Научная статья на тему 'Культура в современном мире'

Культура в современном мире Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
11513
741
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И МАССОВАЯ ВИДЫ КУЛЬТУРЫ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА / УНИФИКАЦИЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. / HUMANITARIAN / SCIENTIFIC / TECHNICAL AND POPULAR FORMS OF CULTURE OF POSTINDUSTRIAL SOCIETY / THE UNIFICATION AND GLOBALIZATION OF CULTURE IN THE MODERN WORLD

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бушков Р. А.

В статье рассматриваются особенности функционирования культуры в постиндустриальном обществе и тенденции ее унификации и глобализации в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE IN THE MODERN WORLD

The article deals with the peculiarities of culture in post-industrial society and trends of unification and globalization in the modern world.

Текст научной работы на тему «Культура в современном мире»

НОВЫЙ ПРОЛОНГИРОВАННЫЙ ПРЕПАРАТ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПОСЛЕРОДОВОГО ЭНДОМЕТРИТА У КОРОВ

Бледных Л.В.

Резюме

Разработан новый способ профилактики послеродоваго эндометрита коров с использованием антисептической губки, позволяющий оптимизировать их репродуктивные функции.

NEW PROLONGED PREPARATIONS FOR PREVENTION OF POSTPARTUM

ENDOMETRITIS IN COWS

Blednikh L.V.

Summary

Uses the antiseptic sponge for the prophylaxis of the postnatal endometritis at cows allows shorten the amount of sick animals and optimize their reproductive function.

УДК 71.0

КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Бушков Р.А.

ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э.Баумана»

Ключевые слова: гуманитарная, научно-техническая и массовая виды культуры постиндустриального общества; унификация и глобализация культуры в современном мире.

Key words: humanitarian, scientific, technical and popular forms of culture of postindustrial society, the unification and globalization of culture in the modern world.

Культура современного общества. Человеческие сообщества, существующие сейчас на Земле, можно условно разделить на три типа -доиндустриальный, который основная часть человечества уже прошла; индустриальный и постиндустриальный, относящиеся к современности.

Переход к постиндустриальному обществу в западном мире начался со второй половины XX века под влиянием научно-технической революции и превращения науки в непосредственную производящую силу. На первом этапе его развития была проведена автоматизация

производственного процесса в промышленности. Затем настало время компьютерной и технологической революций, приведших к осуществлению технологических процессов на молекулярном, атомном и субатомном уровнях, широкому внедрению биологической, мембранной, лазерной и плазменной технологий. Создание компьютерных и информационных сетей привело к информатизации всей системы общественной жизни, породило экранную культуру, потеснившую устную и письменную.

Состояние современной культуры во многом определяется культурой постиндустриального общества. Вследствие научнотехнической, компьютерной и технологической революций современная культура перетерпела фундаментальные изменения. Она начинает существовать как бы в трех измерениях, распадаясь на три основные составляющие - гуманитарную, научно-техническую и массовую.

Гуманитарная культура включает в себя религию, философию, мораль, классическое искусство. Хотя она сохраняется и продолжает развивается, ее влияние в современном обществе падает, особенно среди молодежи, которая воспринимает гуманитарную культуру устаревшей, скучной и трудной, требующей слишком много времени для осмысления и понимания.

Большим престижем в современном обществе пользуется научнотехническая, или так называемая интеллектуальная культура, включающая в себя прежде всего новые течения модернизма и авангардизма в искусстве, непосредственно связанные с наукой, новейшей техникой и технологией, обращенные главным образом к интеллекту, а не чувствам человека. Так, современные течения неомодернизма активно используют в качестве художественных средств фотографию, кино, трафаретную печать и видеотехнику. А основные течения неоавангардизма, прежде всего поп-арт, боди-арт, хэппенинг, инсталляция, исповедуют идею, что «все есть искусство», уравнивая тем самым искусство с обычными вещами. В последнее время в интеллектуальной культуре происходит активный процесс вытеснения неомодернизма постмодернизмом, в котором главным становится не само произведение, а спонтанный процесс его создания. Поэтому художественное значение постмодернизма ставится в зависимость от силы производящего эффекта, способности вызвать шок у зрителя.

В целом, научно - техническая культура, как и гуманитарная, является культурой для ограниченной части общества. Обе они составляют элитарную культуру, нелегкую для восприятия и требующую для своего понимания умственных усилий и достаточной образованности.

