Научная статья на тему 'Культура как интегрированное социал ьно-информационное пространство'

Культура как интегрированное социал ьно-информационное пространство Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
151
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СООБЩЕСТВО / CULTURE / INFORMATION / SOCIAL IDENTITY / SOCIO-CULTURAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зыкова Ирина Владимировна

Представлен новый подход к культуре, согласно которому она является трехуровневым систематизированным информационным образованием, существование и развитие которого обеспечивается непрекращающимися процессами социализации и инкультурации членов определенного человеческого сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author introduces an approach to culture as integrated social and information space resulting in a new environment of human life-culture influenced by the integrity of an individual. The integrity manifests itself in human capacity to assimilate the information as cultural heritage of generations and to multiply this legacy. The culture is a three-level systematic and information entity, the constant process of socialization and inculturation of the members in a community supports the existence and development of the culture.

Текст научной работы на тему «Культура как интегрированное социал ьно-информационное пространство»

УДК 008

КУЛЬТУРА КАК ИНТЕГРИРОВАННОЕ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Зыкова Ирина Владимировна, доцент, zykova_iv@mail.ru,

Институт туризма и гостеприизма , филилал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author introduces an approach to culture as integrated social and information space resulting in a new environment of human life—culture influenced by the integrity of an individual. The integrity manifests itself in human capacity to assimilate the information as cultural heritage of generations and to multiply this legacy. The culture is a three-level systematic and information entity, the constant process of socialization and inculturation of the members in a community supports the existence and development of the culture.

Представлен новый подход к культуре, согласно которому она является трехуровневым систематизированным информационным образованием, существование и развитие которого обеспечивается непрекращающимися процессами социализации и инкультурации членов определенного человеческого сообщества.

Key Words: culture, information, social identity, socio-cultural community

Ключевые слова: культура, информация, социальная личность, социокультурное сообщество

Культура рождается и формируется как «новая реальность» человечества в результате антропогенного изменения внешнего мира, в ходе преобразования человеком окружающей природной среды. Человек — создатель или творец культуры, согласно П.А. Сорокину, это «удивительное интегральное существо» [11. С. 135]. По мнению ученого, интегральное существо человека проявляется в его способности отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания. Каналами познания постигаются три наиболее важных формы бытия (или действительности): 1) эмпирически-чувственная форма — постигается с помощью органов чувств, либо инструментов, их дополняющих (разного рода приборов); 2) рациональноумственная форма — постигается главным образом разумом с помощью логических операций; 3) сверхчувственно-сверхрациональная форма — постигается только посредством сверхчувственной и сверхрациональной интуиции или «божественного вдохновения», «вспышки озарения» [11. С. 134]. При интегральном использовании этих трех каналов, утверждает ученый, возможно получение наиболее полной истины бытия (или реаль-

ности) во всех его формах (или аспектах), а также создание суперорганического мира — мира культурного или культуры. По мнению П.А. Сорокина, одним из главных движущих факторов формирования и существования этого культурного мира является интеракция индивидов друг с другом, их социальное взаимодействие [11]. Интегральное существо человека отражается в его социальном развитии, в становлении не только как Homo sapiens — человека разумного, но и как Homo socialis — человека социального.

Интегральный подход к культуре, разрабатываемый П.А. Сорокиным и другими исследователями, позволяет рассмотреть культуру как результат взаимодействующей (или «совокупной») интеллектуальной и социальной эволюции человечества. Подход приобретает особую значимость в контексте современного времени и является с нашей точки зрения весьма перспективным. Интеллектуальносоциальное совершенствование человечества приводит к сбору, постепенному накоплению и обязательной систематизации жизненно важной и социально значимой информации, выступающей не только в качестве главной адаптационно-ориентационной «силы» лю-

дей, но и в качестве сущностного базиса человеческой культуры. Одним из главных достояний любого социального сообщества является информация, полученная и накопленная данным сообществом в процессе интеллектуального освоения им объективной реальности и направленная главным образом на построение этим сообществом своего культурного «поля» бытия.

