Научная статья на тему 'Культурные практики ребенка дошкольного возраста как средство обогащения опыта детской деятельности'

Культурные практики ребенка дошкольного возраста как средство обогащения опыта детской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1754
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / КУЛЬТУРНЫЕ УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ОБОГАЩЕНИЕ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ОПЫТ / РЕБЁНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT / CULTURAL PRACTICES / CULTURAL SKILLS / PEDAGOGICAL SUPPORT / ENRICHMENT / SUBJECTIVE EXPERIENCE / PRE-SCHOOL CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутенко Наталья Валентиновна, Черушева Надежда Викторовна

В статье предпринята попытка теоретико-методического основания обогащения опыта детской деятельности ребёнка дошкольного возраста в процессе освоения культурных практик с позиций обновления содержания дошкольного образования. Культурные практики ребёнка дошкольного возраста рассматриваются как универсальные культурные умения в опоре на его субъективный опыт в процессе детской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутенко Наталья Валентиновна, Черушева Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural practices of a preschool age child as a means to enhance the experience of child activity

The article attempts to create a theoretical and methodological basis for enriching the experience of children’s activity in pre-school children in the process of mastering cultural practices in terms of updating the content of pre-school education. Cultural practices of a child of preschool age are considered as universal cultural skills based on his subjective experience in the process of children’s activities.

Текст научной работы на тему «Культурные практики ребенка дошкольного возраста как средство обогащения опыта детской деятельности»

Орлова Ирина Александровна,

доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация &mail: orlova_d@mail.ru

Orlova Irina Alexandrovna,

Associate Professor,

Department of English and Methods

of Teaching English,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: orlova_d@mail.ru

УДК 372 ББК 74.100.5

Н.В. Бутенко, Н.В. Черушева

культурные практики ребенка дошкольного возраста как средство обогащения опыта детской деятельности

В статье предпринята попытка теоретико-методического основания обогащения опыта детской деятельности ребёнка дошкольного возраста в процессе освоения культурных практик с позиций обновления содержания дошкольного образования. Культурные практики ребёнка дошкольного возраста рассматриваются как универсальные культурные умения в опоре на его субъективный опыт в процессе детской деятельности.

Ключевые слова: социальное и культурное развитие, культурные практики, культурные умения, педагогическая поддержка, обогащение, субъективный опыт, ребёнок дошкольного возраста.

го са Ф

Э

>

<и т

m ±

CD

I

Ф

Si.

LO

ad i

N.V. Butenko, N.V. Cherusheva

CULTURAL PRACTICES OF A PRESCHOOL

AGE CHILD AS A MEANS TO ENHANCE THE ExPERIENCE

OF CHILD ACTIVITY

The article attempts to create a theoretical and methodological basis for enriching the experience of children's activity in pre-school children in the process of mastering cultural practices in terms of updating the content of pre-school education. Cultural practices of a child of preschool age are considered as universal cultural skills based on his subjective experience in the process of children's activities.

Key words: social and cultural development, cultural practices, cultural skills, pedagogical support, enrichment, subjective experience, pre-school child.

Современное дошкольное образование, ориентированное на развитие и становление целостной личности, характеризуется вариативностью содержания и созданием условий для усвоения содержания образования в различных видах и способах деятельности. Необ-

ходимость обновления предметного содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (ФГОС ДО) обоснована идеей культуро-сообразной педагогики, позволяющей рассматривать период дошкольного детства как культурно-историческую само-

ценность и источник саморазвития ребёнка дошкольного возраста в процессе освоения разных видов культур (видовая, национальная, семейно-бытовая, эстетическая, художественная, музыкальная, культура речи и др.). Результатом реализации культуросообразной педагогики в системе дошкольного образования должно стать образование, согласованное с содержанием культуры общества с учётом тенденций её развития.

