Научная статья на тему 'Проблемы реформирования внешней культурной политики Франции в начале ХХI века'

Проблемы реформирования внешней культурной политики Франции в начале ХХI века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1191
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / FRANCE / ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN CULTURAL POLICY / КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CULTURAL COOPERATION / ФРАНЦУЗСКИЙ ИНСТИТУТ / FRENCH INSTITUTE / ФРАНЦУЗСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ СЕТЬ / FRENCH CULTURAL NETWORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева Юлия Вадимовна

В основе статьи лежит сравнительное исследование попыток реформирования внешней культурной политики Франции в период президентства Н. Саркози и Ф. Олланда соответственно. Уже сейчас представляется возможным говорить о неких тенденциях трансформации внешней культурной политики Франции. Сравнение попыток реформировать внешнюю культурную политику проводится по двум критериям. Во-первых, это те институциональные изменения, которые имели место в начале XXI в. во внешней культурной политике Франции. В статье обращается особое внимание на превращение Агентства Culturesfrance во Французский институт в период президентства Н. Саркози, а также на определение новых направлений работы Французского института в период президентства Ф. Олланда. Во-вторых, в статье анализируются концептуальные изменения, произошедшие во внешней культурной политике Франции в начале XXI в., выделяются тенденции и новые направления ее развития и реализации. Библиогр. 12 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming Modern Foreign Cultural Policy of France

The article is based on a comparative study of the attempts to improve the performance of French foreign cultural policy that took place during the presidencies of Nicholas Sarkozy and Francois Hollande, correspondingly. Though Hollande’s presidency had not yet concluded, one may already make some conclusions concerning the tendencies of transformation of foreign cultural policy of France. Two approaches to reform of foreign cultural policy are compared according to two criteria. First, it concerns the institutional changes that occurred in the foreign cultural policy of France in the early 21st century. The article pays special attention to transformation of the Culturesfrance Agency into the French Institute during Sarkozy’s presidency and to assigning new strategic goals to the French Institute during the first year of Hollande’s presidency. Second, the article focuses on conceptual changes in foreign cultural policy of France in the given period, tendencies are uncovered and new directions are outlined.

Текст научной работы на тему «Проблемы реформирования внешней культурной политики Франции в начале ХХI века»

УДК 327

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2014. Вып. 1

Ю. В. Николаева

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ В НАЧАЛЕ ХХ! ВЕКА

В основе статьи лежит сравнительное исследование попыток реформирования внешней культурной политики Франции в период президентства Н. Саркози и Ф. Олланда соответственно. Уже сейчас представляется возможным говорить о неких тенденциях трансформации внешней культурной политики Франции. Сравнение попыток реформировать внешнюю культурную политику проводится по двум критериям. Во-первых, это те институциональные изменения, которые имели место в начале XXI в. во внешней культурной политике Франции. В статье обращается особое внимание на превращение Агентства Culturesfrance во Французский институт в период президентства Н. Саркози, а также на определение новых направлений работы Французского института в период президентства Ф. Олланда. Во-вторых, в статье анализируются концептуальные изменения, произошедшие во внешней культурной политике Франции в начале XXI в., выделяются тенденции и новые направления ее развития и реализации. Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: Франция, внешняя культурная политика, культурное сотрудничество, Французский институт, французская культурная сеть.

Y. V. Nikolaeva

REFORMING MODERN FOREIGN CULTURAL POLICY OF FRANCE

The article is based on a comparative study of the attempts to improve the performance of French foreign cultural policy that took place during the presidencies of Nicholas Sarkozy and Francois Hollande, correspondingly. Though Hollande's presidency had not yet concluded, one may already make some conclusions concerning the tendencies of transformation of foreign cultural policy of France. Two approaches to reform of foreign cultural policy are compared according to two criteria. First, it concerns the institutional changes that occurred in the foreign cultural policy of France in the early 21st century. The article pays special attention to transformation of the Culturesfrance Agency into the French Institute during Sarkozy's presidency and to assigning new strategic goals to the French Institute during the first year of Hollande's presidency. Second, the article focuses on conceptual changes in foreign cultural policy of France in the given period, tendencies are uncovered and new directions are outlined.

Keywords: France, foreign cultural policy, cultural cooperation, French Institute, French cultural network.

