Научная статья на тему 'Культурологический аспект преподавания литературы'

Культурологический аспект преподавания литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / CULTURAL ASPECT / GLOBALIZATION / FOREIGN LITERATURE / AXIOLOGICAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Майя Викторовна

Данная статья посвящена роли культурологического аспекта в литературном образовании. Выявлена и обоснована необходимость создания целостной системы изучения зарубежной поэзии ХХ века на заключительном этапе школьного литературного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cultural Aspects of Teaching Literature

This paper focuses on the role of cultural aspects in literary education. The necessity to create an integrated system of studying the foreign poetry of the 20th century at the final stage of school literary education is revealed and substantiated.

Текст научной работы на тему «Культурологический аспект преподавания литературы»

^ Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html

УДК 371.035.461:82(051)

Культурологический аспект преподавания литературы

М. В. Ким

Политехнический колледж СахГУ, г. Южно-Сахалинск

Аннотация. Данная статья посвящена роли культурологического аспекта в литературном образовании. Выявлена и обоснована необходимость создания целостной системы изучения зарубежной поэзии ХХ века на заключительном этапе школьного литературного образования.

Ключевые

слова: культурологический аспект, глобализация, зарубежная

литература, ценностно-смысловая сфера.

В центре концепции современного литературного образования и воспитания находятся личность ученика, его стремление к пониманию целостной картины мира, освоение культуры как опыта предшествующих поколений, приобщение к духовному наследию. Насколько читатель-школьник усвоит опыт, передаваемый предшествующими поколениями, настолько он сможет ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни, осознавать собственную ответственность перед будущим поколением.

Культурологическая неграмотность учащихся старших классов, утрата связи с духовной культурой своего народа и человечества в целом говорят о необходимости воспитания в современной школе «человека культуры». В связи с этим важную роль в формировании эмоционального восприятия и понимания разнообразных фактов культуры как своего, так и других народов играют учителя-словесники и проводимые ими занятия литературы, направленные на изучение литературных произведений на фоне широкого культурологического контекста. Приобщение к историко-литературному процессу поможет учащимся увидеть закономерности в развитии русской и зарубежной культуры, и литературы в частности.

Важным моментом является культурологизация образования, которая направлена глобализацию в области культуры и образования, связанную с повышением инте-

реса к проблемам культурной идентичности народов. Глобализация в образовании - это единое мировое культурно-образовательное пространство, единый мировой рынок труда и образовательных услуг. Культурно-образовательное пространство - совокупность специально организованных условий самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала, расширения её жизненного пространства [2].

Культурологический аспект в образовании определяет состав и иерархию ценностей, системообразующим элементом которых выступает личность школьника как главная ценность. Не вызывает сомнений, что внедрение культурологического аспекта преподавания литературы в школе способствует эффективному вхождению учащихся в контекст культуры, формирует у них систему ключевых ценностных представлений о мире и человеке, которые становятся мировоззренческими ориентирами. Культурологический аспект позволяет преодолевать накопившиеся стереотипы в восприятии и анализе как зарубежной литературы (произведения в свете культурологического аспекта изучения поворачиваются новыми гранями и открывают новые смыслы), так и зарубежной культуры в целом

Безусловно, культурологический аспект позволяет рассматривать художественное произведение в трёх плоскостях: обобщённая модель мира, национально-культурная специфика, собственно авторская модель мира и человека, в которой представлены его философские и религиозные, нравственные и эстетические взгляды.

Реализация культурологического аспекта в образовании возможна в процессе развития ценностно-смысловой сферы личности.

Ценностно-смысловая сфера - понятие широкое и неоднозначное, берёт своё начало в психологии и педагогике и выходит далеко за рамки науки. Вопросом изучения ценностно-смысловой сферы активно занимались отечественные педагоги, психологи второй половины ХХ века: А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Л. С. Выготский, Б. В. Зейгарник, В. П. Зин-ченко, Р. С. Немов, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие. На современном этапе развития науки проблема изучения ценностно-смысловой сферы стала актуальной и востребованной в связи с быстро изменяющимися этическими нормами общества и мировой нестабильностью.

Н. Е. Щуркова считает, что в организации урока духовно-нравственное воспитание играет первостепенную роль, повседневность урока - это широкий воспитательный процесс, где формируется система моральных отношений к людям, культуре, обществу, Родине, самому себе и труду [4].

Следовательно, духовно-нравственное воспитание является значимым фактором, влияющим на дальнейшую судьбу школьников. Выступает гарантом всесторонне развитой, духовно богатой, целеустремлённой личности, способной на основе сформированных смыслов и ценностей приносить пользу государству, быть преданным гражданином своей страны, оберегающим и облагораживающим культурные, этические богатства родины.

