Научная статья на тему 'Музейная педагогика в процессе создания образовательных и культорологических программ'

Музейная педагогика в процессе создания образовательных и культорологических программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика в процессе создания образовательных и культорологических программ»

9. Новые православные. Старые православные // Известия. 2003. 14 нояб.

10. Образование, которое мы можем потерять. М., 2002.

11. Петровская Ир. Загадки «Пятого колеса» // Известия. 2003. 31 мая.

12. Раушенбах Б. В. На пути к целостному рацио-нально-образному восприятию // О человеческом в человеке. М., 1991.

13. Cw/бер Джон. Философия и будущее образования // Вести. Рос. Филос. об-ва. 2001. № 1.

14. Соловьев B.C. Духовные основы жизни // Соловьев B.C. Соч.: В 8 т. СПб., Б/г.

15. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

16.Шаламов Варлам. Колымские рассказы. М., 1992.

Поступила в редакцию 17.12.2003.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ'

Е.В. Романенко, В.М. Передков

«В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, об их реализации, об их различии и взаимности. Это - тема об ожидающей нас судьбе. А ничто не волнует так человека, как судьба его», - предупреждая и вопрошая, пророчествуя и взывая, - звучит голос одного из ярких представителей русской религиозно-идеалистической философии конца XIX - первой половины XX века Н.А. Бердяева со страниц его книги «Смысл истории» (Берлин, 1923).

На протяжении всего XX столетия и в начале XXI века тема о судьбах культуры продолжает оставаться одной из острейших и требующих особого внимания. Человек не рождается наделенным исторической памятью. Все это воплощено не в нем, как индивидууме, и не в его природных задатках, а в окружающем его мире, в творениях человеческой культуры. Но отношение человека к миру, особенно в юном возрасте, не может зависеть от него самого, а определяется историческими, социальными условиями, в которых он живет.

В сложившейся современной ситуации, когда происходит разрушение нравственных устоев, подмена и смещение понятий духовных и общечеловеческих ценностей, представляется необходимым разработать социокультурными институтами специализиро-

ванные программы, направленные на восполнение утраченных приоритетов, воспитание и обучение. Сложившаяся в культуре нового времени система образования нацелена, прежде всего, на обучение, а не на воспитание. Поэтому необходимо говорить о создании новой системы, в которой пути взаимодействия институтов образования с центрами культуры, досуга и искусства были бы способны скоординировать и объектизи-ровать новые цели и задачи образования. Одним из таких культурных центров, бесспорно, является музей, как исторически обусловленный многофункциональный институт, хранитель исторической памяти, культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, предназначенный для накопления и распространения информации. Сегодня формируется новая образовательная концепция отечественного музея, основанная на теории коммуникации. Основой культурно-образовательной деятельности становится аксилогическая концепция, согласно которой у посетителя формируется ценностное отношение к культурно-историческому наследию.

Возникновение потребности в интеграции музееведения с другими научными дисциплинами было продиктовано изменением и самого отношения к аудитории, которая начинает восприниматься не как объект, который нужно только обучать и воспитывать,

* Тема поддержана Российским i-уманитарным научным фондом в 2003 г., проект №03-06-00070а.

а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде. Таким образом, аудитория перестает рассматриваться как некое количество абстрактных посетителей и достаточно строго дифференцируется по возрастным, образовательным и другим признакам. Наиболее активно стало развиваться так называемое детское и юношеское направление в музейной деятельности. Этому призвана способствовать, прежде всего, такая дисциплина, как Музейная педагогика, изучающая не только закономерности, принципы, методы и формы воздействия музеев на посетителя, процесс обучения и воспитания музейными средствами, но и направленная на развитие потребности молодых людей в более глубоком изучении, постижении и усвоении ими ценностей своей «малой родины». Вследствие чего обозначилась потребность в появлении особого типа специалистов - музейного педагога, способного освоить музейное пространство в его педагогическом аспекте, оценить результативность уже апробированных или новых форм в работе с молодежной аудиторией.

Основополагающие идеи музейной педагогики были заложены еще в рамках единой Германии на рубеже Х1Х-ХХ веков и были связаны с именами целого ряда немецких просветителей и музейных деятелей, таких как А. Лихтварк, Г. Кершенштейнер, Г. Френ-денталь и А. Рейхвейн.

