Научная статья на тему 'Информационный подход в методологическом основании процесса преемственности многоуровневого непрерывного образования'

Информационный подход в методологическом основании процесса преемственности многоуровневого непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / КОНЦЕПЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПРОЦЕСС / ПРИНЦИПЫ / СИСТЕМА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛЬ / THE INFORMATION APPROACH / THE CONCEPT / METHODOLOGY / CONTINUITY / PROCESS / PRINCIPLES / SYSTEM / AN EDUCATION SYSTEM / THE PURPOSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легенчук Д. В.

В статье рассматривается уникальная роль информационного подхода в современной педагогике, и его значение для концепции преемственного среднего и высшего профессионального образования в условиях реформирования современного российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION APPROACH IN THE METHODOLOGICAL BASIS OF PROCESS OF CONTINUITY OF MULTILEVEL CONTINUOUS FORMATION

In article the unique role of the information approach in modern pedagogics for the concept of successive average and higher vocational training in the conditions of reforming of modern Russian education is considered.

Текст научной работы на тему «Информационный подход в методологическом основании процесса преемственности многоуровневого непрерывного образования»

1) как независимые выборки по критерию Манна-Уитни до и после проведения эксперимента в целях обнаружения различий по измеряемым признакам [9, с. 29-31];

2) как зависимые выборки по Т-критерию Вилкоксона до и после проведения эксперимента с целью выявления направленности изменений в разных условиях [9, с. 18-20].

Таким образом, эффективность использования современных информационных технологий в организации самостоятельной работы студентов средних профессиональных образовательных учреждений необходимо оценивать комплексно и интегрированно. При этом система оценки может включать оценку знаний, умений и навыков; оценку профессионально значимых лич-

ностных качеств обучаемого; оценку «продуктов», созданных обучаемым в ходе самостоятельной деятельности. В зависимости от содержания и специфики учебной дисциплины (или специальности в целом) «продуктом» деятельности может выступать решенная учебно-исследовательская задача, написанный реферат, доклад, статья, компьютерная программа, техническое изделие и т.д. Важно, чтобы этот «продукт» создавался обучающимися самостоятельно в процессе индивидуальной или групповой деятельности.

Следует учитывать, что любая оценочная деятельность носит субъективный характер, особенно когда оценивается некий результат человеческой деятельности, в частности деятельности обучаемых.

Библиографический список

1. Головко, Т.Г Модель развития информационной компетентности педагога в процессе повышения квалификации // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2006. - №3.

2. Шпалинский, В.В. Психология менеджмента: учеб пособие. - М., 2000.

3. Айзенк, Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. - М., 1994.

4. Тест Равена [Э/р]. - Р/д: azps@azps.ru

5. Torrance, P. Tests of Creative Thinking. - Bensenville IL, 1966.

6. Краткий тест творческого мышления. Институт развития одаренности. - М., 1995.

7. Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1999.

8. Щекин, Г.В. Практическая психология менеджмента. - Киев, 1994.

9. Шелонцев, В.А. Непараметрические методы статистики в педагогическом исследовании: учеб. пособие / В.А. Шелонцев, Л.Н. Шелонце-ва. - Омск, 2009.

Bibliography

1. Golovko, T.G. Modelj razvitiya informacionnoyj kompetentnosti pedagoga v processe povihsheniya kvalifikacii // Gumanitarnihe i socialjno-ehkonomicheskie nauki, 2006. - №3.

2. Shpalinskiyj, V.V. Psikhologiya menedzhmenta: ucheb posobie. - M., 2000.

3. Ayjzenk, G. Uznayj svoyj sobstvennihyj koehfficient intellekta. - M., 1994.

4. Test Ravena [Eh/r]. - R/d: azps@azps.ru

5. Torrance, P. Tests of Creative Thinking. - Bensenville IL, 1966.

6. Kratkiyj test tvorcheskogo mihshleniya. Institut razvitiya odarennosti. - M., 1995.

7. Prakticheskaya psikhodiagnostika / pod red. D.Ya. Rayjgorodskogo. - Samara, 1999.

8. Thekin, G.V. Prakticheskaya psikhologiya menedzhmenta. - Kiev, 1994.

9. Sheloncev, V.A. Neparametricheskie metodih statistiki v pedagogicheskom issledovanii: ucheb. posobie / V.A. Sheloncev, L.N. Shelonceva. -Omsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 371.73

Legenchuk D.V THE INFORMATION APPROACH IN THE METHODOLOGICAL BASIS OF PROCESS OF CONTINUITY OF MULTILEVEL CONTINUOUS FORMATION. In article the unique role of the information approach in modern pedagogics for the concept of successive average and higher vocational training in the conditions of reforming of modern Russian education is considered.

