Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 22 (165). Выпуск 28
УДК 338.48-14-053.6:008
КУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: «НОВЫЕ КОЧЕВНИКИ» И «НОВЫЕ ИДЕНТИЧНОСТИ»
Харьковская государственная Академия культуры, Украина
Л.Д. БОЖКО
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются новые направления в туризме, как культурные последствия глобализации. Автор касается истории развития бэкпэкинга и волонтерского туризма и знакомит с результатами исследований этого явления западными учеными. По мнению автора, рассматриваемые в данной статье новые формы туризма свидетельствуют о том, что глобализация является самым значительным фактором в создании и распространении новой культурной идентичности. Бэкпэкинг и волонтерский туризм предоставляют возможность поиска нового опыта, который выходит за рамки того, что предлагается массовым туризмом. И этот опыт рассматривается как более значимый для представителей различных культурных традиций.
Ключевые слова: глобализация, бэкпэкинг, бэкпэкер, волонтерский туризм, волонтерство, научные исследования.
Формирование новой глобальной культуры включает в себя бесконечное многообразие смыслов, идей и значений, а также возникновение нового образа жизни. В какой бы стране не родился современный человек, его «среда обитания» приобретает гигантское расширение как в смысловом, так и в территориальной аспекте. Постоянная мобильность коренным образом меняет образ жизни людей, ставит под сомнение сам факт устойчивости культурной и национальной идентичности личности, заставляет переосмыслить традиционные представления о «родной земле», «отечестве»1, то есть идет процесс формирования новых идентичностей. Перемещения становятся более масштабными и разнообразными. К старым формам мобильности добавляются новые, связанные с использованных новых форм связи, получения информации и навигации. Новая мобильность трансформирует основные формы мировосприятия и практики. Пространство и время изменяют свое значение. Новые, гибридные формы мобильности постепенно приобретают характер обыденности, становясь культурой повседневности.
Современные люди живут в постоянном движении, гражданин глобального социума мигрирует по планете, реализует право заниматься и «потреблять» разные места, демонстрируя социальную установку на космополитизм по отношению к другим культурам и сообществам. Известный социолог З. Бауман пишет о том, что постмодерн перевернул соотношение оседлых и кочевников: «... жители проснулись, стали перемещаться, чтобы найти свое место - место на земле, место в обществе, место в жизни» ... «Мир сам себя перекраивает по мерке кочевника», формируя при этом общество «новых кочевников», - утверждал З. Бауман2. Рассуждая о современном «синдроме туриста», З. Бауман видит значение туризма в обеспечении платформы для исследования различий и непохожести. При этом важной чертой многих современных туристов является нежелание «сливаться с толпой», поиск своих направлений, новых видов туризма. Путешествие, как и прежде, остается «реализацией мечты и планов», «взглядом за горизонт», потому что «повседневность убивает», а путешествие спасает от рутины будней, ведет к освобождению от незнания, стереотипов, груза проблем. Туризм представляется одновременно и полем свободы, и способом ее получения через преодоление барьеров несвободы. Туристическая активность приобретает новые мотивации: самореализацию, конструирование представлений о себе, о своем образе жизни и т. д. В книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» Р. Флорида подчеркивает, что «в новом мире нас определяют уже не организации, на которые мы работаем, не церковь, не местные сообщества и даже не семейные узы. Мы делаем это сами, моделируя свою идентичность в соответствии с
1 Bauman Z. From Pilgrim to Tourist - or a Short History of Identity // Questions of Cultural Identity. London, 2000. P. 18-35.
2 Бауман З. От паломника к туристу / / Социологический журнал. 1995- № 4.
различными сторонами собственной креативности. Другие аспекты нашей жизни - объекты потребления, новые формы досуга и отдыха, меры по организации сообществ и т. д. -выстраиваются уже вокруг этого процесса произведения идентичности»3.
В связи с этим, актуальными становятся вопросы, связанные с изучением новых практик туризма, возникших под влиянием современных глобализационных процессов и формирующие новые идентичности.
Особое внимание этим вопросам уделено в современных западных исследованиях З. Баумана4 , У. Бека5, Д. Белла6, П. Бергера7.
Цель настоящего исследования - проследить историю развития некоторых новых форм туризма, возникших под влиянием глобализации.
