Научная статья на тему 'Культурные сезоны как форма внешней культурной политики (на примере России и Франции)'

Культурные сезоны как форма внешней культурной политики (на примере России и Франции) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2176
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / КУЛЬТУРНЫЕ СЕЗОНЫ / ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ГОД КУЛЬТУР / ФРАНЦИЯ / РОССИЯ / FOREIGN CULTURAL POLICY / A CULTURAL CONTACT / CULTURAL SEASONS / CROSS YEAR OF CULTURES / FRANCE / RUSSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Боголюбова Наталья Михайловна, Николаева Юлия Вадимовна

Статья посвящена культурным сезонам как форме современной внешней культурной политики. Авторы обращаются к опыту Франции, рассматривают историю культурных сезонов и их современные особенности. Также в статье рассматривается такая форма культурного обмена, как «перекрестные годы культур» на примере Годов Франции, Италии и Испании в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural seasons as the form of foreign cultural policy (on an example of Russia and France)

Article is devoted to cultural seasons as the form of a modern foreign cultural policy. Authors address to experience of France, consider history of cultural seasons and their modern features. Also in article such form of a cultural exchange as «cross years of cultures» on an example of Years of France, Italy and Spain in Russia is considered.

Текст научной работы на тему «Культурные сезоны как форма внешней культурной политики (на примере России и Франции)»

УДК 008+327

Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева

Культурные сезоны как форма внешней культурной политики (на примере России и Франции)

Статья посвящена культурным сезонам как форме современной внешней культурной политики. Авторы обращаются к опыту Франции, рассматривают историю культурных сезонов и их современные особенности. Также в статье рассматривается такая форма культурного обмена, как «перекрестные годы культур» на примере Годов Франции, Италии и Испании в России.

Ключевые слова: внешняя культурная политика, культурные связи, культурные сезоны, перекрестный год культур, Франция, Россия

Natalja Bogolubova, Julia Nikolaeva

Cultural seasons as the form of foreign cultural policy (on an example of Russia and France)

Article is devoted to cultural seasons as the form of a modern foreign cultural policy. Authors address to experience of France, consider history of cultural seasons and their modern features. Also in article such form of a cultural exchange as «cross years of cultures» on an example of Years of France, Italy and Spain in Russia is considered.

Keywords: foreign cultural policy, a cultural contact, cultural seasons, cross year of cultures, France, Russia

В 2010 г. завершилось крупное международное культурное мероприятие «Перекрестный год культур» Франции и России. Интерес к этому масштабному культурному событию был необычайно велик с обеих сторон. Среди участников Года Франции в России и России во Франции были крупнейшие музеи, различные музыкальные, театральные и танцевальные коллективы, библиотеки, галереи и издательские дома, представители мира кино, моды, дизайна и других видов искусства. Год Франции и России включал в себя большое количество мероприятий, охватывающих как культурную сферу, так и сферы торговли, промышленности, сельского хозяйства, научных исследований, образований и спорта. Был организован ряд интересных проектов, например Национальная Парижская опера и Большой театр осуществили совместную постановку оперы на музыку Филиппа Фе-нелона по мотивам пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». В разных городах России открылись выставки современных французских художников, прошли фестивали моды, декоративного искусства и дизайна, музыки и танца. В России состоялись гастроли Комеди Франсез, балетной труппы Парижской оперы, Передвижной фестиваль французских уличных театров отправился в турне на корабле по Волге; а литературный поезд писателей - по маршруту транссибирской магистрали1.

Русская культура также широко была представлена во Франции. В Лувре прошла выставка, посвященная девяти векам русского искусства с XI

до XVII в.; в ее подготовке приняли участие более 10 российских музеев. В Москве в Государственном историческом музее была показана выставка «Наполеон и искусство»; в Эрмитаже - выставка севрского фарфора, в Новосибирске - выставка из собрания музеев Нанси, и, конечно, беспрецедентная выставка работ П. Пикассо в двух «российских столицах»2.