Key words: the information approach, the concept, methodology, continuity, process, principles, system, an education system, the purpose.

Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Курганского государственного университета, г. Курган, E-mail: doc600@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ ОСНОВАНИИ ПРОЦЕССА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МНОГОУРОВНЕВОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается уникальная роль информационного подхода в современной педагогике, и его значение для концепции преемственного среднего и высшего профессионального образования в условиях реформирования современного российского образования.

Ключевые слова: информационный подход, концепция, методология, преемственность, процесс, принципы, система, система образования, цель.

Саморазвитие педагогических систем с необходимостью требует активного функционирования памяти как условия минимизации ошибок самогенерации, а это неизбежно ведет к возникновению информационных процессов. В рамках рассматриваемой нами педагогической системы функции памяти берет на себя система информационного обеспечения процесса преемственности образования, о роли которой будет написано ниже. Сведения, полученные о процессах становления личности на предыдущем этапе, должны накапливаться и передаваться на последующий этап образования, т.к. на основе их соответствия возможно осуществить безболезненную для личности преем-

ственность в развитии и подтолкнуть к саморазвитию и самоуправлению [1, с. 132].

Личность как активно действующий субъект с нормальным распределением потенциальных способностей может актуально реализоваться в зависимости от требований той социальной системы, в которой она развивается. Другими словами, человек - личность как субъект с бесконечным числом степеней свободы выступает как нечто потенциальное. Но человек есть подсистема другой системы. Педагогическая система в зависимости от своих требований актуализирует и реализует лишь часть степеней свободы человека, то есть, как бы специализирует его на

определенный тип деятельности, востребованный в данный момент времени. Законы синергетики содержат в своей основе как необходимость и неизбежность существование нелинейности в самодвижении развивающихся систем и рассматривают так называемые точки бифуркации. Точка бифуркации - это такая точка нелинейности в развитии системы, когда определяющее значение для этой системы начинают играть не законы макрообъектов, а статистические. Теория самоорганизации в этом плане нам указывает, что дальнейшее поведение системы за критической точкой в принципе предсказать невозможно. Этот вид синергетической теории в приложении к педагогической системе позволяет ей выработать новую стратегию относительно безболезненного перехода в новое, востребованное новыми отношениями, качество [2, с. 139].

Используя синергетический подход в качестве методологических оснований, мы предполагаем, что рассматриваемая нами система будет саморазвиваться всеми своими компонентами, в результате чего произойдет единение, усиление (синергетизм) развития системы, следовательно, невозможно будет однозначно предсказать ее последующее существование. Импульс для саморазвития несут все субъекты образовательной системы и ориентируются на социальные условия развития общества в целом [3, с. 89].

Следующим методологическим основанием мы избрали информационный подход, представляющий на сегодняшний день общенаучное средство исследования.

Теория информации была разработана К. Шенноном и У. Уивером как количественная математическая теория. Ими были использованы вероятностно-статистические методы, раскрыт количественный аспект информации, определено понимание ее как снятой сокращающейся неопределенности [4, с. 69].

Вероятностно-статистическая теория информации рассматривается как антипод неопределенности, как преодолеваемая неопределенность.

В рамках математической теории информации наряду со статистическими разрабатываются и другие подходы. Один из них - алгоритмический, предложенный А.Н. Колмогоровым, в основу которого кладется метод универсального программирования. Этот подход позволяет сравнить и оценить широкий класс систем. Семантическая концепция информации рассматривает не только формальные правила, но и смысловую сторону информации, правила отношения знаков к реальным вещам и отношениям, которые эти знаки обозначают.

Ценностный подход к информации устанавливает зависимость между информацией, приемником и целью. Следовательно, ценность информации связывается с ее использованием субъектом для достижения соответствующих целей. Более того, в процессе управления преемственностью данный подход позволяет определить, какие показатели развития и становления личности более значимы, и на них следует опираться как на основные в процессе перехода с одной ступени образования на следующую, а какие показатели могут быть рассмотрены как второстепенные [1, с. 132] .

