Научная статья на тему 'Категория «Целостность» в методике преподавания литературы'

Категория «Целостность» в методике преподавания литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ "ЦЕЛОСТНОСТЬ" / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / АНАЛИЗ НАУЧНЫХ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМЕ КАТЕГОРИЯ "ЦЕЛОСТНОСТЬ" / "INTEGRITY" CATEGORY / LITERATURE TEACHING METHODOLOGY / ANALYSIS OF SCIENTIFIC PAPERS ON THE ISSUE OF THE "INTEGRITY" CATEGORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолаева Елена Николаевна

В статье рассматривается категория «целостность», содержащаяся в трудах философов, педагогов и психологов, специалистов в области методики преподавания литературы. Предлагается анализ материалов, который позволит учителям, преподавателям вузов и ссузов, студентам филологических специальностей расширить свои знания по вопросам преподавания литературы, определиться с категорией «целостность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “Integrity” Category in the Literature Teaching Methodology

The article deals with the category of ‘‘integrity’’ in the works of philosophers, teachers psychologists, and specialists in the field of literature teaching methodology. The paper presents the analysis of the materials that enables teachers, lecturers of higher education institutions and colleges, students specializing in philology to beef up their knowledge in the field of teaching literature methodology as well as get an understanding of the “integrity” category.

Текст научной работы на тему «Категория «Целостность» в методике преподавания литературы»

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html

УДК 372.882

Категория «целостность» в методике преподавания литературы

Е. Н. Ермолаева

Южно-Сахалинский педагогический колледж СахГУ, г. Южно-Сахалинск

А.НН°тация. В статье рассматривается категория «целостность», содержащаяся в трудах философов, педагогов и психологов, специалистов в области методики преподавания литературы. Предлагается анализ материалов, который позволит учителям, преподавателям вузов и ссузов, студентам филологических специальностей расширить свои знания по вопросам преподавания литературы, определиться с категорией «целостность».

Ключевые

слова: категория «целостность», методика преподавания ли-

тературы, анализ научных работ по проблеме - категория «целостность».

Категория целостности - понятие неоднозначное, требующее уточнения с точки зрения философии, педагогики, психологии и методики преподавания литературы.

В философии категорию «целостность» изучали со времён Древней Греции, и на данном этапе развития науки эта проблема остаётся актуальной и востребованной. Труды Аристотеля, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона, Г. Гегеля, Т. Гоббса, Платона, В. Гейзенберга, С. Франка и других посвящены пониманию категории «целостность» и её структуре.

Платон в диалоге «Филеб» говорит о целостности как соотношении единого и многого: «...Беспредельное множество отдельных вещей и (свойств), содержащихся в них, однозначно делает также беспредельной и бессмысленной мысль...» [14, с. 54], то есть существует множество вещей, предметов, но идей только одна или две, к примеру, шкафов может быть много, а вот основ-

ная идея (для чего нужен шкаф), как правило, одна - для хранения.

Аристотель в сборнике сочинений «Метафизика» [1, с. 109] указывает на целостность как форму существования, то есть каждая вещь неделима, имеет свою форму, следовательно - она целостная.

В своей философии Фома Аквинский рассматривает категорию целостности с религиозной точки зрения, по его мнению, Бог есть единство, которое упорядочивает множество [4, с. 40].

Кант пишет, что есть одна высшая, внутренняя цель, соотнесённая с природой, которая является предметом опыта, познания и целостной структурой [11, с. 12].

Понятие целостности для Г. Гегеля включается во всеобщее, содержащее элементы целого, а целое развёрнуто в своих элементах, то есть каждый предмет или явление имеет свои характеристики, которые и дают понимание значения этого предмета или явления [6, с. 87].

По мнению В. Гейзенберга, целостность - это единая культура исторической эпохи: общая религия, объединяющая людей, общая научная парадигма и другое, что разделяется и объединяется всеми членами общества [7, с. 103].

Таким образом, в философии категория «целостность» рассматривается с позиций предметности, религиозности, природной составляющей и исторической эпохи.

Философские взгляды на проблему категории «целостность» отразились в трудах педагогов-психологов, изучающих педагогический процесс как целостную педагогическую реальность (работы Ю. К. Бабанского, П. П. Блонского, М. А. Данилова, В. С. Ильина, П. Ф. Каптерева, В. М. Коротова, В. В. Краевско-го, Н. К. Крупской, Б. Т. Лихачёва, А. С. Макаренко, А. П. Пинкевича, М. М. Рубинштейна, М. Н. Скаткина, Ю. П. Сокольникова, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и других).

