Научная статья на тему 'Критерии оптимального развития познавательной позиции курсантов младших курсов в контексте готовности к выполнению военно-профессиональных обязанностей'

Критерии оптимального развития познавательной позиции курсантов младших курсов в контексте готовности к выполнению военно-профессиональных обязанностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К ВОЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ / ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА И МОТИВАЦИИ / УРОВНИ ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТАЦИИ / АКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ КУРСАНТА / FORMATION OF MOTIVE AND MOTIVATION / LEVEL OF PERSONAL ADAPTATION / ACTIVE EDUCATIONAL POSITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вареев Игорь Михайлович

В статье рассмотрены научные подходы, изучающие познавательную позицию курсантов военных институтов с точки зрения проблемы готовности молодых людей к выполнению военно-профессиональных обязанностей. Критериями измерения познавательной позиции курсантов младших курсов стали: мотивация на овладение военной профессией, мотивационный интерес к профессии; саморегуляция; успеваемость приобретение знаний для решения задач в профессиональной деятельности; волевая организация личности, самоконтроль себя в процессе профессиональной деятельности; дисциплинированность, как оценочная, так и рефлексивная; готовность к профессиональной деятельности. Понятия готовности и общей профориентации к выполнению военно-профессиональных обязанностей тесно связаны с проблематикой социальной адаптации, «самоприспособления» к среде и саморегуляции в ней. Представлены взаимосвязи между показателями уровня познавательной позиции и критериальной оценкой готовности молодых людей к военному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for optimal cognitive development of views in the context of undergraduate cadet's readiness to military profession

This article contains academic approaches and directions from the point of view of readiness of young people to the military profession. The criteria for measuring of the cognitive position of the cadets are the following: motivation to the mastery of military profession, motivational interest in the profession; self-adjustment; educational progress acquisition of knowledge for solution of problems in the professional activity; the volitional organization of personality, self-control in the process of professional activity; discipline both estimated, and reflexive; readiness for the professional activity. Concepts of readiness and general orientation to profession for the fulfillment of military responsibilities; social adaptation and self-adjustment to environment and self-regulation inside it. The correlations between indicators of cognitive-level positions and criteria estimation of readiness of young people to military training.

Текст научной работы на тему «Критерии оптимального развития познавательной позиции курсантов младших курсов в контексте готовности к выполнению военно-профессиональных обязанностей»

12. Bykov, A.V. (2011), “Indicates of game activity of student’s floorball teams”, Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V. G. Belinskogo, No. 24, pp. 582-584.

13. Bykov, A.V. (2011), “Strategy and tactics in team sports games”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82 No. 12, pp. 40-44.

14. Bykov, A.V. (2012), “Management of floorball team during match”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85 No. 3, pp. 35-40.

15. Bykov, A.V. (2012), “Referee’s ball and ways of its winning in game activity of floorball teams”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86 No. 4, pp. 15-20.

16. Bykov, A.V. (2010), Floorball. Rules of the game: textbook, Publishing Sevmash-vtuz, Severodvinsk, Russian Federation.

Контактная информация: floorball@list.ru

Статья поступила в редакцию 09.05.2012.

УДК 37:001.18

КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ

КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В КОНТЕКСТЕ ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Игорь Михайлович Вареев, полковник,

Санкт-Петербургский военный институт Внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье рассмотрены научные подходы, изучающие познавательную позицию курсантов военных институтов с точки зрения проблемы готовности молодых людей к выполнению военнопрофессиональных обязанностей. Критериями измерения познавательной позиции курсантов младших курсов стали: мотивация на овладение военной профессией, мотивационный интерес к профессии; саморегуляция; успеваемость - приобретение знаний для решения задач в профессиональной деятельности; волевая организация личности, самоконтроль себя в процессе профессиональной деятельности; дисциплинированность, как оценочная, так и рефлексивная; готовность к профессиональной деятельности. Понятия готовности и общей профориентации к выполнению военно-профессиональных обязанностей тесно связаны с проблематикой социальной адаптации, «самоприспособления» к среде и саморегуляции в ней. Представлены взаимосвязи между показателями уровня познавательной позиции и критериальной оценкой готовности молодых людей к военному обучению.