В современных международных отношениях все более значимую роль играют вопросы межкультурного взаимодействия. Культура обладает уникальными объединяющими способностями, может вывести политический диалог на новый уровень, создать атмосферу взаимопонимания и доверия между народами [1, с. 211]. Возрастающая роль культуры во внешнеполитической деятельности государств дала основание для ввода в научный и практический оборот понятия «внешняя культурная политика».

Многие идеи внешней культурной политики как особого направления внешнеполитической деятельности государства были сформулированы и апробированы во Франции. Изучение внешней культурной политики этой страны предполагает обращение к богатому историческому опыту, обширному и весьма интересному современному материалу. В настоящее время во Франции сложилась одна из наиболее оригинальных

Николаева Юлия Вадимовна — кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; mollycat@mail.ru

Nikolaeva Yulia V. — Candidate of History, Associate Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; mollycat@mail.ru

146

моделей внешней культурной политики, которая может рассматриваться как своеобразный пример деятельности государства в данной сфере и использоваться в практике других стран.

Успехи внешней культурной политики Франции во многом зависят от продуманной системы акторов, участвующих в ее разработке и реализации. Содержательная сторона французской внешнеполитической стратегии в области культуры постоянно обновляется и приводится в соответствие с особенностями политической ситуации как в стране, так и за ее пределами. Такое оперативное реагирование государства на вызовы времени в вопросах институционального и содержательного обеспечения внешней культурной политики позволяет Франции довольно эффективно решать вопросы собственного культурного присутствия в мире и успешно продвигать свои культуру, язык, образование за рубеж.

Для Франции характерно вовлечение в реализацию внешней культурной политики широкого круга акторов как государственного, так и негосударственного уровня. В настоящее время Франция реализует активную внешнюю культурную политику, которая нацелена на то, чтобы культурно-лингвистическое, образовательное, научное присутствие страны в мире неизменно расширялось. Для решения столь масштабных задач необходимо привлечение большого числа участников. Эта деятельность опирается, во-первых, на Министерство иностранных дел, французские посольства и консульства за границей; во-вторых, на агентство Французский институт и французскую культурную сеть за границей, включающую французские институты, французские культурные центры и французские альянсы; в-третьих, на французские СМИ, ведущие работу, направленную на зарубежную аудиторию (TV5-Monde, Radio France International, France Presse и др.). Начиная с 2000-х годов наряду с МИД к осуществлению внешней культурной политики стали активно подключаться и другие министерства, в частности Министерство культуры и коммуникаций, Министерство высшего образования и научных исследований. В вопросах продвижения французского образования в мире особую роль играет агентство Campusfrance, находящееся в подчинении МИД и Министерства высшего образования и научных исследований.

В то же время в последние годы отчетливо прослеживается тенденция, связанная с объединением функций по управлению внешней культурной политикой в едином центре. На смену многочисленным акторам приходит одна структура, в ведении которой сконцентрирован весь объем работы по продвижению французской культуры за рубежом. Об этом свидетельствуют проведенные недавно реформы, связанные с усилением роли Французского института, который рассматривается как основной оператор внешней культурной политики Франции. Эти реформы обозначили переход к стратегическому управлению внешней культурной политикой Франции и были вызваны усилением культурно-лингвистической конкуренции в мире.

В своем современном виде Французский институт был создан в 2010 г. и начал свою деятельность в январе 2011 г. Статус института определен как общественное учреждение с промышленным и коммерческим характером [2]. Находясь под эгидой Министерства иностранных дел, Французский институт действует исходя из общих целей так называемой дипломатии влияния: он должен способствовать усилению роли Франции в культурном диалоге во всем многообразии его форм, направлений и возможностей.

История Французского института восходит к 20-м годам прошлого века. Именно тогда во Франции появились первые государственные структуры, на которые возлагались

147

задачи по развитию культурных связей, продвижению французской культуры и языка за границей, улучшению образа страны в мире. Вся эта деятельность должна была опираться на привлекательность французского культурного наследия. В этом отношении Французский институт — наследник богатых традиций, заложенных предшествующими организациями. Прообразом Французского института была созданная 20 мая 1922 г. Французская ассоциация экспансии и художественных обменов, которая в 1934 г. была преобразована в AFAA — Французскую ассоциацию художественной деятельности. AFAA объединяла в своих рядах французские организации и деятелей культуры, заинтересованных в расширении присутствия французского искусства в мире. На протяжении ХХ в. именно Французская ассоциация художественной деятельности была основной структурой, занимавшейся продвижением культуры Франции за рубежом и участвовавшая в непосредственной реализации внешней культурной политики.