М.И. Сетров информационные системы относит к числу синергетических процессов. Такой подход особенно важен для образовательных систем. М.И. Сетров выделяет ряд аспектов информационного процесса:

1. Эффект усиления, определяемый наличием свободной энергии воспринимающей системы, критичностью ее состояния относительно внешнего воздействия. Чем больше критичность системы, тем меньше энергия воздействия, требуемая для ее преобразования, тем выше информационная ценность, содержательность такого воздействия.

2. Необходимость качественного соответствия между энергией воздействия и энергией отражения.

З. Связь информационного процесса с процессом отражения и регуляции систем. Важность информации для процесса управления и саморегуляции определяется “усилительным” характером, т.е. в системах реализуется информационное отношение отдельных видов энергии с целью более эффективного воздействия одной подсистемы на другую [5, с. 193].

Педагогический процесс управления преемственностью есть энергетический процесс, в котором мы наблюдаем энергетическое взаимодействие саморегулирующих систем; педагога и обучающихся, социальной среды (информационного поля) и личности обучающего.

Н. Винер рассматривает информацию как результат отражения. Она обозначает содержание, полученное из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Личность формируется в результате общения, взаимодействия с другими людьми. Общение, взаимодействие носит информационный характер: происходит обмен между субъектами информацией, знаниями. В.Г. Афанасьев отмечает, что информация не просто результат отражения, не просто сумма знаний. Она - именно сообщения, сведения, т.е. такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель. Взаимодействуя с потребителем, знания приобретают характер сообщения, ведения, т.е. становятся информацией. Информацию составляет та часть знания, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления, т.е. в целях сохранений и развития системы. Эти знания находятся в постоянном обороте, движении. Информация - это действующая, “работающая” часть отражения, знания [6].

Информация в образовании личности носит системный и селективный характер. Обучение как функциональная система строится в соответствии с целью образования. Ее эффективность зависит не только от циркулирующей информации, но и управления процессом формирования профессиональной направленности личности.

Обучение это информационная структура. Активность является свойством функциональной системы, т.е. обучения. Следовательно, обучение характеризуется как функциональная система преемственности образования, а ее атрибутом является активность субъектов. Сама же активность зависит от уровня организации процессуальной системы [7, с. 133].

Процесс преемственности образования является целостным процессом, он выступает как управляемый процесс. Эффективность его зависит от производства и воспроизводства информации [8, с. 91].

Следовательно, информационные предпосылки заключаются в наличии информационно-образовательного поля, в возникновении потребности в информации, ее использовании для повышения эффективности процесса преемственности. Наряду с информационными предпосылками, современным исследователям необходимо принимать во внимание и саму тенденцию информатизации современной науки, когда постоянно расширяется и совершенствуется информационное и научное пространство, происходит их планомерное и прогнозируемое слияние, перспектива которого, как мне видится, в постепенном сращивании методологии научного исследования с информационным пространством [1; 8].

Однако следует учитывать, что сущностное содержание информационного подхода все - таки находится в некотором методологическом отдалении от процессов информатизации науки и образования. Позитивной стороной развития и реформирования системы образования является плавный переход к новым методологическим основаниям, наряду с совершенствованием традиционных, что сохраняет преемственность современной науки и образования.

Библиографический список

1. Легенчук, Д.В. Теория и практика развития системы профессионального образования на основе преемственности: монография. -Курган, 2008.

2. Сагатовский, В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление // Системные исследования: ежегодник, 1980. - М., 1982.

3. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М., 1974.

4. Леонтьев, А. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

5. Сетров, М.И. Организация биосистем. - Л., 1971.

6. Афанасьев, В.Г. Социальная информация и управление обществом. - М., 1975.

7. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека. - М., 2002.

8. Легенчук, Д.В. Преемственность в системе многоуровневого профессионального образования: монография. - Курган, 2011.

Bibliography

1. Legenchuk, D.V. Teoriya i praktika razvitiya sistemih professionaljnogo obrazovaniya na osnove preemstvennosti: monografiya. - Kurgan, 2008.

2. Sagatovskiyj, V.N. Sistemnaya deyateljnostj i ee filosofskoe osmihslenie // Sistemnihe issledovaniya: ezhegodnik, 1980. - M., 1982.