«Информационный социум», «социальная информация» — взаимосвязанные взаимоо-тражающие понятия, органично сливающиеся в едином понимании культуры как интегрированного социально-информационного пространства. В научной литературе существует несколько десятков определений информации. Диапазон расхождений в позициях довольно широк. К примеру, по мнению А. Моля, «информация есть мера новизны получаемого нами сообщения» [6]. Согласно М. Кастелье, информация есть интегральная часть всякой человеческой деятельности, в связи с этим все процессы индивидуального и коллективного существования человека непосредственно формируются новым технологическим способом [5].

В соответствии с точкой зрения А.В. Ру-нова информацию необходимо рассматривать как определенную сущность деятельности сознания, его функции [10. С. 27]. По мнению Е.П. Тавокина, информация (от латинской основы m->forma-tio) — это «материализованный (в идеале формализованный) результат сознательного или бессознательного отражения субъектом определенных фрагментов реального или идеального мира, предназначенный для восприятия другим(и) субъектом(ами)» [13. С. 9]. А.Д. Урсул считает основными следующие современные значения понятия информации: сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; передача, отражение разнообразия в любых процессах и объектах [14]. А.С. Кармин определяет информацию как меру порядка, противоположность энтропии, которая является мерой беспорядка, дезорганизации, хаотичности [4. С. 734]. А. Прозоров считает, что информа-

ция является мерой организации, присущей материальным объектам. По мнению автора, информация может быть объективной или субъективной. Объективная информация — часть субстанции, неподвластная намерениям человека; она существует независимо от человека и его представления о ней. Субъективная информация — часть субстанции, подвластная человеку: она извлекается из окружающих человека объектов или систем. Субъективной информации не существует без участия субъекта [8]. Последние две позиции имеют непосредственное отношение к активно разрабатываемому в последнее время синергетическому подходу к культуре.

Достижения синергетики оказали существенное влияние на формирование нового понимания культуры, особое место в котором отводится отношениям между порядком и хаосом, между энтропией и информацией, а также понятию сложных систем.

С позиции синергетического подхода культура представляет собой систему, двумя важными аспектами которой (как и любой другой системы) являются: большая размерность пространства и многоуровневая структура. Культура как сложная система обладает неустойчивостью. Как отмечает О.В. Проку-денкова, состояние системы считается устойчивым, если при небольшом отклонении от него система возвращается в исходное положение, а неустойчивым, если отклонение от него со временем растет [9. С. 230].

Культура как сложная система характеризуется многообразием нелинейных процессов. Как любая сложная динамическая система культура в своем развитии проходит так называемые точки бифуркации или поли-фуркации — кризисные моменты, в которых небольшие колебания (флуктуации) могут стать решающими при выборе направления дальнейшего развития. В синергетике, как указывает О.В. Прокуденкова, выделяют катастрофы — резкие изменения поведения системы в ответ на изменение внешних условий. В рамках теории катастроф появился термин «аттрактор», т.е. тенденция структурирования системы, формирования порядка. Противоположная аттрактору тенденция — стремление системы к хаосу — проявляется через «рассеивание» структуры. Как и любой другой сложной системе, культуре также характерны процессы самоорганизации [9. С. 231].

По мнению М.С. Кагана, при рассмотрении такого сложного феномена как культура необходимо применять синергетический подход, т.е. рассматривать ее как процесс, детерминированный изнутри и обусловленный стремлением человека к самостоятельной, свободной, целенаправленной деятельности. Культура является составной частью более широкой системы — бытия вообще, существующего в трех основных взаимосвязанных формах: природа — общество — человек. Культура как порождение человеческой деятельности становится четвертой — интегральной формой бытия, охватывающей все три сферы в равной степени. Таким образом, культура включает в себя три сложных уровня. Культурная динамика, по мнению ученого, соотносится с законами, которые действуют в физических процессах, т.е. переход от одного уровня культурной организации к другому совершается через разрушение сложившегося порядка (энтропии). Затем степень энтропии уменьшается, и на смену предыдущему уровню приходит уровень более совершенного порядка. Следовательно, культура проходит через этапы чередования состояний гармонии и хаоса [2, 3].