Высокую оценку итогам перекрестного русско-французского года дал премьер-министр России В. В. Путин. Проведение «перекрестного года культур», безусловно, сблизило Россию и Францию, укрепило их сотрудничество не только в сфере культуры, но и в экономической и политической областях, помогло народам двух стран лучше узнать современные тенденции культурной жизни Франции и России, став импульсом к дальнейшему развитию русско-французского сотрудничества.

Успешное проведение «перекрестного года культур» России и Франции дало старт двум аналогичным мероприятиям,запланированным на 2011 г.: Году российской культуры и русского языка в Италии и Году итальянской культуры и итальянского языка в России, а также Году Испании в России и России в Испании. Программа этих «перекрестных годов культур» не менее насыщенна, интересна и разнообразна. Она предполагает знакомство с самыми различными аспектами культурной жизни стран-участниц, от классических образцов до ультрасовременных форм. Открытие обоих «годов» прошло на самом высоком уровне при участии первых лиц государств, что подтверж-

дает их высокий статус и то, что помимо решения культурных задач с ними связаны большие политические ожидания. Кроме того, с проведением «перекрестных годов» Россия связывает углубление развития экономического сотрудничества с Италией и Испанией. Задача модернизации отечественной экономики, сформулированная президентом Д. А. Медведевым, предполагает активное привлечение иностранных партнеров, иностранных компаний и инвестиций на российский рынок. «Деловая часть», включающая переговоры, установление экономических контрактов, является неотъемлемым компонентом Годов Испании и Италии в России.

Очевидно, что проведение подобных «перекрестных годов культур» станет определяющим вектором культурно-гуманитарного сотрудничества России с зарубежными странами на ближайшую перспективу. Поэтому для нас будет весьма интересен опыт тех стран, которые уже не один год используют подобную практику в своей внешнеполитической деятельности. В этом отношении показателен пример Франции, где культурные сезоны более четверти века являются эффективной формой внешней культурной политики и активно используются страной для решения различных задач. Во-первых, как часть внешней культурной политики культурные сезоны помогают продвижению французского языка и культуры за рубежом, способствуют укреплению культурных связей Франции во всем их многообразии с другими государствами. Все эти меры в итоге направлены на реализацию конечной цели внешней культурной политики - формирование привлекательного, доброжелательного внешнеполитического имиджа Франции за рубежом и укрепление ее авторитета. Культура, давно уже ставшая своеобразным брендом Франции, в этом отношении способна принести весьма ощутимые результаты. Франция всегда вкладывала много сил и средств в распространение своей культуры за рубежом. В основе современной внешней культурной политики лежат три основополагающих идеи: распространение французской культуры за границей, поддержка разнообразия культур на планете, создание условий для знакомства с другими национальными культурами в своей стране. Решению этих задач способствуют культурные сезоны.

Во-вторых, проведение культурных сезонов рассматривается правительством Франции в контексте политики сохранения культурного разнообразия, которой в последние десять лет уделяется огромное внимание. Политика культурного разнообразия позволяет Франции сохранить и упрочнить свое влияние в мире в

условиях глобализации и серьезной межгосударственной конкуренции, не утратить свое лицо и культурную самобытность. Провозглашая себя защитницей культурного разнообразия, Франция пытается занять собственную нишу в мире, привлечь внимание тех стран, которые сталкиваются с подобными проблемами и ощущают негативные последствия доминирования англо-саксонской культуры, оказывая им помощь в сохранении национальных культур. Выстраивая политику сохранения культурного разнообразия, Франция руководствуется принципом, сформулированным профессором университета Париж-V Арманом Маттларом, который писал, что «культурное разнообразие должно стать общим наследием человечества, так как оно обладает уникальными качествами сделать мир более открытым, более творческим и более демократичным»3.

