Научная статья на тему 'Витраж: история и современность'

Витраж: история и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2528
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Витраж: история и современность»

Ещё одной интересной особенностью является собирательство «для дизайна», именно так характеризуют это направление его стихийные основоположники. То есть приобретённые вещи становятся поводом к созданию некоего интерьера, в котором тоже будут расставлены культурологические акценты. Предметы в данном случае являются овеществлёнными цитатами, знаками времени и стиля, но вписанными во вполне современные композиции. Это тоже является новым и ещё неизученным подходом, возможно, имеющим истоки в стилевом течении постмодернизма.

Новые черты, ярко проявившиеся в массовом собирательстве нашего времени, безусловно, требуют более подробного изучения и осмысления. Но в любом случае очевидно и то, что эти тенденции продолжают набирать силу, и то, что в таких формах проявляется стремление восстановить «распавшуюся связь времён», создать художественную ткань современного бытия, опираясь не только на новаторство, но и на историческую культурную традицию, вначале отвергнутую, а теперь возвращающуюся в новом обличье.

Ю. В. Красавина

Витраж: история и современность

Современное оформление интерьеров многообразно. Часто дизайнеры, обращаясь к традиционным технологиям, наполняют декоративные формы новым содержанием. Словно второе рождение переживает в наши дни такой древний вид декоративноприкладного искусства, как витраж - орнаментальные или сюжетные композиции из стекла. Само слово «витраж» - «vitrage» переводится с французского как «оконное стекло» и происходит от латинского vifrum - стекло, прозрачность, «работающий на просвет». Так как витраж тесно связан с архитектурой и интерьером, его часто относят к монументальному виду живописи, называя «прозрачной картиной», «прозрачным узором» или просто - композицией из стекла. Наиболее ранние витражи относятся к романскому стилю. Некоторая монументальная тяжеловесность, суровость романского стиля и сегодня импонирует многим заказчикам, которые хотят видеть свои особняки похожими на средневековые замки с узкими цветными окнами, расчлененными геометрическим орнаментом. Свет, льющийся из таких окон, приобретает необычную окраску и придаёт освещению интерьера магическую загадочность. Витражные композиции из цветного стекла - смальты готических соборов, архитек-

191

турных сооружений эпохи Возрождения и такого синтетического стиля конца XIX - начала XX в., как модерн, отличаются высочайшим уровнем исполнения и разнообразием форм и сюжетов. Не случайно типы орнаментальных композиций из медальонов самой разной формы: круглой, овальной, полуциркульной, а также стрельчатой и других форм, разработанных в готике, использовали мастера последующих времён. Евангельские сюжеты Средневековья и Ренессанса дополнялись стилизованным растительным орнаментом из цветов и листьев. Яркие, словно пылающие всеми цветами радуги стекла дополнялись часто бесцветными вставками и матовым стеклом. Если готические витражи способствуют созданию ощущения фантастического света в интерьере, а их образы мистически прекрасны, витражи эпохи Возрождения, как и монументальные росписи этого периода, приобретают ту реалистичность изображения и пространственного решения композиций, которые способствуют некоторой утрате декоративного начала этого вида искусства и сближают его со станковой картиной. Такой принцип настенного панно, витража с внутренней подсветкой, популярен и теперь используется в интерьерах самого разного назначения - от больших залов до ванных комнат, столовых и холлов.

В стилевых решениях эпохи барокко, классицизма, рококо и в ампире, занимая скромное место в интерьере в виде настенных картин из стекла, витраж почти забывается. В период модерна витражи не только были на окнах в больших залах, но и украшали лестничные марши, дверные проёмы, арки, двери шкафов, перегородки, ширмы, потолочные вставки. Они часто составляли декоративную образную доминанту интерьера. Построенные на гибких, как бы текучих, напряжённых линиях, изысканных приглушённых или ярких цветовых пятнах, витражи модерна всегда неожиданны, обострённо выразительны и оригинальны. Многие современные дизайнеры, обращаясь к витражной технике, заимствуют у стиля модерн не только пластику, но и технологии. Так, на рубеже эпох использовались и классические технологии стеклянных витражей со свинцовыми перемычками, и росписи стекольными красками, и комбинированные технологии. В советское время витраж редко, но встречался в интерьерах общественных зданий. Многие выдающиеся советские художники монументалисты работали в этом виде искусства, выполненные ими витражные композиции и теперь украшают некоторые станции Московского метрополитена. Технология натурального витража достаточно трудоёмка и, следовательно, произведения этого вида декоративно-прикладного искусства стоят недёшево, поэтому в жилых интерьерах появились в это время композиции на стекле, имитирующие натуральный витраж. Художе-

