Научная статья на тему 'К проблеме организации процесса развития эстетической воспитанности учащихся хореографических училищ'

К проблеме организации процесса развития эстетической воспитанности учащихся хореографических училищ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ART EDUCATION / AESTHETIC EDUCATION / ART CULTURE OF SOCIETY / HISTORY OF CULTURE / HISTORY OF AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Марина Игоревна

В статье рассматриваются актуальные аспекты воспитательного процесса по развитию эстетической воспитанности учащихся хореографических училищ. Раскрывается роль эстетического воспитания в формировании нравственного облика учащихся, педагогические условия и приемы для развития эстетической воспитанности, принципы, формы и методы воздействия на учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF ORGANIZASION OF PROCESS OF AESTHETIC EDUCATION OF BALLET SCHOOL STUDENTS

The article discusses the relevant aspects of the educational process for the development of aesthetic education of ballet school students. The role of aesthetic education in the formation of students’ moral image, pedagogical conditions and techniques for the development of aesthetic education, the principles, forms and methods of influence on students are revealed

Текст научной работы на тему «К проблеме организации процесса развития эстетической воспитанности учащихся хореографических училищ»

М.И. Петрова

(Москва)

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

TO THE PROBLEM OF ORGANIZASION OF PROCESS OF AESTHETIC EDUCATION OF BALLET SCHOOL STUDENTS

В статье рассматриваются актуальные аспекты воспитательного процесса по развитию эстетической воспитанности учащихся хореографических училищ. Раскрывается роль эстетического воспитания в формировании нравственного облика учащихся, педагогические условия и приемы для развития эстетической воспитанности, принципы, формы и методы воздействия на учащихся.

Ключевые слова: художественное образование, эстетическая воспитанность, художественная культура общества, история культуры, история эстетического воспитания.

The article discusses the relevant aspects of the educational process for the development of aesthetic education of ballet school students. The role of aesthetic education in the formation of students' moral image, pedagogical conditions and techniques for the development of aesthetic education, the principles, forms and methods of influence on students are revealed.

Key words: art education, aesthetic education, art culture of society, history of culture, history of aesthetic education.

Арсенал человеческой культуры составляют воплощенные в художественных эстетических ценностях высшие достижения творческого духа всех народов мира. Эстетические развитые чувства, ум и воля свидетельствуют о гармонии личности и обеспечивают самоуправление в любой деятельности, а в первую очередь - в сфере культуры.

На сегодняшний день современное общество переживает духовный кризис, выступающий одним из основных факторов, обуславливающих проблемы во всех сферах социальной жизни, в том числе и в системе образования, что актуализирует вопрос эстетического и нравственного воспитания молодежи [1].

В учебно-воспитательной работе любых учебных заведений эстетическому воспи-

танию учащихся отводится значительное место. Специфика современных культурных и политических проблем нашей страны обуславливает особую значимость формирования эстетической культуры молодежи в системе профессионального образования учащихся хореографических училищ.

Формирование эстетической культуры учащихся осуществляется как посредством танцевального искусства, так и путем овладения комплексом профессионально-педагогических знаний, включая и эстетические, что обеспечивается соответствующими педагогическими условиями.

Применение комплексных мероприятий по обучению, воспитанию и развитию личности учащегося называется педагогическими условиями. В.И. Андреев считает, что педагогические условия служат дости-

жению определенных дидактических целей при помощи факторов процесса обучения, целенаправленно выделенных в результате выбора и конструирования методов, элементов и форм обучения. По мнению Е.В Яковлева, это совокупность мероприятий, направленных на повышение эффективности педагогического процесса; педагогические условия всегда выступают внешним фактором по отношению к предмету. Учитывая данные определения и специфику педагогического процесса в хореографическом училище, педагогическими условиями для развития эстетической воспитанности можно назвать совокупность внешних и внутренних факторов образовательного процесса, в результате действия которых происходит профессиональное воспитание учащегося, необходимым компонентом которого выступает эстетическое воспитание [3].