Целостность педагогического процесса, по мнению А. С. Макаренко, представляет собой единый процесс школьного образования и социальной среды, где большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию личности [13, с. 34].

К. Д. Ушинский расширяет идею целостного педагогического процесса как единство административного, учебного, воспитательного элементов школьной деятельности [16, с. 89].

Для М. А. Данилова педагогический процесс - это целостность социального опыта, который преобразуется в идеалы и качества, формируя у личности культуру, нравственный облик, способности и др. [10, с. 78].

Ю. К. Бабанский отмечал, что педагогический процесс состоит из единства процессов обучения, воспитания и развития, где происходит передача опыта от старшего поколения младшему, который нужен для воспитания гармонично развитой личности [2, с. 78].

В. В. Краевский раскрывает целостность педагогического процесса через школу как носителя педагогической системы, где ученик в единстве образовательного и воспитательного процесса готовится к дальнейшей жизни [12, с. 23].

Таким образом, исходя из мнений педагогов-психологов, целостный педагогический процесс представляет собой совокупность процессов (обучения, воспитания, развития), которые направлены на развитие гармоничной личности. Любое нарушение целостности педагогического процесса ведёт к необратимым процессам, которые способны нарушить или разрушить дальнейшую жизнь школьников.

Учебный предмет «Литература» существует неразрывно с целостным педагогическим процессом и является одним из важных предметов в школьном образовании.

Литература как учебный предмет уникален, поскольку включает в себя большое количество функций, которые влияют на дальнейшую жизнь школьников.

Во-первых, это взаимосвязь литературы с другими школьными предметами: историей, обществознанием, мировой художественной культурой, музыкой и др.

Во-вторых, изучение литературы в школе носит эстетический характер: позволяет мыслить художественными образами, развивает воображение и интеллект и др.

В-третьих, на уроках литературы развивается коммуникативная функция человека: обогащается словарный запас, речь становится грамотной и образной и др.

В-четвёртых, каждый урок литературы направлен на развитие духовно-нравственного воспитания, и, как следствие, развивается ценностно-смысловая сфера учащихся.

Важным становится создание условий для целостного, системного, логичного построения этих компонентов, решением этих задач занимаются учёные в области методики преподавания литературы.

Методика преподавания литературы в школе тоже обладает своей категорией «целостности», изучению которой уделяется большое внимание со стороны учёных-методистов ХХ-ХХ1 веков: Г. И. Беленького, О. Ю. Богдановой, Т. Г. Браже, В. В. Голубкова, С. А. Зинина , Н. И. Кудряшева, Р. Р. Маймана, М. А. Рыбниковой, И. В. Сосновской, Л. В. Тодорова, З. Я. Рез, В. Ф. Чертова, Р. В. Якименко и других. Так, М. А. Рыбникова указывает на целостность и избирательность школьного анализа, предлагает различные методы, приёмы, виды занятий, которые обогатят преподавание литературы, но каждый из них должен быть внимательно отобран, соотнесён с возрастом и педагогической ситуацией [15, с. 34].

В. В. Голубков отмечает важность целостности анализа литературного произведения, в который включаются тесно связанные между собой элементы: исторические условия, в которых было написано произведение; биография автора; тема и основная идейная направленность; характеры главных героев, второстепенные герои, их типичность (взаимосвязь тех и других); особенности сюжета, своеобразие жанра и другие [9, с. 28].

О. Ю. Богданова свидетельствует о важности целостности и проблемности в анализе художественного произведения: «В ходе урока важно определить направление анализа, тот угол зрения, который сформулирует оценку произведения, придаст целостность и восприятию, и анализу литературного текста. При любом подходе к анализу произведения целостность и проблемность являются основными качествами. Школьный анализ, также вобравший в себя достижения литературоведения, настолько синтетичен по своей структуре, что в нём подчас трудно отделить восприятие от анализа, а наблюдения над конкретными фактами от формирования обобщений. Все этапы изучения литературных произведений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом» [3, с.78].

Т. Г. Браже в труде «Целостное изучение эпического произведения» отмечает важность целостного рассмотрения произведения школьниками, так как в этом процессе постигается закон «внутренней связи», проявляется особое внимание к единому герою-автору и др. [5, с. 56].