В-третьих, такие масштабные культурные акции, как культурные сезоны, рассматриваются и как часть проводимой Францией международной политики солидарности через культурное сотрудничество. Проводя такие сезоны культур, Франция стремится не только показать свою культуру иностранцам, но и принять у себя культуры других стран, создавая максимально широкие возможности для их презентации. В этом отношении интересна «адресная аудитория», для которой Франция наиболее часто проводит такие мероприятия. Это, как правило, развивающиеся страны, страны, которые сравнительно недавно получили независимость. Среди них - «новые независимые государства»: Грузия, Армения, Латвия, Украина, Эстония, а также Индия, Бразилия, Мексика, сотрудничество с которыми открывает для Франции большие перспективы, азиатские страны - Китай, Таиланд, Корея, Вьетнам и др. Для многих из них вопросы поддержки имеют большое значение, а проведение подобных культурных сезонов позволяет создать благоприятный климат для обсуждения подобных вопросов.

В настоящее время в арсенале Франции задействовано несколько видов мероприятий, которые условно можно назвать культурными сезонами или сезонами культур (saisons culturelles). Они различаются, в первую очередь, по срокам проводимых акций. Наиболее масштабным мероприятием является год культуры. Мероприятие продолжительностью в шесть месяцев обычно имеет статус культурного сезона (иногда, как вариант, может называться «весна»). Существует и такая форма как фестиваль культур, его продолжительность ограничивается несколькими месяцами. Наряду с ними нередко проводятся и более краткосрочные акции - ме-

сяцы, недели, дни культур. В последнее время особый интерес правительство Франции стало проявлять к такой форме, как «перекрестный год культур», когда мероприятия проводятся одновременно во Франции и в стране-партнере.

Сезоны культур - крупные мероприятия двустороннего характера, которые проводятся на самом высоком уровне. Обычно в проведении сезонов участвует президент Французской республики и лидеры государств-партнеров. Ответственность за разработку программы, содержание которой согласуется с партнерской стороной, несет Министерство иностранных дел Франции. Вопросами практического осуществления сезонов занимается Французский институт, в структуре которого есть специальный отдел -бюро культурных сезонов. Французский институт - это новое агентство, являющееся оператором МИД в вопросах реализации внешней культурной политики. Оно было создано в начале 2011 г. в результате преобразования существовавшего с 2006 г. агентства Си!ШгеБ(тапсе, являвшегося, в свою очередь, наследником Французской ассоциации артистической деятельности ^АА), существовавшей с 1922 г. и являвшейся старейшим в Европе агентством по продвижению национальной культуры за границей. Активную роль в проведении мероприятий культурных сезонов играют зарубежные культурные центры Франции на местах: французские институты, французские альянсы, центры французского языка и культуры, французские школы и колледжи, французские дипломатические представительства и представители деловых кругов.

Формат культурных сезонов позволяет позиционировать их как многодисциплинарные мероприятия. Сезоны охватывают очень широкий спектр вопросов культурного сотрудничества - кино, театр, музыка, танец, живопись и визуальные искусства, мода, дизайн, фотография и многое другое. Обычно при выстраивании культурной программы сезонов учитываются исторические, политические, этнические, религиозные интересы партнера, особенности его взаимоотношений с Францией. При этом организаторы стремятся показать как лучшие достижения классической культуры, так и новейшие образцы. Формы проведения сезонов самые различные: выставки, концерты, презентации, мастер-классы, книжные салоны, встречи, показы кинофильмов и др.

Кроме того, культурные сезоны включают сферу университетских, технологических, научных, промышленных или коммерческих обменов. Их цель - сформировать положительный образ Франции в представлении зарубежной аудитории, основанный на знакомстве с куль-

турной и другими гранями жизни страны. То же самое можно сказать и о формировании положительного образа страны-партнера в восприятии французов. Мероприятия, входящие в программу сезонов, способствуют развитию длительных партнерских отношений между обеими странами.

Культурные сезоны очень популярны во Франции, и проводятся они практически ежегодно, причем в течение одного года такие мероприятия могут быть посвящены нескольким странам. Безусловно, они украшают и обогащают культурную жизнь самой Франции, делая ее насыщенной и разнообразной. Как форма внешней культурной политики традиция культурных сезонов берет начало в 1985 г., когда во Франции впервые прошел Год Индии (19851986). Затем после почти десятилетнего перерыва практика организации культурных сезонов возобновилась, и такие мероприятия стали проходить на регулярной основе. В процессе их развития расширялась география, появлялись новые формы и новые участники, мероприятия наполнялись новым содержанием и смыслом.