Как мы уже отметили, на фоне глобальных изменений человеческого социума и природной среды возникает проблема формирования нового типа общественного сознания, отражающего принципиально новые потребности людей ХХ и начала XXI веков. И одной из таких потребностей является возрастающая тяга к туризму и новым его формам. И наша задача сводится к тому, чтобы понять и изучить те социальные и культурные факторы, которые способствуют формированию новых идентичностей и обусловливают потребность нового диалога человека с собой, социумом и природой.
Одной из новых форм туризма является бэкпэкинг (backpacking). Бэкпэкер (от англ. Backpack - «рюкзак») - это путешественник, который осуществляет самостоятельные путешествия за небольшие деньги, чаще принципиально отказываясь от услуг туроператоров. С понятием «бэкпэкер» и «бэкпэкинг» на территории СНГ познакомились не так давно. На Западе бэкпэкерское движение уходит корнями в субкультуру «хиппи» и имеет 40-летнюю историю. Среди отечественных публикаций нет серьезных научных исследований на эту тему. На Западе феномену бэкпэкинга посвящен целый ряд серьезных исследований8. Прежде всего это работы С. Белла9, И. Кохена10, П. Пирса11.
В последние десятилетия движение бэкпэкеров стремительно набирает обороты. Чаще всего это студенты, еще не обремененные повседневной работой или семьей, и имеющие небольшой бюджет для путешествий. Сам план маршрута разрабатывает лично бэкпэкер. При этом его действия не ограничены никакими условиями туроператоров. Одно из главных условий его путешествия - увидеть максимум за минимум финансовых затрат. Такие люди ездят на дешевом транспорте, ночуют в дешевых гостиницах или палатках, питаются самой непритязательной пищей. Путешествуют бэкпэкеры, как правило, в одиночку или в компании не более 2-3 человек.
Начало бэкпэкингу было положено еще в 1960-1970-е годы. Тогда тысячи европейцев и американцев в рамках движения хиппи стали ездить в Юго-Восточною Азию в поисках своего собственного рая. Настоящий рывок в развитии бэкпэкинга произошел в 1972 г. В этот год супруги Уиллер выпустили свой первый путеводитель Lonely Planet. В наши дни у каждого бэкпэкера есть подобный путеводитель, где приведены адреса гест-хаусов, дешевых кафе и другая полезная информация12. Супруги Уиллер собрали и струк-
3 Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. ML: Издательский дом «Классика -XXI», 2005. Р. 22, 23.
4 Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.; Бауман З. От паломника к туристу / / Социологический журнал. 1995- № 4.; Ваишап Z. From Pilgrim to Tourist - or a Short History of Identity // Questions of Cultural Identity. London, 2000. P. 18-35.
5 Бек У. Что такое глобализация? М. 2001. 149 с.
6 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. LXXXV-CLXIII. Р. 1-162.
7 Бергер П. Культурная динамика глобализации / / Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. М., 2004. 378 с.
8 The Global Nomad: Backpacker Travel in Theory and Practice / eds.: Greg Richards, Julia Wilson. Channel View Publications, 2004. 298 р.
9 Bell C. The big 'OE': Young New Zealand Travellers as Secular Pilgrims. Tourist Studies, 2(2), 2002. Р. 143-158.
10 Cohen E. Toward a Sociology of International Tourism. Social Research 39(1), 1972. Р. 164-182; Cohen E. Backpacking: Diversity and Change. In G. Richards & J. Wilson (Eds.), The Global Nomad: Backpacker Travel in Theory and Practice. Clevendon: Channel View Publications, 2004; Noy C., & Cohen E. Introduction: Backpacking as a Rite of Passage in Israel. In C. Noy & E. Cohen (Eds.), Israeli Backpacker: From Tourism to Rite of Passage. Albany: State University of New York, 2005.
11 Pearce P. The Backpacker Phenomenon: Preliminary Answers to Basic Questions Townsville: Department of Tourism - James Cook University. 1990.