Новый этап в истории институционального оформления внешней культурной политики начался в 2006 г., когда в результате реформ Н. Саркози была существенным образом изменена концепция внешнеполитической деятельности Франции в области культуры, как в вопросах ее содержательного насыщения и определения более масштабных, амбициозных задач, так и в плане управления и форм практической реализации. Руководство страны в лице президента Республики Николя Саркози и министра иностранных дел Бернара Кушнера неоднократно подчеркивало необходимость создания нового сильного и влиятельного государственного органа для продвижения французской культуры в мире и улучшения образа Франции.

В результате слияния двух государственных структур — AFAA и ADPF (ассоциация для распространения французской мысли) — было создано новое агентство Сикигез-&апсе. Принципиально новым моментом стал межведомственный статус этого агентства, так как согласно уставу оно находилось в подчинении двух министерств — Министерства иностранных дел и Министерства культуры и коммуникаций. Факт создания подобного агентства и расширение его функций по сравнению с АFAA свидетельствуют о серьезных намерениях Франции усилить свое культурное присутствие в мире.

Важной отличительной чертой агентства СиКиге8&апсе стал отход от отраслевого принципа, по которому ранее строилась вся система руководства внешней культурной политикой Франции. По замыслу руководства МИД, новое агентство должно было стать многопрофильной структурой, аккумулирующей в себе все многообразие деятельности по реализации внешней культурной политики. Агентство СиКигез&апсе ставило целью привлечение внимания зарубежной общественности к культуре Франции, пробуждение интереса к стране, укрепление ее положительного имиджа в мире.

По сравнению с AFAA обращает на себя внимание больший размах работы новой структуры, которая концентрировалась вокруг пяти основных направлений: сценические и визуальные искусства, архитектура, книга и литературное творчество, сотрудничество и культурная инженерия, коммуникации, программа «Африка и Карибы в творчестве» [3]. Агентство занималось организацией культурных сезонов и культурных обменов, приемом иностранных артистов во Франции, установлением контактов между французским правительством и частными фондами. Большое внимание уделялось и представлению зарубежных культур во Франции, помощи в развитии культур в странах, относящихся к так называемой Зоне приоритетной солидарности, в которую включены преимущественно страны Азии и Африки, некогда входившие в колониальную систему Франции, поддержке творчества местных художников, артистов.

148

Для реализации широкомасштабных задач по развитию программ внешней культурной политики в бюджете предусматривались значительные средства. В 2008 г. на эти цели был выделен общий бюджет в размере 28 млн евро [4].

В целом деятельность и направленность Сикиге8&апсе были унаследованы от AFAA и могут быть выражены как «распространение за рубежом современного творчества и французского культурного наследия» [5, р. 160]. Но стоит отметить, что эта ранее традиционная миссия сейчас значительно реформирована новыми проектами в области культурного сотрудничества, которые сильнее ориентированы уже на практический результат. Обращает на себя внимание и увеличение доли программ в области аудиовизуальных и цифровых искусств, дизайна, новых видов художественного творчества.

В начале 2009 г. находившийся тогда на посту министра иностранных дел Бернар Кушнер сформулировал новые задачи внешней культурной политики Франции, которая должна вписываться в более широкие рамки модернизации внешней политики страны. Во-первых, продвижение французской культуры за границей, что, в свою очередь, позволяет преследовать тройную цель: усилить влияние французских идей и повысить роль французских специалистов на мировом уровне, способствовать продвижению французской культуры, укреплять и модернизовать образ Франции, часто основанный на ее культуре и языке. Во-вторых, повышение эффективности внешней культурной политики за счет ее адаптации к современным реалиям международных отношений. Наконец, дальнейшее развитие сети французских культурных центров за рубежом [6].

В результате были проведены очередные реформы МИД и подведомственных ему структур в целях повышения эффективности внешней культурной политики страны, а также усиления внимания внешнеполитического ведомства Франции к вопросам культуры. Модернизация внешней культурной политики была начата с ассоциации СиКиге8&апсе, которая приобрела статус общественного учреждения. Агентство Сикиге8&апсе было преобразовано во Французский институт, который существенно расширил свои функции по сравнению с предшественником. Создание Французского института регулировалось Законом от 27 июля 2010 г. о деятельности государства на внешнем уровне [7]. Как отметил Ксавье Даркос, руководитель организации, создавая Французский институт, Франция стремилась придать новое дыхание развитию своей внешней культурной политики [8].