Современный взгляд на культуру предполагает, как отмечает О.В. Прокуденкова, что культура — это открытая, сложноорганизованная, саморазвивающаяся система, она развивается в соответствии с общими законами самоорганизации материи, что вынуждает культуру обмениваться энергией (информацией) с окружающей средой [9. С. 232]. Как указывает А.В. Рунов, объективный мир можно рассматривать в качестве совокупности материальных тел, полей и энергии. Их взаимодействие вызывает сигналы — модификации качественного и количественного состава элементов объективного мира. Человек, находясь внутри этого объективного мира и обладая рядом инструментов, может избирательно фиксировать какую-то часть сигналов. Фиксация нужна человеку для ориентации в объективном мире и выбора рационального поведения. Зафиксированные и систематизированные сигналы представляют собой информацию. Перед субъектом встает очередная задача: преобразовать данные информации в знакомые ему понятия, которыми он свободно оперирует в своей мыслительной деятельности. Таким образом расширяются границы познанного, создаются предпосылки к переосмыслению

ранее полученных данных. А.В. Рунов подчеркивает жизнеопределяющую роль информации: информация снижает неопределенность в самосознании и мировосприятии человека, повышает число и связность постигаемых им элементов мира, т.е. является инструментом расширения его когнитивной области. Являясь посредником между субъективным и объективным миром, информация служит фундаментом, базируясь на котором, субъект выбирает способы изменения своего окружения и, соответственно, затрачивает существующие у него материальные и энергетические ресурсы [10. С. 29].

Таким образом, информация раскрывает онтологическую сущность культуры, воздвигаемой в процессе взаимодействия различных социальных личностей, представляющих собой некое единое социокультурное сообщество. Информационная потребность возникает на самых ранних этапах становления человечества как адаптационно-ориентационная и витальная потребность, обеспечивающая видовое выживание человека, следовательно, информация обладает константной для любого социума и человечества в целом важностью.

По мнению Н. Винера, информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств. «Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде.<...> Действенно жить — это значит жить, располагая правильной информацией» [1. С. 31]. Н. Винер считает, что информация связана не только с самой сущностью человеческого существования, но и с процессами социализации человека, жизни человека в обществе, которое, адаптируясь к внешним условиям своего проживания, создает культуру.

Информация — это «продукт» эмоционально-чувственной и интеллектуальной деятельности человека, или, говоря иначе, «продукт» эмоционально-чувственного и интеллектуального опыта познания человеком окружающей его реальности. По мнению Н. Винера, человек погружен в мир, который он воспринимает органами чувств. Получаемая информация координируется мозгом и нервной системой, пока после соответствую-

щего процесса накопления, сличения и отбора она не поступает в эффекторы, обычно в мышцы. Они в свою очередь воздействуют на внешний мир, а также взаимодействуют с центральной нервной системой через рецепторы, такие, например, как чувствительные окончания мышц и сухожилий, а получаемая последними информация присоединяется к уже накопленному запасу информации, оказывая влияние на будущее действие [1].

Приведенное описание получения, сбора, обработки и накопления информации вполне допустимо, на наш взгляд, для выявления общих принципов построения культуры как интегрированного социально-информационного пространства, определенным образом систематизированного и структурированного.

Итак, ретроспектива эмоционально-чувственного и интеллектуального развития человечества позволяет проследить (или восстановить) путь его социокультурного развития, основанного на постепенном сборе, системной обработке и «структурированном» накоплении информации. В результате культура может быть представлена как несколькоуров-невое систематизированное информационное образование.

Развитие эмоционально-чувственной сферы знаменует собой начало эволюционного развития человечества. Человек, вступая во взаимодействие с окружающей его реальностью, начинает постигать ее в первую очередь посредством органов чувств. В результате формируются базовые явления человеческой психики — эмоции и чувства, представляющие собой одни из главных «механизмов» ориентации человека в среде своего обитания и регуляции своего поведения и жизнедеятельности, открывают перед человеком возможность эмоционально-чувственного переживания мира. Постигая и усваивая множественные «элементы», составляющие окружающую действительность эмоционально и чувственно, человек приобретает жизненно важный и жизненно необходимый для него опыт — опыт эмоционально-чувственный. Эмоциональночувственный опыт представляет собой первичный опыт познания человеком внешнего мира.

