УДК 37.01:373 ББК 68.91.2
Семенищева Марина Геннадьевна
аспирант
кафедра социальной педагогики и психологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Semenishcheva Marina Gennadievna Post-graduate Chair of Social Pedagogy and Psychology Astrakhan State University Astrakhan
Критерии и уровни эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств Criteria and Levels of Junior Schoolchildren’s Aesthetic Education
Determined by Arts Synthesis
В данной статье раскрываются основные критерии эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств, дана оценка уровней эстетической воспитанности обучающихся.
The article is devoted to the basic criteria of junior schoolchildren’s aesthetic education determined by arts synthesis; the levels of the pupils’ aesthetic education are evaluated.
Ключевые слова: синтез искусств, эстетическая воспитанность, критерии и уровни эстетической воспитанности.
Key words: arts synthesis, aesthetic education, criteria and levels of aesthetic education.
Все функции синтеза искусств (познавательная, мотивационная, гедонистическая, социализирующая, развивающая, формирующая, толерантности, коммуникативная, креативная, эстетическая, синкретивность) определены в отношении к воспринимающей личности младшего школьника и утверждают влияние синтеза искусств на его эстетическое сознание, подсознание, эмоции, вкусы, на формирование его творческих начал.
Результатом эстетического воспитания является эстетическая воспитанность младших школьников. В педагогическом смысле под воспитанностью подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие [1].
Анализ научных трудов (Б.Т. Лихачев, Е.Н. Таллин, А.В. Тутолмин, И.И. Трубина и др.), позволил сделать заключение, что сегодня нет единого оп-
ределения эстетической воспитанности учащихся. В результате обобщения рассмотренных научных подходов, мы пришли к выводу о том, что эстетическую воспитанность младших школьников следует определять как комплексное свойство личности, представляющее собой многоуровневую развивающуюся интегративную структуру, характеризующуюся наличием и степенью сформированное™ у нее общественно значимых качеств, в обобщенной форме отражающих единство художественно-эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, эстетических сознания, идеала, потребностей, вкуса и чувства и эстетического действия. Уровень эстетического воспитания младшего школьника повышается при организации поэтапного процесса накопления его эстетического опыта, полученного на основе синтеза искусств.
Исходя из выделенных И.И. Трубиной, этапов эстетического воспитания и определения эстетической воспитанности, мы выделяем следующие критерии эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств: развитость эстетических отношений (чувства, восприятие, воображение, эмоциональное переживание); широта эстетических знаний (сознание, потребности, идеал, вкус); устойчивость проявления художественноэстетических способностей (способности и действия).
Критерий широта эстетических знаний характеризуется созданием определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений о различных видах искусств, представленных в синтезе, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Эстетические знания функционируют как на эмпирическом, так и на научном уровнях. При этом, говоря об эстетическом воспитании младшего школьника, необходимо учитывать, что они будут представлены в неразрывном единстве, комплексно, что приведет к верной, аргументированной интерпретации художественных произведений, представленных в синтезе искусств.
Этот критерий характеризуется рядом показателей: эстетическим сознанием, эстетическим вкусом, эстетическим идеалом, эстетическими потребностя-
ми. В совокупности эти показатели представляют собой глубокие разносторонние знания о том, что такое эстетика, культура и личность, сущность и функции культуры, типология культур, история культуры, эстетика поведения, быта. Это накопление элементарных эстетических знаний, начиная с создания запаса разнообразных колористических, звуковых, пластических впечатлений, способствующих появлению у учащихся эмоциональной отзывчивости. Это наличие запаса определенных конкретно - чувственных впечатлений, позволяющих сделать естественный переход от чувственно-эмоционального к абстрактнологическому способу получения информации.
Достаточность эстетических знаний это также знание содержания необходимых в повседневной жизни требований умения жить "по законам красоты", понимание их сути. Это способность соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованиями этих "законов", а также оценивать факты "эстетичного" и "неэстетичного" поведения, находить в окружающей действительности объективное подтверждение этих требований.
Следующим критерием эстетической воспитанности младших школьников выступает критерий развитости эстетических отношений, который позволяет выявить богатство и яркость эмоциональных проявлений, устойчивые эмоционально-оценочные переживания младших школьников, особенности их эстетического восприятия, эстетической оценки явлений действительности и произведений искусства с позиции эстетического идеала (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.п.). Он позволяет также выявить отношение школьников к эстетическому объекту, которое может проявляться как в ситуативном выборе эмоциональных оценок, так и в форме эмоциональнооценочного отношения к эстетическим объектам.