В целом между СиКиге8&апсе и Французским институтом существует очевидная преемственность в вопросах продвижения французской культуры в мире и приема иностранных культур во Франции. В то же время миссия Французского института была значительно расширена и стала включать новые направления — стимулирование французского языка, знаний и идей, а также образование агентов французской культурной сети. Французский институт позиционируется как организация, отстаивающая культурное разнообразие в контексте глобализации и осуществляющая экспертизу в вопросах стимулирования французской культуры в мире. По мнению руководства страны, он должен стать «средством влияния и сотрудничества, полюсом экспертизы и совета» [9].

Перед новым актором внешней культурной политики поставлены еще более масштабные задачи: способствовать международным художественным обменам, поддерживать распространение и обучение французскому языку, развивать диалог культур через организацию культурных сезонов во Франции и за границей, благоприятствовать через программы творческих резиденций международной мобильности лиц творческих

149

профессий, стимулировать культурное разнообразие в европейском масштабе через европейские и многосторонние культурные партнерства, поощрять культурное развитие стран Юга, распространять французскую кинематографическую и аудиовизуальную продукцию.

Были обозначены и новые приоритеты работы института, в частности усиление привлекательности Франции для студентов и исследователей. Новыми направлениями деятельности Французского института по сравнению с Culturesfrance стало увеличение внимания к интернету как средству продвижения французской культуры и французского языка в мире. Для решения этих задач было увеличено финансирование Французского института: в 2012 г. бюджет организации составил 65,5 млн евро [10], тогда как бюджет Culturesfrance — 30 млн евро.

Также предполагается, что новая структура будет еще активнее использовать возможности французской культурной сети за границей, т. е. французских институтов и французских альянсов, а также культурных отделов французских посольств и консульств. Сегодня международная культурная сеть Франции — одна из самых представительных в мире. Она включает 102 французских института, более 900 французских альянсов в 161 стране и 307 дипломатических представительств в мире [11].

При президенте Николя Саркози основные направления деятельности Французского института охватывали артистические обмены и сотрудничество (визуальные искусства и архитектура, живые спектакли, программы «Африка в творчестве», «Карибы в творчестве»), книгу и продвижение знаний (книги, журналы, каталоги, афиши, французская интеллектуальная собственность), кино (французское и мировое), развитие и партнерство (творческие коллективы, творческие резиденции, культурные сезоны).

В 2012 г., уже при президенте Ф. Олланде, были озвучены новые приоритеты работы Французского института: развитие цифровых платформ для дальнейшей реализации внешней культурной политики, разработка программ для более активного привлечения новых акторов: молодежи, некоммерческих объединений, поддержка новых форм художественного творчества и междисциплинарных видов искусства, наконец, мобильность творческих работников.

Несколько видоизменилась и практическая деятельность Французского института. Теперь она включает визуальные искусства и архитектуру (дизайн, видео, новые технологии, архитектура, пейзаж), сценические искусства и музыку (цирк, уличный театр, театр марионеток, театр, танец, современная музыка, классическая музыка, «Большие программы»), книги, идеи и знания (поддержка переводов литературы юга, публикация и продвижение авторов, идеи и знания, цифровые искусства, медиатеки), кино (французское и мировое кино, кино Африки), французский язык (продвижение и распространение сотрудничества и экспертизы в области цифровых искусств, образование и поддержка сетей, распространение французского языка в мире).

Начиная с 2012 г. в деятельности Французского института выделилось еще одна новая форма работы — «Большие программы». Как правило, это крупные, междисциплинарные мероприятия, охватывающие различные виды искусства и формы творческого самовыражения. Программа «Focus» нацелена на приглашение зарубежных артистов на французскую сцену, программа «Circles» способствует развитию сотрудничества в сфере театра, а программа «Sounds French» — развитию сотрудничества в сфере современной музыки, цирка, танца; программа «Théâtre export» направлена на создание

150

условий артистам французского театра для реализации своего творчества за границей; программа «Trans ARTE» поощряет двусторонние обмены спектаклями и артистами.