Интерес к культурным сезонам особо обозначился в середине 1990-х гг. и после удачно проведенных в 1994-1995 гг. двух мероприятий - «Свидания с Филиппинами» и «Тунисского сезона». Сезоны культур разных стран и народов прочно вошли в калейдоскоп культурной жизни Франции. Затем в 1996 г. состоялся фестиваль «Воображаемый мир Ирландии» («L'Imaginaire Irlandais»), посвященный культуре Ирландии. Следующий 1997 г. ознаменовался проведением фестиваля «Палестинская весна» и Иорданского сезона. Богатым на культурные события оказался и 1998 г. Тогда с успехом прошли сразу четыре акции: «Франция - Египет. Горизонты участия», «Взгляд на грузинскую культуру», «Израиль в зеркале артистов», «Вьетнамская весна». Три культурных сезона были проведены и в 1999 г.: «Взгляд на украинскую культуру», «Время Марокко» и фестиваль «Весна в Квебеке. Огонь подо льдом». Причем последний фестиваль имел свое продолжение в 2001 г. под названием «Франция в Квебеке» и обладал уже более широкой и насыщенной программой.

В конце 90-х гг. ХХ в. культурные сезоны обогатились новой формой и новым принципом их организации. В 1997-1998 гг. был впервые проведен так называемый «перекрестный год культур» Франции в Японии и Японии во Франции. Проведение перекрестного года предполагает параллельную организацию культурных мероприятий одновременно в двух странах. Чуть позже аналогичный опыт был использован несколько в ином варианте. В 2003 - 2004 гг. был

проведен Год Китая во Франции, за которым последовал Год Франции в Китае в 2004-2005 гг. Это были масштабные события: Год Франции в Китае, организованный при участии китайского правительства и местных партнеров, включал более ста различных мероприятий в художественной, научной или образовательной сфере, осуществленных в различных китайских городах: Пекине, Шанхае, Гонконге и многих др. И, конечно, «перекрестный год культур Франции и России» в 2010 г., который, на наш взгляд, стал своего рода эталонным в проведении перекрестных годов.

Начало 2000-х гг. прошло под знаком интереса к культуре стран Восточной и Центральной Европы. В 2001 г. во Франции прошел венгерский культурный сезон «Magyart», а с мая по декабрь 2002 г. состоялся чешский культурный сезон «Bohemia Magica» («Волшебная Богемия»). С мая 2004 до конца февраля 2005 г. во Франции проходили дни польской культуры «Nova Polska». Исключением, пожалуй, стал алжирский культурный сезон «Djaza'ír», проходивший с января по декабрь 2003 г. Далее в 2005 г. прошли два фестиваля «Бразилия, бразильцы» и «Потрясающая Латвия». Это был первый в истории взаимоотношения двух стран столь крупный фестиваль латвийской культуры во Франции, который помог французам ближе познакомиться с интересной культурой этой небольшой европейской страны4.

Фестиваль «Magyart» объединял многочисленные франко-венгерские мероприятия, которые проходили в различных городах Франции. Например, большим интересом пользовались две выставки «Женщины-фотографы Венгрии» и «Доисторическое золото Венгрии» в залах парижского музея Монпарнас. На сценах французских театров были показаны новые театральные спектакли по пьесам венгерских драматургов Ласло Худи и Арпага Шиллинга, подготовленные для Авиньонского фестиваля в июне5. В рамках сезона польской культуры «Nova Polska», проходившего во Франции в 2004 г., были организованы выставки польских художников Витольда Войткевича в Гренобле, Виткация в Нанси и Нанте, Бруно Шульца в Париже, Магдалены Аба-канович в Париже и Кольмаре. На театральных подмостках Парижа прошли спектакли современных польских режиссеров Кристиана Люпы, Кшиштофа Варликовского и др., французские постановки по произведениям польских авторов Витольда Гомбровича и Станислава Виткевича. В программу польского культурного сезона также были включены ретроспективы фильмов Войчеха Хаса и Ежи Сколимовского, презентации книжных новинок, посвященных польской культуре, и переводов на французский язык произведений Магдалены Тулли, Ольги Токарчук.