Безраздельное господство в современном постиндустриальном обществе имеет массовая культура, замахнувшаяся на культурную «колонизацию» всего мира. Ее возникновение было подготовлено всем

ходом развития западноевропейской цивилизации, прежде всего возникновением в XV веке книгопечатания и появлением в ХУ1-ХУ11 веках газет и журналов, ставших впоследствии важным средством распространения массовой культуры. В XIX веке к ним присоединяются фотография, радио, кинематограф, а в XX веке возникает телевидение, положившее начало новой, телевизионной и экранной, цивилизации.

Массовая культура впервые появилась в США, т.к. будучи не слишком отягощенной историческим и культурным прошлым, эта страна оказалась наиболее восприимчивой к культурным возможностям научнотехнического прогресса. Здесь впервые появилась особая культурная индустрия, производящая и тиражирующая массовую культуру для массового потребления. Характерными чертами массовой культуры стали ее доступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность, ориентация на не развитое сознание людей.

Современная культура в целом основывается на европейской культуре городского типа, сильно потеснившей народную культуру. Корни народной культуры - в деревне, но деревня в современном обществе утрачивает свою независимость от города. Всеобщая грамотность и развитие средств массовой информации приводят сельское население не только к приобщению к современной городской культуре, но и фактически сделали культуру деревни подражательной. Крестьянский фольклор стал сегодня на фоне повальной гонки за новизной реликтом прошлого.

В современном индустриальном и постиндустриальном обществах происходит смещение центра культурного и духовного влияния на людей от школ, вузов, классического искусства и церкви к моде и телевидению, становящимся определяющим ядром культуры и жизни людей, выполняя ту роль, которую раньше играли религия, разум, философия и наука. Практически все сколько-нибудь существенные события современной общественной и культурной жизни принимают форму яркого телешоу.

В целом, современная культура становится все более упрощенной. Хотя внешне культурная жизнь нашего времени изобилует громкими событиями, внутренне она переживает глубокий кризис духовности. Основными его признаками являются девальвация этических и юридических норм в обществе, упадок в области литературы и искусства, подмена образования пустыми знаниями, исчезновение традиционной культуры, духовное обнищание и бескультурье людей, рост суицидов и наркомании. Как отмечал русский культуролог П.А.Сорокин, даже искусство стало сегодня «товаром для массового потребления», «приложением к рекламе», «музеем социальной патологии», поставив в центр своих интересов не Бога и позитивные идеалы, а насильников, убийц и сексуальных маньяков.

Сегодня все больше людей осознают неблагоприятность современной жизни и культуры, ищут выход из этого положения. Такая

озабоченность звучит, к примеру, в манифестах Римского клуба, созданного в 1968 г. крупными учеными, общественными деятелями и бизнесменами многих стран с целью более глубокого уяснения происходящих в современном мире социокультурных процессов и прогнозирования неоднозначных последствий научно-технической революции. В пути преодоления кризисных явлений в современной культуре многие ученые предлагают изменить ориентацию дальнейшего развития науки и техники, отказаться от техногкратической модели развития цивилизации, придать первостепенное значение духовному, моральному совершенствованию человека и разумному ограничению его потребностей, приводящих к загрязнению окружающей среды, истощению энергетических ресурсов и угрозе термоядерного конфликта.

Глобализация современной культуры. Ключевым словом современной культуры является интеграция. Интеграция политической, экономической и культурной сфер жизни характерна сегодня для большинства государств мира. На наших глазах происходит расширение контактов между людьми, рост взаимовлияния и сближения народов и стран, становление единого мирового сообщества, формирование универсальных культурных ценностей. В связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию средств массовой информации и коммуникации происходящие на Земле интеграционные процессы обретают планетарный характер.

Ускоряющиеся темпы интеграционных процессов в мире вызывают процессы глобализации. Глобализация в целом означает ускорение интеграции стран и народов в единую мировую систему человечества. Под влиянием глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций происходит процесс слияния национальных экономик в единую экономическую систему. Свидетельством этого стали создание Европейского экономического и валютного союза, Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, Северо-Американской зоны свободной торговли. На базе компьютерных технологий, Интернета, глобального телевидения происходит единение общемирового информационного пространства. Сегодня все совершающееся на другом краю планеты становится известно уже через несколько минут. Стираются региональные отличия в ощущении восприятия времени, нарастает глобальная одновременность событий. Широкое распространение получают унифицированные жизненные стандарты, воспринимающиеся людьми как оптимальные и наиболее эффективные. В первую очередь это касается туризма, спорта, искусства, науки, бытовых удобств, развлечений, товаров повседневного использования. Гонка за унифицированными потребительскими стандартами превратилась в одну из ведущих социально - политических тенденций современного общества. Одновременно происходит возникновение нового образа жизни и новых форм

повседневной культуры, стирающих границы между своей и чужой культурой. Смесь различных культур в повседневной жизни людей становится характерной чертой для целых обществ.