На конференции в Мангейме (1913), в докладе директора Гамбургской картинной галереи А. Лихтварка, музей впервые был осознан как образовательное и воспитательное учреждение, а Г. Кершенштейнером были расставлены акценты на особом значении музейной экспозиции, которая способствовала бы наглядности обучения, одновременно пробуждая активность посетителя в процессе восприятия материала. Благодаря трудам и деятельности названных ученых, их идеи были подхвачены и развиты в 1930-1940 годах Г. Фрейденталем, занимавшимся проблемами взаимодействия музея и школы, и А. Рейхвейпом, предложившим создание для детей ряда специализированных музеев-мастерских. где ребенок мог получить возможность для самостоятельной творческой работы. Следующий этап становления му-

зейной педагогики приходится на 1960-1970-е годы в связи с созданием Рабочей группы музейной педагогики (1963).

Методы и приемы, которые впоследствии получили название «музейная педагогика», использовались и в Советской России создателями первых детских музеев (1920-е гг.)

Н.Д. Бартрамом, Я.П. Мексиным, А.У. Зе-ленко. К сожалению, по прошествию нескольких лет. успешные начинания этих подвижников были благополучно забыты, тогда как в Германии активно и успешно продолжали работать хорошо зарекомендовавшие себя методики музейной педагогики.

О необходимости создания новой научной дисциплины в нашей стране одним из первых заявил известный музеевед А.М. Разгон (1970). Перенесение термина «музейная педагог ика» на отечественную почву не случайно, потому что возникла потребность в формировании теории культурно-образовательной деятельности музея, теории, в которой бы практика увидела свое отражение и получила новый импульс для развития. Таким образом, явившись на свет как обозначение культурно-образовательной работы, музейная педагогика эволюционировала до названия научной дисциплины.

К числу наиболее значимых вопросов, которые разрабатывает музейная педагогика, относится и проблема формирования у посетителя музейной культуры. Понятие «музейная культура» определяет уровень подготовленности к восприятию музейной информации, умение человека оценивать предметы музейного значения, их уникальность с точки зрения историко-культурного наследия.

Взаимодействие музеев с образовательными учреждениями позволит использовать накопленный опыт в разработке теоретических и формировании методологических подходов, так как образовательная функция музейной педагогики способна свободно реализовываться в ходе музейных посещений, путем расширения знаний и подготовленности аудитории. Нам хорошо известно, что профилирование и узкая специализация приводят к обособлению отраслей знаний и ослаблению связей между ними, но ни одна отрасль в действительности не является по-настоящему автономной в силу процесса взаимообогащения. Поэтому мы понимаем

необходимость привлечения студенческой аудитории как равноправного участника коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде. В этой связи, мы считаем важным создание так называемых интенциональных авторских программ, экскурсий, мероприятий, направленных и ориентированных на восприятие предложенной темы различными по уровню подготовленности и совокупности знаний школьной или студенческой аудиториями. Как правило, такие программы создаются научными сотрудниками музея, имеющими большой опыт работы с посетителями и обладающими глубокими знаниями по исследуемой теме. Таким образом, авторские наработки приобретают направленное адресное звучание, повышающее коммуникативность восприятия предложенной темы. Авторская интонация, воплощенная в лекции, экскурсии или мероприятия находят отзыв у слушателя, как - понимание события, сопереживание той или иной теме. Наш педагогический опыт свидетельствует о том, что музейная педагогика оказывается высоко эффективным воспитательным средством в том случае, если она сочетается с традиционными формами обучения - лекциями и практическими занятиями, ориентированными на изучение истории отечественной культуры в органической связи с историей культуры Тамбовского края. Так, создание программы, состоящей из мероприятий и лекций о Пушкине и Боратынском - «Тамбовская тропинка к Пушкину», «Звезда разрозненной плеяды». «Роковая звезда» - предполагают местом своего проведения экспозиционные залы, в которых предметная среда, являющаяся необходимой вспомогательной компонентой, стимулирует эмоциональное восприятие. Обязательное использование музыкальных произведений в рамках одного из перечисленных мероприятий обладает направленным действием, способствующим получению дополнительной информации и знаний о культуре этого периода, равно как и цитирование произведений, отрывков из писем поэтов, их родственников и друзей, воссоздают неповторимую атмосферу литературных салонов первой половины - середины XIX века.

Условием успешного решения региональных образовательных задач является

создание у школьников и студентов заинтересованности в посещении музея. Этому будет способствовать и организация на базе музея видеолектория «Музеум», концепция которого предполагает реализацию одновременно нескольких программ по различным направлениям и областям знаний, а также развлекательно-познавательного характера. Музей располагает всем необходимым для

ЛПГЧI НЛО! Ши Л'ГАи ПО^АТЧ I £\ГЧ П 1 гнии 1ЛЛ1 I

I V» риии I 1Л ич/;! иш ГI 1»! IV 1 д

цертно-выставочным залом (250 мест), ви-деотехническими средствами и, конечно, квалифицированными кадрами. Отчасти, программа видеолекгория «Музеум» будет иметь целью некоторую компенсацию знаний по предметам, не включенным в школьный курс. Предложенные к просмотру фильмы и комментарии специалистов, несомненно, обогатят и дополнят лекции по истории и краеведению, биологии, зоологии, экологии и т. д. Особое внимание будет уделено составлению программы о русской и мировой культуре.