На основе эмоционально-чувственного опыта или благодаря ему происходит сбор и накопление так называемой первичной эмоционально-чувственной информации.

Она становится первым действенным «средством» в борьбе человека за выживание, в процессах адаптации человека к среде своего существования, а следовательно, становится и источником культурного формирования.

Со временем эмоционально-чувственное эволюционирование человеческой психики способствует существенному расширению эмоционально-чувственной сферы, появлению новых эмоций и чувств, их усложнению и образованию ими сложных эмоциональночувственных комплексов, что в результате приводит не только к значительному углублению эмоционально-чувственного опыта, но и к качественно новым «формам» переживания мира — к душевному и эстетическому переживанию окружающей человека реальности. На основе душевного и эстетического переживания мира постепенно формируется и накапливается душевный (или нравственный) и эстетический опыт человечества как источник качественно новой информации — информации этической и эстетической, соответственно.

Таким образом, совокупность всей накопленной веками эмоционально-чувственной информации, выступающей в качестве первоосновы социокультурного развития, информации этической и информации эстетической, являющихся двумя наивысшими разновидностями эмоционально-чувственной информации, представляют собой первый системный уровень культуры. Этот первый системный уровень культуры мы называем духовной базой (или духовным основанием) культуры.

Постоянно сталкиваясь с явлениями окружающего мира, человек испытывает не только определенные эмоции и чувства по отношению к ним, но и осмысливает их. Эмоции и чувства, с одной стороны, и интеллект, с другой, — это не только два разных (но тесно взаимосвязанных) «способа» постижения человеком мира, но и два разных (хотя взаимообусловленных) этапа в построении единого систематизированного информационного пространства — культуры. Благодаря эмоциям и чувствам происходит сбор и первичная обработка информации о мире и человеке в мире. Следовательно, приобретение эмоциональночувственного опыта — это этап сбора и начальной (или предварительной) организации информации.

Дальнейшая всесторонняя систематизация информации и построение целостной информационной структуры происходит благодаря работе человеческого интеллекта. Формирование и накопление интеллектуального опыта представляет собой процесс системной обработки и системного упорядочивания полученного на этапе эмоционально-чувственного постижения человеком мира всего информационного массива.

Первичной «формой» систематизации полученной и накопленной эмоциональночувственной информации является архети-пическое осмысление мира. Архетипическое осмысление мира представляет собой первичную систематизацию человеческих знаний и опыта, это так называемая первая — архаичная (или первобытная) — «систематизирующая сетка», наложенная человеческим интеллектом на мир, благодаря чему мир приобретает первичную упорядоченную форму. Архетипи-ческое осмысление действительности — это первая и довольно успешная попытка человека интеллектуально постичь и интеллектуальнорезультативно справиться с тем огромным объемом беспрерывно поступающих извне «хаотичных» данных о мире, мысленно эти данные упорядочивая, формируя на их основе свой первичный и крайне необходимый интеллектуальный опыт и получая благодаря этому опыту жизненно важную и социально значимую информацию. Получаемая при ар-хетипическом осмыслении мира информация называется соответственно архетипической.

По мере накопления и расширения интеллектуального опыта человечества в процессе постижения им мира постепенно формируются и более развитые «формы» систематизации поступающих извне данных о внешней реальности и разнообразных элементах ее составляющих. Этими «формами» являются: мифологическое осмысление, религиозное осмысление, философское осмысление и научное осмысление. Каждое осмысление характеризуется информационным обновлением, в результате которого появляются такие типы жизненно важной и социально значимой информации, как мифологическая, религиозная, философская и научная информация, соответственно.

Совокупность всей накопленной человеческим сообществом интеллектуальной информации, представленной такими своими

разновидностями как информация архетипи-ческая, мифологическая, религиозная, философская и научная, представляет собой второй системный уровень культуры. Этот второй системный уровень культуры мы называем ментальной базой (или ментальным основанием) культуры.

