Научная статья на тему 'Культурно-образовательная деятельность музея: современные формы актуализации и популяризации историко-культурного наследия (на примере музея 1000-летия Казани)'

Культурно-образовательная деятельность музея: современные формы актуализации и популяризации историко-культурного наследия (на примере музея 1000-летия Казани) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КВЕСТ / МУЗЕЙ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КАЗАНИ / ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахитова Л.М., Петренко Е.Э., Ярмухаметова А.К.

В статье представлен проект «Концепция развития Музея 1000-летия Казани: культурно-образовательный компонент», представляющий собой комплексную программу для актуализации ресурсов Музея 1000-летия Казани посредством разработки культурно-образовательного комплекса, который нацелен на формирование заинтересованности у подрастающего поколения в изучении, сохранении и трансляции историко-культурного наследия и его использования в современной жизни общества путем взаимодействия музея и школы. Так же в статье рассмотрена возможная форма приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к процессу знакомства и актуализации историко-культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная деятельность музея: современные формы актуализации и популяризации историко-культурного наследия (на примере музея 1000-летия Казани)»

УДК 373

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ 1000-ЛЕТИЯ КАЗАНИ)

Вахитова Л .М., студент, vakhitovalissa@yahoo.com Петренко Е.Э., студент Ярмухаметова А.К., канд. ист. наук, доцент, научный руководитель

Казанский государственный институт культуры, г. Казань, Россия

В статье представлен проект «Концепция развития Музея 1000-летия Казани: культурно-образовательный компонент», представляющий собой комплексную программу для актуализации ресурсов Музея 1000-летия Казани посредством разработки культурно -образовательного комплекса, который нацелен на формирование заинтересованности у подрастающего поколения в изучении, сохранении и трансляции историко-культурного наследия и его использования в современной жизни общества путем взаимодействия музея и школы. Так же в статье рассмотрена возможная форма приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к процессу знакомства и актуализации историко-культурного наследи я.

Ключевые слова: актуализация, историко-культурное наследие, квест, Музей тысячелетия Казани, школьник.

В современный век культурной глобализации растет стремление каждого народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть ее особенности. В начале XXI века растет интерес к памятникам истории и культуры, как к символам, выражающим символ нации. Это время, когда люди интересуются своей историей, историей своего народа, пытаются сохранить памятники культурного наследия своей земли. Ведь культура каждого народа самобытна и по -своему интересна, без прошлого нет и настоящего, ведь когда мы строим будущее, мы обращаемся к истории.

Сегодня памятники культуры приобретают особое значение, все полнее осуществляя функции культурных ценностей прошлого, активно участвуют в современных социокультурных процессах. Традиционно проблема культурного наследия рассматривается, главным образом, в аспекте сохранения памятников прошлого, преимущественно посредством музеефикации или музейного хранения. Сегодня музеи выступают не только в традиционной роли хранителей и трансляторов культурного наследия, но и становятся неотъемлемой частью современных социальных и экономических процессов [2; с. 197-198].

Музей принято считать институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений, включающим экскурсовода и посетителя в субъект-объектные отношения, реализующим свои образовательно-воспитательные возможности.

Музей, равно как и другие социальные институты, позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально важных фактора:

1. в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры;

2. здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта [3, с. 4].

Отвечая новым запросам современного посетителя, музеи перестраивают свою работу с учетом особенностей социокультурной ситуации региона и все чаще обращаются к инновационной проектной деятельности. На первый план выходят культуротворческие функции музеев, их способность не только сохранять, но и вырабатывать и актуализировать культурное наследие региона, то есть включать в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации [1, с. 151].

В современном музейном мире круг музейных форм представления наследия для аудитории очень разнообразен. Помимо традиционных форм, рождаются новые, вызванные активизацией роли музеев в культурной жизни общества. Чтобы быть привлекательным для современной публики, музей должен, прежде всего, предлагать уникальный контент и интересные формы его подачи, а также, что не менее важно, - вызывать положительные эмоции, позволяя человеку на какое-то время оказаться в иной, отличной от повседневной рутины реальности, - вот то, ради чего посетители приходят именно в данный конкретный музей и возвращаются в него [4].

Практика актуализации культурного наследия находит свое воплощение в многообразном социокультурном опыте музеев зарубежных стран и крупных городов нашей страны.

В Казани за последние годы также стали появляться новые формы представления музейных экспонатов, оживления музейных экспозиций; появляются различные интерактивные формы привлечения посетителей. Однако количество таких проектов в нашем городе - единицы. Огромное количество музеев Казани могут предложить хорошую экспозицию, но помимо нее должны быть еще факторы, которые привлекут людей. Проблема незадействованности информационно-культурного ресурса музеев все еще остается актуальной. Примером может служить Музей 1000-летия Казани.