Богатым на события был и 2006 г. Тогда зародились некоторые новые формы культурных сезонов. Наряду с традиционными фестивалями «Армения - моя подруга» и «Полностью по-тайски» (Tout à fait Thaï) был организован фестиваль «Корея в сердце» (Corée au coeur), посвященный празднованию 120-летия установления франко-корейских дипломатических отношений. Это был первый «тематический» культурный сезон, приуроченный к празднованию памятных дат и крупных историко-дипломатических событий. Затем подобные тематические культурные сезоны были проведены в 2008 г. Во-первых, тогда отмечалось 150 лет с момента установления франко-японских отношений, и все мероприятия 2008 г. были посвящены этому значительному событию в истории двух стран. Во-вторых, в том же году отмечалось 400 лет отношений Франции с канадской провинцией Квебек, и этому событию был посвящен фестиваль «Франция - Квебек. Четыре века братства». Наконец, одним из последних культурных сезонов, приуроченных к празднованию памятных дат, стал 2010 г., когда во Франции широко отмечалось двухсотлетие обретения независимости странами Латинской Америки.

Новым направлением в практике проведения культурных сезонов стали такие мероприятия, в которых принимает участие не одна, а несколько стран. Таков, например, фестиваль франкофонных культур «Francofffonies», организованный в 2006 г. и построенный не по принципу принадлежности к какой-либо национальной культуре или стране, а по принципу общности французского языка. Вопрос сохранения интереса к французскому языку в мире особо актуален для Франции в условиях языковой глобализации, поэтому проведение такого фестиваля было нацелено на решение не только языковых, культурных, но и важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед современной Францией - сохранить высокий статус французского языка в мире и поддержать общность франкоговорящих культур. В 2008 г., когда Франция была председателем Совета Европы, был организован «Европейский культурный сезон», цель которого - показать разнообразие и неповторимость культур европейских стран-участниц и подчеркнуть приверженность Франции общеевропейским принципам культурного сотрудничества. Эти мероприятия продемонстрировали возможность организации культурных сезонов не только на принципе двустороннего участия, но и на принципе многостороннего сотрудничества.

Тем не менее, несмотря на поиск и обретение новых форм проведения культурных сезо-

нов, мероприятия, посвященные презентации одной страны, продолжились и впоследствии. Так, в 2007 г. во Франции прошел сезон голландской культуры с интересным названием «Высота Нидерландов», построенным на игре слов «Haut les Pays-Bas», а в 2008 г. - фестиваль финской культуры с не менее любопытным названием «С апреля по июнь весна будет на 100% финская!» («D'avril à juin, le Printemps sera 100% finlandais»). Масштабным мероприятием стал сезон Турции во Франции, проходивший с июля 2009 по март 2010 г. Год 2011-й стал Годом Мексики во Франции, а его идейной платформой - программа творческого партнерства двух городов «Тандем Париж-Буэнос-Айрес». Осенью 2011 г. во Франции пройдет фестиваль «Потрясающая Эстония», приуроченный к тому, что в 2011 г. Таллинн стал культурной столицей Европы. В рамках этого фестиваля французы познакомятся с удивительной культурой этой маленькой северной страны.