Ключевые слова: готовность молодых людей к военному обучению, формирования мотива и мотивации, уровни личностной адаптации, активная образовательная позиция курсанта.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p16-21

CRITERIA FOR OPTIMAL COGNITIVE DEVELOPMENT OF VIEWS IN THE CONTEXT OF UNDERGRADUATE CADET’S READINESS TO MILITARY

PROFESSION

Igor Mihaylovich Vareev, the colonel,

St-Petersburg Military Institute of Internal troops of Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

This article contains academic approaches and directions from the point of view of readiness of young people to the military profession. The criteria for measuring of the cognitive position of the cadets are the following: motivation to the mastery of military profession, motivational interest in the profession; self-adjustment; educational progress - acquisition of knowledge for solution of problems in the professional activity; the volitional organization of personality, self-control in the process of professional activity; discipline both estimated, and reflexive; readiness for the professional activity. Concepts of readiness

and general orientation to profession for the fulfillment of military responsibilities; social adaptation and self-adjustment to environment and self-regulation inside it. The correlations between indicators of cognitive-level positions and criteria estimation of readiness of young people to military training.

Keywords: the formation of motive and motivation, level of personal adaptation, active educational position.

Поступление в высшее военное учебное заведение - значительное событие в жизни молодого человека. Оно коренным образом меняет социальную ситуацию развития и во многом определяет перспективы становления личности будущего офицера. Это период смены ведущей деятельности и начала систематического обучения, связанный с появлением новой социальной роли - курсанта. От того, как будет принята и понята роль курсанта молодым человеком, осознана и значима цель учебной деятельности, зависит формирование отношения к процессу познания, развитие познавательной позиции. Что, в свою очередь, определяет развитие мировоззрения, интеллектуальный и личностный рост, стремление совершенствовать полученные навыки в войсках.

Проводя анализ отечественных и зарубежных научных источников по проблеме готовности молодых людей к военному обучению, нам удалось систематизировать всю сумму концепций в два подхода к проблеме.

Общепедагогический подход - рассмотрение формирования знаний, умений и навыков (ЗУН, а ныне, компетенций) у молодых людей до поступления в военное учебное заведение, развитие элементов учебной деятельности на занятиях с детьми от дошкольного возраста до целевого воспитания различных качеств у будущих курсантов в семье.

Психолого-педагогический подход - рассмотрение содержания готовности молодых людей к военному обучению, выявление предпосылки готовности к военному обучению, связь готовности к обучению с «обучаемостью», новообразования в психическом развитии молодого человека, единое психологическое новообразование.

Проводя анализ основных дидактических подходов к профессиональному образованию вообще, мы не могли не обратиться к западному, точнее американскому опыту, касающегося общих тенденций и национальной специфики модернизации содержания и методик профессионального образования на примере образовательной практики в США.

Согласно американскому методологу профессионального образования М. Миллеру, отбор содержания образования основывается на выбранном общенаучном подходе. Бихевиористская модель конструирования содержания профессионального образования делает акцент на обучение через действие, для воспроизведения успешного поведения, которое характерно для будущего «рабочего» места. Прагматическое содержание образования проверятся или оценивается через человеческий опыт [1]. Философская прагматическая школа является базисом для наиболее распространенного метода отбора содержания профессионального обучения в США - «конструирование обучающих систем». В основе модели конструирования обучающих систем, в дополнение к бихевиоризму, лежат когнитивизм и конструктивизм.

Основным в когнитивном подходе к обучению является акцент на обучаемом, а не на внешних стимулах. При конструктивистском подходе к обучению главным становится предоставление возможности обучаемым открытия ими собственного способа осознания материала. В военно-профессиональном образовании, например, это включение в содержание подготовки заданий различных вводных, требующих креативного, эвристичного мышления. На практике американская дидактика военно-профессионального образования настоятельно рекомендует использовать синтез всех трех подходов к обучению [2].

Отметим также, что характерной чертой деятельности профессиональных и общеобразовательных учреждений США является разработка собственной прикладной идеологии [3]. Подход к выбору учебных заведений и программ базируется на вышеназванных концепциях, двух миссиях профессионального образования и предоставлении рав-

ных возможностей в процессе обучения.