В 2012 г. был осуществлен ряд новых интересных проектов. Например, в Перу был организован «Фестиваль в Лиме», на котором были показаны работы известных и молодых латиноамериканских режиссеров. Для реализации важнейших направлений внешней культурной политики были разработаны новые программы. Программа «IF Verso» способствует переводу книг с французского языка на многие языки мира. В 2012 г. при поддержке программы был издан каталог, содержащий наименования более 50 000 книг, переведенных с французского на английский, арабский, китайский, испанский, венгерский, русский и др. языки. Другая программа — «IF Cinéma» — направлена на продвижение французского кинематографа в мире. Ряд программ адресован молодежи как наиболее перспективной адресной аудитории, к расширению работы с которой стремится Французский институт. Так, программа «Culturelab — 12» помогает молодым людям из разных стран в возрасте 18-30 лет пройти творческие профессиональные стажировки в области кино, театра, музыки, цифровых искусств во Франции. Программа «Culturethèque» представляет собой своеобразную он-лайн медиатеку Французского института, которая способствует расширению доступа молодых людей к обширной информации о культуре через интернет.

Несмотря на существенную модернизацию деятельности Французского института при Ф. Олланде, многие программы, начатые еще AFAA и Culturesfrance, успешно реализуются. Примером тому может служить одна из наиболее старых программ «Африка в творчестве», стартовавшая еще в 1990 г. Она нацелена на помощь странам Африки, относящимся к Зоне приоритетной солидарности, и особенно странам Африки южнее Сахары. Эта помощь предоставляется через культурное сотрудничество и развитие, через организацию совместных творческих проектов. Программа предоставляет возможности для развития творческих профессий среди жителей африканских стран, помогает культурам стран Африки «заявить о себе во Франции, в Европе, во всем мире». Программа «Африка в творчестве» охватывает такие виды искусства, как фотография, музыка, танец, театр, мода и дизайн. В рамках программы организуются творческие стажировки, гастроли, выставки фотографии, живописных работ, показы моды, биеннале. Также продолжается работа по реализации программ «Музыкальное поколение» (с 2003 г.), «Карибы в творчестве» и «Музеи на службе развития» (с 2007 г.), «AZALAI» (с 2010 г.).

Сохранилась и развивается практика творческих стажировок для французских и иностранных творческих работников, художников, дизайнеров, архитекторов, скульпторов, артистов, литераторов. Такие программы осуществляются как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Например, возможность получить творческую стажировку в области кино для французских режиссеров и артистов создает программа «Луи Люмьер», в области литературы действует программа «Миссия Стендаль». Для иностранцев, желающих пройти творческую стажировку во Франции, существует программа «Международный городок искусств» в области визуальных, сценических искусств и программа «Реколетт», предлагающая стажировки в области визуальных, сценических искусств, литературы. Аналогичные программы, только основанные на принципе двустороннего обмена, разработаны Францией совместно с Японией («Вилла Кудзояма», Киото в области архитектуры, визуальных искусств, дизайна, моды, декоративных, сценических искусств) и США (программы «Треугольник-студия»

151

(Triangle Studio) в области пластических искусств; «ISCP — Нью-Йоркская студия» в области пластических искусств).

Наряду с программами стажировок, запущенных еще в 2009-2010 гг., в 2012 г. стартовали и несколько новых программ. Например, сейчас реализуются две совместные программы с Индией: «Резиденция Франция — Индия» в области танца и перекрестная программа «Рандеву с архитектурой». Новым направлением стала разработка программ с участием городов. Например, программа «Гавр — Нью-Йорк: перекрестный взгляд» реализуется в области фотографии и видео, программа «Прага — Париж» — в области визуальных, цифровых, пластических искусств, фотографии и дизайна, программы «Париж — Лос-Анджелес» и «Бордо — Лос-Анджелес» — в области пластических искусств.

Продолжается практика культурных сезонов. Первое такое мероприятие состоялось в 1985-1986 гг., когда во Франции прошел Год Индии. Существует три вида культурных сезонов: год культуры (от 8 до 12 месяцев), культурный сезон (от 3 до 6 месяцев), фестиваль (от 1 до 3 месяцев). Новой формой стал перекрестный год культуры (année croisée), когда культурные мероприятия проводятся одновременно во Франции и стране-партнере. Проведение культурных сезонов сопровождают выставки, концерты, презентации, мастер-классы, книжные салоны, встречи, показы кинофильмов. Помимо культурных акций сезоны включают программы в культурной, экономической, научной, образовательной, спортивной, туристической сферах, вопросы воспитания, кухни [12, с. 32-33].

