Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности модели организации самостооятельной работы обучающихся (на примере учреждений среднего профессиоанльного образования) в условиях использования современных информационных технологий'

Критерии оценки эффективности модели организации самостооятельной работы обучающихся (на примере учреждений среднего профессиоанльного образования) в условиях использования современных информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНТЕЛЛЕКТ / КРЕАТИВНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SELF-DIRECTED WORK / INTELLECT / CREATIVITY / PERSONS ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева С. А.

В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности модели организации самостоятельной работы студентов средних профессиональных образовательных учреждений на основе использования средств информационных технологий; выделены основные критерии комплексной системы оценивания эффекта от самостоятельной работы; рекомендованы возможные методики выявления и сравнения оцениваемых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRITERIA OF EFFICIENCY ESTIMATION OF SELF-DIRECTED WORK ARRANGMENT ON THE EXAMPLE OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES

This article takes the points of efficiency estimation of self-directed work among the students of secondary professional education institutions using modern information technologies; it marks out the basic criteria of complex system of self-directed work estimation effect; recommends possible methods of revelation end comparison of estimated markers.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности модели организации самостооятельной работы обучающихся (на примере учреждений среднего профессиоанльного образования) в условиях использования современных информационных технологий»

гидность, недостаточная внутренняя мотивированность на обучения. На основании данных факторов была построена программа формирования социально-психологической компетентности сотрудников, используемая в процессе повышения их квалификации.

Общая структура психолого-педагогической программы, направленная на развитие индивидуально-психологических особенностей, необходимых для становления социально-психологической компетентности, включала в себя пять основных этапа. На первый - организационный этап. На втором этапе проводилась работа, направленная на развитие способности к саморегуляции эмоциональной сферы у сотрудников уголовно-исполнительной системы. На третьем - выполнялась работа, направленная на развитие и совершенствование способности сотрудника понимать эмоциональное состояние людей и прогнозировать их поведение. Четвёртый этап работы был направлен на развитие уверенного поведения у сотрудников, которое во многом определяет эффективность их деятельности. Целью пятого этапа работы являлось обучение методам оказания влияния на людей. Умение управлять, убеждать, воздействовать на людей во многом определяет эффективность деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Вторичная диагностика позволила выявить положительную динамику по следующим методикам:

1. «Помехи» в установлении эмоциональных контактов, по шкалам: «Неумение управлять эмоциями, дозировать их», «Неадекватность проявления эмоций», «Негибкость, невыразительность, неразвитость эмоций» и общему результату (pd”0,05). Сравнительный анализ средних значений показал снижение показателей по данным шкалам у испытуемых экспериментальной группы.

2. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина). На различных этапах психологического воздействия характеристики членов экспериментальной группы различаются между собой на уровне статистической значимости (pd”0,05) по шкалам: «Взгляд на природу человека», «Ценности», «Гибкость в общении», «Контактность», «Высокая потребность в познании». Средние показатели по данным шкалам в результате психологического воздействия повысились.

3. Определения саморегуляции (В.И. Моросанова). В результате психологического воздействия у членов экспериментальной группы произошли изменения показателей по шкалам «Гибкость» и «Самостоятельность» (pd”0,05). Сравнительный анализ средних значений выявил повышение показателей по данным шкалам.

4. «Стратегии и модели преодолевающего поведения» (SACS). Анализ полученных результатов показал, что участие в программе психологического сопровождения привело к возрастанию предпочтения такой стратегии поведения в стрессовой

ситуации, как ассертивные действия ^”0,05). Снизилась готовность участников к применению таких стратегий поведения, как асоциальные ^”0,05), агрессивные действия ^”0,05) и стремление использовать стратегию избегания ^”0,01).

5. Опросник направленности учебной мотивации. В результате психолого-педагогического воздействия произошли не только статистически значимые изменения по данной методике ^”0,01), но и качественные: уровень внутренней мотивации на обучение был средний, стал - высокий.

Так же нами были проанализированы результаты экзаменов по пенитенциарной психологии. Сотрудники, вошедшие в экспериментальную группу, сдали экзамен лучше ^”0,05). Таким образом, можно говорить, что программа психолого-педаго-гического сопровождения направленная на формирования у сотрудников УИС их СПК, способствует улучшению усвоения теоретических знаний по пенитенциарной психологии.