Ценностно-смысловая сфера неразрывно связана с духовно-нравственным воспитанием, которое является одним из её составляющих. Очевидно, что результат этих процессов един - это гармонично развитая личность, которая повысит интеллектуальный и культурный потенциал страны.

По мнению учёного-методиста Р. В. Якименко, поэзия ХХ столетия явля-

%ауд1юир<Т т ется одним из наиболее сильных средств воздействия на формирование личности старшеклассника, так как именно в этом возрасте у учащихся пробуждается интерес к внутреннему миру человека, рождается стремление постигать самого себя, окружающий мир, находить ответы на многие волнующие вопросы [5].

Одиннадцатиклассникам, в силу особенностей самоорганизации их эмоциональной сферы, близко пристальное внимание поэтов XX столетия к внутреннему миру человека, состоянию его души, поискам самосовершенствования. В новом, неожиданном для них свете предстают в этой лирике природа человека, его место в обществе, сам мир, историко-культурные процессы, эстетические поиски художников слова, философские и нравственные основы бытия [6].

Вопросом изучения отечественной поэзии ХХ века занимались такие учёные-методисты, как О. Ю. Богданова, С. А. Зинин, Е. В. Карсалова, З. Я. Рез, Л. В. Тодорова, Р. В. Якименко и другие. Зарубежная литература представляет собой не менее широкую палитру идейно-нравственно-эстетических поисков, не только требует осмысления прошлого, но и прогнозирует варианты развития процесса. На наш взгляд, в имеющихся работах по постижению поэтического творчества зарубежных авторов недостаточно освещён вопрос создания целостной методической системы изучения зарубежной поэзии ХХ века в культурологическом аспекте, включающей в себя различные формы занятий, виды разнообразной, постепенно усложняющейся деятельности учащихся, вызывающей интерес к поэзии, сочетание классной и внеурочной работы.

Сегодня в методике преподавания литературы в школе актуальной проблемой является отбор произведений зарубежной литературы, приёмов постижения и интерпретации художественных текстов зарубежных авторов. В то же время необходимо указать на то, что изучение в школе зарубежной литературы, в частности зарубежной поэзии, предусматривающее широкие межпредметные связи, не только способствует совершенствованию знаний и умений учащихся, но и ведёт к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир.

Углублённое изучение зарубежной поэзии ХХ века будет способствовать формированию у учеников представления о национально-культурных особенностях стран, а это, в свою очередь, поможет школьникам получить эстетическое наслаждение, сформировать интерес к изучению зарубежных произведений, приобщиться к мировому культурному наследию. На наш взгляд, эта работа будет способствовать развитию кругозора, интереса к творчеству зарубежных писателей и, как следствие, повысит мотивацию к изучению языка и культуре других стран.

Таким образом, существует потребность в создании теоретически обоснованной системы целостного изучения зарубежной поэзии ХХ века на заключительном этапе школьного литературного образования.

Список литературы

1. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов. - М. : Академ А, 1999. - 162 с.

2. Культурологизация как актуальная тенденция современного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.molych.ru/pedagogika/kulturologizatsija-kak-aktualnaja-tendentsija-sovremennogo-obrazovanija.html (дата обращения: 15.06.2016).

3. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 2-е изд. дораб. М. : Дрофа, 2005. - 95 с.

4. Щуркова, Н. Е. Нравственное воспитание школьников / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. - 1990. - № 1. - С. 13-16.

5. Якименко, Р. В. Методика изучения поэзии XX века на заключительном этапе школьного литературного образования : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / Р. В. Якименко. - М., 2005. - 244 с.

6. Якименко, Р. В. Поэтический бум ХХ века : (изучение отечеств. поэзии XX в. в вып. кл.) / Р. В. Якименко. - М. : МГОПУ, 2006. - 335 с.

The Cultural Aspects of Teaching Literature M. V. Kim

Polytechnic college, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk

Abstract. This paper focuses on the role of cultural aspects in literary education. The necessity to create an integrated system ofstudying the foreign poetry of the 20th century at the final stage of school literary education is revealed and substantiated. Keywords: cultural aspect, globalization, foreign literature, axiological sphere.

Ким Майя Викторовна

преподаватель

Политехнический колледж, Сахалинский государственный университет 693010, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290 тел.: 8(4242)460155 е-таИ:Ы.т_т.а.у. a_1987@mail.ru

Kim Maya Viktorovna

Lecture

Polytechnic college, Sakhalin State University

290 Lenina St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693010

tel.: 8(4242)460155

e-mail: k.i.m m.a.y.a_1987@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.