Научная статья на тему 'Культурологические аспекты современного российского собирательства и коллекционирования'

Культурологические аспекты современного российского собирательства и коллекционирования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологические аспекты современного российского собирательства и коллекционирования»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА

М. И. Измайлова

Культурологические аспекты современного российского собирательства и коллекционирования

Коллекционирование предметов искусства в России началось со времён Петра I, хотя и в допетровской Руси собирали «диковины» - бессистемно и в небольших количествах. При этом ни до Петра, ни позднее собирательство не было широко распространено. В России, как и в большинстве стран Европы, это занятие стало массовым явлением лишь в ХХ в. Расцвет коллекционирования как формы досуга начинается уже в послевоенные годы - собирают, как и в прежние периоды, монеты, открытки, марки и значки, позже добавляются кружки с символикой, спичечные этикетки, фантики от конфет, винные бутылки, жестяные коробки и банки, обертки от жевательной резинки и т. п.

Этот вид коллекционирования начинает преобладать над традиционными формами собирательства, образуются официальные клубы и секции, и вместе с этим расцветают неформальные сообщества собирателей.

В советскую эпоху собирательство стало популярным в семидесятые годы двадцатого столетия. На тот момент коллекционирование охватило все слои общества, все социальные и возрастные страты. При этом, разумеется, ценность и размеры коллекций, равно как и их характер, зависели не только от материальных возможностей коллекционеров, но и от их статусности.

Так, коллекционировала антиквариат, предметы старины, произведения искусства в основном элита страны, прежде всего творческая. Чаще всего собирались коллекции живописи, иконописи, графики и произведений декоративно-прикладного искусства. Эти собрания часто передавались в дар музеям - например, коллекция агитационного фарфора, принадлежавшая Александру Менакеру и Марии Мироновой, пополнила фонды ВМДПНИ. Собрание Ильи Зильберштейна, начавшего составлять свою коллекцию ещё в 1920х годах, в 1987 г. было завещано государству, несмотря на протесты наследников.

188

Примеры можно продолжать, однако такое симбиотическое существование с государством было характерно, прежде всего, для выдающихся, уникальных собраний. Более скромные по масштабам и ценности коллекции тоже пополняли музейные экспозиции и хранилища, но чаще всего они передавались наследникам. Как правило, эти собрания распродавались по частям и переставали существовать как единая коллекция. Особенно часто это происходило после распада СССР, в сложные и для многих бедственные 90-е годы прошлого века. Иногда и сами владельцы вынуждены были за бесценок продавать предметы из своих собраний, как правило, по заниженной цене, иногда за бесценок.

В процесс стихийной распродажи включились и те, кто коллекций никогда не собирал, прежде всего, в крупных городах. Стихийные барахолки возникали на каждом углу, люди распродавали свой скарб, посуду, фотографии, мелкую пластику, предметы быта внезапно ушедшей Страны Советов. Первыми разбирались вещи 3040-х годов, уже осознававшиеся как раритетные. Предметы быта в обиходе покупателями не употреблялись, их брали даже не для интерьера, фактически имели место безмотивные покупки по принципу «понравилась вещица, она с историей».

Очевидно, что в 90-е годы двадцатого столетия начинает формироваться новый принцип собирательства - кроме тематического, серийного и предметного принципа возникает собирательство временное, если так можно выразиться, т. е., основной целью становится попытка уловить стремительно уходящую эпоху СССР. Интересно, что эти стихийные коллекции строятся на двух принципах. Первый основан на собирании некоего предметнотематического ряда, меняющегося с течением времени, второй -периодический, при котором берётся максимально широкий круг предметов определённой эпохи.

Первые коллекции стихийных собирателей артефактов советской эпохи складывались, на первый взгляд, хаотично, однако, при анализе мотиваций выясняется, что принципы собирательства всегда формулируются чётко, хотя и не всегда осознаются именно как формообразующие самими собирателями. Однако в течение последних двух десятилетий мотив всё чаще выглядит как «создание образа эпохи», «стилизация времени», «воссоздание исторического интерьера», «сохранение духа времени» и т. д. Это позволяет вывести современное собирательство предметов прошлого на новый культурологический уровень.

