты как разновидность организации досуга в практике туристского бизнеса появились сравнительно недавно, но быстро заслужили популярность среди потребителей туристского продукта и в некоторых случаях стали самостоятельной услугой, положившей начало созданию целого ряда организаций, специализирующихся на разработке и организации квест-программ для самых разных целевых групп.

Квесты (от английского слова «quest»- «поиск») - это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. Их организовывают жители города и сами же в них участвуют [11].

Согласно определениям, часто встречающимся в сети интернет, квест рассматривается с трех позиций:

1. Вид (жанр) компьютерных игр, имеющих сложные разветвлённые сюжеты, действия игрока влияют на развилки сюжетных линий и могут приводить к различным исходам игры;

2. Игровая задача, постановка задачи; игровая цель; одна из ветвей сюжета игры;

3. Игровая задача, цель игры для персонажа, команды.

С учетом этих определений на сегодняшний день квест следует рассматривать как приключенческую игру- один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же может давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Первоначально живые квесты зародились на Западе. Там подобные игры получили широкое распространение и носят название «Murder Mystery Games».

В России квесты появились в 2013 году. Одним из основателей этой индустрии стал Георгий Полищук, который со своей командой привез квест из Западной Европы, открыв в Москве свою первую локацию. Проанализировав развитие квест-индустрии в Европе и России, команда пришла к выводу, что рынок в России развивается намного быстрее, и, чтобы не отстать в развитии, было принято решение создать собственный бренд -«Эврика». Сейчас квесты «Эврика» успешно функционируют в 12 городах России и Белоруссии.

В процессе развития индустрии квестов России клиентский сегмент частично заняли компании корпоративно - государственного сектора. Все больший интерес к квестам проявляют различные организации как с целью отдыха, так и для маркетинга своей продукции. Квесты, или активные городские игры, могут принимать различные формы и разные степени «активности». Это может быть что угодно: дневные и ночные игры, авто-экстрим (автомобильные игры и автогонки), фото-экстрим, поисковые игры, спорт-экстрим, интерактивные игры и т. д.

Термин «квест» в настоящее время может иметь отношение к компьютерным и настольным ролевым играм, однако специалисты в области туризма рассматривают его как «интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами». Квесты уже давно перестали быть просто развлечением, превратившись в настоящую индустрию. Это также игровая форма рекламы товаров, организации развлечений и образовательных процессов. По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б. Додж, Т. Марч и др.), при применении квест-технологии участники проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и

отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость [11].

Квесты можно типологизировать по следующим основаниям:

1. По степени реальности: реальные и виртуальные квесты. В основном квесты - это городские реальные игры, то есть предполагающие живое участие игроков в обозначенном игровом пространстве. Но существуют и виртуальные квесты, например, «Мозговой штурм». В этой игре участники разгадывают загадки и отвечают на вопросы, не отходя от компьютера: никаких заданий в реальной действительности выполнять не нужно.

2. По времени проведения: дневные и ночные квесты. Городские игры могут проводиться как в ночное время (такие как «Дозор», «Схватка», и др.), так и в дневное («Фотоохота»).

3. По продолжительности: короткие, среднедлительные и длительные квесты. Квесты могут продолжаться от нескольких часов («Схватка», «Дозор», «Зарница», и пр.) до 1 недели (например, «Мокрые войны»).

4. По уровню сложности: элементарные (для новичков), продвинутые, гиперсложные квесты. «Схватка» - это сложнейшая на сегодняшний день городская игра, в которой «новичку» будет не просто разобраться. К более простым можно отнести квесты «Мегаквест» и «Дозор».

5. По средству передвижения: пешие (все пешеходные экскурсионные квесты); автомобильные («Дозор», «Схватка», «Мегаквест» и др.).

6. По возрасту квесты можно разделить на подростковые, молодежные, универсальные. Для подросткового возраста существуют экскурсионные квесты с интересным маршрутом по достопримечательностям города. Некоторые квесты предназначены для молодежи (а именно, «Мегаквест» -спортивно-интеллектуальная игра для студентов вузов). В остальные квесты играют люди без ограничения по возрасту.

Основные принципы организации квеста:

1. Принцип непрямого обучения, но обучения через деятельность;

2. Принцип соревновательности участников;

3. Принцип оперативной поддержки участников;

4. Принцип емкости, в котором подразумевается, что в квесте используются приемы, формы, задания, которые сочетают в себе быстроту выполнения и насыщенность содержания;

5. Принцип максимального охвата практик и возможностей; эстетической привлекательности квеста; максимальной доступности и простоты квеста для участников [10].

