Научная статья на тему '«Сказки Страны волшебных фей» — культурный проект музея-заповедника «Казанский Кремль»: от образа к действию'

«Сказки Страны волшебных фей» — культурный проект музея-заповедника «Казанский Кремль»: от образа к действию Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1644
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / театр / актуализация / экспозиция / сценография / художественный образ / выставка / museum / theater / actualization / exposition / set design / artistic image / exhibition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е. А. Якимова

В статье рассматривается тема, связанная с актуализацией театрального наследия в рамках музейного пространства в XXI в. Основу исследования составил опыт реализации выставочного проекта 2018-го года, организаторами которого выступили: Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» и Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Акцентируя свое внимание на художественном решении экспозиции, автор приходит к выводу о том, что современные музеи должны рассматриваться с позиции диалога экспоната со зрителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"TALES OF THE COUNTRY OF MAGIC FAYS" – CULTURAL PROJECT OF THE "KAZAN KREMLIN" MUSEUM RESERVE: FROM IMAGE TO ACTION

The article deals with the topic related to the actualization of theatrical heritage within the museum space in the XXI century. The basis of the study was the experience of the implementation of the exhibition project of 2018, which was organized by the State Historical-Architectural and Art Museum-Reserve "Kazan Kremlin" and the St. Petersburg State Museum of Theatrical and Musical Art. Focusing on the artistic decision of the exhibition, the author comes to the conclusion that modern museums should be viewed from the perspective of an exhibit dialogue with the audience.

Текст научной работы на тему ««Сказки Страны волшебных фей» — культурный проект музея-заповедника «Казанский Кремль»: от образа к действию»

15. St. Petersburg of Dostoevsky Walking Tour //Tailored tours of St. Petersburg ...with your own expert/ [Elektronic resource] - URL: https://tour-petersburg.com/tours/Special_tours/LitErary_Walking_Tours (date of address: 08.10.18).

16. Ten key places from St. Petersburg's literary map // Russian beyond English [Electronic resource] - URL: https://www.rbth.com/multimedia/infographics/2016/03/17/10-key-places-irom-st-petErsburgs-literary-map_576635 (date of address: 08.10.18).

УДК 008(1-6) 069.6(470.41)

Е.А. Якимова

«СКАЗКИ СТРАНЫ ВОЛШЕБНЫХ ФЕЙ» — КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ»: ОТ ОБРАЗА К ДЕЙСТВИЮ

В статье рассматривается тема, связанная с актуализацией театрального наследия в рамках музейного пространства в XXI в. Основу исследования составил опыт реализации выставочного проекта 2018-го года, организаторами которого выступили: Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» и Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Акцентируя свое внимание на художественном решении экспозиции, автор приходит к выводу о том, что современные музеи должны рассматриваться с позиции диалога экспоната со зрителем.

Ключевые слова: музей, театр, актуализация, экспозиция, сценография, художественный образ, выставка.

Elena A. Yakimova "TALES OF THE COUNTRY OF MAGIC FAYS" - CULTURAL PROJECT OF THE "KAZAN KREMLIN" MUSEUM RESERVE: FROM IMAGE TO ACTION.

Abstract: The article deals with the topic related to the actualization of theatrical heritage within the museum space in the XXI century. The basis of the study was the experience of the implementation of the exhibition project of 2018, which was organized by the State Historical-Architectural and Art Museum-Reserve "Kazan Kremlin" and the St. Petersburg State Museum of Theatrical and Musical Art. Focusing on the artistic decision of the exhibition, the author comes to the conclusion that modern museums should be viewed from the perspective of an exhibit dialogue with the audience.

Key words: museum, theater, actualization, exposition, set design, artistic image, exhibition.

«Спектакли без декораций я видел, а вот спектаклей без костюмов — просто не бывает»

Г. Сотников

Музей в настоящее время является важнейшей частью культурного пространства современного общества. Он обладает не только специфической формой репрезентации материального и нематериального культурного наследия прошедших эпох, но и несет в себе особые культурные коды, которые могут быть прочитаны и интерпретированы в контексте определенного видения этих явлений через призму возрастных, социальных, образовательных парадигм. Особенно ярко это проявляется в небольших тематических музейных проектах, которые становятся очень популярными в начале XXI в. [2, с. 194].

При создании таких проектов, когда используются различные методы и техники подачи экспозиционного материала, требуется постоянный поиск оригинального идейного содержания. Суть этого процесса заключается в том, что авторская мысль не ограничивается лишь построением музейной экспозиции, включающей многие концептуальные компоненты. Главной задачей становится формирование и представление особенного художественного «образа», рождающегося в воображении зрителя, когда он осматривает экспозицию и который он переживает и осмысляет по-своему.

Здесь уместно проведение аналогии между музейным специалистом и другой не менее творческой профессией - театральным художником или сценографом [4, с. 26]. У последнего

каждый объект «своей подлинностью работает на создание образа времени, в котором родился спектакль, а все вместе они складываются в портрет театра, предстающего перед зрителями в его неповторимости» [6, с. 113]. Развертывание же музейной экспозиции в чем-то подобно развитию сценического сюжета. Не случайно в конце ХХ в. театральность, сценичность, ориентированность на чувственно-эмоциональное восприятие становятся главными при создании экспозиционно-выставочных проектов [5, с. 28]. Таким образом, художественный язык, особые коды искусства становятся неотъемлемой частью диалога между зрителем и экспонатом, где роль сцены начинает играть музей.