Также сегодня широко применяется компетентностный подход (Competency Analysis Profiles) [4]. Анализируемые профили компетентности построены на основе деления содержания образования на три группы компетентностей: профессиональные (специальные), академические (профессионально ориентированные) и так называемые «компетентности подготовки к занятости» (Employability Skills) или «компетентности выживания» (Job Survival Skills).

Однако, остается на своих позициях компаративный или системный подход. Такой подход удобен, тем, что позволяет понимать готовность молодых людей к обучению как совокупность компонентов, охватывающих основные сферы психического развития: интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую, физическую, включающую психическое и соматическое здоровье курсанта.

Исходя из совокупности вышесказанного, можно определить критерии для исследования познавательной позиции курсантов первого и второго года обучения по двум блокам - педагогическому и психологическому. Психологический критерий познавательной позиции «волевая организация личности» согласуется с педагогическим - «дисциплинированность»; критерий «саморегуляция» в психологическом блоке соотносится с педагогическим критерием «успеваемость». В условиях военного вуза, это особенно значимое замечание, т.к., успеваемость курсанта напрямую зависит от его умения управлять своим эмоциональным состоянием, поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физические и физиологические показатели.

Профессионально ориентационную направленность, таким образом, будет обеспечивать пара «мотивация» и «готовность». В этих критериях заложена потребность к получению информации и ее усвоению, необходимость практического опыта и стремление применить его в жизненной (не учебной) ситуации. В этом ключе, мотивационный фактор готовности становится не только движущим и профессионально ориентирующим, но и предопределяющим познание процесса будущей профессиональной деятельности курсанта (готовности к действию).

Состояние готовности к действию, таким образом, будет определяться соединением факторов: физическая подготовка, необходимая нейродинамическая обеспеченность действия (гомеостаз), условия готовности, обеспеченные учебной и тренировочной нагрузкой. Если говорить о проблеме готовности в призме пары «волевая организация» -«дисциплинированность», то личностной подход к готовности анализируется как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью.

Для пары «саморегуляция» - «успеваемость», можно обратиться к понятию проявления способностей личности, обоснованной методологической школой Б.Г. Ананьева, которое основано на осознанном решении индивида к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни в виде проявившихся способностей.

А.А. Деркач выводит понятия готовности как целостное проявление свойств личности, выделяя познавательный, эмоциональный, мотивационный компоненты. По его мнению, развитие готовности означает организацию системы из накопленной информации (вертикальная пара: «волевая организация» - «саморегуляция») [5].

Анализируя эту проблему, В.Д. Шадриков первичным ставил профессионализм индивида (умение себя вести - дисциплинированность и знание - ситуационного применение знаний - успеваемость) [6]. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, в своих исследованиях характеризуют готовность как целенаправленное модифицирование поведения личности, при внутреннем настрое, который будет содействовать личностной активности в этой целенаправленности. [7]

В методологически близкой к военной, спортивной педагогике, А.Ц. Пуни, в структуре готовности видит симптомокомплекс черт личности (воля, направленность

интеллектуальных процессов, направленная наблюдательность, воображение, стениче-ские эмоций, гибкое внимание, саморегуляция) [8]. Е. Гогунов, рассматривая состояние спортсмена перед выступлением, обозначал его как «мобилизационную готовность» в виде «предупредительного состояния» как проецирования будущих событий [9]. Однако, насколько спортсмены ситуативно отличаются от курсантов; в случае с познавательной позицией показателем готовности к деятельности становится высокая стабильность деятельности в модельных условиях (саморегуляция, мотивация, успеваемость, готовность). Не стоит упускать из вида немодельные условия с множеством факторов, которые могут успешно воздействовать на личность.