В дошкольном детстве специфика выстраивания отношений мира культуры и мира ребёнка состоит в установлении гармонического единства миро-отношения на основе положительного, эмоционально-образного способа познания картины мира (образ мира) через культуру, расширяющую социокультурный опыт ребёнка в разных видах детской деятельности и творчества. Соответствие российского образования уровню современной культуры выступает непременным условием социального и культурного развития личности со смещением центра человеческого бытия к полюсу культуры как важнейшей тенденции современного общества (В.С. Би-блер, С.И. Гессен, Л.В. Коломийченко, В.С. Стёпин и др.). Изучая проблемы социокультурного развития личности, Д.И. Фельдштейн пришёл к выводу, что именно культура является универсальной сферой, развивающей творческую индивидуальность человека, и важнейшим условием присвоения социального через открытие индивидом собственного «Я» в социокультурном мире через интериори-зацию её ценностей [5, с. 213]. С философских позиций Н.Л. Худяковой, образовательный процесс, осуществляющий развитие личности на основе освоения социокультурного опыта, логично предполагает формирование человека как культурного существа [6, с. 23]. В контексте ценностно-смысловой направленности образовательного процесса, как отмечает Л.В. Коломийченко, в период дошкольного детства, который характеризуется совокупностью уникальных характеристик ребёнка (открытость миру, непосредственность и пр.), разворачивается процесс его собственного культур-

ного развития и происходит интериори-зация культурных ценностей [2, с. 86].

Таким образом, образование вне контекста культуры эпохи и общества невозможно, оно является универсальным способом приобщения молодого поколения к ценностям культуры, что создаёт целостную систему воспитания субъектов (государство, общество, род, семья) в конкретном историческом периоде, дополняя аспекты образования новым смысловым содержанием.

Сегодня в системе дошкольного образования актуализирована проблема изучения культурных практик ребёнка (Н.Б. Крылова, И.А. Лыкова, Л.Г. Пе-терсон, Н.Н. Поддъяков и др.), которые впервые целостно и системно рассматриваются в комплексной образовательной программе Л.Г. Петерсон «Мир открытий» (2016 г.). Культурные практики как «специально моделируемые взрослыми развивающие ситуации» рассматриваются авторами в разнообразии видов самостоятельной детской деятельности, опыта и поведения, основу которых составляют перспективные и текущие интересы ребёнка. К культурным практикам авторы программы относят разные виды и формы организации детской деятельности, связанные с содержанием бытия ребёнка на основе событий, происходящих в его жизни: совместные игры, проектную и исследовательскую деятельность, творческие мастерские, трудовую деятельность (коллективная, индивидуальная), детские досуги и пр. В практике работы ДОО разрабатываются и применяются эффективные способы и методы успешной реализации культурных практик в дошкольном возрасте (Н.В. Микляева, Н.Ю. По-сталюк, Г.В. Терехова, Н.И. Фрейлах и др.), обеспечивающих организацию и проектирование содержания непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности и в режимных моментах (творческие задания, проблематизация, ассоциации, аналогии, ситуации и пр.).

В исследованиях И.А. Лыковой культурные практики рассматриваются в совокупности развития культурных умений ребёнка дошкольного возраста на основе

о

СО

н

о

ч ф

^

о ^

го

ГО

н о го

со О ей

13

о

X -О

си

S £ £ 'I

ю S

Ф о

i ч Е Ё t го £ с о ф к

^ го

-О |_

с, о >,ю ъи о

го

ш

ф

3

>

ф т

Ш и:

о"

X

ф

£

ш

Ш ±

сотворчества, сотрудничества и педагогической поддержки взрослым для достижения позитивных результатов в деятельности, саморазвитии, общении и самореализации личности [3, с. 21]. Созвучно концепции педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития (О.С. Газман) современная образовательная политика в качестве основного приоритета рассматривает свободу ребёнка и в принятии решений право на самостоятельность в процессе совместного определения с ребёнком его целей, интересов, потребностей и решения проблем.

Мы рассматриваем культурные умения (умственные и практические) как полученные ребёнком знания, навыки и освоенные способы выполнения специфических действий в разных видах детской деятельности. Приоб ретённые ребёнком культурные умения могут в дальнейшем стать показателем его общего, интеллектуального, культурного и эстетического развития.

