Научная статья на тему 'Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика'

Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 1

Е.П. Комаровская, В.М. Ахунов

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МУЗЕЕВ И МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

В современном гуманитарном знании культурно-образовательная деятельность музея понимается как важный компонент музейной коммуникации и одно из ведущих направлений музейной работы, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея. Осуществляется в непосредственном контакте с музейной аудиторией в музее и вне его. Теоретическую основу культурно-образовательной деятельности составляют музейная педагогика, психология искусства, культурология. Термин "культурно-образовательная деятельность" получил распространение в отечественном музейном деле с начала 1990-х гг.; до этого использовались определения "культурно-просветительская работа", "массовая политико-просветительная работа", "научно-просветительная работа".

Музей, который существовал как государственное учреждение автономно и самодостаточно, выполняя классические охранительно-трансляционные, просветительские, досуговые, релаксационные функции, теперь становится в полной мере образовательным учреждением, формируя собственные программы, ориентированные на различные типы аудитории.

Исследователи отмечают, что традиционно музей с его экспозициями представал как некоторый культурный (знаковый, вербальный) текст, требующий прочтения, сопровождаемый комментариями экскурсовода. Сегодня музей предъявляет посетителю событие, реализует акт вхождения в символическую, фиктивную, мифологизированную реальность.

Современный музей совершает переход от слова (описания) к событию (со-бытию), превращая зрителя в действующее лицо, в героя-адресата, заинтересованного и непременного соучастника. Иными словами, именно в музее совершается образовательное действо, происходит сближение функций ранее разрозненных компонентов культуры: музей становится театром, библиотекой и, что особенно важно, школой. В этой связи становится понятным

Комаровская Елена Петровна — доктор исторических наук, профессор Российского государственного социального университета, г. Москва.

Ахунов Валерий Михайлович — кандидат искусствоведения, заведующий экскурсионно-лекционным отделом Государственного Русского музея, г. Санкт-Петербург.

и оправданным поиск новых подходов к организации экспозиции, синтетизма музыкального, вербального, изобразительного ряда, который развернулся в последние годы в больших и малых музеях России.

Традиционная модель образования сегодня все чаще подвергается критике. Подобное критическое отношение связано в первую очередь с пересмотром ряда базовых представлений о культуре в целом. Культура, понимаемая как набор ценностей и эталонов, образующих своеобразную систему координат, с которыми соотносится любое новое явление, претендующее на статус "культурного", и умение человека ориентироваться в данной системе как результат длительного процесса образования, сегодня поставлены под сомнение и не воспринимаются более как абсолютная ценность. Доминирующим становится стремление к демократизации всех сфер общественной и культурной жизни, которое воплощается в концепции общества "равных культурных возможностей".

Данная концепция предполагает, что учреждения культуры должны обслуживать в первую очередь интересы основной массы населения, т.е. людей, не имеющих высшего образования и не являющихся носителями традиционных "элитарных" культурных ценностей. При этом достижение баланса между запросами аудитории и работой учреждений культуры должно достигаться не при помощи обучения, а посредством изучения вкусов потребителей.

Очевидно, что изменение представлений о значении образования приводит к необходимости создания новых форм образовательного процесса. В качестве основных следствий данных изменений можно отметить вытеснение представления о безусловном приоритете научного знания и ослабление авторитета академической системы трансляции знания.

В этой связи среди наиболее значимых тенденций, представленных в современных концепциях образования, выделим следующие:

• формирование представления о "пожизненном" образовании (long-life education);

• отказ от представления об образовании как профессиональной подготовке;

• преимущественная междисциплинарность предлагаемых в процессе образования знаний;

• интерпретация образовательного процесса в первую очередь как процесса социализации.

В качестве альтернативы традиционной педагогике, направленной на усвоение дисциплинарно структурированных сведений, сегодня все чаще выдвигают понятие "опыт". Подача информации в этом случае не должна быть систематизирована в соответствии

с научными концепциями, а должна отвечать предпочтениям индивида.

Такой подход опирается во многом на концепции "гуманистической педагогики" Э. Эриксона, А. Маслоу, К. Роджерса. Таким образом, если индивид традиционно воспринимался как объект для обучения или воспитания, т.е. как пассивный получатель готовых знаний и впечатлений, то, в соответствии с новыми педагогическими концепциями, он становится полноправным участником коммуникационного процесса, самостоятельно отбирающим информацию.

Можно обозначить два подхода, оказывающих влияние на современную образовательную практику. Первый, опирающийся на классическую традицию, основан на представлении об образовании как о процессе формирования "культурного человека", соответствующего определенным нормам и образцам. Данная практика основывается на противопоставлении природного и культурного, в рамках которого человек мыслится как "чистый лист", нуждающийся в заполнении. Второй подход, считающийся более "прогрессивным" и получающий все большее распространение в последние годы, связан с представлением об образовании как способе максимально полного раскрытия индивидуальных способностей, формирования полноценно развитой личности и реализации уникального личностного потенциала каждого.

Если в первой модели овладение знаниями является целью, а само знание рассматривается как единое для всех, то, согласно второй, знание воспринимается как средство и должно предоставляться в соответствии с индивидуальными потребностями ученика.

Здесь следует подчеркнуть основополагающее для "новой педагогики" значение концепции "непрерывного образования" (long-life education), основанной на представлении о жизни как о бесконечном развитии, никогда не достигающем кульминации. Подобное образование в большинстве случаев не предполагает профессионального применения, поэтому не имеет жесткой структуры в отличие от обучения в академических учебных заведениях. Его целью является формирование гармоничной личности, своего рода психотерапия, основанная на представлении о ценности знания.

Все эти аспекты в полной мере отражаются в концепции музейной педагогики и музейной коммуникации, которая может рассматриваться как одна из моделей современного образовательного процесса. Формулировка основных положений данного направления происходила в 60—70 гг. XX в., т.е. в период так называемого "музейного бума".

На Западе этот период характеризуется значительным ростом числа посетителей и демократизацией основных принципов работы

музеев, что привело к появлению новых типов музеев и перестройке старых, и в итоге к изменению их социальной роли.

Если в предыдущий период основное внимание уделялось формированию и изучению музейных коллекций, а работа с посетителями основывалась в первую очередь на представлении о музее как образовательном учреждении, основной задачей которого является распространение научного знания, то, начиная с 60-х гг. ХХ в., музейно-педагогическая концепция передачи научных знаний подвергается критике. В результате отказа от ряда традиционных положений, регламентирующих отношения музея и аудитории, возникают новые представления о роли музея как культурного центра (А. Леви, Е. Александер, Э. Лассаль, Е. Банах), предполагающие сотрудничество музея со школой, вузами и другими образовательными учреждениями, организацию циклов лекций, концертов, кинопоказов, дискуссий и пр.

Список литературы

1. Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование. СПб., 2004. С. 418-421.

2. Музейная педагогика // Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.

3. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: От истоков до современности. СПб., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.