12 Lonely Planet Travel Guides and Travel Information. Режим доступа: http://www.lonelyplanet.com/.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 22 (165). Выпуск 28
турировали информацию о дешевых столовых, кафе, гостиницах, кемпингах и гостевых домах, которая могла бы быть полезной для бэкпэкеров. Сакраментальная фраза Тони Уиллера «туризм по путевке делает из человека идиота» стала девизом бэкпэкинга. Простая пища, неприхотливый быт и позитивный взгляд на мир - главные составляющие бэкпэкинга. Такое путешествие может занять месяцы или даже годы. Главная цель бэк-пэкеров - познакомиться с культурой места, где они на этот раз оказались, и не важно, сколько времени уйдет на это. Их не ограничивают билеты или рамки фирм, которые организуют путешествия. Они сами выбирают, куда им пойти. Основная составляющая бэк-пэкинга - спонтанность. Такой путешественник передвигается из страны в страну без определенного маршрута, не привязываясь к датам и числам, иногда «застревает» по полгода в одной стране, подрабатывая на сезонных или подсобных работах. С одной стороны, власть не слишком жалует бэкпэкеров, так как пользы от них экономике страны немного, но с другой стороны, по некоторым данным, в Австралии, например, половина дохода от туристического бизнеса - это прибыль как раз от бэкпэкеров. Именно эту страну они выбирают для длительного пребывания13.
Согласно исследованиям Всемирной конфедерации молодежного студенческого и образовательного туризма (WYSETC), более половины жителей западных стран в возрасте от l8 до 34 лет путешествовали по миру. Лишь пятая часть из них ездила по путевке, а 8о% прокладывали путь без посторонней помощи, бронируя авиабилеты в интернете, организуя проживания и транспорт на месте. Если говорить о статистике, средняя поездка бэкпэкера продолжается 63 дня, а каждый десятый молодой путешественник покидает отчий дом более чем на полгода14. В некоторых странах, например в Великобритании и Израиле, принято уезжать из дома в год окончания школы (в первом случае), и после службы в армии (во втором случае). Благоприятным для развития бэкпэкерства стало падение «железного занавеса» - в результате для путешественников открылись десятки государств Восточной Европы, Азии и Африки.
В l99l г. была создана Ассоциация образовательного туризма и отдыха (ATLAS) для разработки транснациональных образовательных инициатив в области туризма и отдыха. ATLAS представляет собой форум для содействия сотрудничеству и студенческому обмену, транснациональным исследованиям и разработке учебных программ и профессиональному развитию. ATLAS в настоящее время имеет членов более чем в 70 странах мира. В связи с продолжающимся увеличением числа долгосрочных бюджетных путешественников во всем мире и необходимостью исследования этого сегмента рынка туризма, на конференции, проведенной ATLAS Азиатско-Тихоокеанского региона в 200l г., при Ассоциации была создана группа «Backpacker Research Group» (BRG), и разработана программа исследований15. BRG должна была выступать в качестве платформы для дискуссий и дебатов между исследователями бэкпэкинга по всему миру и развития совместных программ исследований и публикаций.
Первым результатом деятельности BRG стал выпуск сборника «The Global Nomad: Backpacker Travel in Theory and Practice под редакцией Greg Richards и Julie Wilson»16, где основными авторами выступили исследователи из университетов Великобритании, Германии, Австралии и Новой Зеландии. Растущий интерес к этой теме подчеркивает тот факт, что ATLAS BRG уже насчитывает более 30 членов в ll странах мира. До недавнего времени большая часть исследований приходилась на страны, где влияние бэкпэкинга наиболее очевидно, особенно в Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии17.
13 Australian Tourism Export Council: Backpacking Tourism Advisory Panel. New Business Development to Drive Backpack Sector. Режим доступа: http://groups.yahoo.com/group/green-travel/message/i072.
14 Пелевин А. Налегке. «Свободные путешественники» совершают кругосветки и открывают новые направления // Турбизнес. 2010. № 14. Режим доступа: http://www.tourbus.ru/article/l832.html.
15 The Global Nomad: Backpacker Travel in Theory and Practice / eds.: Greg Richards, Julia Wilson. Channel View Publications, 2004. Р. 6-13.
16 The Global Nomad: Backpacker Travel in Theory and Practice / eds.: Greg Richards, Julia Wilson. Channel View Publications, 2004. 298 p.