В 2012 г. завершаются сезон Хорватии во Франции, фестиваль «Тандем Париж — Берлин». В рамках 2012 г. также проводились мероприятия «Россия — Франция: язык, литература». На ближайшие несколько лет программа сезонов уже определена. Так, в 2012-2013 гг. прошел сезон «Франция — Южная Африка», весной — осенью 2013 г. состоялся фестиваль «Тандем Париж — Дакар». Год 2013 стал Годом Франции и Вьетнама. Перекрестные недели Франции и Казахстана запланированы на 2013-2014 гг., 2015-2016 гг. станут Годом Франции — Кореи.

Предпринятые в течение 2006-2012 гг. реформы, на наш взгляд, свидетельствуют об увеличении внимания правительства к культуре как внешнеполитическому аргументу и повышении доли ответственности МИД за распространение французской культуры за рубежом. В свою очередь, продвижение французского культурного присутствия в мире рассматривается как средство для улучшения имиджа страны, который у многих ассоциируется именно с лучшими достижениями французской культуры.

Деятельность, которую проводит Французский институт, вносит значительный вклад во внешнюю культурную политику страны. Его программы ориентированы на сохранение культурного разнообразия в мире, продвижение французской культуры за рубежом. Французский институт проводит большую работу по укреплению сильного, привлекательного образа французской культуры в мире, и этот образ по-прежнему остается главным конкурентным преимуществом страны наряду с образованием, университетами, культурной индустрией, туризмом. Помимо этого, Франция продолжает укреплять свой образ защитницы культурно-языкового разнообразия, и деятельность Французского института в данном направлении также заслуживает высокой оценки. Подобного агентства не хватает многим странам, в том числе и России, поэтому опыт Французского института может быть учтен при модернизации внешней культурной политики нашей страны.

152

Литература

1. Боголюбова Н. М. Проблемы международного экологического сотрудничества во внешней культурной политике России // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2010. № 15. С. 211-218.

2. Un nouvel acteur pour mettre en oeuvre la diplomatie culturelle de la France // Le site officiel de l'Institut française. URL: http://www.institutfrancais.com/fr (дата обращения: 15.10.2012).

3. Culturesfrance. Présentation // Le site officiel de l'agence CulturesFrance. URL: http://www.cultures-france.com/culturesfrance-presentation.html (дата обращения: 15.10.2012).

4. Bernard Kouchner présentera début 2009 la réforme de notre politique culturelle extérieure (19 décembre 2008). URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/actions-france_830/action-culturelle_1031/les-instru-ments_11307/france-culturesfrance_11308/bernard-kouchner-presentera-debut-2009-reforme-notre-poli-tique-culturelle-exterieure-19.12.08_69536.html (дата обращения: 15.10.2012).

5. Lombard A. Politique culturelle internationale. Le modele francais face a la mondialisation. Paris: Ed. Babel, 2003. 285 р.

6. Kouchner B. annonce une réforme dès 2009 de l'organisation de la politique culturelle extérieure. URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/actions-france_830/action-culturelle_1031/les-instruments_11307/ france-culturesfrance_11308/organisation-politique-culturelle-exterieure-sera-revue-2009-17.12.08_69474. html (дата обращения: 15.10.2012).

7. Projet de loi relatif à l'action extérieure de l'État // Le site officiel du Sénat. URL: http://www.senat.fr/ rap/l09-262/l09-262_mono.html (дата обращения 15.10.2012).

8. Darcos X. L'Institut française. Un an apres sa creation. Novelle donne de la diplomatie culturelle française. URL: http://www.institutfrancais.com (дата обращения: 15.10.2012).

9. Un projet mobilisateur: la creation d'une agence chargée de l'influence culturelle et linguistique de la France à l'etranger // Le site officiel du Sénat. URL: http://www.senat.fr/rap/a09-104-1/a09-104-12.html (дата обращения 15.10.2012).

10. Un рrojet de loi de finances pour 2012 : Action extérieure de l'Etat // Le site officiel du Sénat. URL: http://www.senat.fr/rap/a11-110-1/a11-110-12.html (дата обращения: 15.10.2012).

11. Coopération culturelle et médias // Le site officiel du MAEE. URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/ enjeux-internationaux/cooperation-culturelle-et-medias/ (дата обращения: 15.10.2012).

12. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Культурные сезоны как форма внешней культурной политики (на примере Франции) // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. № 2. С. 30-35.

Статья поступила в редакцию 13 сентября 2013 г.

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.