192

ственные витражи, или роспись по стеклу, могут выполняться на цветных или прозрачных стеклах в виде композиций, картин, узоров. Рисунок может заполнять как всю поверхность стекла, так и отдельные его части. Витражи создают особую цветовую среду в помещении, гармонию, подчеркивают стиль своих хозяев. Даже такая простая вещь, как роспись бутылок, уже создает ощущение теплоты, притягивает взгляды людей. Сложная творческая и чрезвычайно кропотливая работа требует художественных навыков и умения их воплощать в изготовлении витражей. Можно часами рассматривать стекла-витражи и наслаждаться красками и линиями замечательных узоров. Художники, практикующие роспись стекла, выполняют очень кропотливую и сложную работу, поэтому такое искусство подвластно только мастерам высокого уровня. Роспись по стеклу, роспись мебели и роспись бутылок выполняется профессиональными материалами. Если роспись стекла выполняется детально, то на картине появляется эффект свежести и неповторимости. Если рисунок состоит из мелких деталей, то работа будет выглядеть более утонченной. Стекла-витражи, поверхность которых разделена на небольшие части, составляют мозаику, каждое звено которой - это восхитительные художественные витражи, сплетенные в узоры. Художественная роспись стекла - это необычайно интересное искусство, которое неподвластно веяньям моды, прекрасно смотрится в местах, где свет падает на роспись по стеклу - свет преломляется, и краски «играют» яркими оттенками и цветами. Роспись мебели и фасадов из стекла, дверных проемов, окон, плафонов, фонарей, куполов, отдельных декоративных элементов добавляет в интерьер своеобразный стиль, богатую и теплую атмосферу. Стекло - особый материал, поэтому работы, выполненные на нем, получаются очень красивыми и утонченными, что лишь добавляет любви и популярности работам. Роспись стекла крайне динамично развивается. В наше время расписывают стекло, мебель, предметы интерьера. Эффектный декор стекла или дерева великолепно дополнит абсолютно любой интерьер офиса, квартиры или коттеджа. Роспись стекла может выполняться в разных техниках, можно воплотить любую мысль. Спрос изделий, которые выполнены из расписанного в ручную стекла, постоянно растет, в некоторых случаях после нанесения краски на стекла витражи закрепляются при помощи высокой температуры. Роспись по стеклу - это хрупкий и оригинальный способ показать неотразимые картины, разнообразить интерьер, придав ему живость и цвет. Витражная роспись и роспись мебели могут стать ярким дополнением в доме, превратят интерьер и его предметы в «живую» картину, наполненную смыслом и чувствами. Современные витражные технологии разнообразны - это и

193

перегородчатый (свинцово-паечныи) витраж, и пескоструйный витраж из цельного стекла, и гравированный витраж по матовому стеклу, и расписной стекольный витраж, идущий ещё от технологий средневековой монументальной живописи. Применяют мастера и технику «наборной мозаики», разрабатывают витражные композиции из стеклянных однотонных или цветных блоков, блочные витражи из сколотых стеклянных масс, скреплённых бетоном. Также применяются более дешёвые имитационные витражи без обжига, встречаются комбинированные композиции. Современный витраж вобрал в себя всю сложность исторических технологий и образных решений в этом удивительном виде декоративно-прикладного искусства, сочетая традиции с поисками новых возможностей художественных выразительных средств и материалов.

В современном дизайне интерьера витражная техника снова востребована. Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социальногрупповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Сегодня витраж, по сравнению с другими эпохами, значительно расширил как сферу своего функционального применения, так и сюжетно-тематические и орнаментальные возможности. Композиции, выполненные в реалистической манере, и витражи абстрактноавангардной стилистики, пейзажи, натюрморты, тематические картины и орнаментальные композиции украшают интерьеры самого разного назначения в виде навесных светопроницаемых потолков, дверей для комнат и шкафов купе, окон и ниш, ширм и перегородок, настенных панно и декоративных вставок, цветных плафонов и самостоятельных декоративных композиций. Витражная роспись может быть замечательным дополнением при оформлении интерьера кафе, ресторана, гостиницы, отеля, где необходимо создать уютную атмосферу, наполнить помещение необычными цветами, создать домашнюю обстановку спокойствия и романтизма. Но к каким бы техникам ни обращались витражисты, главным выразительным средством витража останется, как и встарь, завораживающий свет прозрачного или матового, многоцветного или однотонного стекла, светящейся поверхности, связанной с игрой света и цвета, создающий в пространстве интерьера благодатную атмосферу праздника.

194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.