Показателями этого критерия являются: эстетические чувства, эстетическое восприятие, творческое воображение, эмоциональное переживание.
Этот критерий определяется отношением к искусству, культуре, эстетическим восприятием, высоким уровнем духовной эмоциональной жизни. Этот критерий характеризуется потребностью в обращении к различным видам ис-
кусства в целях понимания идеи, проблем, художественного образа, наличием разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений, потребностей систематически следить за развитием различных видов искусства, общаться с различными видами искусства, творчески применять полученные эстетические знания.
Этот критерий направлен на оценку способности творческого восприятия, усвоения и индивидуальной переработки любой поступающей эстетической информации, самостоятельного создания собственного синтеза искусств, отличающегося неординарностью, новизной, нестандартностью.
Другим критерием эстетической воспитанности младших школьников является его устойчивость проявления художественно-эстетических способностей, которая является показателем формирования эстетически активной, творческой, созидательной личности младшего школьника, умеющей выражать свое понимание искусства с помощью различных видов искусств.
Эстетическая художественная деятельность это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Он заключается, например, в формировании эстетического мотива деятельности (наряду с другими мотивами), в постановке цели создания не просто практически значимого продукта, но и эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного; в выборе эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, в получении эстетически ценного результата.
Эстетическая активность проявляется в деятельности младшего школьника, совершаемая по личной инициативе, по глубокому убеждению, а не только по тому, что это входит в круг его обязанностей.
Эстетическая активность младшего школьника проявляется также в его непримиримости к фактам бездуховности, безобразного, в его эстетическом отношении к собственному поведению: эстетический облик манер, жестов, мимики, одежды, речи. Эстетическое чувство слова - одна из важнейших предпосылок гармоничного развития личности.
Показателем вовлеченности в эстетическую деятельность является развитие эстетических способностей личности, которые превращают младшего школьника, в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".
Для оценки уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников, детерминированной синтезом искусств, нами были приняты следующие уровни: низкий, средний и высокий. При этом мы исходили из этапов эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, выделенных И.И. Турбиной: 1) пробуждение эстетических чувств личности (созерцание - ощущение - эстетическое удовольствие - радость); 2) формирование эстетического сознания (восприятие - эстетический вкус - эстетические суждения, взгляды - интересы - потребности - эстетические идеалы); 3) развитие эстетических способностей, включенность личности в эстетическую деятельность.
На низком уровне эстетической воспитанности оценка младшего школьника ограничивается словами: "нравится", "не нравится". Проявляется его нейтральное отношение к усвоению эстетических представлений и понятий, отсутствие знаний и умений эстетического характера явления произведения искусства, наличие ошибок в изложении и оценке эстетического объекта. Отсутствует способность воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. Не сформирован эстетический идеал. Младший школьник не понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства. Он мало заинтересован в приобщении к различным видам искусств, эстетическим ценностям, усваивает эстетические ценности только под давлением родителей и педагогов, не проявляет интереса к различным видам искусств и художественной деятельности. Обладает слабо развитой способностью эмоционально реагировать на эстетические объекты и явления. Слабо проявляет интерес к произведениям различного вида искусств. Младший школьник не может выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, оценить ее творческое воображение художествен-
ные способности практически не развиты, отсутствие образных ассоциаций, воображение носит пассивный воспроизводящий характер. Отсутствие внимания при восприятии художественного произведения, экскурсии, эстетической ситуации обуславливает отсутствие эмоциональности, и как следствие, нейтральное отношение к усвоению эстетических представлений и понятий. Существует недостаточное развитие эстетического восприятия, неумение выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, отсутствие образных ассоциаций. Эстетическая творческая деятельность практически отсутствует, желание участвовать в ней не проявляется. Репродуктивно- исполнительское выполнение учебных заданий.