Становление и развитие культуры обусловлено не только сбором и обработкой разного рода информации, но и выработкой оптимальных средств ее долгосрочного хранения главным образом с целью последующего воспроизведения в процессе как непосредственной ее передачи (от человека к человеку в режиме реального времени), так и межпоколен-ной трансляции, а также с целью применения для разнообразных социальных нужд. Как указывает А.Д. Урсул, передача информации от человека к человеку происходит благодаря ее кодированию, т.е. опредмечиванию [14].

В связи с этим человеком создаются разнообразные материальные объекты — носители информации. К таким информационным носителям относятся различные артефакты (например, одежда, посуда, предметы искусства), а также различные знаково-символические комплексы, среди которых особой значимостью обладают естественные языки. Совокупность всех когда-либо созданных и существующих материальных объектов как носителей жизненно важной и социально значимой информации представляет собой третий системный уровень культуры. Этот третий системный уровень культуры мы называем материальнознаковой базой (или материально-знаковым основанием) культуры.

Таким образом, культура — это трехуровневое систематизированное информационное пространство. Однако чем обеспечивается ее временная устойчивость (или «жизненная стойкость»)? Каковы механизмы передачи накопленного духовно-ментального богатства как культурного наследия?

Воспроизводство культуры, или трансмиссия, т.е. межпоколенная трансляция культуры, как отмечает О.В. Прокуденкова, происходит посредством социализации и инкультурации молодого поколения [9. С. 234], освоения им не только всего уже накопленного информационного ресурса, но и пополнение этого ресурса новой информацией за счет приобретения нового чувственно-интеллектуального опыта. Таким образом, социальные личности

как представители определенных социальных сообществ, обладающих конкретными социальным устройством и социальной структурой, включающей разнообразные социальные институты, социальные организации и т.д., являются не только главными факторами аккумуляции культурного опыта и культурной трансмиссии, но и основной движущей силой культурного развития.

По мнению П.Б. Струве, культура существует в личности и личностью. «Но в то же самое время каждая новая личность, рождаясь в данной культуре и живя ею все-таки как личность, и противостоит ей. Для каждой данной личности культура есть нечто объективное, вне ее данное, из чего она черпает, что она оценивает и критикует» [12]. С точки зрения П.А. Сорокина, одной из главных составляющих культурного мира является личностная составляющая, благодаря которой «культурный мир вырос до такой степени по своей динамической и творческой силе, что использовал в значительной мере неорганические и органические силы, подчинил их себе, сильно изменив поверхность всей земли и простирает свою власть далеко за границы нашей земли в космос» [11. С. 136].

Таким образом, жизнь любого индивида начинается в условиях социальной и культурной жизни, которые складываются до его рождения. С другой стороны, как указывает Г.В. Осипов, человек в процессе социализации, не растворяется в социальной среде, а становится автономной единицей этой среды, способной продуцировать условия и обстоятельства как своей собственной, так и социальной (или общественной) жизни в целом [7. С. 330]. Процесс социализации индивида предполагает не только приобщение к культуре, созданной социумом, членом которого он является, воспроизведение накопленного социокультурного опыта, усвоение существующих социокультурных установок, но и внесение посредством своей деятельности, посред-

ством своего собственного индивидуального чувственно-интеллектуального опыта определенного вклада в формирование и развитие этой культуры, заключающихся в увеличении ее информационной мощи. Каждый человек, отмечает А.С. Кармин, является источником и приемником информации, способным генерировать, передавать, хранить, отбирать и целесообразно использовать ее. «Но так как эта информация кодируется внешними по отношению к его телу структурами, она получает самостоятельное существование и может сохраняться в культуре после его смерти». Накопленная предшествующими поколениями информация не исчезает вместе с ними, а сохраняется в культуре, и каждое новое поколение умножает ее. Благодаря этому в социуме становится возможным ускоренный рост объема информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа. Такой рост является фактором, обуславливающим развитие общества и, соответственно его культуры: «Когда останавливается рост объема используемой им информации, оно (это общество) застывает и обрекается на вымирание», а вместе с ним обрекается на вымирание и его культура [4. С. 735—736].