Анализ результатов исследования проведенного с помощью авторской анкеты «Степень удовлетворенности занятиями по психологии», показал, что разработанная нами программа по сравнению с традиционными способами обучения пенитенциарной психологии, более способствует эффективному получению практических знаний ^”0,05), готовности применять их на практике ^”0,05), развитию индивидуальных способностей ^”0,01), позволяет более эффективно формировать у слушателей потребность в дальнейшем самосовершенствовании ^”0,05). Общая удовлетворенность такой формой занятия у слушателей статистически выше ^”0,05).

Таким образом, применение разработанной нами программы привело к нивелированию предпочтения таких копинг стратегий, как избегание, склонность к асоциальным, агрессивным действиям и выбору ассертивных моделей поведения, к повышению уровня внутренней мотивации к обучению и более качественному усвоению теоретических знаний по пенитенциарной психологии, повышению степени удовлетворенности образовательными услугами. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенных психологических мероприятий.

Следовательно, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что необходимым психологическим условием формирования социально-психологической компетентности сотрудников уголовно исполнительной системы в процессе повышения квалификации является учет в этом процессе индивидуально-психологических особенностей личности. Педагогическое условие включает в себе целенаправленное использование специально разработанной программы психолого-педа-гогического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы. В целом, результаты экспериментального исследования подтверждают рабочую гипотезу о значимости указанных в исследовании психолого-педагогических условий в формировании СПК.

Библиографический список

1. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловых взаимодействиях. - СПб., 2003.

2. Основы психологии. Практикум / под ред. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д., 1995.

3. Митюрина, Н.Ю. Личность в сфере правоохранительной деятельности: развитие профессионализма. - Саратов, 2002.

4. Астафьева, Н.Е. Стратегия обновления системы повышения квалификации в современных условиях / Н.Е. Астафьева, Г.А. Шешери-

на // Образование и общество. - 2005. - № 2.

Bibliography

1. Sidorenko, E.V. Trening kommunikativnoyj kompetentnosti v delovihkh vzaimodeyjstviyakh. - SPb., 2003.

2. Osnovih psikhologii. Praktikum / pod red. L.D. Stolyarenko. - Rostov n/D., 1995.

3. Mityurina, N.Yu. Lichnostj v sfere pravookhraniteljnoyj deyateljnosti: razvitie professionalizma. - Saratov, 2002.

4. Astafjeva, N.E. Strategiya obnovleniya sistemih povihsheniya kvalifikacii v sovremennihkh usloviyakh / N.E. Astafjeva, G.A. Shesherina // Obrazovanie i obthestvo. - 2005. - № 2.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 37.013 + 377.5

Lebedeva S.A. THE CRITERIA OF EFFICIENCY ESTIMATION OF SELF-DIRECTED WORK ARRANGMENT ON THE EXAMPLE OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES. This article takes the points of efficiency estimation of self-directed work among the students of secondary professional education institutions using modern information technologies; it marks out the basic criteria of complex system of self-directed work estimation effect; recommends possible methods of revelation end comparison of estimated markers.

Key words: self-directed work, intellect, creativity, persons orientation.

С.А. Лебедева, аспирант ГАГУ, преп. ГАГПК, г. Горно-Алтайск, E-mail: swetcka13@mail.ru

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТООЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОАНЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности модели организации самостоятельной работы студентов средних профессиональных образовательных учреждений на основе использования средств информационных технологий; выделены основные критерии комплексной системы оценивания эффекта от самостоятельной работы; рекомендованы возможные методики выявления и сравнения оцениваемых показателей. Ключевые слова: самостоятельная работа, интеллект, креативность, направленность личности.

Актуальность проблемы организации самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования в условиях использования новых информационных технологий обусловлена современными тенденциями развития профессионального образования, повышением требований общества к качеству подготовки будущих специалистов в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Содержание Государственных стандартов среднего профессионального образования требует от студентов целенаправленного формирования их самоорганизации, основ самостоятельности, развития творческих способностей, формирования научного стиля мышления. Несомненно, что самостоятельно приобретенные студентом знания обеспечат ему успех в дальнейшей профессиональной деятельности.

Применение в обучении компетентностного подхода определяет особенности новых технологий оценивания результатов самостоятельной деятельности студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Нами была построена модель организации самостоятельной работы студентов в условиях современных информационных технологий. Для определения эффективности данной модели была разработана система критериев, обеспечивающая разностороннюю оценку развития личности в процессе самостоятельной деятельности студентов средних профессиональных образовательных учреждений. Предлагаемая система включает следующие критерии:

1) знания, умения, навыки в рамках изучаемых дисциплин;

2) личностное развитие;

3) степень достижения результатов обучения.