Таким образом, основываясь на вышесказанном, мы можем выделить критерии измерения познавательной позиции курсантов младших курсов через структуру готовности к профессиональной деятельности в виде следующих критериев:

1. Мотивация на овладение военной профессией, в педагогическом ключе звучит, как мотивационный интерес к профессии, согласного отношения к профессиональной деятельности;

2. Саморегуляция, как педагогический профессионализм в своей работе;

3. Успеваемость - приобретение знаний для решения задач в профессиональной деятельности;

4. Волевая организация личности, как волевой, самоконтроль себя в процессе профессиональной деятельности;

5. Дисциплинированность, как оценочная, так и рефлексивная;

6. Готовность к профессиональной деятельности.

Понятия готовности и общей профориентации к выполнению военнопрофессиональных обязанностей тесно связаны с проблематикой социальной адаптации, «самоприспособления» к среде и саморегуляции в ней.

«Приспосабливает ли индивид себя к миру или подчиняет мир, - пишет В.А. Петровский, - в любом случае он отстаивает себя перед миром в тех своих проявлениях, которые в нем уже были ..., образуя базис многообразных явлений активности человека ... целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом» [10].

Разделяя позицию В.Г. Леонтьева и А.Н. Жмырикова, мы рассматриваем адаптацию как определенное условие формирования направленности личности, в основе которой, как известно, лежат стержневые мотивы, ценностные ориентации и цели человека [11].

Используя различные методы наблюдения, опрос, а также набор профессионально ориентационных методик, было проведено исследование с выделением трех уровней адаптированности будущих офицеров: высокий, средний и низкий.

Испытуемые (курсанты 1-го курса) с высоким уровнем адаптации (35%) отличались конструктивным подходом к решению возникающих у них проблем учебной деятельности и проблем общения, проявлением доброжелательности, участливости, отзывчивости, низкой степенью тревожности, эмоциональной уравновешенностью, высоким уровнем мотивации в овладении знаниями, высоким уровнем волевого контроля над своим поведением.

Для испытуемых среднего уровня адаптации (54%) было характерно проявление тревожности, сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью, резкостью, а иногда грубостью в межличностных отношениях. Лица с этим уровнем адаптации так же, как и предыдущие, успешно решали возникающие у них проблемы, но вместе с тем старались уклониться от излишней нагрузки. Уровень мотивации в получении знаний у них был значительно снижен, волевой контроль над своим поведением ослаблен.

Испытуемые с низким уровнем адаптации (11%) характеризовались большим проявлением степени тревожности, эмоциональной несдержанностью, что мешало им в установлении межличностных контактов в общении, поскольку поведение этих лиц со-

провождалось немотивированно агрессивным поведением, направленным как на себя, так и на других. Мотивация на получение знаний у этих испытуемых характеризовалась неустойчивостью и срывами в отношении контроля над эмоциональной сферой.

Полученные данные говорят о том, что испытуемым с высоким уровнем адаптации присуща выраженная потребность в общении, характеризующаяся дружелюбием; плюс, хорошей защищенностью от стресс-факторов.

Существенным контрастом к данной группе по показателям выступают испытуемые с низким уровнем адаптации, которых характеризует повышенная нервозность, неумение выйти из положения, чрезмерное внимание к собственным чувствам; агрессивность, импульсивность, неуживчивость; неуверенность, пессимистическое настроение; склонность к аффективному реагированию, возбудимость, напряженность; реактивная агрессивность, эгоцентричность, недоверчивость; тревожность, скованность, следствием чего являются трудности в личных контактах, низкая регуляция своего поведения.

Что касается курсантов со средним уровнем адаптации, то у них также преобладающей явилась направленность на поведенческую активность, но при этом и значительная часть курсантов (21%) этой группы имеет направленность на себя. И их активность, таким образом, является не столько активацией своей познавательной позиции, сколько поиском одобряемого значимыми лицами поведения.

Таким образом, при высоком, и в какой-то мере среднем уровне адаптации, у курсантов первого года обучения наиболее сильно проявляются позитивные свойства и качества личности, среди которых значительное место занимают нравственные показатели зрелости, являющиеся необходимыми в будущей профессиональной деятельности офицера - всё это указывает на высокий уровень готовности к выполнению военнопрофессиональных обязанностей, мотивацию на дальнейшее освоение профессии. И, напротив, выраженность данных качеств ослаблена у лиц с низким уровнем адаптации, что может свидетельствовать о недостаточном развитии тех качеств личности, которые необходимы будущему специалисту в области военного профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миллер, М. Психология развития. Методы исследования / М. Миллер. - СПб. : Питер, 2002. - 233 с. - (Мастера психологии).