Целью реализации квест-проектов является объединение опыта участников для постановки творческой задачи, выбора методов её реализации и преодоления трудностей, возникающих в процессе ее решения. Эмоциональная отзывчивость делает подростков наиболее активными участниками квест-проектов. При его реализации участники учатся коллективному взаимодействию, избавляясь от личностной неуверенности, создавая позитивную зависимость участников коллективного процесса. Квест не базируется на каком-либо определённом курсе, а является межпредметным, привлекая знания из различных предметных областей. Осваивая игровое пространство и пребывая в свободном поиске, участники находят источники информации, осмысливают и перерабатывают её, накапливая знания, в том числе и профессиональные, учатся применять их в нестандартных ситуациях.

Сециалисты различных компаний, организующих квесты, предложили свою классификацию квестов, которая также может применяться при разработке экскурсий, насыщенных анимационными программами:

1. Промоквесты. Они позволяют «в развлекательно-игровой форме эффективно рекламировать товар или услугу. Они представляет собой игру-приключение, специально разработанную под конкретный продукт и целевую аудиторию». В экскурсиях, в частности, промоквесты могут представлять отдельный объект, например, музей, и в этом случае проходят

только на его территории, а могут продвигать услугу, бренд сразу в нескольких городах.

2. Развлекательные квесты — полезная и интеллектуальная альтернатива стандартным корпоративам. Развлекательный квест может быть корпоративным приключением, экстремальной схваткой, онлайн-викториной.

3. Образовательные квесты. Это очень удобная возможность для экскурсантов играючи достичь поставленных целей. Как правило, такие квесты представляют собой увлекательную приключенческую игру, в которой экскурсанты не только развлекаются, но еще и полноценно получают и сразу же применяют на практике необходимые знания и навыки. При помощи образовательного квеста можно легко и играючи обучить аудиторию новым техническим навыкам и даже иностранным языкам». Среди разновидностей образовательных квестов — обучение экскурсантов, детские игры, викторины и «мозговые штурмы», а также методы альтернативного образования. Иными словами, по определению квеста можно утверждать, что этот термин является аналогом понятию игры, которая на сегодняшний день носит современное молодежное название.

На современном этапе развития общества любой город может представлять интерес для туристов с точки зрения реализации в его пространстве рекреационных потребностей в различных формах городского досуга. Городской досуг представляет собой формы отдыха, реализуемые в пространстве города самими жителями.

К городскому досугу можно отнести паркур, квесты, диггерство, стритрейсерство и др.

Развитие современного туризма во многом зависит от разработки и внедрения инновационных технологий, направленных на совершенствование обслуживания клиентов и расширение сервисных туристических возможностей. Необходимо идти в ногу с прогрессом, чувствовать «дух

времени», чтобы обеспечить максимальную эффективность и прибыльность данной сферы услуг.

При организации квеста в туризме руководитель - организатор неизбежно столкнётся с целым рядом особенностей. Прежде всего необходимо, разрабатывая квест-игру, четко понимать, на кого он, собственно, рассчитан, т.е. нужно обозначить целевую аудиторию.

Авторы Гаранин Н.И. и Булыгина И.И. выделяют шесть типов туристов, экскурсантов по их отношению к проведению досуга, которые также относятся и к проведению квеста.

К первому типу относятся инициативные туристы, которые заранее планируют как рабочие дни, так и дни отпуска, поэтому инициатива по организации досуга будет принадлежать им. Главная задача организаторов в работе с этим типом туристов - умение выслушать и выполнить почти готовую программу, подыграть инициативным туристам. Здесь требуется импровизация и ни в коем случае не допустим перехват инициативы.

Второй тип - это деловые люди, которые в обыденной жизни практически лишены досуга, и даже свое свободное время они стремятся потратить с максимальной пользой для дела. Чаще всего это бизнесмены, менеджеры, представители научной и технической интеллигенции. Этот тип туристов предпочитает или такой досуг, который дает им возможность совершенствоваться (деловые игры, научные диспуты и пр.), или спокойный отдых, который дает им возможность расслабиться, отдохнуть от стремительного темпа жизни.

Третий тип - это «узкоспециализированные» туристы, имеющие какое-то одно большое увлечение в жизни: коллекционирование, конструирование, моделирование, вязание, шахматы и т.п. Этому делу они посвящают все свое свободное время, поэтому им больше всего подходит клубный отдых. Именно в клубе по интересам такой турист получит самое большое моральное удовлетворение [5, с. 30].

Четвертый тип составляют активные туристы, предпочитающие во время досуга как можно больше двигаться: играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях и различных мероприятиях. Работать с этим типом экскурсантов - одно удовольствие, потому что они поддерживают любую инициативу. Программу для таких туристов надо составлять с расчетом на максимальную двигательную активность. Именно эти участники квеста будут составлять его основу.

Пятый тип. Пассивные туристы, склонные к домашним формам досуга: чтению книг, просмотру телевизионных программ, многочасовому отдыху на пляже. Эти люди часами могут сидеть у телевизора или читать книги. Для такого типа туристов подойдут программы, в которые включены игры на пляже, видеотека, вечерние шоу.