По первому критерию эффективность организации самостоятельной работы студентов с применением средств информационных технологий оценивалась посредством сравнения уровня знаний, умений и навыков при помощи пятибалльной оценочной шкалы на начало и конец экспериментального периода. В качестве исходного материала выступают оценки студентов по учебным дисциплинам, в т.ч. и за самостоятельные учебные задания. Применение такой оценки не противоречит положениям компетентностного подхода в обучении, а является его составной частью. Считаем целесообразным использовать уже имеющийся опыт оценивания. Кроме того, наше педагогическое исследование имеет характер разработки, опирается на теоретическую модель, является практико-ориентированным, следовательно, по данному показателю достаточно провести сравнительный эксперимент, обработка данных которого может быть ограничена получением простейших количественных соотношений или качественным анализом результатов.

По второму критерию эффективность организации самостоятельной работы студентов оценивается в сфере формирования, развития и закрепления профессионально значимых качеств личности [1]. Для этого используется группа перцептивно-гностических качеств: интеллект, креативность, направленность личности, т.к. специалист среднего звена сегодня должен быть генератором новых идей, уметь управлять процессом постижения нового, обладать творческим мышлением.

Для диагностики интеллекта в менеджменте образования, науки и бизнеса обычно используют следующие методики.

1. Школьный тест умственного развития (ШТУР). Этот тест разработан К.М. Гуревичем и дает возможность определить уровень усвоения индивидом программы средней школы и степень

умения гибко и творчески пользоваться полученными знаниями [2, с. 55-61]. Он используется не только в школе, но и в работе с абитуриентами, а также при отборе сотрудников на конкурсной основе в зависимости от специфики предстоящей деятельности и сложившихся требований к сотруднику в данном учреждении.

2. Методика Г. Айзенка. Данная методика позволяет на основе вербального материала определить уровень умственного развития любого человека и выразить его в баллах [3].

3. Тест Равена. Методика предназначена для изучения логичности мышления с помощью матриц. Результаты измеряются в баллах, а полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента [4].

Сегодня исследования уровня интеллекта дополняются исследованием уровня креативности, который проявляется не только в мышлении, но и в общении, а также в любых видах деятельности. Дело в том, что творческие способности человека далеко не всегда связаны лишь со способностью к обучению,

и, следовательно, не всегда отражаются в тестах интеллекта. Создателем всемирно известных тестов по креативности является П. Торренс [5]. Для диагностики уровня креативности используются два его теста: рисуночный тест на креативность и вербальный тест для исследования уровня креативности [6].

Все поведение личности, отношение к себе, окружающим и работе определяется направленностью личности. Она проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения. Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива, отношение к труду и его результатам, отношение к себе. В соответствии с этим различают направленность на общение и взаимодействие, направленность на дело и его результат, направленность на себя [2, с. 132]. Для определения векторов направленности личности чаще всего используются ориентационные анкеты Б. Басса [7], В. Смейкла, М. Кучеры [8].

По третьему критерию эффективность организации самостоятельной работы студентов в условиях новых информационных технологий оценивается с помощью коэффициента, характеризующего степень развития профессиональных компетенций в сравнении с эталоном [1]. В данной оценке для нашей модели результатом обучения выступают «продукты», созданные студентами в процессе самостоятельной деятельности на основе использования средств информационных технологий. При этом необходимо оценивать «продукты» по трем параметрам: уров-невая характеристика самообразовательной деятельности, оценка развивающей ценности самостоятельных исследовательских работ, оценка использования средств информационных технологий в самостоятельной деятельности. В качестве исходного материала выступали рефераты, доклады, презентации, курсовые работы и проекты, исследовательские работы, дипломные работы и проекты, программные продукты и т.д.

Для осуществления оценки эффективности организации самостоятельной работы студентов средних профессиональных образовательных учреждений с использованием средств современных информационных технологий был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого по предложенным критериям были оценены две группы студентов (контрольная и экспериментальная). В ходе оценки группы сравнивались между собой следующим образом:

1) как независимые выборки по критерию Манна-Уитни до и после проведения эксперимента в целях обнаружения различий по измеряемым признакам [9, с. 29-31];

2) как зависимые выборки по Т-критерию Вилкоксона до и после проведения эксперимента с целью выявления направленности изменений в разных условиях [9, с. 18-20].