Изучение работ ученых, утверждающих ключевую роль искусства в эстетическом воспитании (Д.Б Кабалевский, К.В. Тарасова и пр.), и ведущих педагогов (А.Я Ваганова., Р.В Захаров. и пр.) позволяет сделать вывод, что можно существенно повысить эффективность эстетического воспитания учащихся хореографических училищ при использовании комплексности, последовательности, активных форм обучения, ди-дактико-технической оснащенности и других педагогических условий. При этом под «комплексностью» понимается обучение, при котором в ходе изучения систем танца с учащимися параллельно проводятся беседы по физиологии и эстетике, что позволяет одновременно осуществлять образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Поскольку хореография и понятие «эстетическая воспитанность» неразрывно связаны, эффективность эстетических бесед повышается с использованием в ходе занятий мультимедийных средств, демонстрация презентаций, видеоматериалов с живописными и архитектурными произведениями искусства, постановками выдающихся хореографов и пр. Параллельно происходит психологическое сближение молодежи и педагога, что впоследствии позволяет так-

тично направлять учащихся к правильным рассуждениям. Важен и личный пример преподавателя, который для отображения наиболее значимых сторон эстетической деятельности может при помощи собственной пластики демонстрировать различные эстетические категории: безобразное и прекрасное, комическое и трагическое. Это способствует не только приобретению учащимися профессиональных навыков, но и оценке действительности, формированию высокой нравственности, что чрезвычайно актуально, учитывая современные социальные тенденции [9].

Красота служит средством для развития чуткого мировосприятия. Создавая собственным искусством красоту, человек подходит к окружающей действительности с особой стороны, не связанной с выгодой, но обеспечивающей повышение уровня развития личности. Красота является центральной категорией эстетики, а эстетическую культуру в общепринятом смысле понимают как способность понимать и ценить прекрасное, движущую силу для творчества и самоутверждения. Г. Гадамер считает, что перед лицом прекрасного в природе и искусстве оживает «целокупность» и «вольная игра духовных сил» [2].

Оценивая эволюционное значение эстетической культуры для человека, можно определить ее в качестве особого уровня всеохватывающего отношения к миру, обусловленного ценностноориентированной способностью личности при помощи развитой чувственности постигать порядок и гармонию действительности, формировать ее целостный образ. Также можно охарактеризовать эстетическую культуру как высокий уровень развития эстетического сознания, отражающего мировосприятие совокупности особых психологических характеристик и их проявлений.

Под эстетическим воспитанием понимается целенаправленное формирование творческой личности, способной к восприятию, чувствованию, оценке прекрасного и созданию художественных ценностей. Развитие эстетической культуры учащихся хореографического училища способствует

проявлению задатков и развитию талантов в дальнейшей профессиональной деятельности [5].

Синкретичность хореографии способствует развитию двигательных и музыкальных профессиональных навыков, а также актуальному сегодня сохранению и укреплению здоровья, благоприятно воздействует на развитие внутренней и внешней красоты, прививают основы этикета, нравственной культуры, приличных манер поведения. То есть хореография сама по себе является мощнейшим средством эстетического воспитания, имеющим огромные возможности для полноценного совершенствования личности [9].

Б.М. Неменский разработал педагогическую систему эстетического воспитания молодежи, не противопоставляющую логический интеллект и продуктивное воображение. Он рассматривал их как равноправные духовные феноменологии, считая, что развитое эстетическое чувство обуславливает бескорыстное, свободное и личное эстетическое наслаждение от явлений истины и общей пользы [6].

По мере расширения кругозора учащегося развиваются и его эстетические чувства. Молодежь способна не только воспринять и оценить по содержанию и форме все проявления прекрасного, понять и адекватно воспринять специфику различных произведений искусства, но и заметить и оценить эстетику в поведении и поступках окружающих людей. Поэтому, развивая эстетические чувства учащихся, преподаватель должен в первую очередь быть эстетичным в собственном поведении, что проявляется в вежливости, культуре речи, правдивости, дисциплинированности и собственном достоинстве. Практическому осуществлению эстетики занятий и внешней выразительности способствует тонкая индивидуальная форма общения с учащимися [7].

Если рассматривать более подробно составляющие части такого понятия, как «эстетическое воспитание», можно заметить, что большая часть исследователей этого вопроса выделяет эстетическое восприятие, эстетическую оценку, эстетический вкус и

эстетический идеал. В работах Д.Б. Лихачева выделены эстетическое суждение, эстетическое чувство и эстетическая потребность [4]. Также упоминается такая категория, как эстетическое переживание.