17 Elsrud T. Time Creation in Travelling: The Taking and Making of Time Among Women Backpackers / / Time and Society. 1998. Vol. 7. N 2/3. P. 309-334; Hampton M.P. Backpacker Tourism and Economic Development // Annals of Tourism Research. 1998. Vol. 25. N 3. P. 639-660; Murphy L. E. Exploring Social Interactions of Backpackers / / Annals of Tourism Research. 2001. Vol. 26. N 1. P. 50-67; Ross G.F. Backpacker Achievement and Environmental Controllability as Visitor Motivations // Journal of Travel and Tourism Marketing. 1997. Vol. 6. N 2. P. 69-82.
Научно-исследовательские работы, проведенные в Израиле, Великобритании, Германии, Таиланде, Индии, Малайзии, Австралии и Новой Зеландии показали сложность этого явления и вызвали много вопросов, которые требуют дальнейшего изучения. Поддержка международной программы исследований Backpacker была получена от Международной конфедерации студенческого туризма (МНТЦ), которая вместе с членами ATLAS (Грег Ричардс и Джулия Уилсон) провели крупные транснациональные исследования в 20022003 гг. глобальных молодежных и студенческих путешествий, которые можно отнести к бэкпэкерским. Исследовались отношения и привычки у 2300 молодых независимых путешественников на четырех континентах. Результаты исследований были опубликованы в «New Horizons in Youth and Student Travel»18. Исследование показало, что сегодняшние молодые путешественники идентифицируют себя как «независимые» или «бэкпекэры» чаще, чем как «туристы». Только 20% опрошенных определили себя как «турист». Кроме главного мотива - изучения других культур - исследование показало наличие широкого спектра личных амбиций при совершении поездки, включая желание стать частью многомиллионного международного сообщества молодых путешественников на дороге. Одним из наиболее важных результатов этого исследования также стало признание того, что молодежные и студенческие туристические путешествия составляют значительную долю мирового туризма - в настоящее время около одной пятой - и представляют собой наиболее быстро растущий сектор туризма.
Исследования бэкпэкинга, проведенные учеными из США, весьма немногочисленны. В 2007 г. вышел сборник научных трудов «Backpacker Tourism: Concepts and Profiles»19. Это вторая объемная программа исследований по бэкпэкингу, разработанная Backpacker Research Group (BRG) из Ассоциации ATLAS. Круг исследователей по различным вопросам бэкпэкинга во второй программе расширился. В работу включились исследователи из Великобритании, Германии, Испании, Нидерландов, Финляндии, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Ю. Кореи, Израиля и Малайзии.
Если говорить об Украине и России, то бэкпэкинг здесь еще находится в зачаточном состоянии. Под ним подразумеваются именно путешествия за пределами страны (внутренние кочевники-номады традиционно именуются «походниками», «байдарочниками», «горняками» и т.п.). Основоположником русского бэкпэкинга называют путешественника В.А. Шанина. Он активно продвигает идеи бэкпэкинга в России и даже создал несколько сайтов на эту тему. За последнее десятилетие интерес к бэкпекингу возрос, и, вследствие этого, начали появляться специализированные сайты20, где вольные путешественники могут обсудить предстоящие или прошлые подвиги, обменяться опытом, узнать о семинарах и встречах.
В последние годы бэкпэкинг перестал быть лишь молодежной модой - теперь в дальние страны с рюкзаком за плечами отправляются вполне состоявшиеся и небедные люди. Бывшие хиппи из 70-х, ставшие миллионерами, которым надоело зарабатывать, создали феномен флэшпэкера, то есть (в грубом переводе) человека с «глянцевым рюкзаком». В таком рюкзаке присутствует дорогая съемочная аппаратура, современнейшие средства связи, но главный принцип — свобода передвижений и максимум впечатлений — остается неизменным. При этом, по итогам каждого путешествия они выкладывают документальные свидетельства своих приключений в блогах и сайтах, обеспечивая, тем самым, информационную базу, и, конечно же, хорошее подспорье неофитам движения.
Другой, все более популярной формой туризма в мире, альтернативой массовому туризму, становиться волонтерский туризм (Voluntourism)21. Началом волонтерского туризма можно считать 1920 год. В этот год во Франции впервые был реализован волонтерский проект по восстановлению территории, разрушенной Первой мировой войной. В 60-х годах возникают десятки волонтерских программ с миротворческой целью - подружить Восточную и Западную Европу. С 80-х годов получают широкое распространение экологические проекты.