Шестой тип. Неисправимые скептики и ворчуны. К сожалению, встречается и такой тип туристов. Это наиболее сложная категория. Этих людей очень трудно чем-либо увлечь, однако при разнообразии предлагаемых программ, возможно, и они найдут себе развлечение.

Организаторам досуга необходимо знать и учитывать особенности каждого из этих типов личности при составлении досуговых программ [5, с. 42].

Участниками игры при организации квеста, как правило, являются молодые люди. Но ограничений по возрасту для участников нет. Это могут люди любого возраста и пола, имеющие активную жизненную позицию, интерес и желание попробовать что-то новое для себя. При качественной организации квестов участники снабжаются необходимым для игры оснащением, таким, как фонарики, ноутбуки, навигаторы, мобильные телефоны с интернетом и тому подобным. Соответственно, игрокам, участвующим в квесте, необходимо свободно владеть всей вышеперечисленной техникой - в противном случае, шансов на победу будет немного. Для организации квестов используется большая территория. В настоящее время организация квестов очень распространена среди компаний

активной молодежи в целях поиска приключений, разнообразия отдыха и получения большого количества положительных эмоций и впечатлений. Также организация квестов уже несколько лет пользуется спросом как один из видов корпоративного отдыха. Ведь работа в офисе, как правило, не так уж многообразна и полна приключений [30].

На данный момент основная задача российских туроператоров и турагентств состоит в том, чтобы обеспечить обслуживание на уровне тех стандартов и требований, которых наши соотечественники вправе ожидать от российской туристской инфраструктуры. Также предполагается усиление тенденции последних лет — переориентации туристических потоков на интерактивные, игровые программы. Туристам уже неинтересен стандартный продукт, люди хотят удивляться, следовательно, для их привлечения нужен wow - эффект. Массовый туризм меняется, появляются новые формы — игры, квесты, театрализованные программы, поэтому необходимо создавать новые туристические продукты.

При создании квест-туризма организаторы чаще ориентируются на те же принципы, что и при создании игрового квеста. Исследуемым объектом могут быть памятники архитектуры, исторические районы, города или страны. Суть тура — выполнить как можно больше заданий, ознакомившись с максимально возможным количеством достопримечательностей. Для этого экскурсантам и туристам необходимо контактировать между собой, анализировать имеющуюся информацию и получать дополнительную, умение пользоваться географическими картами, ориентироваться на местности. В практике уже есть достаточное количество примеров успешных квест-туров, опубликованных в Forbes - 2012 и других интернет-источниках.

Основной отличительной особенностью «квест-экскурсии» от обычной экскурсии является интерактивность процесса. Таким образом, это приключение в городе (или любом интересном месте), в которое интегрированы экскурсия и игра. В процессе прохождения тура экскурсанты решают массу нестандартных, интересных задач и головоломок, ребусов

связанных с культурой, историей посещаемых мест, проявляют сообразительность и наблюдательность. Ключевым является посещение уникальных мест и нестандартных местных достопримечательностей во время квеста. Городские квест-экскурсии одинаково интересны и детям, и взрослым, как коренным жителям, так и гостям города.

Большую часть информации по выбранной теме туристы получают не от экскурсовода в виде лекции, а находят и изучают самостоятельно. Следовательно, мотивация экскурсантов повышается за счет соревновательной атмосферы и необычной формы деловой игры, присутствуют азарт, блеф и интрига, что позволяет наравне с изумительными панорамами города получить яркие и незабываемые эмоциональные ощущения от участия в приближенного к реальности расследовательского процесса.

Экскурсионный квест может проводиться в форме:

-квест-экскурсии с непосредственным участием экскурсовода. В этом случае каждое задание экскурсовод (ведущий, аниматор) выдает лично;

- обезличенной квест-экскурсии. В этом случае участники получают на руки сразу весь пакет-легенду (квест-маршрут);

- квест-экскурсии с дистанционной выдачей заданий. В этом случае участники получают задания при помощи смартфона или планшета, либо производят поиск заданной точки при помощи ОРБ-навигатора (мобильные квесты) [7, с. 24].

Необходимо отметить, что экскурсионный квест должен сочетать в себе обязательные признаки не только квеста, но и экскурсии, которые установлены ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» и ГОСТ 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг», а именно:

- продолжительность менее 24 часов без ночевки;

- коллективное посещение и изучение определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода [2];

- подготовка маршрута и заданий квалифицированным специалистом-экскурсоводом;

- наличие необходимых технологических документов: технологические карты экскурсии, контрольный текст экскурсии, материалы «портфеля экскурсовода», перечень основного и вспомогательного персонала (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающего оказание экскурсионных услуг с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке, инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях), инструкции для персонала.