Эстетическое восприятие выступает одним из важнейших элементов эстетического сознания. Согласно трактовке Д.Б Лихачева, эстетическое восприятие является способностью личности выделять в искусстве и окружающей действительности пробуждающие эстетические чувства процессы, свойства и качества. Общение личности с искусством и поиск красоты в окружающей действительности начинаются именно с эстетического восприятия, от полноты и глубины которого зависит формирование и развитие художественно-эстетических вкусов и идеалов, а также все испытанные личностью эстетические переживания.

Только восприятие дает возможность полноценно освоить эстетические явления в их форме, с их содержанием, что обуславливает необходимость развития у учащихся хореографических училищ, кроме основных профессиональных навыков, способности тонко различать формы и цвета, выносить оценку композициям, работать над развитием музыкального слуха, звуковых оттенков и других особенностей эмоционально-чувственной сферы.

Развитая культура восприятия закладывает мощный фундамент для художественно-эстетического отношения к окружающей действительности. Глубоко воспринятые личностью учащегося хореографического училища (как в искусстве, так и действительности) эстетические явления стимулируют появление выраженного эмоционального отклика, который, согласно Д.Б. Лихачеву, выступает базой для развития художественно-эстетического чувства. Эстетическое чувство, в свою очередь, является социально-обусловленным субъективным эмоциональным переживанием, возникающим в результате оценочного отношения личности к эстетическому предмету или явлению.

Наблюдаемые эстетические явления в зависимости от своей яркости и содержания

вызывают у нас различные чувства, позитивные либо негативные: духовное наслаждение, возвышенные переживания, смех или ужас, отвращение, возмущение и т.п. Таким образом, при неоднократном переживании указанных эмоций в человеке формируется эстетическая потребность, которую можно охарактеризовать как устойчивую потребность в потреблении вызывающих глубокие переживания художественно-эстетических ценностей [4].

Эстетический вкус является следующей категорией художественно-эстетического воспитания. Это сложное социально-психологическое образование, которое, по Ю.Б. Борееву, можно определить в качестве относительно устойчивого свойства личности, с закрепленными нормами и предпочтениями, выступающими личными критериями для эстетической оценки явлений или предметов. Б.М Неменский считает, что эстетический вкус обуславливает потребность в общении с «подлинным искусством» и развивает «невосприимчивость к художественным суррогатам». Е.О. Гусев дает более емкое определение, согласно которому эстетическим вкусом называется способность без особого анализа, по впечатлению, чувствовать подлинно прекрасное, умение отличать подлинные эстетические достоинства искусства, явлений природы и общественной жизни [4].

Формирование эстетического вкуса личности происходит на протяжении многих лет, начинаясь в детском возрасте и не оканчиваясь даже в периоде становления личности.

Что касается учащихся хореографических училищ, основной контингент которых составляет молодежь, то полученая в процессе профессионального обучения эстетическая информация служит базой для будущего вкуса артиста балета. Учащиеся систематически пополняют собственные знания различными явлениями искусства, а педагогу обычно не составляет особого труда акцентировать их внимание на эстетической стороне различных явлений искусства и социума. Таким образом, у учащихся хореографических училищ формируются и

развиваются представления, характеризующие личные предпочтения будущего артиста балета как носителя культуры.

Можно выделить такие факторы, способствующие воспитанию эстетической культуры учащихся: освоение общепринятых принципов поведения и норм нравственности; развитие моральной ориентации; развитие нравственно-эстетических убеждений и норм; организация привлекательной и рациональной жизни учащихся; развитые навыки общения, техники и такта педагогов.

Эстетическое воспитание личности проводится в соответствии с рядом принципов, по поводу которых нет однозначного мнения у авторов, изучающих сложный и многогранный процесс формирования эстетической культуры современной молодежи.

Изучив эти подходы, можно выделить следующие принципы эстетического воспитания учащихся хореографических училищ [10]:

- системности, по которому эстетическая культура формируется как составная часть общей базовой культуры личности будущего артиста балета. Принцип системности должен охватывать весь учебный процесс хореографического училища: учебные занятия, внеаудиторное время; все содержание проводимой учебной и воспитательной работы; общение и досуг учащихся и т.п.;

- этапности - в развитииэстетической культуры соблюдаются определенные этапы: когнитивный, мотивационно-ценност-ный и творческий. На каждом этапе решаются определенные задачи: происходит эстетическое просвещение (формируются знания, представления); эстетическая мотивация (формирование интересов); художественно-эстетическое творчество учащегося хореографического училища (появление эстетической активности);

- эмоциональной насыщенности: эмоциональность в эстетическом восприятии выступает важнейшим и наиболее существенным компонентом. Учет специфики эмоциональной сферы личности, постоянное ее «базовое использование» облегчают освоение учащимся социального опыта.