В настоящее время Тамбовским областным краеведческим музеем (ТОКМ) разработаны такие дифференциально-ориентированные программы, в которых использование предметов музейного фонда, аудио и видео технических средств стали неотъемлемой частью («Здравствуй, музей», «Бенефис музейных предметов», «Русские обычаи, обряды, праздники»). Они знакомят и школьников, и студентов не только с темой, но и предметами фондовых коллекций - естественнонаучной, этнографической, декоративно-прикладного искусства. Опыт проведения музейных экскурсий свидетельствует о том, что наша молодежная аудитории, как правило, плохо знакома со спецификой работы музеев. Далеко не все посетители знают, что в экспозиционных запах представлена лишь небольшая часть всех хранимых ценностей, имеют весьма слабое представление о своеобразии музейных экспозиций, их отличии от витрин магазинов и т. д. Поэтому, создавая программы образовательной и культурологической направленности, одной из вводных тем является тема о музее, его истории, особенностях экспозиций, о составе фондовых коллекций. Другим, не менее важным, на наш взгляд, психолого-педагогическим условием формирования познавательной ус-

тановки на углубленное изучение музейной экспозиции является демонстрация во время проведения лекций, экскурсий, мероприятий предметов фондовых коллекций (вне витрин). Подобное «общение с экспонатом» способствуег развитию внимания, личной культуры восприятия, накоплению эстетического опыта, умению дискутировать и свободно обмениваться полученной информа-

IТГЮ N Т 01/Л0 ППИГПОПЮИГЮ »' Т1»«п Т1ЛРЧ ПП/УГ

МПЧ-11. 1 I 1|УШ IV дпили! л ди^1

больше положительных результатов, нежели проведенная моноэкскурсия с последующим обязательным окончанием «Какие будут вопросы?». Как показывает практика, таковые, за редким исключением, отсутствуют. В том случае, когда проводятся тематические занятия с подготовленной аудиторией, имеющей хотя бы начальный запас знаний, экскурсии имеют совершенно иную направленность и эмоциональную окраску, а заявленная тема раскрывается более насыщенно и динамично.

Вопрос о привлекательности посещений музеев молодежной аудиторией на сегодняшний день не является праздным, он продиктован сложившимися историческими условиями нашего социального бытия, в которых работают и развиваются музеи. Поэтому мы уверены, что современному музею необходимо быть технически оснащенным и располагать некоторым количеством компьютеров, предназначенных для «внешних» пользователей, которые при желании смогут познакомиться с виртуальным музеем, экспозициями, наиболее интересными материальными и документальными источниками фондовых коллекций, а также совершить увлекательные экскурсии в крупнейшие музеи нашей страны и мира, природные парки и заповедники.

На ежегодных семинарах, проводимых ТОКМ для сотрудников государственных, муниципальных и ведомственных музеев, одной из дискутируемых тем «круглого стола» всегда является тема взаимодействия му-

зеев с образовательными учреждениями города и области. На проходившем в 2002 году семинаре «Инновационные подходы в организации научно-просветительной работы музея» были озвучены новые формы и методы работы с молодежной аудиторией. Некоторые из прозвучавших докладов, подготовленных сотрудниками музеев, получили высокую оценку профессионалов. Заявленные темы были актуальны, отличались конкрст-ностью в подходе к исследуемой проблеме, удачно найденными формами работы («Инновационные подходы в массовой работе с музейной аудиторией. Формирование исторического сознания», «Музей + Театр: вместе с детьми и для детей. Организация и проведение театрализованных мероприятий в Доме-музее Г.В. Чичерина», «Направления и перспективы развития многоуровневой научно-просветительной работы», «Поиски инновационных форм и методов просветительной деятельности. Из опыта работы музея истории детского движения Тамбовщины»), Семинар подвел некоторые итоги совместной деятельности и наметил дальнейшие пути взаимодействия музеев с образовательными учреждениями, через решение общих для нас вопросов и возможности их реализации.

Не следует думать, что все вопросы могут быть быстро и окончательно разрешены. Они требуют постоянной корректировки «в ногу со временем», теоретических исследований и практических разработок. Но основное, необходимое и полезное для их реализа-циидолжно быть предпринято уже сегодня.

1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Л., 1981.

2. Мазный П.В. Музейная выставка. М., 1997.

3. Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи. Л., 1987.

Поступила в редакцию 15.03.2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.