Организаторы квеста - это профессиональные тренеры-экскурсоводы и аниматоры. Они продумывают игру не только логически, но и психологически. В последнее время участниками распространено использование мобильных технологий в туризме: интернет-карты, справочники, браузеры дополненной реальности для портативных устройств, сотовая связь между участниками квеста и т.д. [11]

На сегодняшний день квест-туризм как новый вид рекреации, является одним из новых и динамично развивающихся видов туризма в России.

Основные задачи квест-туризма:

1) решение интересных, нестандартных задач и головоломок, ребусов связанных с архитектурой, культурой, искусством и историей посещаемых мест;

2) посещение необычных мест и архитектурно-исторических достопримечательностей;

3) приобретение новых знаний в игровой подаче, которая способствует лучшему усвоению материала;

4) развитие эрудиции, внимания, смекалки и многих других скрытых способностей человека;

5) различного рода задания, направленные на сплочение и командообразование, один из вариантов тимбилдинга;

6) получение незабываемых впечатлений и эмоций.

Синтезируя понятия «квест» и «экскурсия», можно сделать вывод о том, что квест-экскурсии представляют собой сюжетные экскурсии в игровой форме, во время которых экскурсанты выполняют познавательные, творческие и развлекательные задания, самостоятельно добывая информацию под руководством гида.

Использование квестов в экскурсиях, как правило, дает следующее:

1) дополнительную мотивацию для участников по включению в деятельность;

2) как универсальная игровая технология включает соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру и для повышения качества выполнения заданий;

3) возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания;

4) как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво познакомить игроков с большим количеством разнообразных практик и возможностей;

5) возможность участникам через систему загадок, подсказок, помощи отслеживать собственное продвижение, осуществлять рефлексию того, что они делают, а также позволяет участникам с разным уровнем подготовленности включиться в игру [11].

На сегодняшний день российским туроператорам в первую очередь необходимо создавать «молодой» продукт — интерактивные, приключенческие, индивидуальные туры по России, которые будут способствовать активизации интереса к внутреннему туризму, изучению

истории родного края. Оригинальная форма проведения квест-экскурсий способствует возникновению чувства азарта у туристов, отправляя игроков куда угодно - в прошлое, будущее, в выдуманный мир книги, фильма, компьютерной игры.

Туристская компания сегодня должна удивлять своего потребителя, соблюдая тем самым законы выживания современного бизнеса. В этом отношении поиск необычных маркетинговых инструментов сам по себе сродни квесту, и очередной этап такого квеста для туристской фирмы может наступить уже сегодня.

Литература

1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Текст] : ФЗ РФ от 24.11.1ОО6 N 132(ред. от 03.05.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012). - Москва, Кремль, 1ОО6. - 24 с.

2. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» - Взамен ГОСТ Р 50681-О4; введ. М.: «Стандартинформ», 2010. - 24 с.

3. Алексеева, Н. Д., Рябова, Е.В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности [Текст] / Н.Д. Алексеева, Е.В. Рябова // Вектор науки ТГУ № 1 (20), 2015 - с. 14-17

4. Власова Т.И. Инновационное развитие туристской отрасли в современных условиях. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.education-mgu.ru/news5.php (дата обращения 12.04.17 г.)

5. Гаранин, Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации [Текст] : учеб.пособие / Н.И. Гаранин, И.И. Булыгина - М.: «Советский спорт», 2014. - 120 с.

6. Егоренко, О. А. Роль игровых технологий в подготовке студентов профиля «Технология и организация развлечений» направления подготовки 100400.62 «Туризм» [Текст] / О.А. Егореннко // Реализация инноваций и

актуальные проблемы профессионального образования в современном обществе: сб. тез.докл. межвузовского научно-методического семинара Поволжский гос. ун-т сервиса. - Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2014. - С.18-23

7. Свистунов А.В., Афанасьева Н.В. Квест-экскурсия как инновационное направление развития регионального туризма // Современные научные исследования и инновации. № 11 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58981 (дата обращения: 19.04.2017).

8. Серж Лаже, Бруно Катала Книга Квестов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: monopoly-game.ru/strategy/shadows-over-camelot/ (дата обращения: 12.05.17)

9. Сокол, И.Н. Классификация квестов [Текст] / И.Н. Сокол // Молодой учений №6, 2014. - С. 138-140

10. Соц.Образ. Квест. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.education-mgu.ru/news5.php (дата обращения 19.04.17 г.)

^1р:/АосоЬ^.т/^ех^р/СоцОбраз:Новые формы сетевого взаимо действия/Квест

11. Чистякова, К.В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян [Текст] / К.В. Чистякова // Работы молодых ученых -победителей конкурса. - 2013. - С. 20 - 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.