Освоение культурных практик как общественного опыта и способов деятельности обусловлено ежедневной самостоятельной апробацией ребёнком разных видов детской деятельности (известных и новых), основанных на его индивидуальных потребностях, способностях и потенциальных возможностях. В образовательном процессе особое значение имеет организация и обогащение опыта (познавательный, эстетический, художественный и пр.), который с помощью взрослых передаётся ребёнку в виде культурных средств, функция смысловой значимости которых, с точки зрения философии, образует ценностно-смысловое содержание культуры через опредмечивание и распредмечивание (Л.С. Выготский, Г. Гегель, Ж. Пиаже и др.). В практике дошкольного образования сегодня эффективно используются культурные средства, выделенные И.А. Лыковой: сенсорные и художественные эталоны, понятия, представления, символы, знаки, художественные образы, модели, условные заместители [3, с. 12].

Собственные научные исследования и многолетняя практика работы в ДОО позволили дополнить и использовать в работе с детьми дошкольного

возраста комплекс культурных средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста:

• события в жизни ребёнка определяют универсальный смысл культуры, так как событие - это всегда со-бытие мира, культуры и ребёнка на основе эстетиче-скойреакциивчувственно-мыслительной форме восприятия и представлений;

• эстетические предметы как предметности мира искусства и культуры являются носителями «конкретной значимости» с собственным художественным содержанием;

• сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) развивают аналитическое мышление и упорядочивают образные представления ребёнка, что развивает умения выделять средства выразительности (композиция, форма, цвет и т.п.) и даёт возможность овладевать новыми способами предметно-манипулятивной и познавательной деятельности;

• художественные эталоны, обладающие определённой эстетической ценностью, рассматриваются в совокупности выразительных средств искусства, которые ребёнок осваивает и интерпретирует в собственной творческой деятельности через трансформацию и выразительность созданного художественного образа;

• символы в разных видах искусства выражаются в художественных образах и имеют многозначные смыслы. В процессе ознакомления ребёнка с искусством важно научить «рассекречивать» язык символов, что развивает способности к интерпретации художественных образов в разных содержательных контекстах;

• знаки рассматриваются как носители «абстрактной значимости» и символические коды передачи информации в разных культурах. Знаками могут быть предметы, вещи, события, слова, звуки, которые фиксируют характеристики вещей в результате мыслительного эксперимента ребёнка. Такими знаками в дальнейшем становятся общепринятые понятия и категории.

Таким образом, выделенные культурные средства выступают формой выражения смысловой значимости отношений ребёнка с действительностью в спе-

циально организованной, культурно-интегрированной деятельности, в которой выступают действующее лицо и предмет деятельности: субъект и объект.

В процессе освоения культурных практик в разных видах детской деятельности ребёнок дошкольного возраста приобретает субъективный опыт деятельности, позволяющий приобретать новые качества личности на каждой ступени освоения культуры с помощью культурных образцов, предъявляемых ребёнку взрослым. В научных исследованиях А.А. Майер и Л.Г. Богославец разработана модель «вхождения» ребёнка в культуру и в детство как определённую социальную общность [4, с. 62]. Интерпретируя этапы развития субъекттности в процессе освоения ребёнком культурных практик в детской деятельности, обозначим собственную позицию их смыслового наполнения [1, с. 119].

I этап - освоение культуры. В процессе ежедневных, выстраивающихся особых детско-взрослых отношений педагог транслирует ребёнку культуру в контексте его миропонимания. На данном этапе педагог приобщает ребёнка к культурно-историческим ценностям общества и искусства на основе культурных образцов и эстетического созерцания, миро-открытия, обогащения художественно-эстетического опыта с использованием образовательного пространства музея изобразительных искусств и других культурных учреждений.

II этап - усвоение культуры. Данный этап обосновывает необходимость активного усвоения ребёнком культурных способов преобразования действительности в собственной деятельности, формирования нравственных и эстетических ценностей с помощью взрослого, обеспечивающего развитие ребёнка в мире культуры и искусства. Основу усвоения культуры составят ценностно-смысловые ориентировки её содержания, которые сформируют в сознании ребёнка картину мира. С помощью взрослого ребёнок приобретает опыт со-вместности, со-бытийности. Процесс усвоения культуры ребёнком характеризует достигаемый уровень развития его субъектности.

III этап - присвоение культуры. Возрастает уровень развития самостоятельности ребёнка в процессе присвоения культурных образцов общества в разных формах познания (игра, проектная, экспериментальная и исследовательская деятельность). Ребёнок раскрывает новые смысловые контексты, актуализируя собственный культурный опыт уникальной личности. Взрослый остаётся партнёром по общению и взаимообогащению, в процессе чего происходит взаимный обмен культурной информацией и устанавливаются доверительные личностные отношения, а ребёнок как субъект деятельности проявляется и созидается в актах собственного творчества.