Таким образом, уровень жизни и эволюционирование любого человеческого общества как совокупности социальных личностей обусловлены, прежде всего, объемом приобретенного им опыта в чувственно-интеллектуальном познании реальности и количеством накопленной в этом опыте жизненно важной и социально значимой информации. Информационная среда в человеческом обществе и есть культура (по А.С. Кармину) как «новый класс реальности человека», его «суперорганическая вселенная» (по П.А. Сорокину). Социальное и информационное — это две взаимодействующих «стихии», интеграция «сил» которых приводит к порождению и дальнейшему прогрессивному развитию особого пространства человеческого бытия — культуры.

Литература

1. ВинерН. Кибернетика и общество. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. 200 с.

2. КаганМ.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.

3. Каган М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб.: Наука, 1998. С. 201—219.

4. Кармин А.С. Культурология. СПб.: Лань, 2006. 928 с.

5. КастельеМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 478 с.

6. Моль А. Социодинамика культуры // Культурология: Классические труды. М.: Нексмедиа, 2007.

7. ОсиповГ.В. Социология и социальное мифотворчество. М.: Норма, 2002. 656 с.

8. Прозоров А. В поисках определения термина «информация». М., 2003. (http://vusnet.ru/biblio/archive/ prosorov_mformatюn)

9. Прокуденкова О.В. Социокультурная динамика // Теория культуры. СПб.: Питер, 2008. С. 219—237.

10. Рунов А.В. Социальная информатика. М.: КНОрУС, 2009. 428 с.

11. Сорокин П.А. Моя философия — интегрализм // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 134--139.

12. Струве П.Б. Избранные сочинения // Культурология: Классические труды. М.: Нексмедиа, 2007.

13. Тавокин Е.П. Информация как научная категория // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 3--10.

14. Урсул А.Д. Информатика, кибернетика, интеллект. Философские очерки. Кишинев: Штиица, 1989. 296 с.

УДК 316.334.22

современная молодежь на рынке трудА: гендерные аспекты проблемы

Явон Снежана Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, kaf_st@tolgas.ru ГОУВПО Поволжский государственный университет сервиса (г. Тольятти)

The author analyzes the employment expectations of young people based on the results from the sociological research: Youth in Modern Society (Tolyatti 2002) and Place and Role of Youth in Contemporary Society (Ulyanovsk, Tolyatti, the rural settlements of the Volga Federal District--the Ulyanovsk and Samara region 2009). The study of setting personal agenda, objectives, andfunds available is a starting point for assessment of young people, their decision making process and life strategies.

Анализируются жизненные ориентации молодежи в трудовой сфере на основе социологических исследований «Молодежь в современном обществе» (2002 год; г.о. Тольятти) и «Место и роль молодежи в современном обществе» (2009 год; г.о. Ульяновск, г.о. Тольятти, населенные пункты сельского типа Приволжского федерального округа — Ульяновской и Самарской области). Соотнесение планов на ближайшее будущее с поставленными целями и выбранными средствами достижения дает возможность оценить, какую жизненную стратегию выбирают молодые люди для решения возникающих проблем.

Key Words: youth profile, employment, life priorities, career planning, job motivation, gender, employment values

Ключевые слова: молодежные проблемы, жизненные ориентации, планы на ближайшее будущее, мотивы трудовой деятельности, гендерное измерение ценностей относительно занятости

Трудовая сфера в большинстве случаев является ведущей в процессе самореализации человека. Высокая степень интеграции профессионального самоопределения в социальный спектр отношений придает данному процессу особую значимость в контексте современных преобразований. Рынок труда молодежи можно рассматривать как самостоятельный, целостный сегмент общего рынка труда, выделяемого на основе функционирования в обществе молодежи как особой социальнодемографической группы, обладающей собственными потребностями и интересами и

занимающей специфическое место в системе воспроизводства и развития трудовых отношений [1, 2, 3, 4, 5].

Тенденции жизненных ориентаций молодежи в трудовой сфере можно проанализировать по результатам исследований, проведенных автором статьи: «Молодежь в современном обществе» — 2002 год; г.о. Тольятти; N = 1000 человек 14—30 лет; при отборе использовался метод квотной, маршрутной выборки и целевой аудитории; «Место и роль молодежи в современном обществе» — 2009 год; г.о. Ульяновск, г.о. Тольятти, населен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.