Основными мотивами тут являются именно культурологические, например, стремление сохранить некий эстетический облик ушед-

189

шей эпохи. При этом зачастую собиратели не очень хорошо представляют себе реалии того времени и начинают изучать их именно в процессе дальнейшего составления своих коллекций. В данном случае особый интерес представляют коллекции, объединённые по принципу достаточно специализированному, но не ограниченные тематикой.

Прежде всего, это мелкая пластика, фарфоровая, фаянсовая, майолика, позднее - экспериментальные новые материалы. Именно эта пластика особенно выразительна, особенно темы труда и счастливых детства и юности. Собственно, мир детства, юности, свободного творчества, труда, материнства являются часто излюбленными темами коллекций. И тут важно отметить, что сочетание точности деталей и идеализации создаёт удивительный эффект - собранные в коллекцию фигурки дают потрясающий образ счастливой безмятежной жизни. С одной стороны, это и притягивает собирателей, с другой - формируется когнитивный диссонанс на фоне переоценки ценностей двадцатого века.

Второй «мифологизированный» пласт собирательства касается предметов быта - от кастрюль и чайников до пуговиц и настенных ковриков. Современные собиратели ищут и находят в вещах эпохи СССР поэтизацию быта, который отрицался идеологически и, тем не менее, был устроен с любовью и в русле определённых эстетических ценностей. Война с мещанством двадцатых годов давно забыта - быт становится символом дома, стабильности, особенно ценной на фоне исторических бурь прошлого столетия. Видимо, это мироощущение было свойственно и создателям, и пользователям предметов бытовой среды.

Бытовые предметы, собираемые сегодня, можно разделить на самодельные и фабричные. Коллекционеры собирают и те, и другие, отдавая предпочтение тем, где особенно ярко воплотился стиль той или иной эпохи. Это деление довольно приближённо. Можно выделить не столько хронологически, сколько культурологически определяемые периоды в терминах «довоенный период», «времён ВОВ», «сталинская эпоха», «винтаж».

Как видим, смешиваются стилистические и хронологические критерии, и это кажется следствием дилетантского подхода. Но при более внимательном рассмотрении очевидно, что выделяются именно крупные культурологические периоды. При этом часто предметы, отнесённые владельцем к той или иной эпохе, фактически к ней не принадлежат. В то же время их вполне можно отнести к указанным периодам именно в силу соответствия образу времени, сформировавшемуся в последние десятилетия.

190

Ещё одной интересной особенностью является собирательство «для дизайна», именно так характеризуют это направление его стихийные основоположники. То есть приобретённые вещи становятся поводом к созданию некоего интерьера, в котором тоже будут расставлены культурологические акценты. Предметы в данном случае являются овеществлёнными цитатами, знаками времени и стиля, но вписанными во вполне современные композиции. Это тоже является новым и ещё неизученным подходом, возможно, имеющим истоки в стилевом течении постмодернизма.

Новые черты, ярко проявившиеся в массовом собирательстве нашего времени, безусловно, требуют более подробного изучения и осмысления. Но в любом случае очевидно и то, что эти тенденции продолжают набирать силу, и то, что в таких формах проявляется стремление восстановить «распавшуюся связь времён», создать художественную ткань современного бытия, опираясь не только на новаторство, но и на историческую культурную традицию, вначале отвергнутую, а теперь возвращающуюся в новом обличье.

Ю. В. Красавина

Витраж: история и современность

Современное оформление интерьеров многообразно. Часто дизайнеры, обращаясь к традиционным технологиям, наполняют декоративные формы новым содержанием. Словно второе рождение переживает в наши дни такой древний вид декоративноприкладного искусства, как витраж - орнаментальные или сюжетные композиции из стекла. Само слово «витраж» - «vitrage» переводится с французского как «оконное стекло» и происходит от латинского vifrum - стекло, прозрачность, «работающий на просвет». Так как витраж тесно связан с архитектурой и интерьером, его часто относят к монументальному виду живописи, называя «прозрачной картиной», «прозрачным узором» или просто - композицией из стекла. Наиболее ранние витражи относятся к романскому стилю. Некоторая монументальная тяжеловесность, суровость романского стиля и сегодня импонирует многим заказчикам, которые хотят видеть свои особняки похожими на средневековые замки с узкими цветными окнами, расчлененными геометрическим орнаментом. Свет, льющийся из таких окон, приобретает необычную окраску и придаёт освещению интерьера магическую загадочность. Витражные композиции из цветного стекла - смальты готических соборов, архитек-

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.