3. Sadovskiyj, V.N. Osnovaniya obtheyj teorii sistem. Logiko-metodologicheskiyj analiz. - M., 1974.

4. Leontjev, A. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1975.

5. Setrov, M.I. Organizaciya biosistem. - L., 1971.

6. Afanasjev, V.G. Socialjnaya informaciya i upravlenie obthestvom. - M., 1975.

7. Serikov, G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka. - M., 2002.

8. Legenchuk, D.V. Preemstvennostj v sisteme mnogourovnevogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Kurgan, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 371.212:792.8+792.8

Lykova R.R. THE MODEL OF DEVELOPMENT THE PROCESS OF JUNIOR SCHOOLCHILDRENS SOCIALIZATION IN THE CHILDREN'S CHOREOGRAPHIC STUDIO. The article presents a model of development the process of junior schoolchildrens socialization in the children's choreographic studio. The detailed content of each functional units of this model are disclosed. The pedagogical conditions successful functioning of the model is summarized and the results of its implementation in the activity of the choreographic studio are marked out.

Key words: socialization, development model, component socialization, choreographic studio, principles of activity the choreographic studio.

P.P. Лыкова, аспират ЧГАКИ, г. Челябинск, E-mail: sibrima@gmail.com

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ

В статье приводится модель развития процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии. Раскрывается подробное содержание каждого функционального блока данной модели. Резюмируются педагогические условия успешного функционирования модели и выделяются результаты ее внедрения в деятельность хореографической студии.

Ключевые слова: социализация, модель развития, компоненты социализации, хореографическая студия, принципы деятельности хореографической студии.

Проблема социализации детей школьного возраста в связи с внедрением ФгОс широко обсуждается на всех уровнях российского общества. Анализ педагогических исследований показал, что данному вопросу посвящено большое количество работ, как научно-методологического, так и практического характера (Г.М. Андреева, Н.Ф. Голованова, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, И.В. Васильева, Е.Н. Домбровская, М.И. Кириллова, А.Н. Нестеров, Л.В. Лямина, Л.Г. Пак, Н.А. Разина, И.В. Собянина, И.Н. Щугарева и др.) [1-5]. Вместе с тем в них не рассматриваются социализация в системе хореографической деятельности, нет научно-обоснованных рекомендаций создания педагогического обеспечения процесса социализации в детской хореографической студии. Таким образом, основная идея нашего исследования заключается в том, чтобы, не отрицая сложившуюся систему дополнительного образования детей, создать модель, которая позволила бы эффективно способствовать социализации младших школьников в детской хореографической студии.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблемам социализации личности, с ориентацией на возрастные особенности детей младшего школьного возраста и с учетом специфики деятельности хореографической студии, позволили нам рассматривать социализацию, как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация в данном случае характеризуется как процесс активного воспроизводства младшим школьником системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Для эффективного обеспечения социализации детей в хореографическом коллективе, нами была разработана модель социализации младших школьников в детской хореографической студии. В основу ее разработки легли положения деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного, системного подходов. Структурные компоненты предлагаемой модели раскрывают внутреннюю организацию процесса социализации школьников во время осуществления творческой деятельности (цель, задачи, содержание идей, организационных форм,

методов и средств) и отвечают за постоянное взаимодействие между элементами данного процесса. Функциональные компоненты, обусловливая движение, развитие и совершенствование педагогической модели, представляют собой устойчивые базовые связи структурных компонентов.

Выделение элементов структуры и функций модели позволило дать характеристику структурным и функциональным компонентам модели и объединить их в блоки: целевой, содержательно-процессуальный, функциональный, аналитико-результа-тивный (Рис.1).

Целевой компонент складывается, с одной стороны, из государственного заказа и с другой стороны - из достаточного низкого показателя социализации, полученного в ходе диагностики младших школьников, проведенной в детской хореографической студии. В этой связи цель обучения детей в танцевальном коллективе формулируется как: приобщение младших школьников к существующим социо-культурным условиям и их самореализация. Целью модели является социализация младших школьников в детской хореографической студии. Достижение цели обеспечивается решением задач: формирование у обучающихся когнитивного, коммуникативного, мотивационного и поведенческого компонентов социализации в процессе хореографической деятельности.

Содержательно-процессуальный блок модели развития социализации младших школьников в детской хореографической студии представлен совокупностью компонентов социализации и опирается на принципы деятельности хореографической студии. Функцией данного блока выступает выделение видов деятельности младших школьников в хореографической студии, определение технологии социализации.

Одним из главных принципов организации хореографического коллектива Л.Д. Ивлева выделяет добровольность объединения [6]. Вместе с тем, хореографическая студия относится к системе культурно-досуговой деятельности. В своих работах Т. Г. Красильникова и Ю.Д. Киселев указывают на достаточно «широкий веер разнообразных принципиальных подходов к содержанию и организации социально-культурной деятельности» [7,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.