Прочувствованные нравственные нормы и жизненные ценности становятся собственными нормами и ценностями развивающейся личности учащегося;

- дифференцированного подхода с учетом личностных особенностей. Этот принцип состоит в том, что при организации процесса воспитания эстетической культуры учащихся хореографических училищ необходимо учитывать уровень развития молодежи, ее эстетический опыт и сформированные представления. При этом задача педагога - достижение понимания все боле сложных явлений и форм прекрасного, при учете возрастной психологической специфики учащегося;

- творческой направленности (креативности). В хореографическом училище развитие творческой личности фактически является сердцевиной учебно-воспитательного процесса. К данному принципу относится передача творческого опыта и эмоционально-ценностное отношение к явлениям искусства и общества. Педагогический процесс при этом должен быть пропитан художественностью: формы подачи и содержание учебного материала, манера работы педагога и т.д.;

- партнерства и сотрудничества педагога и учащегося. Согласно этому принципу возможности каждого учащегося занять активную позицию возрастают. Принцип эффективности внедряется в небольших академических группах за счет интенсивности общения и знания педагогом специфики личности учащегося.

Опираясь на органически взаимосвязанные и взаимообусловленные принципы эстетического воспитания, педагог хореографического училища может грамотно управлять эстетическим воспитанием учащихся как во время учебного процесса, так и во внеаудиторной работе [10].

Для эффективности эстетического воспитательного воздействия применяются следующие педагогические приемы: формирование в аудитории эмоционально-эстетической атмосферы (при учете специфик учебных предметов); активизация учащихся методом анализа единства содержания и

формы произведения искусства; общение с прекрасным во внеурочное время и выделение произведения искусства, как самодостаточной духовной ценности.

С целью повышения результативности работы педагогической системы в этом направлении необходимо внедрять эстетический аспект во все учебно-воспитательные формы деятельности и методы работы с учащимися, вести активную профессионально-эстетическую деятельность, контролировать и учитывать результаты педагогической работы по развитию эстетической воспитанности [8].

Учитывая специфику развития эстетической воспитанности учащихся хореографических училищ, обусловленную их миссией последовательного, взаимообусловленного формирования эстетической культуры социума и популяризации искусства, следует сказать, что представитель этой творческой профессии должен не просто «нести культуру в массы», но и знать научные тонкости творческих процессов, свободно ориентироваться в мировом искусстве, владеть психологией и навыками управления творческой деятельностью, быть компетентным в целом ряде вопросов, включающих этические и социальные нормы. Это обуславливает актуальность целенаправленного воспитания эстетической культуры и значимости соблюдения принципов эстетического воспитания педагогами, комплексного формирования всех составляющих культуры, развивающих представления об эстетике танцевального искусства.

Литература

1. Аронов Д.В. Эстетическое воспитание в системе высшего образования России как средство оптимизации кросскультурного академического взаимодействия преподавателей и студентов в ходе болонского процесса // Образование и общество. - 2013. - № 79. - С. 28-30.

2. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 99-115.

3. Ефремова Н.В., Гененко О.Н. Специфика педагогической технологии подготовки специалиста культуры и искусств // Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки. - 2012. - № 6. - С. 121-127.

4. Кондрашева Ю. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: матер. IV междунар. науч. конф. . -Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 52-54.

5. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. - М., 2000. - С. 116.

6. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2010. - С. 28.

7. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе, - М., 1998. - С. 14.

8. Сергиенко В.В. Педагогические условия эффективности осуществления эстетического воспитания средствами хореографии обучающихся в учреждениях дополнительного образования спортивного профиля // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 1. - С. 9-11.

9. Харьковская Е.В. Роль эстетического воспитания студентов в образовательно-воспитательном пространстве вуза // Наука. Искусство. Культура. - 2014. - № 4. - С. 29-31.

10. Черникова Н.В. Формирование эстетической культуры: метод. рек. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2010. - С. 12-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.