Несмотря на все их различия, подобные мероприятия должны подчеркнуть богатство и разнообразие культур, их красоту и уникальность, продемонстрировать готовность Франции к осуществлению равноправного культурного диалога. Аналогичные мероприятия Франция проводит в различных странах с целью представления своей культуры за рубежом. Так, например, 2005 г. можно смело назвать годом «французской весны в Азии». Именно тогда состоялись многочисленные культурные мероприятия: «Французский май в Гонг-Конге», «Французская весна в Индонезии», «Праздник в Бангкоке», Фестиваль искусств в Сингапуре, Французский фестиваль искусств в Куала-Лумпуре. В 2007 г. прошел фестиваль французской культуры в Исландии под названием «Почему бы нет? Французская весна в Исландии» («Pourquoi pas? Un Printemps français en Islande»), а также «Французская весна в Латвии». В 2009 г. был проведен Год Франции в Бразилии, ставший уже вторым крупным двусторонним культурным мероприятием, проведенным совместно этими странами. В 2009-2010 гг. был организован французский фестиваль «Здравствуй, Индия!» («Bonjour India»), во время которого в 18 индийских городах прошли различные мероприятия, цель которых -показать богатое и многообразное культурное наследие Франции, воплощенное в различных художественных проектах и программах: спектаклях, выставках, концертах, коллоквиумах и семинарах6. Все эти мероприятия призваны продемонстрировать разнообразие современной культурной жизни Франции, помочь найти новые оригинальные формы художественного, научного и технического взаимодействия с принимающими странами.

Культурные сезоны, зародившиеся в конце ХХ в. как форма внешней культурной политики и культурного обмена, за последние несколько лет значительно обогатились новыми идеями. Стали проводиться так называемые «перекрестные годы культур», основанные на параллельном проведении культурных акций во Франции и в стране-партнере, «тематические» культурные сезоны, культурные сезоны с многосторонним составом участников. Проведение этих мероприятий отражает современные тенденции внешней культурной политики, демонстрирует новые формы культурного обмена и может стать достойным примером для других стран. Как сказано на официальном сайте французского МИД, культурные сезоны - это свидетельство французской созидательной энергии в вопросах культурных связей7.

Практика культурных сезонов не ограничивается только лишь представлением зарубежных культур во Франции, причем, как правило, для организации таких акций предоставляются лучшие площадки: всемирно известные музеи, театры, выставочные залы, что свидетельствует о высоком статусе этих мероприятий. Сама Франция не менее активно стремится продемонстрировать свою культуру за рубежом, причем в последнее время все чаще для этого используются самые современные творческие достижения страны. Особое значение в этом отношении имеют «перекрестные годы национальных культур», которые открывают возможность не только для укрепления культурно-гуманитарных связей, но и создают условия для решения более широкого спектра задач, способствуя развитию прямых политических и деловых контактов между странами, вовлекая в диалог широкие массы людей, особенно молодежи.

Нельзя преуменьшить роль культурных сезонов в проведении политики культурного разнообразия, так как они представляют собой одну из наиболее эффективных, зрелищных, практических форм проведения такой политики. При их осуществлении происходят подлинные взаимные знакомства одной культуры с другой. Они позволяют наглядно внедрить принципы толерантности в сознание граждан через культуру и искусство, пробудить их интерес к миру культур других государств.

В результате такой работы формируются «привилегированные связи в области культуры», способствующие достижению конкретной цели внешней культурной политики любой страны - познакомить зарубежные страны со своей культурой, а культуру других народов сделать ближе, интереснее и привлекательнее.

Примечания

1 Год Франции в России // Агентство Россотрудниче-ство: офиц. сайт. URL: http://rs. gov. ru/node/6508.

2 2010: Год Франции в России и России во Франции: программа // Посольство Франции в России: офиц. сайт. URL: http://www. ambafrance-ru. org/france_russie/spip. php?article7956.

3 Mattelard A. Bataille a l'UNESCO sur la diversite culturelle // Le Monde diplomatique. 2005. Oct. P. 27.

4 Institut Français. Les saissons culturelles. URL: http://

www. institutfrancais. com/cooperation-et-ingenierie-cultu-relle/saisons-culturelles/po15. html Le ministère des Affaires étrangères et européennes.

5 Праздник Венгрии // Label France. 2002. 4 avr. Р 6.

6 Accueil des cultures étrangères en France. URL: http:// www. diplomatie. gouv. fr/fr/actions-france_830/action-cultu-relle_l 031/accueil-cultures-etrangeres-france_11313/index. html.

7 Institut Français. Les saissons culturelles. URL: http:// www. institutfrancais. com/cooperation-et-ingenierie-cultu-relle/saisons-culturelles/po15. html Le ministère des Affaires étrangères et européennes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.