На среднем уровне эстетической воспитанности младшего школьника, проявляется частичная сформированность эстетических представлений, понятий и умений, художественные интересы у младшего школьника проявляются ситуативно, слабо развиты эстетические вкусы, потребности. Эстетические знания ограничены, характерна адекватность восприятия эстетическому объекту, однако анализ эстетического объекта носит словесно-логический характер с низким уровнем эмоциональности и недостаточным уровнем аналитического подхода. Младший школьник не всегда способен отличить прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. В целом младший школьник имеет сформированный эстетический идеал, но не всегда понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства. Он заинтересован в усвоении эстетических ценностей различных видов искусств, однако ему требуется педагогическая помощь и руководство. Ребенок стремится к приобщению к эстетическим ценностям различных видов искусств; проявляет интерес к художественной деятельности с использованием различных видов искусств. В целом достаточно эмоционально реагирует на эстетические объекты и явления. Не всегда способен самостоятельно воспринимать произведения искусства в синтезе, чаще требуется предварительная подготовка под руководством педагога. Не всегда способен самостоятельно сформулировать свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее. Прибегает к помощи педагога или ав-
торитетных для него людей (родителей, товарищей). Слабо развиты художественные способности, наличие образных ассоциаций и эстетические оценки с опорой на учебные знания, проявляется активный, творческий характер воображения. Нестабильность внимания во время просмотра или слушания художественного произведения, экскурсии, эстетической ситуации, у младшего школьника, приводят к тому, что эстетические чувства подвержены настроению, а эмоциональность проявляется при восприятии знакомых художественных произведений. Наблюдается частичная сформированность эстетических умений, наличие образных ассоциаций и эстетические оценки с опорой на учебные знания. Эстетическая творческая деятельность носит временный характер, желание участвовать в ней возникает лишь под влиянием поощрения со стороны взрослых или сверстников. Активно-исполнительское отношение к учебным заданиям.
На высоком уровне эстетической воспитанности младшего школьника сформированы эстетические представления, понятия, эстетический взгляд на мир, целостное восприятие. Младший школьник способен дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. Верно и аргументировано интерпретирует художественные произведения, представленные в синтезе. Имеет достаточно полно и четко сформированный эстетический идеал. Умеет выражать свое понимание искусства с помощью различных видов искусств. Младший школьник заинтересован в усвоении эстетических ценностей, активно проявляет себя в художественной деятельности, стремится к созданию эстетических ценностей. Обладает потребностью в обращении к различным видам искусства в целях понимания идеи, проблем, художественного образа. Самостоятельно создает собственный синтез искусств, отличающийся неординарностью, новизной, нестандартностью. Обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, готовностью к эмоциональному эстетическому переживанию. Способен самостоятельно сформулировать и ясно выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее, доказывать и отстаи-
вать свою позицию. Младший школьник проявляет самостоятельные, оригинальные эстетические взгляды, способность переноса образных ассоциаций с известных произведений искусств на новые. Эстетические оценки младшего школьника с опорой на художественные знания различных видов искусств, воображение носит активный преображающий характер. Внимательное, сосредоточенное состояние во время просмотра, слушания художественного произведения, экскурсии. Богатство эмоционально чувственных переживаний при восприятии красоты природы, произведений искусства. Эстетическая творческая активная деятельность присутствует постоянно в различных видах художественно-эстетической деятельности младшего школьника. Развитость эстетической воспитанности, готовность ее совершенствовать. На этом уровне у младшего школьника инициатива, интерес и желание участвовать в творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), перекликаются с самостоятельным креативным выполнением учебных заданий.
Библиографический список
1. Вержибок, Г. В. Воспитанность учащихся как критерий эффективности воспитания Г. В. Вержибок Социальная педагогика и практическая психология: Мат-лы III Межд. науч.-практ. конф. «Подготовка специалистов в сфере социально-педагогической и психологической помощи: опыт, проблемы, перспективы», Минск, 10-11 апреля 2001 г. М-во образ. РБ. -Минск, 2001. - С. 242-247.
2. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985.-175 с.
3. Трубина, И. И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы / И. И. Тру-бина // Информатика и образование, 2005. - N 5.. - С. 122-123. - Библиогр.: с. 123
4. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников Глазов. гос. пед. ин-т. - Глазов, 2003. - 212 с.
Bibliography
1. 2. Likhachev, B.T. Theory of Schoolchildren’s Aesthetic Education. - M., 1985 -175 p.
2. Trubina, I.I. Education Quality Monitoring: Problems and Approaches / I. Trubina // Information Technology and Education, 2005. - N 5. - P. 122-123.
3. Tutolmin, A.V. Moral-and-Aesthetic Education of Schoolchildren. - Glazov: Glazov State Pedagogical University, 2003. - 212 p.
4. Verzhibok, G. V. Pupils’ Upbringing As a Criterion of Education Effectiveness / G.V. Verzhibok // Social Pedagogical and Practical Psychology: Mat. of Scient. and Pract. Conf. "Specialists’ Training in the Sphere of Socio-Educational and Psychological Support: Experience, Problems, Prospects", Minsk, 10-11 April, 2001, Ministry of Education. - Minsk, 2001. - P. 242-247.