IV этап - культуротворчество. Этап характеризует высокий уровень развития субъектности ребёнка дошкольного возраста. Любая деятельность позволяет ребёнку приобрести ценный опыт универсальных действий по освоению содержания культуры и использовать новые знания в новых условиях: ребёнок учится презентовать собственные достижения, проявлять инициативу, отстаивать собственное мнение. Деятельность педагога на данном этапе должна быть направлена на активную поддержку инициативности, самостоятельности, саморазвития ребёнка в становлении позиции «Я-концепции творца».

Результаты многолетнего исследования позволили сделать нам следующие выводы. Через культуру и культурные средства ребёнок дошкольного возраста учится взаимодействовать с миром и действительностью посредством культурно-опосредованных форм отношений, которые предполагают создание мыслительного образа в сознании ребёнка, выстраивающегося с помощью художественного восприятия, внимания, памяти, творческого воображения, фантазии и т.п. Культурные практики ребёнка дошкольного возраста, совершенствующиеся в течение последующей жизнедеятельности, рассматриваются в аспекте обновления содержания дошкольного образования и способствуют качественному освоению культурных норм общества, а также культурных образцов поведения и деятельно-

о

СО

I-

о Ч

Ф ^

О

го

ГО I-

о го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со О ей

13

о

X

.0

ф

S £ £ 'I

ю S

Ф о

i ч Е

ГО £

с о ф к

£ *

^ го •й 1с, о >,ю ъи о

сти. Освоение культурных практик происходит в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей и взрос-

лых, что позволяет ребёнку приобрести бесценный, универсальный опыт в разных видах детской деятельности.

Библиографический список

1. Бутенко, Н.В. Методико-технологическое сопровождение художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста [Текст]: моногр. / Н.В. Бутенко. - М.: Перо, 2014. - 268 с.

2. Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования [Текст]: монография / Л.В. Коломийченко. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. - 154 с.

3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» [Текст] / науч. рук. Л.Г Петерсон; под общ. ред. Л.Г Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Цветной мир, 2016. - 336 с.

4. Майер, А.А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 176 с.

5. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка в ситуации его развития [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2010. - 512 с.

6. Худякова, Н.Л. Философия и развитие образования [Текст]: учеб. пособие / Н.Л. Худякова. -Челябинск: Образование, 2009. - 230 с.

References

1. Butenko N.V. Methodological and technological support of the artistic and aesthetic development of preschool children. Moscow: Pero, 2014. P. 268. [in Russian].

2. Kolomiychenko L.V. Social education of children in the culturological paradigm of education: monograph. Perm: Perm. Gos. Ped. Un-t, 2008. P. 154. [in Russian].

3. Comprehensive educational program of pre-school education "The World of Discoveries". Ed. L.G. Peterson, I.A. Lykova. M.: Tsvetnoi mir, 2016. P. 336. [in Russian].

4. Mayer A.A., Boloslavets L.G. Organization of interaction of subjects in the DOW: tutorial. Allowance. St. Petersburg: DETSTVO-PRESS, 2012. P. 176. [in Russian].

5. Feldstein D.I. Priority directions of psychological and pedagogical research in the context of significant changes in the child's situation in the situation of its development. M.: IPSI; Voronezh: Modek, 2010. P. 512. [in Russian].

6. Khudyakova N.L. Philosophy and the development of education. Chelyabinsk: Obrazovanie, 2009. P. 230. [in Russian].

Сведения об авторах: Бутенко Наталья Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: natali-2058@mail.ru

Черушева Надежда Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, факультет подготовки учителей начальных классов, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: cherushevanv2@cspu.ru

Information about the authors: Butenko Natalia Valentinovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Management of Preschool Education,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia E-mail: natali-2058@mail.ru

Cherusheva Nadezhda Victorovna,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor, Faculty of Primary School

Teachers Training,

Department of Pedagogy, Psychology

and Subject Teaching Methods,

South-Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia

E-mail: cherushevanv2@cspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.