Несмотря на наличие мощной предметной базы, и уникальных артефактов, представленные шедеврами истории возникновения Казани, которые найдены на раскопках (фрагменты керамических сосудов, бусы, саманидский дирхем, чешская монета князя Вацлава и многое другое [5]), музейная работа с посетителями до сих пор ограничена и основной формой подачи информации все еще остается традиционная экскурсия.

Видится необходимым создание комплексной культурно -образовательной программы, целями которой является преодоление диспропорции между мощным образовательным потенциалом музея национальной культуры и популяризации самого музея.

Культурно-образовательная программа предусматривает:

- использование квестов, которые поспособствуют для привлечения заинтересованности у школьников в изучении истории города, родного края и ее культуры;

- открытие тематических мастерских, где школьники смогут научиться гончарному делу и изготавливать изделия из кожи. Также в творческих мастерских школьники смогут получить представление о художественных промыслах народов Поволжья, их историю и познакомиться с профессией прикладников;

- тематические экскурсии такие, как «Литературная Казань», «Истории Казанского Федерального университета», где учащиеся школ в интересной форме смогут познакомиться с историей Казани;

- организация музыкального вечера народных инструментов, которая предполагает собой не только знакомство с народными инструментами и историей их возникновения, а также получение возможности обучения основам игры на инструментах под руководством педагога.

Кроме этого, программа включает в себя работу по приобщению детей с ограниченными возможностями к процессу знакомства и актуализации историко-культурного наследия, оторая предполагает собой создание 3Б моделей исторических зданий Казани (башня Сююмбике, Кул Шариф, Спасская башня, мечеть Марджани, Благовещенский собор) и изготовление копий доминантных экспонатов Музея 1000-летия Казани (древнейшая миниатюрная антропоморфная фигурка, сасанидские серебряные блюда, кольчуга XVI века, булгарская сережка, трон казанских правителей).

В рамках данной программы предполагается создание уникальной системы взаимодействия Казанского государственного института культуры и Музея 1000-летия Казани, когда студенты направлений «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Народная художественная культура: руководство любительским театром», «Декоративно-прикладное искусство» в рамках курсовых работ и прохождения практик будут вовлечены в музейную деятельность, где смогут получить опыт работы со школьниками и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Люди обязаны знать прошлое своего народа, и оно становится значительно интереснее, если изучать его через игровые формы подачи информации на основе приобщения населения, прежде всего подрастающего поколения к их историческим корням, к живому опыту народной культуры через погружение в определенную историко -культурную среду. Разработка культурно-образовательной программы для Музея 1000-летия Казани для детей школьного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья призвана научить анализировать и систематизировать исторический материал, стимулировать развитие способности к труду, формировать заинтересованности у подрастающего поколения в изучении, сохранении и трансляции историко-культурного наследия и его использования в современной жизни общества путем взаимодействия музея и школы.

Литература

1. Ган О.Н. Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия. Вестник Санкт-Петербурского государственного университета культуры и искусств 2014. № 3 (20). С. 151-154

2. Мастеница Е.Н. Электронный век и музеи: материалы международ. науч. конф. и заседания Сибирского филиала научного совета ист. и краевед. музеев при МК РФ «Роль научных

исследований в модернизации фоновой и экспозиционной деятельности историко-краеведческих музеев», посвящ. 125 летию Омского гос. ист.-краеведч. музея. Ч. 1. Омск: Изд. ОГИКМ, 2003. С. 196-203.

3. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно - педагогическое пространство // Сборник материалов к областному семинару «Музейная педагогика в современном дополнительном образовании». Самара, 2013. С. 4-5.

4. Надо предлагать уникальный контент в интересной форме. МАРТ Технологии и маркетинг для музеев. http://mart-museum.ru/mart_interview/interview-kolchugin-dmitry-kremlin-museums/ (дата обращения 10.10.2017).

5. Национальный культурный центр. Музейный комплекс НКЦ «Казань. http://horriyat.ru/about (дата обращения 09.10.2017).

CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE MUSEUM: MODERN FORMS OF ACTUALIZATION AND POPULARIZATION OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE (ON AN EXAMPLE OF THE MUSEUM OF THE MELLENIUM KAZAN) Leysan M. Vakhitova, student, vakhitovalissa@yahoo.com Yekaterina E. Petrenko, student Albina K. Yarmukhametova, Cand. Sci. (History), assistant professor Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia The article presents a comprehensive program for updating the resources of the Kazan Millennium Museum through the development of a cultural and educational complex aimed at building interest among the younger generation in studying, preservation and translation of the historical and cultural heritage and its use in modern society through interaction between the museum and the school. Also in the article, a possible form of introducing children with limited health opportunities to the process of acquaintance and actualization of historical and cultural heritage is considered.

Keyword: actualization, historical and cultural heritage, quest, The Museum of the Millennium Kazan, schoolchild.

Дата поступления статьи в редакцию 16.10.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.