Сегодня существует много примеров проведения ярких и необычных выставок в музейном пространстве Казани. Только в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Казанский Кремль» проходит ежегодно около 60 различных выставочных проектов. Площадками для них могут стать не только помещения музейных подразделений, но и сама территория нередко служит арт-объектом. Такие выставки «под открытым небом» отличает информативность и доступность, как для узкого круга лиц, так и для широкой публики.

Велик потенциал и традиционных выставочных павильонных проектов. Выделим один из таких, реализованный в 2018 г. в преддверии Года театра в России, на площадке Выставочного зала «Манеж», куратором которого стала театральный художник-дизайнер Елизавета Васильковская. Уникален он потому, что был связан с самым удивительным и древнейшим видом искусства — с искусством театра. Это театральная выставка «Сказки Страны волшебных фей» из собрания Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, работавшая с 21 декабря 2017 г. по 24 марта 2018 г. Экспозиция получилась очень красочная, современная и где-то даже интригующая, что было отмечено на открытии этого проекта [3].

Основу выставки составили 162 предметов, среди которых костюмы, эскизы декораций, фотографии, афиши к известным балетным и оперным спектаклям к. XIX - первой половины XX в. Это «Снегурочка» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, «Золушка» С.С. Прокофьева, «Жар-птица» И.Ф. Стравинского и т.д. [7, с. 588]. Ценнейшие эскизы кисти А.Н. Бенуа, К.А. Коровина, А.Я. Головина, И.Я. Билибина явились подлинным и наиболее важным источником формирования художественной идеи. Авторы проекта хотели наглядно показать, что театр служит не только для развлечения, но и дает возможность людям интеллектуально развиваться. Цель выставки - рассказать детям и взрослым как создается спектакль, что такое театр и в каких видах театрального искусства представляются знакомые сказочные истории, как работает театральный художник и как из эскиза костюма появляется сценический костюм. Интересно, что результат не заставил себя ждать. Здесь были созданы все условия, чтобы каждый, даже самый маленький посетитель, смог почувствовать эстетическую составляющую мира театра.

Несмотря на то, что близкие по тематике проекты имели место быть, вопрос о поиске оригинального художественного решения стоял весьма остро. Казалось бы, это сделать в относительно небольшом помещении, на основе уже готового проекта несложно. Но, тем не менее, найти нужное решение долго не удавалось. Взялся за эту проблему петербургский сценограф Юрий Сучков, чьи оригинальные творческие подходы уже получили высокую оценку у критиков: «он виртуозно рифмует неваляшек и классицизм, антикварные платья — со сновидческим кинопоказом» [1].

Какими же художественными приемами была достигнута эта цель? Прежде всего, это не только условное, но и фактическое деление выставочного зала на тематические зоны. Зал, -своего рода импровизированное театральное закулисье, - был разделен перегородкой, чем-то похожей на ширму, на два противоположных мира: с одной стороны посетителя встречали злые волшебники, а с другой добрые и очаровательные феи. И здесь уже каждый посетитель сам решал, каким маршрутом ему двигаться - от тьмы к свету, либо же наоборот. По замыслу художника освещение в этих двух частях экспозиции должно было быть различным. Но фактически эту роль взял на себя цвет стен: слева он был темно-синим, а справа светло-розовым. Таким образом, удалось достичь эффекта контраста, когда уже с самого первого взгляда на экспозицию можно видеть одновременно и темный лес, и жаркое солнце. Не

случайно, посетившие выставку студенты казанских вузов положительно отмечали необычные цветовые контрасты экспозиции, подбор и расстановку экспонатов, а также цветовую гамму выставочного пространства.

Не обошлось тут без помощи аудиовизуальных средств. Как писали критики, на выставке «одновременно происходит трансляция балетных спектаклей по телевизорам, а также выводятся изображения на стены через проекторы. Это создает атмосферу театра, хочется остановиться и посмотреть весь спектакль, насладиться деталями вблизи» [1]. Несмотря на то, что через проекторы транслировались статичные изображения, выставка благодаря ним казалась яркой и живой. Это достигалось за счет небольшой анимации: визуальной вибрации уходящей вдаль снежной дороги или же порхания миниатюрных фей, чем-то напоминающих изображения на открытках из детства. Кроме того, на мониторах в экспозиции можно было увидеть редкие архивные кадры, на которых мелькали сцены постановок, начиная от советских спектаклей середины ХХ в, и заканчивая современностью.

Так же стоит обратить особое внимание на дизайнерское построение экспозиции. Объемные костюмы были размещены не в витринах, а на зеркальных подиумах, которые с одной стороны сокращали дистанцию между предметом и посетителем, а с другой весьма удачно экономили свободное пространство для интерактивных экскурсий и подвижных игр. Помимо старинных и реконструированных костюмов, образ театра подкрепляли экспонаты из коллекции местных театров - Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля и Татарского государственного театра кукол «Экият». Однако в глазах многих посетителей их количество казалось недостаточным: «В детстве я очень любила кукольные спектакли и меня всегда завораживали их глаза. Жалко, что их (кукол] представлено немного», - отметила одна из посетительниц.