Происходящие процессы глобализации приводят к необходимости создания единого правого пространства, однородного политического правления и универсализации демократических ценностей в мире.

Если принять, что основу жизни современного общества составляют наука, техника и технологии, то на наших глазах происходит ускоренное становление общей мировой цивилизации. Она действительно является единой и универсальной, поскольку нет национальной математики, химии, физики и науки в целом как системы знаний о мире. Они - универсальны, и в этом плане Япония мало чем отличается от Европы, а Россия - от США. В большинстве школ мира изучаются одинаковые предметы, в них обязательно преподаются иностранные языки, облегчающие общение между людьми. Космические спутники и современные средства связи позволяют людям получать информацию из всех регионов мира. Большую роль в этом играет Интернет, обеспечивая включение стран, народов в единую коммуникационную систему. У человека появляется ощущение мира как единого целого.

Возникающее впервые в истории культурное единство человечества изменяет механизмы, определяющие судьбу отдельных культур и цивилизаций. В наше время как никогда стало очевидно, что культура любого народа или страны, не находящаяся в контакте с другими культурами и не испытывающая их влияния, неминуемо обречена на отставание от темпов мирового культурного развития. Сегодня ни один народ и никакая страна уже не могут развивать свою культуру независимым путем, вне единой мировой культуры человечества. Наступила новая эра, в которой на авансцену всемирной истории выходит многомерный диалог культур разных стран и народов.

Однако, современные процессы глобализации в мире не происходят однозначно гладко, без проблем. Дело в том, что глобальные экономические, политические, правовые, технологические,

интеграционные процессы одновременно вызывают изменение жизненного уклада, традиций и культур целых народов и стран, вынуждая их к пересмотру и даже отказу от некоторых этнических и национальных ценностей. Это особенно наглядно проявляется в сужении сферы функционирования национального языка и распространения английского языка, которым сегодня пользуются около 1,5 млрд. людей в мире. Английский язык превратился в основной язык современной науки и технологии на всей планете. Не случайно 90 процентов информации, хранящейся во всемирной компьютерной сети, - на английском языке. Между тем язык любого народа - это не только средство коммуникации, без нее нет национальности. Поэтому национальным сознанием родной

язык воспринимается как живой организм, требующий бережного отношения и заботы. Так, во Франции в 1994 году был принят даже специальный «Закон об использовании французского языка», запрещающий чрезмерное употребление иностранных терминов и выражений.

Угроза потери культурной самобытности, подчинение национальной культуры западной, ее преобразование по преимуществу навязываемому американскому образцу вызывают враждебное отношение, протесты и даже сопротивление со стороны традиционных обществ, воспринимающих родную культуру моделью образа жизни и формой исторической памяти, а глобализацию - экспансией западной культуры, культурным империализмом и даже новой формой колониализма. В значительной мере наблюдаемый сегодня подъем национальных и религиозных движений в мире является своеобразной реакцией людей на культурное нивелирование, унификацию и глобализацию. Возникло даже движение антиглобалистов, выступающих за интеграцию культуры не сверху по модели мировой элиты, а снизу - альтернативным путем.

Таким образом, глобализация культуры не автоматический процесс, завершающийся бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н.

Солонина и М.С. Кагана. - М.: Высш. шк., 2008. - С. 335-337, 359-361, 368-371, 426-439; 2. Федоров, А.А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь / А.А. Федоров. - М.: Флинта, 2005. - С. 111-114, 127128, 168, 180-181, 185-187, 206-207, 223-225, 269-272; 3. Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие / сост. - А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2007. - С. 333-343, 354-358.

КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Бушков Р. А.

Резюме

В статье рассматриваются особенности функционирования культуры в постиндустриальном обществе и тенденции ее унификации и глобализации в современном мире.

CULTURE IN THE MODERN WORLD

Bushkov R.A.

Summary

The article deals with the peculiarities of culture in post-industrial society and trends of unification and globalization in the modern world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.