Р. В. Якименко в своей концепции изучения поэзии ХХ века указывает на целостное изучение художественного произведения (целостное восприятие и анализ текста) в культурологическом аспекте и «синтезе искусств», где постепенное усложнение различных видов деятельности учащихся и сочетание классной и внеклассной работы в их взаимосвязи влияет на культуру мышления, духовно-нравственное воспитание и обогащает представление школьников об историко-литературном процессе [17, с. 8].

Таким образом, нами была определена категория «целостность» с точки зрения философии (с позиций предметности, религиозности, природной составляющей и исторической эпохи и др.); психологии и педагогики (с позиции единства педагогического процесса: образования и социальной среды, единства административной, учебной, воспитательной деятельности, социального и культурного опыта учащихся и др.), методики преподавания литературы (с позиций целостного анализа и восприятия художественного текста, единства форм, методов, приёмов и видов занятий и др.).

На основе различных точек зрения мы определяем категорию «целостность» как синтез целостного восприятия и анализа текста в культурологическом аспекте, «синтезе искусств», а также комплексное использование форм, приёмов и методов преподавания.

Список литературы

1. Аристотель. Метафизика. Сочинения. В 4 т. Т. 1 / Аристотель. - М. : Мысль, 1976.

- 365 с.

2. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1985. - 208 с.

3. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы : учеб. для пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонова, В. Ф. Чертов ; под ред. О. Ю. Богдановой. - 3-е изд., испр.

- М. : Академия, 2004. - 162 с.

4. Боргош, Ю. Фома Аквинский / Ю. Боргош. - М. : Мысль, 1975. - 504 с.

5. Браже, Т. Г. Целостное изучение эпического произведения / Т. Г. Браже. - М. : Просвещение, 1964. - 304 с.

6. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы / Г. В. Ф. Гегель ; пер. Б. Г. Столпнера, И. Б. Румера ; отв. ред. Е. П. Ситковский. - М. : Мысль, 1975. - 695 с.

7. Гейзенберг, В. Физика и философия. Часть и целое: пер. с нем. / В. Гейзенберг. -М. : Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. 1989. - 400 с.

8. Глэд, Дж. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье / Дж. Глэд. - М. : Книжная палата, 1991. - 320 с.

9. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков. - 7-е изд. -М. : Просвещение, 1962. - 495 с.

10. Данилов, М. А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилов. - М. : Просвещение, 1960. - 300 с.

11. Кант, И. Сочинения. В 6 т. Т. 3 / И. Кант. - М. : Мысль, 1964. - 681 с.

12. Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ) / В. В. Краевский. - М. : Педагогика, 1977. - 264 с.

13. Макаренко, А. С. Проблемы воспитания в советской школе / А. С. Макаренко. -М. : Педагогика, 1984. - 258 с.

14. Платон. Филеб. Сочинения. В 3 т. Т. 3, ч. 1 / Платон. - М. : Мысль, 1971. - 656 с.

15. Рыбникова, М. А. Избранные труды [Электронный ресурс] / М. А. Рыбникова ; ред. коллегия : Д. Д. Благой [и др.] ; сост. В. В. Щевелев ; Акад. пед. наук РСФСР. - М. :

Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 609 с. - URL: http://elib.gnpbu.ru/text/rybnikova_ izbrannye-trudy_1958/ (дата обращения: 07.07. 2016).

16. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические произведения. - М. : Просвещение, 1968. - С. 268-283.

17. Якименко, Р. В. Методика изучения поэзии XX века на заключительном этапе школьного литературного образования : дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.02 / Р. В. Якименко. - М., 2005. - 425 с.

The "Integrity" Category in the Literature Teaching Methodology

E. N. Ermolaeva

Yuzhno-Sakhalinsk Pedagogical College, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk

Abstract. The article deals with the category of "integrity" in the works of philosophers, teachers psychologists, and specialists in the field of literature teaching methodology. The paper presents the analysis of the materials that enables teachers, lecturers of higher education institutions and colleges, students specializing in philology to beef up their knowledge in the field of teaching literature methodology as well as get an understanding of the "integrity" category.

Keywords: "integrity" category, literature teaching methodology, analysis of scientific papers on the issue of the "integrity" category.

Ермолаева Елена Николаевна

преподаватель

Южно-Сахалинский педагогический колледж, Сахалинский государственный университет

693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 284 тел: 8(4242)450343 e-mail: eving88@mail.ru

Ermolaeva Elena Nikolaevna

Lecturer

Yuzhno-Sakhalinsk Pedagogical College, Sakhalin State University

284 Lenin St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693008

tel.: 8(4242)450343 e-mail: eving88@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.