2. Gray, K. Workforce education: The basics. Needham Heights / K. Gray, E. Herr. -MA : Allyn and Bacon, 1998. - 326 p.

3. Duenk, L. Improving vocational curriculum / L. Duenk, H. Smith. - South Holland, IL : The Goodheart-Willcox company, Inc. Publishers, 1993. - 264 p.

4. Ohio Competency Analysis Profile // Travel and tourism marketing, Columbus, OH: CETE OSU, 1992. - No. 5/92. - P. 111-112.

5. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач.

- М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2004. - 752 с. — (Серия «Психологи Отечества»).

6. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности /

В. Д. Шадриков. - М. : Наука, 1982. - 185 с.

7. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович ; Бел. гос. ун.-т. - Минск : Изд-во БГУ, 1978. - 182 с.

8. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А.Ц. Пуни.

- М. : Физкультура и спорт, 1969. - 189 с.

9. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

10. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. -М. : ТОО «Горбунок», 1992. - 224 с.

11. Леонтьев, В.Г. Влияние адаптации на эмоциональный уровень учебной группы

/ В.Г. Леонтьев, А.Н. Жмыриков // Психология учебной деятельности : тез. докл. 2-ой Всесоюзной конф. по пед. психологии. - М., 1982. - С. 46-47.

REFERENCES

1. Miller, M. (2002), Psychology of development. Methods of the study, Piter, Masters of psychology, Saint-Petersburg, Russian Federation.

2. Gray, K. and Herr, E. (1998), Workforce education: The basics. Needham Heights, Allyn and Bacon, MA.

3. Duenk, L. and Smith, H. (1993), Improving vocational curriculum, The Goodheart-Willcox company Inc. Publishers, South Holland, IL.

4. "Ohio Competency Analysis Profile" (1992), Travel and tourism marketing, No. 5. Columbus, OH: CETE OSU, pp. 111-112.

5. Derkach A. A. (2004), Akmeology’s bases of the development of the professional, Publishing House of the Moscow psycho-social institution, Voronezh, Moscow, Russian Federation.

6. Shadrikov V..D. (1982), Problems of the system-genesis of the professional activity, Science, Moscow, Russian Federation.

7. Dyachenko М. I. and Kandubovich L.A. (1978), Psychological problems of readiness for the activity, publishing house Belarus State University, Minsk, Belarus.

8. Puni A.T. (1969), Psychological preparation for the competition in the sport, F&S, Moscow, Russian Federation.

9. Gogunov, E.N. and Martyanov, B.I. (2000), Psychology of physical training and sport, publishing center Academia, Moscow, Russian federation.

10. 10. Petrovskiy, V.A. (1992), Psychology of the no adaptive activity, TOO «Gor-bunok», Moscow, Russian Federation.

11. Leontyev, V.G. and Zhmyrikov, A.N. (1982), "Influence of adaptation on the emotional level of the training group", Psychology of learning activities: Tez. Rep. 2 the 2nd allUnion Conference on educational psychology, Moscow, Russian Federation, pp. 46-47.

Контактная информация: lev.shabanov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.05.2012.

УДК 796.015

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ирина Михайловна Воротилкина, доктор педагогических наук, профессор, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (ФГБОУ ВПО

«ПГУ им. Шолом-Алейхема)», г. Биробиджан,

Ольга Вячеславовна Анохина, учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» (МОУ СОШ№10), г. Королёв, Московская область

Аннотация

Имеющиеся школьные программы по физической культуре направлены, прежде всего, на развитие физических качеств, как у юношей, так и у девушек, не учитывая, что женский организм имеет свои индивидуальные физиологические особенности, требующие специального подхода. В школьных программах так же недостаточный объем теоретических сведений, позволяющий развить культуру здоровья, повысить мотивацию к самостоятельным занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни. Это подтолкнуло нас на разработку авторской рабочей програм-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.