По истине нестандартным решением стало размещение необычных подушек с наполнителем в центре зала, предназначенных для отдыха детской аудитории. Стильные кресла-подушки выступили в роли воздушных облаков, на которых можно было не только посмотреть отрывки из театральных постановок, но и от души попрыгать. По отзывам юных посетителей выставки «такая задумка ... еще больше вызывает интерес и погружает человека в мир театра». В этом смысле одной из важных деталей стало использование предметов бутафории - это елки, выраставшие буквально из стен и чемоданы, напоминающие о бесконечном путешествии в страну фантазии и волшебства, ставшие удачным подспорьем в раскрытии интересных квест-задач. В целом, практически у всех посетителей экспозиции «Сказки Страны волшебных фей» остались только положительные эмоции, а также безудержное желание сходить в театр.

Подводя итог, можно сказать, что анализ опыта выставочного проекта «Сказки Страны волшебных фей» является основой для изучения возможностей коммуникации в разных сферах культуры: театрального, сценографического искусства и музейно-выставочной работы. Стоит также отметить, что многие казанские театры обладают не меньшим потенциалом и хочется верить, что пример этой выставки позволит реализовать его в новые музейные проекты.

Литература

1. Анисимова Е. Кто создал выставку из неваляшек в Шереметьевском дворце? // [Электронный ресурс] URL: http://www.sobaka.ru/city/art/53033 (дата обращения: 30. 11. 2018)

2. Бонами З. А. Как читать и понимать музей. Философия музея. — М.: АСТ, 2018. — 224 с

3. Камалова Э.: «Главными темами в наши дни являются татарский театр и татарская эстрада». // Татар-информ. 22 декабря 2016 [Электронный ресурс] URL:https://www.tatar-inform.ru/news/2016/12/22/532961/ (дата обращения 1.12.2018).

4. Майстровская М.Т. Музей как объект культуры. искусство экспозиционного ансамбля. - М.: Прогресс-Традиция, 2016. — 672 с.

5. Руденко К.А Театр и музей: новый взгляд на старые вещи // Театр — музыка — кино. Исследования. Критика. Методология: сб. науч. ст. / сост. и ред. P.P. Тазетдинова. — Казань: Медицина, 2016. — Вып. 1. — С. 24 -

57.

6. Струтинская Е. Блики времени: на выставке «БДТ. Почти век» в театральном музее имени А.А. Бахрушина // Вопросы театра. — 2014. — Вып. 1-2. — С. 111-118.

7. Якимова Е.А Актуализация театрального наследия в рамках «Года театра» в Музее-заповеднике

«Казанский Кремль» // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной электронной научно-практической конференции, 18 мая 2018 г. / науч. ред.: П.П.Терехов, ДВ.Шамсутдинова, Л.Ф. Мустафина. - Казань: Изд-во «Астор и Я», 2018. — С. 586 - 591.

1. Anisimova E. Kto sozdal vystavku iz nevalyashek v Sheremet'evskom dvorce? // [Electronic resource] URL: http://www.sobaka.ru/city/art/53033 (Date of address: 30. 11. 2018).

2. Bonami Z A Kak chitat' i ponimat' muzej. Filosofiya muzeya. — M.: AST, 2018. — 224 s.

3. Kamalova E.: «Glavnymi temami v nashi dni yavlyayutsya tatarskij teatr i tatarskaya ehstrada». / / Tatar-inform. 22 dekabrya 2016 [Electronic resource] URL:https://www.tatar-inform.ru/news/2016/12/22/532961/ (date of address 1.12.2018).

4. Majstrovskaya M.T. Muzej kak ob"ekt kul'tury. iskusstvo ehkspozicionnogo ansamblya. - M.: Progress-Tradiciya,

5. Rudenko K.A. Teatr i muzej: novyj vzglyad na starye veshchi // Teatr — muzyka — kino. Issledovaniya. Kritika. Metodologiya: sb. nauch. st. / sost i red. P.P. Tazetdinova — Kazan': Medicina, 2016. — Vyp. 1. — S. 24 - 57.

6. Strutinskaya E. Bliki vremeni: na vystavke «BDT. Pochti vek» v teatral'nom muzee imeni A.A. Bahrushina / / Voprosy teatra — 2014. — Vyp. 1-2. — S. 111-118.

7. Yakimova E.A. Aktualizaciya teatral'nogo naslediya v ramkah «Goda teatra» v Muzee-zapovednike «Kazanskij Kreml'» // Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': vektory issledovatel'skih i prakticheskih perspektiv: materialy Mezhdunarodnoj ehlektronnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 18 maya 2018 g / nauch. red.: P.P.Terekhov, D.V.Shamsutdinova, L.F. Mustafina. - Kazan': Izd-vo «Astor iya», 2018. — S. 586 - 591.

References

2016. — 672 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.