Таким образом, эффективность использования современных информационных технологий в организации самостоятельной работы студентов средних профессиональных образовательных учреждений необходимо оценивать комплексно и интегрированно. При этом система оценки может включать оценку знаний, умений и навыков; оценку профессионально значимых лич-

ностных качеств обучаемого; оценку «продуктов», созданных обучаемым в ходе самостоятельной деятельности. В зависимости от содержания и специфики учебной дисциплины (или специальности в целом) «продуктом» деятельности может выступать решенная учебно-исследовательская задача, написанный реферат, доклад, статья, компьютерная программа, техническое изделие и т.д. Важно, чтобы этот «продукт» создавался обучающимися самостоятельно в процессе индивидуальной или групповой деятельности.

Следует учитывать, что любая оценочная деятельность носит субъективный характер, особенно когда оценивается некий результат человеческой деятельности, в частности деятельности обучаемых.

Библиографический список

1. Головко, Т.Г Модель развития информационной компетентности педагога в процессе повышения квалификации // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2006. - №3.

2. Шпалинский, В.В. Психология менеджмента: учеб пособие. - М., 2000.

3. Айзенк, Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. - М., 1994.

4. Тест Равена [Э/р]. - Р/д: azps@azps.ru

5. Torrance, P. Tests of Creative Thinking. - Bensenville IL, 1966.

6. Краткий тест творческого мышления. Институт развития одаренности. - М., 1995.

7. Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1999.

8. Щекин, Г.В. Практическая психология менеджмента. - Киев, 1994.

9. Шелонцев, В.А. Непараметрические методы статистики в педагогическом исследовании: учеб. пособие / В.А. Шелонцев, Л.Н. Шелонце-ва. - Омск, 2009.

Bibliography

1. Golovko, T.G. Modelj razvitiya informacionnoyj kompetentnosti pedagoga v processe povihsheniya kvalifikacii // Gumanitarnihe i socialjno-ehkonomicheskie nauki, 2006. - №3.

2. Shpalinskiyj, V.V. Psikhologiya menedzhmenta: ucheb posobie. - M., 2000.

3. Ayjzenk, G. Uznayj svoyj sobstvennihyj koehfficient intellekta. - M., 1994.

4. Test Ravena [Eh/r]. - R/d: azps@azps.ru

5. Torrance, P. Tests of Creative Thinking. - Bensenville IL, 1966.

6. Kratkiyj test tvorcheskogo mihshleniya. Institut razvitiya odarennosti. - M., 1995.

7. Prakticheskaya psikhodiagnostika / pod red. D.Ya. Rayjgorodskogo. - Samara, 1999.

8. Thekin, G.V. Prakticheskaya psikhologiya menedzhmenta. - Kiev, 1994.

9. Sheloncev, V.A. Neparametricheskie metodih statistiki v pedagogicheskom issledovanii: ucheb. posobie / V.A. Sheloncev, L.N. Shelonceva. -Omsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 371.73

Legenchuk D.V THE INFORMATION APPROACH IN THE METHODOLOGICAL BASIS OF PROCESS OF CONTINUITY OF MULTILEVEL CONTINUOUS FORMATION. In article the unique role of the information approach in modern pedagogics for the concept of successive average and higher vocational training in the conditions of reforming of modern Russian education is considered.

Key words: the information approach, the concept, methodology, continuity, process, principles, system, an education system, the purpose.

Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Курганского государственного университета, г. Курган, E-mail: doc600@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ ОСНОВАНИИ ПРОЦЕССА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МНОГОУРОВНЕВОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается уникальная роль информационного подхода в современной педагогике, и его значение для концепции преемственного среднего и высшего профессионального образования в условиях реформирования современного российского образования.

Ключевые слова: информационный подход, концепция, методология, преемственность, процесс, принципы, система, система образования, цель.

Саморазвитие педагогических систем с необходимостью требует активного функционирования памяти как условия минимизации ошибок самогенерации, а это неизбежно ведет к возникновению информационных процессов. В рамках рассматриваемой нами педагогической системы функции памяти берет на себя система информационного обеспечения процесса преемственности образования, о роли которой будет написано ниже. Сведения, полученные о процессах становления личности на предыдущем этапе, должны накапливаться и передаваться на последующий этап образования, т.к. на основе их соответствия возможно осуществить безболезненную для личности преем-

ственность в развитии и подтолкнуть к саморазвитию и самоуправлению [1, с. 132].

Личность как активно действующий субъект с нормальным распределением потенциальных способностей может актуально реализоваться в зависимости от требований той социальной системы, в которой она развивается. Другими словами, человек - личность как субъект с бесконечным числом степеней свободы выступает как нечто потенциальное. Но человек есть подсистема другой системы. Педагогическая система в зависимости от своих требований актуализирует и реализует лишь часть степеней свободы человека, то есть, как бы специализирует его на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.