18 New Horizons in Youth and Student Trave. Режим доступа: http://www.atlas-euro.org/sig_backpackers.aspx.
19 Backpacker Tourism: Concepts and Profiles / eds.: Kevin Hannam, Irena Ateljevic. Channel View Publications, 2007. 284 р.
20Специализированные сайты. Режим доступа http://www. bpclub.ru; http://www. rubackpacker.ru
21 Arbuzova K.I. The Understanding of Volunteer Tourism // Journal of Economics and Social Sciences.
2012. № 1.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 22 (165). Выпуск 28
К 1998 году более 100 миллионов людей во всем мире участвовали в волонтерском движении. В настоящее время все глобальные международные организации такие, как ООН и ЮНЕСКО, имеют волонтерские отделения. Волонтеры участвуют в проектах по здравоохранению (вакцинация, борьба с ВИЧ, туберкулезом, другими инфекциями), ликвидируют голод, неграмотность, участвуют в эвакуации раненых, больных, детей и женщин из очагов военных конфликтов и стихийных бедствий, защищают равные права всех слоев населения, помогают заключенным, защищают окружающую среду и т.д.
В настоящее время в 90 странах мира ежегодно работает более 3000 волонтерских лагерей, в которых участвуют тысячи добровольцев. Молодые люди совершенно бескорыстно, не ища личной выгоды, пытаются сделать мир чуточку лучше. Лагеря, чаще всего, организуются летом. В проекте участвуют от 5 до 40 человек. Участник проекта обычно работает 4-6 часов в день, 5 дней в неделю и выполняет работу, не требующую специальной подготовки и навыков. Остальное время он проводит как обычный турист, посвящая его отдыху на пляже, экскурсиям, общению с местным населением. Волонтерский туризм - это возможность совершить путешествие, потратив на него незначительную, а в некоторых случаях даже символическую сумму денег.
В 2008 г. независимая британская консалтинговая фирма провела первый глобальный обзор рынка Voluntourism. Было установлено, что Voluntourism находится на подъеме, с ежегодным увеличением количества участников до 1,6 миллионов туристов -волонтеров в год и с денежным оборотом на сумму до $ 2,6 миллиарда долларов по всему миру. По ее мнению наиболее существенный рост в этом секторе начал происходить, начиная с 1990 года22.
Опрос более 8500 молодых путешественников в 2007 г. показал, что волонтерами, в большей части являются женщины, чем мужчины, и 70% были в возрасте между 20 и 25 годами. Основные направления для волонтеров - это Латинская Америка, Азия и Африка. Вместе на эти регионы приходится почти 90% мест, предлагаемых организациями добровольной службы. Также был отмечен рост числа коммерческих организаций, обслуживающих волонтеров на рынке, которые начинают конкурировать с традиционными некоммерческими организациями волонтерской службы.
Рост волонтерского туризма привлек к себе внимание ученых из различных научных областей. В некоторых научных работах волонтерский туризм был описан в качестве надежного способа для путешествия23, другие авторы - сомневаются в его эффективности, прежде всего, как как фактора, способствующего устойчивому развитию общества24. Появляются исследования в области восприятия по отношению к сообществу туристов-волонтеров25. Большая часть социологических исследований посвящена индивидуальности туристов и роли, которую играет туризм в установлении индивидуальной идентичности и самосознани туриста26. В результате научных исследований понятие волонтерского туризма становится все более концептуализированым, и мы начинаем понимать, что движет волонтерами-туристами, и каково их влияние на сообщество27.
В России волонтерский туризм стал развиваться после того, как были приняты законы о "Некоммерческих организациях" и о "Благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
В настоящее время организованное волонтерское движение в РФ представлено филиалами международных волонтерских организаций (филиалы волонтерских организаций при ООН, ЮНЕСКО, студенческих союзов и т.д.), рассчитанными в первую очередь
22 Volunteer tourism: A global analysis / / Tourism Research and Marketing. 83 p. January 2008.
23 Wearing S., & Wearing M. Decommodifying ecotourism: Rethinking global-local interactions with host communities. 1999.
24 Lorimer J. International conservation volunteering from the UK: what does it contribute? [Article]. Oryx, 2009. Vol. 43 (3). P. 352-360; Raymond E.M., Hall C.M. The development of cross-cultural (mis)understanding through volunteer tourism // Journal of Sustainable Tourism. 2008. Vol. 16 (5). P. 530-543.
25 McGehee N.G., Andereck K. 'Pettin' the critters': exploring the complex relationship between volunteers and the voluntoured in McDowell County, West Virginia, USA, and Tijuana, Mexico / / Journeys of Discovery in Volunteer Tourism. 2008. P. 12-24; McGehee N.G, Andereck, K.L. Factors predicting rural residents' support of tourism // Journal of Travel Research. 2004. Vol. 43 (2). P. 131.
26 Wearing S., Deville A., Lyons K. The volunteer's journey through leisure into the self / / Journeys of discovery in volunteer tourism: international case study perspectives. London: CABI Publishing, 2008.
27 McGehee N.G. Oppression, emancipation, and volunteer tourism: Research Propositions / / Annals of tourism research. 2012. Vol. 39 (1). P. 84-107.
на молодежь. Молодые люди имеют возможность на практике проверить свои профессиональные навыки или приобрести новые, завязать полезные контакты, получить полезный опыт. Стихийно сформировавшиеся (в результате, как правило, эмоционального отклика на описываемые в сети Интернет проблемы) группы после успешной совместной деятельности иногда принимают решение продолжить волонтерство на постоянной основе. Примером могут служить поисковые отряды, стихийно образовавшиеся для поиска пропавших детей, которые и далее стали осуществлять поиск пропавших и потерявшихся на постоянной основе. Формируются инициативные группы благотворительных организаций, которые привлекают добровольцев для поддержки и реализации своих идей. Как пример можно привести Национальный Легочный Фонд28.
По некоторым оценкам в настоящее время в РФ около 4 миллионов чел. участвуют в волонтерском движении. Однако это совсем немного по сравнению с западными странами, где волонтерами является значимый процент населения: во Франции - 19%, в Германии -34%, в США - до 50% населения. Столь высокая популярность волонтерства связана со значительно большим «стажем» волонтерского движения в западных странах и государственной поддержкой. Если в России волонтерство полностью основано на деятельности некоммерческих организаций, то в США, Японии и других странах волонтерское движение не только поддерживается, но нередко и организуется государством. Однако и в России государство заинтересовалось волонтерским движением, по крайней мере, Министерство спорта, туризма и молодёжной политики рекомендует молодежи присоединиться к проекту jaba.ш/практика разумного эгоизма с последующей выдачей «Личных книжек волонтёра»29.
Так образом, рассмотренные новые формы туризма свидетельствуют о том, что глобализация, пожалуй, является самым значительным фактором в создании и распространении новой культурной идентичности. И бэкпэкинг, и волонтерский туризм предоставляют возможность поиска нового опыта, который выходит за рамки того, что предлагается при массовом туризме. И этот опыт рассматривается как более значимый для представителей различных культурных традиций.
Исследования в области бэкпэкинга и волонтерского туризма помогут лучше понять преимущества этих видов туризма в обществе. Дальнейшее исследование различных видов туризма необходимо для того, чтобы понять, можно ли их относить к формам социальной интеграции и считать факторами развития устойчивого туризма.
CULTURAL IMPACT OF GLOBALIZATION: «NEW NOMADS» AND «NEW IDENTITY»
Kharkiv State Academy culture
e-mail: [email protected]
L.D. BOZHKO
The article discusses the new tourism trends as cultural consequences of globalization. The author concerns the history of bakpaking and volunteer tourism and introduces with the results of researches of this phenomenon by western scientists. According to the author, a new forms of tourism considered in given article testify, that globalization is the most significant factor in creation and propagation of new cultural identity. Bakpaking and volunteer tourism provides the ability for searching a new experience, which goes beyond what is offered by mass tourism. And this experience is seen as more important for the representatives of different cultures.
Keywords: globalization, backpacking, backpacker, volunteer tourism, volunteer work, research.
28 Национальный Легочный Фонд. Режим доступа: http://www.legkie.org/
29 Практика разумного эгоизма. Режим доступа: http://www.jaba.ru